Автор: Виктор Коваль, Санкт-Петербург

Краткий обзор о восхождении команды Санкт-Петербурга на пик Чолатзе (Cholatse), 6440

Статьи Виктора Коваля на mountain.ru:
Первая «высота» (пик Коммунизма-2007)
Зима 2008. Безенги. Гестола.
Зима 2007. Безенги. Пик Пушкина
Описание восхождения на пик Победа Главная (7439 м) по северо-восточному контрфорсу, 6а к.с.
Мижирги. Северное ребро. Январь 2009.

Читайте также:

Чолатзе. Первопроход

В конце февраля сего года наша немногочисленная команда в составе Валеры Шамало, Гукова Саши, Гали Чибиток, Сережи Кондрашкина и Вити Коваля прилетела в Катманду, а оттуда, после решения всех организационных вопросов, в Луклу – место старта многих гималайских экспедиций.
Наша цель – Чолатзе (Cholatse), относительно невысокий (относительно расположенных поблизости Эвереста, Лхотзе, Чо-ойу) пик, последняя из покоренных вершин в долине Кхумбу.

Северная стена пика Чолатзе.
Октябрь 2009г.,
Снято с подхода к перевалу Chola Pass, выше селения Dzonghla, с высоты около 5000.

Обозначения имеющихся на стене маршрутов:
1. Словенский вариант американского маршрута 1984 года по северо-восточной стене, 2005 (Томаз Хумар, Козели, Опресник), M6, 6а, 90º
2. Корейская попытка прохождения стены (до высоты 6000), 2003
3. Французский маршрут, 1995 (Boris Badaroux, Philippe Batoux, Marc Challamel, Christophe Mora, Paul Robach)
4. Швейцарский вариант французского маршрута, 2005 (Ули Штек), F5, M6, 90º (номинант премии «Золотой ледоруб-2005»)
5. Корейский вариант французского маршрута, 2005 (Park Jung-hun, Choi Kang-sik)
6. Маршрут, пройденный командой Санкт-Петербурга.

Вершина относится к разряду «технических». На нее нет простых «пешеходных» маршрутов. Особый интерес представляют северная и северо-восточные стены.
Здесь уже успели отметиться такие знаменитые западные восходители как Томас Хумар и Ули Штек.

Маршрут, пройденный командой Санкт-Петербурга

Профиль стены с маршрутом,
пройденным командой Санкт-Петербурга

Через полуторакилометровые стены Чолатзе с северо-востока и с севера проходят несколько ледовых речек. Именно по этим речкам и были совершены все предыдущие восхождения.
Справа от снежно-ледового кулуара, по которому проходит французский маршрут 1996 года (первый на северной стене), швейцарский вариант Ули Штека 2005 года, оцененный последним как F5 M6 90°, а также корейский вариант 2005 года, расположен километровый скальный бастион, на прохождение которого и были направлены наши устремления.

Панорама массива с востока. Февраль 2010г.

После короткого треккинга в район нашей вершины, разведки и акклиматизации мы стартовали.
К сожалению, на пятый день восхождения на ночевке самая очаровательная участница нашей экспедиции – Галя Чибиток, потеряла сознание, и мы, возвратив ее к жизни при помощи искусственного дыхания и укола дексометазоном, вынуждены были спуститься вниз.
Гале стало лучше, она рвалась в бой, но мы отправили ее вниз в сопровождении Кондрашкина Сергея. Как стало ясно впоследствии, вероятной причиной Галиного недомогания могло стать отравление угарным газом от неправильной работы джет-бойла.

Наша дружная команда. Слева направо в верхнем ряду:
В.Шамало, Г.Чибиток, А.Гуков, в нижнем ряду – С.Кондрашкин и В.Коваль

Мы остались втроем, было потеряно время, изменился состав команды, но мы все равно решили попробовать гору еще раз. Отдохнув один день, мы снова вышли на маршрут.

Теперь нам надо было менять тактику. Еще во время первой попытки стало очевидным, что верхняя часть бастиона, если лесть строго по его центру, непроходима без использования платформ и активной долбежки.
Платформу мы не брали с собой сознательно, ставя перед собой задачу пройти маршрут в альпийском стиле, к шлямбурению отношение тоже было не очень. В то же самое время не хотелось делать еще один маршрут по ледовым кулуарам (при всем уважении к предшественникам).
Поэтому мы наметили линию, которая идет по стене, но обходит нависающую часть бастиона слева.

Валера Шамало

Саша Гуков

Так и полезли. Нижние несколько веревок идут по заснеженным кулуарам и ледовым речкам, затем пояс сложных скал, которые проходятся при помощи ИТО.
Большая часть маршрута идет по обледенелым скалам типа «бараьих лбов». Где-то идем при помощи инструментов, где-то приходится использовать ИТО.
Скорость прохождения – 2-3 веревки в день. Верхняя часть маршрута – микст и лед. Довольно круто, но скорость увеличивается.

Каждый день к вечеру, либо если портится погода, искали безопасное место, делали станцию, вырубали полку для ночевки.
Все ночевки на стене были сидячие, кроме одной под карнизом и одной в вырытой яме на предвершинном гребне.

Ночевка

На перилах

Погода была устойчивой, с этим нам повезло. Сезон еще не наступил, поэтому довольно холодно, но ниже 20 с небольшим градусов температура не опускалась.
Пару раз во второй половине дня начинался снегопад, вызывая легкие пылевые лавины по всей стене.
Тогда мы прекращали работать и вставали на ночевку.

В верхней части наша линия вывела нас в кулуар французского маршрута. По нему вышли на вершинный гребень.
Двигаясь по крутому (около 60 градусов) с сераками и карнизами гребню, на восьмой день нашего восхождения мы вышли на вершину.

На перилах

После ночевки на снежной площадке под вершиной мы решили спускаться на юг, в сторону долины Гокио. Нам казалось, что такой спуск будет гораздо проще, чем на север, в долину Кхумбу.
К тому моменту у нас уже закончилась еда и совершенно не хотелось никакого трудного пути.
Из прочитанной наспех статьи в American Alpine Journal нам было известно, что двойка корейских спортсменов, сделав свой вариант в 2005 году, спускалась с вершины именно на юг.
Горе всем восходителям, которые наспех читают описания своих предшественников!

Не имея фотографии и описания маршрута по юго-западному ребру, мы без труда оказались на юго-западной стене Чолатзе.
Два дня дюльферов по стенам, ледовым сбросам, преодоление какого-то ледопада, ледника, лазание по бараньим лбам и мы на ровной земле. Впервые за десять дней можно снять с себя обвязку.

Верхняя часть стены: микст

Поскольку мы уже двое суток ничего не ели, то путь по долине оказался несколько тяжелее, чем мы предполагали.
Однако нам повезло больше, чем тем корейцам, которых после спуска с вершины эвакуировали вертолетом, и впоследствии ампутировали почти все пальцы на руках.
Материал о горе нужно читать до конца!

В ближайшем селении долины Гокио мы обменяли некоторое наше снаряжение на три порции риса с горохом.
Еда окончательно вселила веру в благополучный исход нашего мероприятия. Еще за несколько дней мы обернулись в местечко Thokla в долине Кхумбу, за оставленными вещами, и оттуда направились в Луклу.

Дерзай!!!

Сань, Вы МОЛОТКИ!!!

Молодцы

Ребята,я вами восхищаюсь!!!!!Желаю удачи!Спасибо за впечатления!!!

Круто!

Вот так и надо ходить в Гималаях. Поздравляю. До встречи на Южном. Греков.