Автор: Андрей Арефьев. Москва

Аконкагуа (экспедиция часть 1)

Читайте на Mountain.Ru:

Аконкагуа. Люди Аконкагуа (экспедиция) часть 2, заключительная.

Экспедиция подразумевает некое автономное от цивилизации существование в труднодоступных районах. Про Аконкагуа это слово конечно можно употребить с натяжкой. Вершина 6962 метра - высшая точка Южной Америки, как впрочем и всего западного полушария. На верх традиционно много путей. Нормал рут, Польский ледник, Южная стена. Все в зависимости от вашей подготовки. 90% идет нормальным путем. Им же шли и мы. За порядком на горе следят рейнджеры, которые к сожалению не являются профессиональными спасателями. Это полицейские Мендозы, которых после скорых курсов отправляют на гору "на каникулы". Для входа в национальный парк нужно заплатить за "пермит" - право на вход, цена на который различается в зависимости от того, являетесь ли вы резидентом Аргентины, количества дней который вы собираетесь там провести и сезона. Цены колеблются от 100до 500 долларов. На горе два основных лагеря на которых есть врач и рейнджеры. Оба они низкие и совсем не страшные. Тем не менее врач после обследования вас (если вы все же умудрились на него пойти) может принудительно отправить вас вниз. Так что лучше к ним не попадаться. Уровень кислорода в крови, давление, пульс можно измерить и самому. Впрочем если есть намеки на плохое самочувствие, тут уж решать вам. На территории национального парка много чего запрещено. Во-первых, мусорить. На входе вам дают пронумерованный, подотчетный пакет для мусора цена потери которого - 1000 долларов. Впрочем нужен он лишь в том случае, если вы идете сами собой. Если вас обеспечивает одна из местных компаний, вам будет куда выбрасывать мусор. Во-вторых, нельзя "гадить" где попало. Как бы не смешно это ни было, для альпинизма естественные человеческие отправления представляют проблему. Если кто был на Эльбрусе с юга, тот поймет, что значит не следить за этим. Три тысячи альпинистов за год на небольших горных пятачках... Короче вы сами все понимаете. Мера эта неприятная, но необходимая. На двух базовых лагерях оборудованы стационарные толчки (на удивление хорошие, на Килиманджаро туалеты были мукой), выше черные пакеты)))

Начинается все с того, что в департаменте туризма необходимо купить пермит. Операция не трудная, требует лишь безналичной формы расчета в ближайшем банке. Вообще в Мендозе надо конечно постараться отдохнуть по максимуму.

Их Мендозы нужно добраться до горнолыжного курорта Пенитентес, который находится на высоте 2700. Аргентинским летом выглядит довольно удручающее, трассы из тех что я видел, показались детскими, так делать там лыжах нечего.

В принципе это и первая акклиматизация, которая проходит для организма практически незаметно. Что есть акклиматизация? Акклиматизация это самое важное в горах. Вообще медицинская проблематика там встает довольно остро, но я мало интересуюсь своим здоровьем, пока где-то не заболит, так что в особых тонкостях я не разбирался. Но грубо говоря:
Акклиматизация - это процесс настройки работы ваших внутренних органов в связи с изменением высоты. Изменение высоты означает две вещи, от которых все и пляшет. Это изменение в насыщенности воздуха кислородом и изменение атмосферного давления. Равнинный человек спокойно переносит высоту в 2000 метров, но физическими упражнениям заниматься уже существенно тяжелее. Причиной этому недостаток кислорода. Давление здесь еще не так чувствуется. Выше 3000 метров каждые 500 метров набора высоты - серьезные изменения в обоих показателях. С гипоксией справится трудно, впрочем практически невозможно за такой короткий период. Надо прожить достаточно долгий период на высоте, чтобы ваш организм научился при пониженном содержании кислорода в в равной мере обеспечивать вас им. Основная привязка в акклиматизации все таки идет на ваше давление.

Итак, как известно по школьному курсу, на каждого из нас давит столб воздуха (миллиметры ртутного столба). Чем вы ниже, тем больше воздуха, чем выше, тем меньше его оседает на ваших плечах. Ваше кровяное давление на прямую зависит от этого самого столба, ибо ритм перекачки крови по телу зависит от внешнего давления. Поднимаясь выше организм не успевает перестроится, сохраняя тот же высокий по сравнению с окружающим атмосферным давлением ритм. Отсюда стук в висках, головная боль в лобной части, температура 37-38, слабость. И это в условиях, когда вам необходимо совершать непростую физическую работу.

Существует два основных вида акклиматизации. Альпийская и Гималайская. Названия как вы видите происходят от особенностей горного рельефа наиболее популярных альпинистских регионов. В Альпах горы не высокие, Mont Blanc (высшая точка) всего 4800 м. В таких условиях организм способен постепенно по мере набора высоты изменять внутренне давление в течение суток. Поэтому система акклиматизации по альпийской системе заключается в том, что альпинисты каждый раз ставят более высокий лагерь, ночуют в нем, а на следующий день идут выше, опять ночуют, опять выше и т.д. В Гималаях - совсем другая история. Каждый 500 метров вверх - это рубеж. И организм не способен с такой скоростью приспосабливаться в изменяющемуся давлению. Вам просто разорвет голову если вы будете идти по альпийской системе. Суть гималайской заключается в следующей поговорке - Выше ходим, ниже спим. Поднялись на 500 метров погуляли, спать пониже и так далее. Чем выше, тем больший дней надо держаться на определенной высоте. Похоже на лесенку - вверх ступенька, вниз одна. Две вверх, вниз одна.

Пуэнта дель Инка. Древний мост из соляных отложений с термальными источниками инков. По туристической версии, по нему уходили Инки спасаясь от Кортеса и его конкистадоров. По пути между Пенитентес и входом в национальный парк "Аконкагуа".

Спасательный вертолет на Хорконес (вход в Парк). Выполняет множество функций, включая перевозку содержимого туалетов из верхних лагерей.

Лагерь Конфлюценция. Первый лагерь на высоте 3300, даже не базовый, а скажем так, перевалочный. Всего в трех часах пути от входа в Парк. Мне правда всегда первый день похода - очень жесткий. Видимо вспоминаю какого будет дальше. Здесь есть удобные туалеты, нормальная кухня, душ, стационарные палатки. Место не хорошее правда, очень продуваемое, постоянно приносит пыль, влажно.

На пути в Пласа де Франция. От Конфлюенции забирает к Южной стене тропа. Переход недолгий часа 4, и не очень утомительный. Вообще интересно названы здесь лагеря и точки обзора на Аконкагуа. Безумные совершенно непонятно откуда взявшиеся названия, перемежаются местные аргентинские с какими-то попсовыми.

От Конфлюенции огибая Южную стену уходит тропа на Пласа де Мулас. Базовый лагерь на высоте 4400. Переход до него невероятно утомительный. Набор высоты небольшой, но осложняется все тем, что путь проходит по долине высохшей реки, бегущей вдоль перевалов. Площадка абсолютно ровная, длиной так километров в 15. Особенно это доставляет на пути вниз. Путь занимает часов 6-8, проходит по достаточно однообразному, но внушительному пейзажу. Слава богу, что вещи едут на мулах. Они управляемые местными гаучо допрыгивают до 4400 по достаточно крутым склонам. Правда мы видели истлевшие их кости и на высоте в 5500, но это очевидно был какой-то эксперимент.

Вот собственно и сама долина, в своем самом цветущем и живописном месте. Идти весело, дорога прямая, небо голубое, речка оранжевая.

Пласа де Мулас. Странное место. На высоте 4400 устроен был человек для двухста. Удивительно! Горячий душ, рестораны в палатках, электричество, туалеты... правда высота дает о себе знать. Цены здесь как в Москве, все начинается от 10 долларов)

К чему я так и не мог привить горячую любовь, так это к палаточной жизни. Трудно описать все неудобства жизни в палатке на высоте, ибо число их невероятно велико. Во-первых конденсат, который образуется изнутри, во-вторых холод, в-третьих грязь, в-четвертых сон в одежде (это убивает больше всего), в-пятых проблемы с логистикой (попыткой все нужное разместить в районе вытащенной из спальника руки), в-шестых выходы в туалет, в-седьмых вылезание из палатки.... Да я могу об этом бесконечно говорить!