Люди и горы > Интервью >

Материал подготовила: Анна Пиунова, Mountain.RU

Павел Шабалин, Ильяс Тухватуллин.
Первое прохождение в двойке в альпийском стиле
по центру Северной стены Хан Тенгри

ЧАСТЬ II (Часть I здесь)

MR: График восхождения

П.Ш.: Мы хотели выйти ещё 15-го числа. Дождались в столовой двенадцати часов ночи. Вышли. И не смогли найти своей палатки. Полностью сел туман, непогода. Сидели, каждый день пытались выйти, и вышли только 20-го числа. Первые три дня погода с утра была нормальная, а потом началось: с утра нормально, к вечеру – задница. Самое главное, во время всего восхождения мы использовали только две площадки, которые были сделаны до нас. Другие, которые мы находили, либо были не на месте, либо в опасном месте, либо не вовремя. Поэтому из восьми ночёвок четыре получились сидячими. Лезешь до упора, потом садишься, не снимая ботинок, потом сидишь, пододев палатку. Палатка (редфоксовская «Соло») обалденно себя показала. Весит всего два килограмма. И не порвалась во всех этих экстремальных условиях, выжила, хотя и ветра были, и сами сидели – кошками тыкали.

MR: Состояние маршрута

П.Ш.: Снега очень много. Снег рыхлый. Всё время приходилось расчищать, все девять дней, не выпуская тяпок из рук ни разу, разгребаешь перед носом и лезешь. Достаточно круто. На снег выходишь – пытаешься обратно на скалу выскочить. Потому что снега по пояс, гребёшь, а он не слежавшийся… Очень тяжело.

20-го августа в четыре утра мы вышли, 28-го мы поставили палатку на куполе, 29-го рано утром вышли и через полтора-два часа прошли мимо треноги.
А у нас ещё была заброска в камнях с позапрошлого года, мы делали её с «классики».

MR: Нашли?

Нет, в этом-то всё и дело. Там был большой газовый баллон, жратва, углеводы. Ничего из этого не нашлось.

Поэтому быстро проскочили и по «классике» пошли вниз. Мы последние спускались, больше никого не было. Нашли море разной жратвы. Пустые газовые баллоны. И ни одного хотя бы на половину заполненного. Воду Ильяс топил на свечке, потом, как в шейкере, трясёшь этот снег, посыпаешь какой-нибудь ерундой типа сахарного песка. И так двое суток. Без воды, без газа, без ничего.

И, спустившись на перемычку днём, мы поставили палатку, сели. А как шли к перемычке… По ровному вроде, а делаешь двадцать шагов - и падаешь. Следующие двадцать шагов – и опять падаешь.
Залезли в эту палатку, ветруган дует, говорю: «Давай, не раздеваемся, ждём, как только стихнет, в ночь так в ночь, начинаем выходить на Чапаева и спускаться».
До ночи сидели, не снимая ботинок, в системах, ближе к ночи выдернули спальник, накрылись. Утром просыпаемся и снова сидим, снова одетые. Трое суток ботинки не снимали, в постоянной готовности идти. И всё время – непогода.

MR: Обморожения…

П.Ш.: Руки я увидел уже на куполе. До купола было всё ничего. На куполе чувствую – да что ж такое-то? Просто организм был уже истощён. Холодно постоянно. Всё время что-то делал – руками отмахивал, но раз - и вдруг – они уже все чёрные. Ещё утром я сидел - было нормально, через полтора часа лазания на диком ветрогане – всё.
Первым лезешь, руки всегда подняты. Одно дело второму проскочить – пятнадцать минут на верёвку, потом снова сидеть страховать, другое дело первому, - полчаса, два, два с половиной. Кто знает, сколько одна верёвка займёт. Висишь и висишь на руках. Просто наслоилось одно на другое: погода, холод, время года…

MR: Связь

П.Ш.: Мы специально не брали ни связь, ни часы с собой… Так и ходим.

Слава Богу, что нас дождалась внизу Ленка Калашникова (Азия-Трэвел). Спасибо им, что они нас дождались, не эвакуировали лагерь.

Когда мы спустились, они по рации вызвали вертолёт, и нас оттуда забрали. Потому что иначе пришлось бы пешком возвращаться. Спасибо им огромное.

MR: Снаряжение

П.Ш.: Вес рюкзака на выходе примерно килограмм 16-17. Железо, верёвка, два коврика, спальник, пуховка.

MR: Железо

П.Ш.: Шесть буров (четыре длинных, два коротких), штук двенадцать классических крючьев, начиная от блэйда до бонгов, твердосплавные и мягкосплавные, кэмповские. 12 якорных крючков, спустили половину. Два комплекта закладок, комплект френдов. Семь оттяжек, две из них разрывных. Петли. Карабины (немного). Тоже полная минимизация.

Короткая верёвка, намеренно, чтобы не пришлось с собой по 10-12 оттяжек тащить и кучу всякого барахла.

MR: Питание

П.Ш.: Две банки красной икры, пюре, «горячие кружки», каши «Быстров», сухарики типа «Клинских», пару палочек колбасы сырокопчёной

MR: Аптека

П.Ш: Не было ничего от обморожения. Не рассчитывали…Минимум: адреналин, мезатон, преднизолон, зелёнчатый карандаш.
Так вот Ильяс, негодяй, что делал, когда преднизолон колол? Брал и расписывался мне на заднице :)

Спонсоры восхождения: Red Fox и Camp.