Горы мира > Хибины >

Автор: Денис Гриненко, Санкт-Петербург

Хибины 2010 (продолжение)

Пока шёл настроение стало превосходным. Разговаривал сам с собой. Всякие странные мысли лезли в голову, причём большинство не имело никакого отношения к горам. Например, именно в там я решил что мне очень необходимо разобрать балкон от всякого хлама сразу по приезду домой.

Через какое-то время я дошел до чудесного озера, на котором нам пришлось стоять несколько дней в прошлом году. Все что я видел по дороге напоминало мне наше прошлогоднее приключение. Ничего почти не изменилось. Везде были только приятные воспоминания.

Погода к тому времени совсем улучшилась. Небо стало ясным. Я устроил передышку у ручья Ферсмана.

По дороге я встретил небольшой лагерь, куда меня пригласили поздороваться и выпить чая заодно. Ребята оказались из Мончегорска. Позже,когда я решил подниматься на перевал Ферсмана, мы ещё с ними встретились, и вместе продолжили подъём. Путь к перевалу для меня оказался очень трудоёмким. Может сказывалось хождение с 5 утра, а может быть тяжёлый рюкзак за спиной, в котором были все мои вещи в отличии от моих спутников,поднимавшихся на легке. Правда их руководитель еще тащил с собой горные лыжи, что бы скатиться по огромному снежнику с вершины Юдычвумчорра почти до истока ручья Ферсмана. На перевале нас ожидал сильный ветер и пасмурное небо. Часть группы пошла на гору Парус, часть спускалась вниз. Здесь наши пути с ними расходились.

От спуска с перевала на другую сторону мне пришлось отказаться. Хоть и у меня было 40 метров верёвки, а также петли и кольца для её сдёргивания,спуск не внушал доверия из-за сильного ветра и очень мокрых камней. Так же меня все еще манило попасть к истоку ручья Петрелиуса, и недолго подумав я начал траверс под перевал Орлиный, который как раз соединял эти два ручья. Перевал Орлиный(он же Снежный), второй и последний после пер.Буревестника, который имел летнюю категорию 2А. В большинстве описаний именно так его оценивают, и лишь только в одном списке он числится как 1А(и Буревестник тоже). Седловина находится на высоте 1100м между горой Ферсмана и Юдычвумчорром. Подъём по снежнику кажется безобидным и простым, но по факту это крутой склон от 40 до 50 градусов, с плотным снегом и местами выхода льда. Путь к седловине для меня был убийственно тяжёлым из-за рюкзака и накопившийся за день усталости. Последние шаги делал по счету. То есть делаю 10 шагов и 10 секунд отдыхаю. На верху я уже так устал, что прошел мимо вершинного тура, косо бросив на него взгляд, даже не остановившись. Спуск тоже очень порадовал. Зимой, видимо из-за западного ветра тут надувает неплохой карниз, и к лету только лишь сглаживается, образуя склон крутизной до 60 градусов на первых 30-50 метрах снежника. Весь снежник длинной около 300-400 метров лежит в глубокой трещине, и тянется вниз постепенно выполаживаясь до примерно 30 градусов. Иногда на снежниках встречаются участки льда. Их хорошо заметно по тёмным вкраплениям среди чистого снега.

Сначала я начал спуск вдоль правой стенки, пройдя таким образом самый крутой участок, вышел на снег. По снежнику осторожно спускался до самого низа, проезжая на ногах самые некрутые участки. Спуск к озеру-истоку ручья Петрелиуса, это еще полтора часа пробивания через каменные завалы от конца снежника до берегов озера. Все это время шёл дождь и дул сильный ветер. Мне ничего не оставалось, как продолжить путь вдоль ручья в сторону лесной зоны.

Ближе к ночи я дошёл по знакомой тропе до скважины, возле которой в прошлый раз мы встретили группу,и у которых тогда и остались на ночь. В этот раз я решил не искать новых мест, а тоже встать на ночёвку именно там. Приготовил быстренько ужин и вырубился мёртвым сном. 18 часов на ногах. 31 км по карте. 2 перевала.

Утром проснулся рано. Солнце палило во всю. Погода стояла отличная!

Я позавтракал, высушил отсыревшие вещи, и стал медленно собираться. План дальнейших действий пришел сам собой. Я решил все же продолжить движение в сторону озера Гольцовое через базу КСС. Через пару часов я не спеша двинулся в путь.

По дороге не удержался, и подчинился соблазну заглянуть по направлению таблички "Очень красивый водопад". Мало того что пилить к нему это вам не за угол заглянуть, так в конце дороги стоит еще одна табличка на тропу с указанием "Красивый водопад 800м->". Если бы еще внизу был километраж указан, то наверное бы раз в 5 меньше было желающих туда сворачивать. По крайней мере я наверное пошел бы без рюкзака. Но водопад того стоит конечно. Это огромный водопад! Сверху он начинается невысокими каскадами и в самом низу весь поток срывается с огромного широкого обрыва. Шум его слышно во всей округе. Делаю снимки этой красоты сверху и возвращаюсь назад к основной дороге.

По пути на базу попадается встречный транспорт. Сегодня воскресенье и все кто там отдыхал возвращаются назад в город. Делаю привал на бывшей геологической базе. Хотя если бы у меня на карте не было соответствующей надписи и обозначений строений, я бы даже ее и не заметил. От базы остался лишь большой фундамент странной формы и скважина, бьющая свежей прохладной водой во все стороны.

Вечером дошел до КСС. Поинтересовался сколько стоит проживание там, и купившись на низкую цену решил остаться там на пару дней.