Автор: Алексей Школьный. Краснодар

Заметки о противоречивых увлечениях

Вокруг Оштена

Несмотря на дневные температуры выше 30, ощущается приближение осени. Ночи стали прохладными, на полях убрали урожай, выжженная солнцем трава уже не радует глаз, и наконец-то подули ветра - верный спутник приближающейся осени. Конфликт увлечений стал сильнее. На лиманах скапливаются птицы, дует ветер, горы зовут к себе - выбирать становится все сложней.

На прошлых выходных выбор пал на горы. В компании друзей из клуба Радио Чегет мы отправились в горы чтобы посетить одну из вершин Фишт-Оштеновского горного узла, расположенного на территории Кавказского биосферного заповедника - гору Оштен. Старт намечался из Инструкторской щели, далее нитка маршрута должна была проходить к озеру Псенодах, потом через Фишт-Оштенский перевал к приюту "Фишт", на котором должна была быть ночевка. В этот же день, в зависимости от погоды и времени прохождения маршрута, планировался подьем желающих на вершину горы Оштен. На второй день, через Армянский и Гузерипльский перевал мы должны были вернуться в Инструкторскую щель.

По факту, маршрут был изменен. Выехав из Краснодара на двух машинах в Гузерипль, мы прибыли на место уже за полночь. Пока получили "билеты" в заповедник и убедились что легковым автомобилям не взобраться со сьехавшего немного вниз участка асфальтированной дороги чтобы попасть к Инструкторской щели, мы были вынуждены вернуться на Партизанскую поляну для ночевки. Спасибо большое прибывшему чуть позже нас Паше, который утром в два подхода доставил всю нашу группу вверх к Инструкторской щели на своем Mitsubishi IO. Мы и так проспали, а терять время на дорогу по асфальту совсем не хотелось.

В итоге, трек нашего похода вот такой:

Первый день у нас получился "суперматрасным" - мало того, что мы проспали и вышли поздно, мы поднялись к ледниковому цирку Оштена и поставили лагерь там. В итоге, после обеда мы уже плотно покушали и завалились спать. Пока было солнце, было очень хорошо, жарко, но когда заходили облака, становилось очень некомфортно - перепад температуры очень значительный! Ночью дже, когда мы ложились спать, было +8, а утром наветренные стороны палаток были обледенелыми. Днем опять жарко. Погодка очень контрастная!

Вот, кстати, рассвет, было очень красиво:

Заходящие со стороны Фишта облака пытаются проникнуть в цирк:

На второй день, после завтрака, нам предстояло подняться на вершину Оштена, по крутому склону потом спуститься вниз к Фишт-Оштенскому перевалу и через приют Фишт вернуться обратно. На вершину забежали быстро, вид очень интересный! Класс!

Ледниковый цирк сверху:

Фото на память (я и Миша zt):

Надя созерцает открывшиеся красоты:

А потом был спуск. Очень интересный спуск. Для меня, человека который был в походе в горах второй раз, было очень интересно. Наде в первый раз еще интереснее. По травянистому склону идти было нормально. А вот сыпуха... Об этом очень хорошо написала одноклубница Лариса в отчете о прошлогоднем посещении Оштена:

"Я, остановившись на твердом каменистом участке, чтобы вытряхнуть из ботинок мелкие камешки, вдруг поняла, что НИКОГДА не смогу заставить себя шагнуть на эту шевелящуюся неустойчивую поверхность. Холодная волна паники медленно поползла по спине, перехватив дыхание, и уже начала заволакивать разум, когда Сашин резкий оклик вывел меня из оцепенения. Если бы не он, я наверно до сих пор там стояла. Я никогда не смогу описать те чувства, которые владели мной, когда я, сцепив зубы сделала первый шаг. Не смогу описать по той причине, что их просто не было – я выключила свой страх вместе со всеми эмоциями, чувствами и мыслями."

У меня ощущения были не столь острыми, но Надя описывала все примерно так же :) В общем, когда вся группа была уже внизу, мы с Надей прошли наверное только половину пути. Уже потом настроение поднялось и улыбки не уходили с наших лиц, но тогда улыбаться не хотелось совсем :)

Начало спуска (на фоне Пшеха-су):

Где то в середине спуска глыбы известняка, за которые сложно ухватиться руками - они просто начинают рассыпаться (на заднем плане гора Фишт с ледником) :

После преодоления склона, мы попали на Фишт-Оштенский перевал. Миша по рации сообщил что они ушли к приюту, так что часть пути мы шли вдвоем.

После обеда на приюте Фишт, всей группой мы двинулись в направлении Армянского перевала. Подьем совсем простой, следом за ним Гузерипльский перевал, тоже несложно. На небе были облака, уже вечерело, поэтому шли быстрым темпом. По идее, вернуться к Инструкторской щели мы должны были уже ночью, но Миша рассмотрел на карте навигатора тропу, которая давала нам возможность срезать путь минимум на 1,5-2 часа. Пошли по ней. Большой плюс что не пришлось подниматься вверх, но минус - шли по лесу. Я не знаю как кому, но мне в лесу не очень, по альпике гораздо интереснее. Но выбирать не приходилось, надо было торопиться. В итоге, фонари доставать даже не пришлось, на асфальт мы вышли засветло. Еще 6-7 км по асфальтированной дороге вниз к Партизанской поляне (ту часть пути которую Паша нам сократил на внедорожнике) и мы уже возле машин. Поход закончился.

Читайте и другие статьи Алексея:

Турпоход по Западному Кавказу. "Тхач - Агиге- мал.Бамбак"