Автор: Григорий Богданов

Последняя осень.
Эверест трек. Сентябрь 2008г.

Читайте на Mountain.Ru:

Последняя осень. Часть вторая
Последняя осень. Часть третья Последняя осень. Часть четвёртая

Сама идея поехать в Гималаи, увидеть Эверест, и дойти до базового лагеря казалась настолько нереальной, что никогда не рассматривалась нами всерьёз.
Это была застарелая и совершенно несбыточная мечта, которая осталась после триумфа наших альпинистов на Эвересте в 1982 году.

В декабре, будучи проездом в Москве, я зашёл к другу.
За разговорами вдруг выяснилось , что его дочка Юля съездила в Непал. Причём ей так понравилось, что весной она едет снова. С родителями и с друзьями.
Красиво там очень и покой душевный особенный какой-то, которого в Москве нет.

С душевным покоем и красотой и на Сахалине всё неплохо обстоит, а Эверест увидеть очень хочется . Мечта всё таки.
Юля согласилась и нас с женой взять в свою компанию. К весне надо было успеть набрать хорошую физическую форму. Если раньше мы вели более или менее активный образ жизни, катаясь по выходным на горных лыжах, то теперь по выходным были обязательные выходы на лыжах на 20-30км . И это по сопкам . У нас появилась высокая цель , и сам процесс подготовки уже доставлял огромное удовольствие.

А когда Юля вдруг сообщила, что поездка по каким-то причинам не состоится, мы не раздумывая решили ехать сами. Непал уже вошёл в нашу жизнь , нам это нравилось, и об отказе от поездки не могло быть и речи.

На весну дешёвых билетов уже не было, да и на октябрь не было . Были только на 13 сентября , и то не самые лучшие. Их мы и взяли.

Потом старинный друг Саня прислал письмо с предложением тряхнуть стариной , и сходить на Кавказ. Я ответил, что тряхнуть можно, но лучше уж в Гималаях. Однова живём!

Саня тут же загорелся этой идеей. Фирму в которой он работал вот уже три месяца лихорадило. Зарплату задерживали. Денег на поездку не было. Но разве это препятствие, если речь идёт об Эвересте?

Саня такой , он и 30 лет назад мог отодвинуть все дела и рвануть с хорошей компашкой хоть к чёрту на кулички. Мы тогда были молодыми специалистами и много ходили в походы по Сахалину, Курилам.

Мотались по КСПшным слётам.
Потом Саня с Ирой перебрались в Москву, но вопреки расстояниям и времени наши связи только укреплялись. Шесть или даже семь раз, используя любую возможность Саня с Ирой выбирались на Сахалин. А когда мы выезжали в отпуск, то обязательно находили недельку-другую, чтобы дёрнуть куда-нибудь вместе.

А ещё Саня бард. Он замечательно играет на гитаре и написал несколько хороших песен.
На наш рейс билетов уже не было, и они взяли на следующий, вылетающий через 8 часов.
Саня человек обстоятельный , он тут же составил список снаряжения, разработал раскладку и распределил круг обязанностей в группе. Причем руководителем предложил назначить Иру , как самую рассудительную и способную удержать людей увлекающихся , коими мы с ним являемся, от возможных авантюр.

К тому времени я уже виртуально просидел в Непале три месяца, и очень хорошо представлял обстановку на треке. По другому там ходят.
Гораздо удобнее питаться и спать в лоджах - небольших гостиничках , которые есть по всему маршруту . Поэтому продуктов стоит брать минимум , не более полутора килограммов на человека , вместо предложенных 13.

А палатки вообще брать не стоит. Идти удобнее двумя независимыми группами. Вот разве что руководителями групп женщин назначить, так это можно. Непал всё-таки , матриархат там испокон веков был.
Возражения были приняты.

Вообще я Саню понимаю - наш давний туристский опыт просил , требовал, не трека, а именно похода, с ночёвками в палатке и готовкой на примусе.
Но от этого пришлось отказаться. Зато никаких портеров. Всё тащим сами. Средний возраст у нас 55, но все ходячие и в хорошей форме.

Наметили маршрут: идём к подножию Эвереста в национальный парк Сагарматха. Проходим ущелья Чхукунг , Кхумбу и Гокио. Доходим до базавого лагеря Эвереста. Залезаем на Кала Паттар (5550)и Гокио Ри (5360) – небольшие вершины, с которых Эверест просматривается лучше всего.
Перевалы Чо Ла Пасс и Конгма Ла Пасс – берём по ситуации.

При выборе маршрута наиболее ценная информация была почерпнута из http://www.flat.ru/kalmyk/khumbu/ , и http://appelle.narod.ru .
Огромное спасибо авторам ! Впрочем практически каждый отзыв интересен и даёт какие- нибудь полезные сведения .

В Катманду мы летели из Москвы рейсом Катарских Авиалиний с посадкой в Дохе. Перелёт с хорошей кормёжкой и приятным сервисом.

В Дохе жуткое пекло , но в огромном аэровокзале прохладно. Очень много паломников в белом. Забавно смотрятся женщины –полицейские : полные , в чёрных балахонах, с дубинками.
На видных местах таблички с указанием расстояния до Мекки.

Катманду. Аэровокзал более чем скромный. Вьездная виза в Непал оформляется здесь же. Две фотографии , 30 долларов , анкета ,и Добро пожаловать в Непал!

На выходе из аэровокзала можно взять бесплатную карту Катманду.

Таксисты просят до Тамеля 10 долларов. Можно сбить цену до $5 и даже до $3, но нас встречала машина из отеля.
Ещё на Сахалине мы решили воспользоваться услугами агенства Royal Mt.Trekking, и заказали через них такси из аэропорта и номер в Тibet Guest House .
Такси обошлось в 8 долларов , номер 43 ( портье сказал что номер стоит 50, но поскольку заказан через РМТ, то скидка $7).

По непальским меркам это очень дорого, но зато никаких заморочек - хороший номер с кондишкой в хорошем отеле и на хорошей улице. Свой интернет и очень приличный ресторан со столиками на веранде , пальмочками и фонтаном.
Для сравнения мы потом зашли в пару других отелей , где можно было остановиться за 5-10 долларов. Тоже вполне прилично, но без кондишек , ресторанов и расположены хуже.

Первые впечатления от Катманду описать сложно. Жарко , душно ,очень шумно и многолюдно. Улочки узкие, движение очень плотное , причём на первый взгляд без всяких правил. Машины , мотоциклы , рикши , велосипедисты, и все сигналят. Наш таксист сигналил каждые 3-4 секунды. В такой сутолоке скорость движения естественно невелика ,остановки часты , но пробок мы не видели , аварий тоже.
На дороге царит взаимная терпимость .

Дороги разбитые, на тротуарах сплошные рынки. Грязновато.
Женщины в ярких сари . Многолюдно ,но при этом все спокойны и доброжелательны . Ни разу не видел злых или раздражённых лиц, не слышал чтобы ругались.
Множество самых разных храмов.

Тамель это туристический район , и он очень отличается от остального города. Сплошные магазины , отели , агентства. Сравнительно чисто. Туристы со всего света и торговый люд.

Вечер мы провели в Тамеле. Осматривались , заходили в магазинчики . Глаза разбегались - столько всего необычного и интересного.

В 6 утра мы вышли знакомиться с городом. Светало. Одинокий замёрзший рикша, видимо всю ночь ждавший
клиентов у нашего отеля , с радостным «Намастэ!» бросился навстречу.
-А почему бы нам не дать мужичку заработать, да и согреться заодно?
Показываю ему два бакса и королевский дворец на карте ,совсем недалеко.
-О кей!

И покатили мы с ветерком! Тамель почти безлюден. Я камеру достал , снимаю на ходу. Летим!
-А ну поддай ещё , залётный!
Вижу и Лене нравится. Вот тебе и эксплуатация человека человеком , быстро во вкус входишь, оказывается.

Однако привёз мужичок нас совсем не туда. Показываю по карте куда надо , опять же недалеко.
- О кей !
И помчал. Вначале под гору , а потом вверх , да с таким трудом!
Пыхтит, еле педали крутит , всем видом показывает ,как ему тяжело.
Лена аж съёжилась - жалко беднягу. Не нравится ей уже такая эксплуатация.
Да и мне разонравилась, тем более, что он опять не туда покатил.

-Стоп , говорю ,спасибо ! Протягиваю пять баксов , а он не берёт.
- Очень тяжело было! Давай двадцать!
И дышит , как после стометровки.
Да если бы мне за 15 минут 20 баксов платили, я бы сам в рикши пошёл.
Дал ему ещё два бакса , которые вначале приготовил , и мы ушли.

А Ленка сказала, что зря я их отдал. И вообще за эти деньги на нём ещё покататься можно было. Может она и права.

На следующее утро этот рикша раскланялся с нами как со старыми друзьями и предлагал недорого подвезти.

Когда мы уезжали из Катманду похожая история произошла - таксист согласился довезти до аэропорта за 3 доллара , а там стал требовать 5. Скандалить не хотелось, высыпал мелочь из кармана - рупий 50 ,и он отстал. Но неприятно.

Однако рикша настроение нам ничуть не испортил. Мы замечательно побродили по утреннему городу, потом немножко заблудились в Тамеле , и даже опоздали к приезду Сани и Иры.

Перекусив мы все вместе поехали в турагенство Royal Mt. Trekking, где купили билеты в Луклу на утро.

Вообще-то билеты можно было бы купить и поближе, но нам хотелось ещё и поговорить с Катей, и поблагодарить её за консультации, которые она давала нам по эл.почте. Катю мы не застали.

Билеты были в кармане , и мы занялись покупкой недостающего снаряжения.
По смешным ценам (в 2-4 раза ниже тех что у нас ) мы купили пуховые жилеты, термобельё , флисовые наборы , перчатки, шапочки, куртки, брюки, телескопические палки и ещё разную мелочь. Только обувь не брали, т.к. все заранее приобрели и разносили дома ботинки АСОЛы.

Про качество товаров в магазинах Тамеля разное говорят, да и выбор там большой, но то что мы купили прекрасно послужило нам на треке ,и ещё послужит , и уж цену свою оправдало точно.

Вечер был просто замечательным – под журчание фонтанчика на открытой веранде мы знакомились с непальской кухней. Шерпский супчик (шерпа соуп) и момо (блюдо типа пельменей) пришлись по вкусу как и пиво Эверест.

Фантастика, просто не верилось, что мы после долгой разлуки сидим в Катманду и говорим про Курилы.
Поужинав , мы поднялись на смотровую площадку на крыше отеля , и любовались как огромный город погружался в сумерки , усугубляя нашу радость армянским коньячком , захваченным Саней из Москвы.

Трек .День первый. 15.09.08
Катманду-Лукла (2860 )- Монжо(2835)

Утром встали пораньше. Расплатились , сдали на хранение всё , что не понадобится на треке : джинсы, куртки ,обувь , в которых прилетели ,и всё х.б. бельё.
Позавтракали и поехали в аэропорт.

Каких-либо проблем с регистрацией или посадкой не было. Всё по расписанию , просто и понятно.

Самолётик совсем маленький. Мы с Саней заняли самые лучшие места – спереди слева. Двери в кабину пилотов нет. Привстал , и можно снимать прямо через лобовое стекло самолёта. Что мы и делали. Ну где ещё такое возможно?
Жаль только ,что стёкла у них не очень чистые.

Горы проплывают совсем рядом. Сначала не очень высокие ,с террасами на склонах и ниточками троп. Самолёт поднимается всё выше, но и горы выше.
Перевалы проносятся под самым крылом , чередуясь с глубокими пропастями.

Наконец самолёт направляется прямо на склон горы с малюсенькой полосой. Очень короткая пробежка и мы стоим.

Совершенно необычная взлётно -посадочная полоса : короткая , с большим уклоном , и заканчивается стеной.

Маленький , но вполне приличный аэровокзал. Есть буфет и ларьки с сувенирами.
Не прошло и 10 минут, как наш самолётик улетел обратно.

Лукла - большой посёлок на высоте 2860. Одна улица, состоящая из магазинов , лоджий, ларьков. Вся жизнь на этой улице и сосредоточена.
Отсюда шерпы - носильщики начинают свои маршруты.
Здесь начинаются и заканчиваются треки.

Встретили группу русских из Питера. Саня быстро со всеми познакомился.
Старшего звать Романом. Стоят в Лукле , и ходят куда-то в горы на рыбалку. Они как раз выходили.
У одной девчонки ботинки были сверху обклеены скотчем.
- Зачем? Так дожди же !
Поняли, что пока что нам везло с погодой.

Мы плотно пообедали в ресторанчике , тут же окончательно упаковали и подогнали рюкзаки , и в 11-30 вышли на тропу.

На выходе из Луклы буддийская арка – кани , проходя через которую оставляешь все грехи.

Невозможно передать словами впечатления первого дня трека.
Красота такая, что хотелось непрерывно щёлкать фотоаппаратом , и снимать всё на видеокамеру .Каждый камень с выбитым мантрами (мани) , коих в первый день встречается особенно много, каждый мостик, каждый водопад.

Тропа в отличном состоянии. В основном выложена камнем. На крутых участках ступеньки. Вдоль тропы много каменных скамеек , где можно поставить рюкзак и посидеть. За весь первый день нам встретилось не более десяти трекеров , шедших в Луклу.

Много носильщиков. Они несут огромные тяжести (иногда более100кг) в конусообразных корзинах с налобными ремнями. Несут всё : мешки с крупами, канистры с керосином , ящики с пивом , связки здоровенных листов фанеры , доски, трубы ,унитазы ,огромные тюки с туалетной бумагой .

Но больше всего упаковок с бутилированной водой. Это самый ходовой на тропе товар. Считается ,что трекер на высоте должен потреблять до 4 литров воды в день, причём лучше из бутылок. Из ручьёв и источников водой пользоваться не рекомендуется - велика вероятность подхватить местных паразитов. Можно обеззараживать воду йодинами , но это тоже не безобидно.

Задним числом скажу, что нам хватало 2-3 литров воды в день на душу . В основном брали кипячёную воду для чая в термосах и капали внутрь пару капель йода.

Идут носильщики с частыми остановками. Если скамейки у тропы нет , они используют специальные палки , в виде толстого Т-образного посоха , которые подставляют под корзины , разгружая тем самым плечи и лоб во время остановки.

Не торопясь мы дошли до Пхакдинга (2610) к 4 часам. Можно было бы и остановиться, но идти было так здорово, так интересно, что единогласно решили идти до Монжо(2835).

По пути Саня познакомился с девчушками шерпани. По виду старшеклассницы или студентки, они бойко щебетали по английски . Сказали что идут сегодня до Монжо, а завтра до Чхукунга , и предложили показать хорошую лоджу.

После Чумоа скорость нашего передвижения резко упала – начались подьёмы , сказался приличный вес рюкзаков , и общая усталость первого дня.
К лодже в Монжо девчушки подвели нас в полседьмого , в полной темноте.

В большой комнате с печкой посередине (дайнинг рум) сидели три пары трекеров. Кто-то смотрел телевизор, кто-то читал.

Расположились ,приняли душ , заказали момо , заварили в котелке кашку из пакетиков и завершили прекрасный день коньячком.

День второй. 16.09.08

Проснулся с радостным чувством - неужели и сегодня продолжится этот праздник!
Выглянул в окно , а там уже солнце светит , горы сияют (вчера мы их из-за облаков не видели), воздух чистейший , прохладный .
Завтракали и собирались долго.
Когда спустился рассчитываться с хозяйкой, в дайнинг - рум было пусто. Все трекеры уже ушли.
Тихо звучала музыка-« Ом мани падме хум»-одна из самых распространённых буддийских мантр , означающая в переводе –« Слава драгоценности в лотосе».

Звук был негромкий , но наполнял всё вокруг покоем и совершенно неземной гармонией ,- сияющие горы , спокойные лица хозяйки и её детей , статуэтку Будды в нише чисто прибранной комнаты.

-«Ом мани падме хум»-весь день звучало в ушах , напевалось, отзывалось на каждый шаг. Странно , что раньше я не слышал эту мелодию. Наверняка ведь слышал , но не запала в душу. Её надо было услышать здесь, где она живёт , и теперь она моя.

Вышли в 8-40. На окраине Монжо чек-пост , где надо купить пермиты - разрешения на посещение национального парка Сагарматха. Стоит пермит 1000 рупий.

Мы решили заплатить долларами, поскольку большую часть рупий , наменянных для трека, потратили на снаряжение . А новых в суете не наменяли.

Чиновник любезно согласился , и быстренько нас рассчитал , поменяв 100 долларов по курсу 60 рупий за доллар (в Катманду давали 72,6) .За потерянные рупии можно было бы всей компашкой хорошо посидеть где-нибудь. Обидно. Впрочем сами виноваты.

. Народ, выходя на трек, меняйте валюту заранее, и с запасом , ибо на тропе курс всегда хуже!

Сразу за постом такой огромный расписанный камень , а за ним такой красивый вид , что мы тут же напрочь забыли про все потери. Кстати на чек-посте висела табличка со статистикой посещаемости нацпарка по годам и месяцам. Мы её сфотали .
За 2008 год по месяцам было так: август-434 ,сентябрь –1458 ,октябрь-7750 , ноябрь –4188 ,декабрь -1379 . В этом году всё в примерно на 15 процентов больше.

На очередном подвесном мосту долго ждали пока пройдёт большой караван буйволов. Вернее это были не буйволы, а рогатые животные, большие чем яки, но меньшие, чем коровы. Скорее всего их помесь. Они шли под мелодичный перезвон ,слышимый издалёка. У каждого животного на шее был ну очень крупный колокольчик.
У некоторых рога были выкрашены в синий цвет.

Потом прошло около 20 трекеров . Вот и пригодилась статистика - это сколько же тут в октябре ждать придётся , если поток в 5 раз больше будет?

Атмосфера на тропе очень приятная , добрая . Да и как ещё может быть , если вокруг такая красота ,и все мы равны перед ней . Все пешеходы - и портеры и трекеры. Поклажа может и разная , но в гору идти все равно тяжело, попотеть приходится. Пижонам тут не понравится.

Все друг с другом здороваются: шерпы - «Намастэ!», трекеры на все лады, но чаще – «Хелло!»
Лена тоже «Хелло!» говорит , а мне по шерпски нравится : «Намастэ! ».
Трекерам «Здравствуйте!» добавляю, вдруг русских встречу.
Шерпы отвечают зачастую растягивая последнее « э» –«Намастэээ!». Шерпани иногда говорят коротко-быстро –«Намасте-намасте!».

От Монжо до Намче Базара три подвесных моста. Последний самый высокий.
Если на середине моста стоять ,то далеко внизу белый поток шумит:-Дудх Коси , из под Эвереста воды несущий , с Бхоте Коси сливаются , в священный Ганг спешат.
Далеко вверх по ущелью легендарный монастырь Тенгбоче увидеть можно. Высоко вверху белые горы сияют. Весь мост разноцветными флагами увешан. Полощет ветер флаги ,молитвы в небеса уносит. Красота!

От моста 600 метров крутого подъёма до самого Намче.
Было жарко, шлось тяжело. Очень хотелось пить ,а у нас не было ни воды, ни чая.

Наконец тропа выположилась, и в полтретьего, пройдя чекпост , где солдаты с автоматами проверили наличие пермитов , мы увидели Намче-Базар.
Вот она- знаменитая столица шерпов!
. Двух, трёх и даже четырёхэтажные каменные дома с синими и красными крышами раскинулись амфитеатром на узких террасах . Тропа проходит через буддийскую арку кани , и превращается в главную улицу в виде не очень широкой лестницы , круто поднимающейся мимо ступы и домиков с молитвенными барабанами .

Остановились в лодже Holiday Inn. Было впечатление, что кроме нас постояльцев нет. Мы перекусили и в начале пятого пошли наверх. Прямо над лоджей находится монастырь. Там вовсю шло строительство. Шерпы несли откуда-то сверху необработанные камни в неком подобии станковых рюкзаков из двух грубых досок . Тут же эти камни обтёсывались до прямоугольной формы , и укладывались. Качество обработки камня поражает, ибо каких либо инструментов кроме долота, молотка и кувалды мы не видели, а кладка выглядит идеально ,как из стандартного кирпича.

Поднявшись ещё выше мы просто залюбовались открывшимися красотами.
Намче с его игрушечными домиками с разноцветными крышами аккуратной подковкой свернулся внизу. Тропа шла вверх, и скоро вышла на пологий склон с множеством огромных валунов. Некоторые валуны очень красиво расписаны.

Стало накрапывать ,и в окутавшем гору облаке всё вокруг стало совершенно нереальным: тропа в сером можжевельнике , из клочьев тумана тут и там появляются серые и чёрный камни с таинственными надписями , раздаются редкие глухие удары.. Просто царство теней какое-то. Облако вскоре растаяло. Неподалёку от нас шерпы разбивали с помощью долота и кувалды с очень длинной ручкой один из больших валунов, предварительно обкопав его со всех сторон. Тут же были сложены кучи битого камня.

Тропа уходила налево, в Тхаме мы же хотели выйти на плато Съянгбоче и спуститься в Намче с востока.
Тропок в нужную сторону было довольно много, и вскоре, преодолев несколько каменных заборов ,огораживавших поля, мы всё –таки вышли к домам в Съянгбоче.
Рядом совсем небольшая грунтовая взлётно -посадочная полоса.
Около одного из домов стоял экскаватор KOBELKO.
Сам приехать сюда этот агрегат никак не мог. И уехать отсюда тоже никуда не сможет . Даже в Намче. Самолётом привезли? Так это транспортннк типа АН12 надо, или Геркулес . В другой не влезет. Но ВПП очень маленькая - только кукурузник и сядет. Мы с Саней даже заспорили как экскаватор сюда попасть мог. Вызвали из дома хозяина. Хорошо , что почти все шерпы сносно на английском изъясняются. У нас в этом только Саня силён. Шерпа всё сразу понял и сказал:
-By russian helicopter.
Вот это да! Мы тут же сказали ,что мы из России.
-O, russian is very good!
Что тут скажешь? Приятно всё-таки гордость за державу испытывать. Жаль не часто приходится.

На тропе Саня разговорился со спортивного вида мужчиной , спускавшимся сверху. Оказалось что это итальянец ,недавно совершивший восхождение на Эверест. Обгоревший и обветренный до черноты, он похоже ещё не до конца пережил это событие. С уважением пожали ему руку.

У полосы очень хорошо набитая тропа в сторону восточной окраины Намче. Спуск довольно крутой, и видимо не так давно вымощен , т.к. камни ещё не отшлифованы подошвами.

В лоджу пришли уже в темноте. Дайнинг рум была забита народом. Кто-то смотрел телевизор, несколько человек сидели за ноутбуками. И все молчали. Сесть негде.
Мы собрались уже у себя поужинать , но в номерах столов нет Хозяин Нуру предложил нам накрыть столик на кухне или подождать. Согласились на кухню.

Оказалось что пока нас не было заселилась большая группа испанцев. Впечатление они производили странное.
Мрачные какие-то, ни смеха , ни шума. Где же знаменитый темперамент? У них было много вещей , которые кроме портеров ещё и несколько буйволов везли.
Впоследствии мы пересеклись с ними в Тенгбоче , но и там симпатий не возникло.
Испаны ещё и без душа нас оставили - всю горячую воду в лодже израсходовали.

В этот день у всех появились первые симптомы горной болезни. У меня резко застучали молоточки по вискам, когда поднимались к Съянгбоче.
С этим лучше не шутить, но и паниковать не стоит. Завтра у нас акклиматизационный день. Предпринимать кроме обильного питья при любой возможности ничего не стал, и горняшка меня отпустила, периодически напоминая о себе головной болью.
Тем не менее после вкуснейшего шерпа соуп и бокала чилийского красного вина мы ушли спать совершенно счастливые.

Ночью при свете луны из окна можно было любоваться Тхамсерку. Жалко, что ни на камеру , ни на фотоаппарат заснять эту потрясающую красоту не удалось.

День третий. 17.09.08
Намче Базар (3450)

Спалось плохо, опять же из-за горняшки, но встали едва начало светать. От вида из окна невозможно было оторваться: над Намче царил Тхамсерку , неспешно перекрашивавший свою шапку из сиреневой в белую. Сегодня акклиматизационный день, поэтому собирались вяло, завтракали долго и вышли в начале десятого.
Мы пошли по крутой тропе в восточной части Намче, по которой вчера спускались.
По пути находится школа, и детвора как раз шла на занятия. Удивительно что среди них было много совсем маленьких, на вид 4-5 летних детишек, и тоже в школьной форме.
Многие , в том числе и малыши , здоровались и заговаривали с нами по английски.

Двигаясь вверх по основной тропе мы вышли к большой ступе. Тут же за каменным забором находится плантация искусственно высаженных сосен.
Посидели на перевале, попили чай. К этому времени всё затянуло облаками. Лишь внизу за перевалом просматривались домики Кхумджунга.
Когда спустились в Кхумджунг пошёл дождь. В отличие от Намче , многоэтажного и теснящегося на террасах, в Кхумджунге просторно. Дома ниже, улицы шире. На входе в посёлок буддийская арка- кани, и длиннющий вал, выложенный из плоских камней с выбитыми молитвами.

На улице ни души. В лоджу зашли- никого. В другой лодже хозяйка была. Решили пообедать .Разделись .Хозяйка приступила к растопке печки ,но так неторопливо, что при таких темпах нам и за 2 часа пообедать не светило.

Вспомнили, что по описаниям здесь должна быть кофейня .Извинились и пошли искать. Вместо кофейни мы нашли интернет –кафе. Зашли, перекусили печеньем. Саня попытался проверить почту, но связи не было.
Дождь тем временем поутих. Саня с Ириной решили идти в Намче по нижней тропе , идущей через деревушку Кьянгджуму.

Мы же с Леной хотели посмотреть на знаменитый японский Everest View Hotel , где в номерах с видом на Эверест искусственно поддерживается повышенное атмосферное давление.
Говорят что стоит такой номер 200 долларов в сутки. Но зато японцы ,у которых очень короткие отпуска и нет времени на высотную акклиматизацию , могут прилететь сюда на вертолёте и любоваться Эверестом.
Тропинка, которую нам указал встречный шерпа была подозрительно узкая, и неухоженная.. Минут десять шли круто вверх с сомнением -а туда ли мы идём.
Оказалось что не туда. Молоденькая шерпани , собиравшая грибы, довела нас до поворота, который мы проскочили . Тропа и дальше была не очень хорошая, но вывела прямо к отелю.

Наверное на фоне сверкающих гор это чудо техники смотрится по другому, но нам из тумана открылось довольно мрачное серое строение.
Впрочем при более детальном осмотре впечатляет. Представляю каких колоссальных трудов стоило всё это здесь соорудить.
Внутри большой холл с камином , макет Эвереста и прилегающих гор , на стенах фотографии, кислородные баллоны на полу. Но всё какое-то нежилое. Высокий сезон ещё не начался и постояльцев не было.
Лена строгим тоном спросила по русски у появившегося шерпы из персонала-«А где же Эверест?»
Тот всё понял, рассмеялся. и показал на фотографии на стенах. – «Please!»
В ста метрах от отеля на пригорке вертолётная площадка – большая буква "Н" в круге камнями выложена. Дальше тропа полого идёт вдоль склона в сторону Намче мимо красивого отеля Панорама, из которого, говорят , Эверест тоже хорошо виден.
К тому времени дождик кончился и в разрывах облаков далеко внизу мы увидели тропу , по которой сейчас должны бы идти Саня с Ириной .В отличии от нашей тропы там было многолюдно и многобуйвольно.
Когда дошли до Съянгбоче разрывов в облаках стало ещё больше. Снова вокруг была красота и спускаться вниз совершенно не хотелось. Мы вышли на щит с указанием тропы к госпиталю, построенному сэром Эдмундом Хиллари .Конечно же надо осмотреть!
И мы снова пошли вверх. Впрочем до госпиталя не дошли. Присев передохнуть у большого расписанного камня Лена вдруг вспомнила ,что надо бы купить пуховку.
Я тоже вдруг вспомнил, что давно не ел. И мы пошли вниз. Успели спуститься засветло, помыться и всё купить. В Намче множество магазинчиков с туристическим и альпинистским снаряжением. Цены немного выше чем в Катманду. Много фирменного альпинистского секонд хенда, который остается от высотных экспедиций. Ледорубы, примусы ,кошки ,верёвки, пуховые спальники.
Здесь же картины ,сувениры ,пиво, виски ,ром.

Саня купил очень хорошие виндстопперские брюки. Они видимо висели на витрине ,и одна штанина чуть-чуть выгорела. Когда мы на это указали, продавец тут же нашёлся- new fashion! Посмеялись, но цену больше чем в два раза сбили.

Продолжение следует...

Последняя осень. Эверест трек. Сентябрь 2008г.

Жду продолжения. Спасибо очень интересно.