Автор: Егор Неробеев, Саратов

«Поляна колдунов» - новый боулдеринговый район, первые маршруты

Ссылки по теме:

Рачейские Альпы - новые маршруты

Рачейские Альпы - новый район в Поволжье

Узнал об этом месте, как уже говорил в блоке про «Рачейку», где-то год назад. Потом начал активно вести виртуальный поиск информации и фотографий с этих мест. Поспрашивал немного об этом месте у ребят из Самары и Тольятти. Из их слов:
«Да, есть там какие-то камни, но они небольшие, и мы туда ни разу не ездили…»

Меня это тоже поначалу смутило, тем более что здесь в 100 км находятся горы «Жигули». Но потом, когда насобирал достаточно информации, меня пронзил восторг, так как камни там действительно есть и, причём, внушительных размеров. Осталось только собраться, съездить и воочию убедиться в этом.

В прошлом 2009 году уже было собрался с ребятами из Москвы в Рачейку, но тут вмешались внешние факторы - защита диплома. Потом начались летние походы, поездка на Кольский полуостров, работа… - параллельно с этим ездили на скалы Уши, чистили новые маршруты.
Поэтому решил отложить эту поездку про запас в «карман» и, как выяснилось – зря!

В общем, сейчас можно уже сказать, что место действительно заслуживает внимания, так как наша Саратовская и близлежащие области нас не особо балуют скальными массивами и камнями.

В итоге, было найдено 3 места скопления камней:
2 места расположено рядом друг с другом в 1-2 км и носят название «Рачейские скалы» (расположены возле с.Смолькино Сызранского района)
3-е скопление камней находится в 20 км -по прямой или 70-80 км по асфальту. Это место расположено возле п.Передовой (Сызранский район) и носит название «Поляна колдунов», а самый большой здесь камень-останец называют – «Чёртов палец».

«Лес у п.Передовой»

Утром 22 мая мы приехали в п.Передовой.
До посёлка от Ульяновской трассы идёт хороший асфальт (5 км). Спросить дорогу к «Поляне колдунов» или «Чёртову пальцу» можно у любого местного жителя.
Мы воспользовались подсказкой местного гида, чтобы не терять лишнее время на поиски.
Доехать вплотную до камней можно, но только лишь на внедорожнике или УАЗике.
Легковой транспорт лучше оставлять внизу, при въезде в лес, у берёзовой рощи.
От посёлка до камней подниматься вверх в лес около 1 км. По времени это примерно 20 мин. Войдя в лес, необходимо идти по накатанной дороге до развилки, на которой нужно повернуть налево. Пройдя около 200-300 м – идёт поворот на туристскую стоянку (отличное место для бивуака), проходим прямо ещё 200 м – поворот налево на «Поляну колдунов».
Если идти дальше вверх по дороге, пройдя несколько вырубок и овражек, на деревьях видны зарубки, от которых спускается тропа к водопаду.
В гроте (для справки) расположена самая длинная суффозионная пещера Самарской области (около 20-30 м длинной).
От поворота на «Поляну колдунов» до водопада идти примерно 2,5-3 км.

Воду в лесу мы видели только на водопаде, поэтому лучше брать с собой из п.Передовой.
По приезду на место в п.Передовой, первое с чего мы начали – это визуальное обследование территории и поиска подходящих камней.
После чего камни были отфотографированы, отбиты их GPS-координаты. Место сразу произвело на нас очень хорошее впечатление.
Такое ощущение, что ты попал на другую планету, ну или хотя бы на другой материк.
Территория напоминает немного Карелию или Урал:
сосновый бор, рассыпанные по склону оврагов камни, поросшие мхом и лишайником, и даже присутствие здесь комаров, к которым поначалу мы не могли привыкнуть, было не случайно.

«Камни в сосновом лесу»
После ознакомительной прогулки к камням, мы возвратились к машине в посёлок Передовой, немного перекусили и начали собираться на скалы, уже с целью почистить и полазать: магнезия, система, верёвка, крешпед, целый пакет щёток… Очистку и подготовку начали с интересного и, на мой взгляд, красивого камня, который мы назвали «Гламур», так как его поверхность не особо изобилует хорошими зацепами.
Высота его около 4 метров. В результате на камне было прочищено и подготовлено 3 маршрута:
«дровосек-титан» 6С (по левому ребру камня), «без гламура» 7А+( старт с «дровосек-титан» - выход на центральную плоскость левой части камня), «ИМХО» 8а (от правого ребра - диагональным траверсом налево).
Не без труда пролезли маршрут «дровосек-титан», «без гламура» - так и не хотел покоряться… Над «ИМХО» надо ещё немного поработать в следующей поездке, так как прочищен ещё не до конца.

После «гламурного камня», решено было опробовать рядом лежащий камень, напоминающий лестницу (камень «Лестница»).
Камень около 6 метров высотой (небольшой highbole), поэтому с крешпедом решили сразу не рисковать и наладили верхнюю страховку.
После прочистки маршрута начали его пробовать.
Из-под рук и ног начал сыпаться песок, неприятно конечно, но линия маршрута отчётливо читалась.
После второй попытки маршрут «Сахарная лестница» был пройден. По ощущениям категория где-то около «6А/В» (ключевое движение - выкат наверх камня).

Выше «Лестницы» расположен камень «Птичка» - эффектное небольшое нависание сразу обращает на себя внимание. Вот и ещё одна 6-ка готова. (IMG_1308.JPG cluv.jpg На «Поляне колдунов» много камней подходящих для боулдеринга.
Мы не ставили целью как можно больше придумать маршрутов, а старались получить от сего действия некоторое духовное удовлетворение, и это наверно правильно. Тем более скорость подготовки трасс обычно напрямую влияет на их качество, а этого никак не хотелось делать. Ну, и будет повод ещё ни раз сюда вернуться, посмотреть на всё это дело с другой стороны и хорошенько обдумать. Будущим здешним подготовщикам трасс, если такие найдутся, советую действовать также - без фанатизма. Потенциал территории хороший (около 30 трасс), чего стоит один «Чёртов палец» - это самый большой останец, который здесь расположен. Высота его порядка 7-9 метров.
На нём можно проложить хорошие высокие боулдеринги - «хайболы», возможно, даже пробивка трасс под нижнюю страховку ( порядка 4-7 шлямбуров). Но не стоит забывать, что это все-таки памятник природы.

На Чёртовом пальце специально особо не стали ничего придумывать и даже лазать, так как подготовка на нём требует большего времени и сил, поэтому отложили это до следующего раза. Помимо вышеперечисленных проблем, были придуманы 6-ые боулдеринги на камне «Отшельник», «Плющ» и «Коктель молотов» (проект) 7В

Отшельник

Коктель-молотов

Плющ

После лазания на камнях от «Поляны колдунов» мы отправились посмотреть водопад с гротом, который располагался неподалёку в 2,5 км выше (о чём я выше уже указывал). По дороге нам попадалось много змей золотистого цвета («медянки»), поэтому следующих посетителей предупреждаем: «Будьте осторожны»! (IMG_1352.JPG «Живность») Дорогу к водопаду нашли не сразу, так как описание, по которому мы шли, не совсем соответствовало действительности. Поинтересовались про водопад у ребят - велосипедистов, они нам рассказали, как добраться. Грот с водопадом – очень красивый. Целый пласт песчаника нависает над небольшим оврагом. Внизу под ним лежал ещё не растаявший лёд. Водопад здесь сезонный и часто пересыхает в летнее время. В гроте можно было бы сделать классные нависающие боулдеры, если бы песчаник не был сырым. Возможно летом он будет сухим !?– надо будет это проверить!

Ещё одной достопримечательностью, здесь, в гроте, является суффозионная пещера, которая образовалась в результате выноса песчаных частиц. Как оказалось, она является самой длинной суффозионной пещерой Самарской области (около 20-30м).
Обычно такие пещеры редко когда превышают, длинны 5-10 м. Рядом с гротом расположена стоянка, где можно встать палаточным лагерем.
После посещения культового места, мы потихоньку собираемся и возвращаемся к машине.

Следующая наша остановка – «Рачейка»