Горы мира > Памиро-Алай >

Автор: Максим Кривошеев, г. Иркутск
Фото: Максим Кривошеев, Денис Веретенин, Андрей Кустов

Каравшинские стены

Домбай-Ульген Западный (4036 м), 6Б, п/п. Интервью с капитаном команды иркутян Максимом Кривошеевым

Иркутские и красноярские участники
Группа иркутских и ангарских альпинистов (Максим Кривошеев, Денис Веретенин, Андрей Кустов) в августе 2005 года совершила восхождение на вершину Асан-Усен (маршрут Погорелова 6А) и попыталась пройти маршрут Воронина 6Б на пик 4810.

Мы находились в ущелье Каравшин (Памир) вместе с красноярцами. Они лезли два дня маршрут Альперина 5Б. Наша команда для разминки сходила вершину Асан-Усен (4230 м) по маршруту Погорелова 6А: три дня вверх и день вниз (18 дюльферов). Вместе с окончанием восхождения закончилась и хорошая погода. Далее начались ежедневные послеобеденные дожди.

П. 4810: пришла зима
Гора Асан-Усен по крутизне весьма внушительная, может быть поэтому порода достаточно светлая – на нее не падают дождевые капли. На вершине встретились с красноярцами (Хвост и Юрик) и дюльферяли уже вместе.

Заходы от кишлака Ворух до базового лагеря долгие – 50 км. Стены ущелья Каравшин монолитные, перепад высот от 500 до 1200 метров при большой крутизне.

Маршрут 6А на вершину Купол в наших Саянах (ущелье Барун-Хандагай) кажется "пятеркой" по сравнению со здешними стенами. Совершенно другие масштабы. Например, на Асан, пять отрицательных веревок (весь маршрут 25 веревок по 50 м).

После Асана три дня отдохнули и вместе с красноярцами выдвинулись под пик 4810. День обработки и затем отрыв. До двух часов дня солнца нет (стена северо-западная), а с трех часов начинается дождь-снег. И так каждый день.

80% процентов маршрута проходится лазанием, но страшно!... Точки страховки, в лучшем случае, случаются через 5 метров. Найдешь какую-нибудь глухую щель, забьешь туда якорный крюк и снова вверх. Андрюха лез одну веревку и на 30 метрах поставил всего три точки страховки.

Сто карнизов
В конце он забил шлямбур, полез снова дальше, пролез метра три, залез в какую-то жопу и в конце концов сорвался.

По ощущениям маршрут на 4810 получил название "100 карнизов", потому что 10 веревок из 16-ти пройденных прошли по карнизам. Мы прошли 2/3 маршрута: день обработки, день пережидания снега в платформе, 4 дня лазания и день спуска дюльфером – всего 7 дней. Нам помешала только погода.

Жёлтая стена
Маршрут очень реальный, хотя и не хватало четвертого человека в команде для двух связок-двоек и, соответственно, скорости передвижения команды с грузом.

Красноярцы сходили 600-метровую Желтую стену, с которой в 2000 году моджахеды "сняли" американских альпинистов (зашли под стену и начали обстрел команды).

Снаряжение до сих пор висит на стене: остатки платформы, простреленные кастрюли, молотки и т.д.

В целом, район очень понравился, маршрут впечатлил и мы обязательно туда вернемся.

Бывшая погранзастава

Высшая точка района: пик Пирамидальный

Гора 1000-летие Руси

Вершины 4810 и 1000-летие Руси с северо-востока

Вершина Асан-Усен (4230 м)

Асан-Усен: маршрут Погорелова (6А)

Чемодан без ручки

Первая ночевка

Шпагатная скалолазная техника

13-я верёвка

На вершине Асана на фоне стены пика 4810

18 дюльферов на фоне стены горы 1000-летие Руси

Пик 4810

Пройденная часть маршрута Воронина (6Б)

Андрюха с косметичкой

Денис Веретенин (Волосатый)

На фоне фантома пика 4810

В. Асан-Усен: последствия ночного дождя

Шпик и водочка – друзья альпиниста

Дорога домой

Река Каравшин

Угадайте, кто из них бедный?