Автор: Николай Бандалет, Минск

В тени Кызыл-Аскера.

Кызыл-Аскер. Ссылки.

Походы 1995-1997 годов (группы О.Чхетиани и А.Новика, Москва) по хр. Борколдой и Западный Кок-Шаал-Тоо.
Попытка осенью 2002 г. на местую "Пти Дрю" (4716 м) в районе Кызыл-Аскера.
Фотогалерея неальпинистской экспедиции по самоспасению в Кызыл-Аскере, которую не пожелаешь никому (2002 год)
Экспедиция осенью 2007 г. Кызыл-Аскер (5842 м) ЮВ стена.
Юго-Восточная стена Кызыл-Аскер. Александр Ручкин
Кызыл-Аскер. Технические характеристики.
Описание района по результатам экспедиции 2007 г.
Экспедиция на хребты Джаны-Джер и Кок-Шаал-Тоо.
Срыв группы на Кызыл-Аскере, август 2009.
Экспедиция Кызыл-Аскер 2009.
Кызыл-Аскер. Страницы истории.

Другие публикации автора:

Горы Азии – путешествие в пространстве и времени
Пик Ленина. Восемьдесят лет спустя
По Центральному Тянь-Шаню в стиле «плезир»

Слева от вершины Кызыл-Аскер (5642м), что в западной части Западного Кокшаал-Тоо, на границе Киргизии и Китая находится вершина, привлекающая свое внимание крутыми скалами, которые даже в плохую погоду остаются черными.
Снег здесь не лежит. Не лежит долго здесь и снег, налепленный на скалы сильными штормовыми ветрами, которые здесь не редкость. Чем же привлекает взор эта вершина? Я спрашивал себя и других об этом.
Может быть, Творец позаботился о том, чтобы с точки, откуда виден весь этот массив - с плато Кагалячап - именно эта вершина грандиозной панорамы находилась в фокусе нашего зрения? А может быть, взгляд инстинктивно покидает пугающую, холодную громаду Кызыл-Аскера, который здесь является центром композиции, и останавливается на этой кажущейся теплой вершине?

Массив Кызыл-Аскер, фото экспедиция А.Летавета (1933-1934 годы). Источник - книга "По ледникам и вершинам Средней Азии", Д.М.Затуловский, Москва, ОГИЗ-Географгиз, 1948 год.
Название главной вершине этого массива «Кызыл-Аскер», что означает Красный воин, дал в 1933 году известный ученый и исследователь Тянь-Шаня А. А. Летавет.
И уже на следующий год Август Андреевич вместе с женой и с членами Туристской секции Московского дома ученых Мароном и Машковым сделал попытку восхождения на эту вершину.
Вот каким увидел Летавет этот массив в далеких тридцатых годах прошлого столетия.
Слева, совсем скромно, стоит наша вершина. Фотография и текст взяты из книги "По ледникам и вершинам Средней Азии", Д.М.Затуловский, Москва, ОГИЗ-Географгиз, 1948 год.
"После осмотра   вершины был определен возможный путь: от вершинной части горы опускался, огибая винто-образно ее склоны, узкий ледник.   Его   крутой поток во многих местах прерывался трещинами, которые на ледопадах образовывали запутанные лабиринты".
Группа попыталась подняться на Кызыл-Аскер, но плохая погода, недостаточная разведка помешала подняться на вершину. "Члены группы пришли к единодушному выводу, что взять вершину «с хода» нельзя — требуется более детальная разведка пути и лучшие условия погоды".
Красота и необыкновенность вершин района так привлекала Летавета, что он в течение двух лет подряд организовывал сюда экспедиции.
Его не останавливал долгий и нудный караванный путь сюда и не совсем комфортный климат этих мест.
А панораму, открывающуюся с перевала Кубюргенты, он считал красивейшей на Тянь-Шане.
Следующих альпинистов район пика Кызыл-Аскер ждал почти полвека. В 1980 году сюда организовывается экспедиция казахстанских альпинистов под руководством Ю. Попенко.
Совершается восхождение на вершину слева от Кызыл-Аскера - и вершина называется пиком Панфиловской дивизии.
Интересно, что в прошлом 2009 году при восхождении на эту вершину я вырубил изо льда записку первовосходителей, к сожалению почти не сохранившуюся. Можно было только разобрать, что команда из Казахстана, поднимались со стороны пика 4850 и название вершины. Но главной целью этой экспедиции был опять Кызыл-Аскер.
К сожалению, при подъеме получил травму один из участников команды, и экспедиция на этом закончилась. Следующий визит сюда, экспедиция 1985 года под руководством К. Валиева. Легендарные люди и конкретная цель - северо-западная стена пика Кызыл-Аскер, первовосхождение и 4 место на чемпионате СССР в высотно-техническом классе.

В 1988 году наша вершина, наконец, сама становится главной целью экспедиции Е. Ильинского и В. Седельникова. В альпинистских кругах ее называют тянь-шаньской Пти-Дрю. Как позже потом написал Александр Ручкин Пти-Дрю в киргизском исполнении.
Виктор Николаевич Седельников прислал фотографию 1988 года базового лагеря на фоне гор. Через двадцать лет такого обилия пышной растительности мы не видели, а снега на вершинах стало больше.
И конечно можно только позавидовать моторизованности экспедиции, мы стояли в часе ходьбы вниз. А по пути до этого места до сих пор попадаются следы тяжелой техники и оборванные стальные тросы.
Команда экспедиции сделала две попытки пройти северо-западную стену, слева и справа от книги, гигантского внутреннего угла, но дважды приходилось отступать. В то же самое время вспомогательная команда под руководством Владимира Тугалева в составе Евгений  Карпов, Алексей Иванов и Виктор Запятой прошла маршрут между пиком Панфиловской дивизии и собственно вершиной по праву первовосходителей назвала в честь старого названия Алма-Аты пиком Верный.
Под таким названием вершина и  была занесена в «Классификатор», а маршрут был назван, по контрфорсу северо-западной стены 5А категории сложности и высота вершины была оценена в 4850м.
Об этом мне любезно сообщил участник этого восхождения Евгений Карпов, им же был и нанесен этот маршрут на фото.

Ну, вот казалось и все ясно с вершиной: есть первовосходители, есть название, что еще? Но это время развала Советского Союза.
Советский альпинизм, достигший своего пика, как и страна, развалился на множество «измов». Резко сократилось число людей выезжающих в горы и что там говорить об очень удаленном районе, который представляет район пика Кызыл-Аскер.
Но изменилась страна, и изменились многие условия, в том числе и условия посещения горных районов. И вот туда, куда при Советском Союзе было не попасть и советским альпинистам, ведь это территория на границе с Китаем, запретная зона, не зря очевидно все три  казахстанские экспедиции 80-х годов  - это экспедиции СКА Казахстана, с середины 90-х годов прошлого столетия район начинают посещать иностранцы.
В августе 2002 года связка шотландских альпинистов Meanwhile Blair Fyffe и Neal Crampton совершила восхождение на пик Верный по длинному и сложному северному гребню, два дня затратив на подъем и примерно столько же на спуск. Сложность отдельных участков маршрута они оценили ED+.
В своем отчете альпинисты назвали вершину пиком Собор (Кафедральный пик), предположив, что первовосходителями из экспедиции К. Валиева?? она не была названа.
Отчет об экспедиции номинантов гранта имени Ника Эсткуорта, одного из членов знаменитой команды Криса Бонингтона, за 2002 год можно найти здесь

А 7 августа 2002 года из Бишкека стартовала экспедиция, в спортивный состав которой входили: Александр Ручкин, Михаил Михайлов, Виталий Акимов и Денис Мить.
Цель этой экспедиции была именно северо-западная стена пика Верный. Но этого названия никто из них не знал. Вершина для них все еще оставалась тянь-шаньской Пти-Дрю,  т.е. без названия, несмотря на близость Бишкека и Алма-Аты и постоянные встречи в горах и сотрудничество альпинистов представляющих два этих города.
Коварство района, а именно подъезда в полной мере испытали на себе  участники этой экспедиции. Машина неоднократно застревала в болотах, по-местному сазах, приходилось вызывать помощь.
В общем, даже не удалось дойти до стены. Обо всех злоключениях-приключениях экспедиции можно почитать здесь , впечатляет.

Осенью 2006 года у меня проснулась давно дремавшая идея посетить хребет Западный Кокшаал-Тоо. После консультации со Станиславом Ивановичем Шабуней, в смысле его предпочтений, решено было ехать в район пика Кызыл-Аскекр
. Самым главным привлекающим моментом были вертикальные бастионы горы слева от Кызыл-Аскера. Район пика Данкова неоднократно посещался подмосковными альпинистами и был достаточно неплохо изучен. А вот о районе пика Кызыл-Аскер известно было очень мало.
Перед Новым годом узнал, что Одинцов тоже собирается туда. Переписка с Мишей Михайловым принципиально нового ничего не принесла, не очень квалифицированный поиск в Интернете с моей стороны не помог найти отчет шотландцев, и мы приехали в район, имея на руках только фото из экспедиции Александра Ручкина.
По ней и нашли район. В этом районе еще до сих пор много непокоренных вершин, даже на Кызыл-Аскер Северный еще не ступала нога человека.
Но много непокоренных вершин каких-то, это одно, а когда есть вероятность того, что на такой очень красивой вершине еще никто не был, это другое. Это знаете ли, подстегивает.

Обойдя вершину с двух сторон, мы выяснили, что простых как говорят пешком, путей с ледника Кызыл-Аскер Восточный на вершину нет.
На северо-западной стене выделялся контрфорс, прямо как казалось снизу ведущий на вершину. Но после почти дня работы, пройдя всего несколько веревок с Николаем Головченко, мы приняли решение не лезть.
Темп продвижения как тогда нам казалось, был очень низким, не настраивались на это, и было очень холодно. Сильный ветер с долины просто пронизывал насквозь.
Что интересно, ветер, который в 2007 году еще после экспедиции у всех его участников казалось, свистел в ушах и в Минске, через два года дул реже, было теплее, но снег выпадал с завидной периодичностью, и периоды непогоды были больше.
Отступив со стены, мы не отступили от вершины. Было принято решение идти по длинному северному гребню. И примерно в графике шотландцев мы сходили на вершину, повторив их маршрут. Но мы тогда об этом не знали.
На спуске с вершины гребня я нашел скальный крюк, стоппер BD и на этом всем карабин Simond для продергивания. Я понял, что здесь были не наши люди. Наши люди вряд ли бы столько оставили, к тому же ниже попадались петли Beal.

Одинцов-Ручкин-Михайлов, которых мы ждали в конце августа 2007 года, с заброской долго не церемонились, доверив свою судьбу вертолету, опустились прямо на место базового лагеря 1988 года.
Так же бесцеремонно они взялись за гору, предварительно расспросив нас про спуск с нее. Но после дня работы принято было решение спускаться.
«Рельеф сложный, полок нет для ночевки, а платформы тоже нет и к тому же впереди большая гора (Кызыл-Аскер)», сказал Александр Одинцов. За чашкой чая немного поговорили о названии.
Я рассказал о найденных артефактах и предложил вершину назвать пиком Минск, так как тянь-шаньская Пти Дрю звучит как-то заискивающе пред Западом. Вот отсюда у горы появилось и еще одно название, следуя примерно известной логике: вам все равно, а нам приятно.

Через два года мы опять приехали в этот район. На этот раз я был уже более подкован в смысле знания района и истории его освоения. Признав пальму первенства за шотландцами, вершину сначала называл Кафедральный Собор. Красиво ведь и форма соответствует названию.
Но перед самым отъездом из Минска от Евгения Карпова, я получил письмо о восхождении 1988 года. На этом для меня вопрос был исчерпан: первовосходители на вершину команда Казахстана под руководством Владимира Тугалева в 1988 году и название вершины пик Верный.
Наша экспедиция получилась белорусско-российской. Минчане Стас Шабуня, Татьяна Фролова и я во второй раз приехали в район. Для Александра Малаховского и Александра Лукьянова вообще первый такой серьезный выезд. Россию представляли мой друг Николай Головченко, тоже приехавший во второй раз, его сын Митя, Сергей Нилов, Сергей Михайлов и наш врач Людмила Гайдукова.

2009 год был годом, когда вокруг Кызыл-Аскера, наблюдалась максимальная активность за всю историю освоения района: три альпинистских экспедиции и два туристских похода. Две экспедиции наша и поляков выбрала объектом для восхождения пик Верный.
Мы, в составе Николай Бандалет, Дмитрий Головченко, Александр Малаховский, Сергей Михайлов и Сергей Нилов удачно вписавшись в «окно», прошли новый маршрут по центру северо-западной стены, без лишних слов и сантиментов, не смотря на совсем не простой рельеф, все-таки выше ожидаемого.
Наше восхождение внесло два уточнения для пика Верного. Высота по навигатору GPS 5250м и в хорошую погоду четко было видно, что вершиной горы является снежный купол и  гора расположена в основном хребте между вершинами Неизвестный Солдат и Панфиловской Дивизии.
Два сильных поляка Михал Крол и Анджей Соколовски,  выбрали маршрут на гору по ледовым рекам слева по северо-западной стене.
«Мы пойдем с тяпками», так буквально сказал Анджей. До стены их всегда сопровождал фотограф Адам Кокот.
По словам ребят, им не хватило до гребня примерно 2 веревки, когда большой кусок льда попал Михалу в плечо, и он не смог продолжить восхождение.
В базовом лагере наш доктор Людмила, осмотрев плечо, назначила лечение и сказала, что о нагрузках некоторое время придется забыть. Ну а продолжительный период непогоды в конце августа, сделал свое дело и помог пику Верному взять трофей в виде четырех веревок и множества карабинов, оставленных на стене поляками.

Вот на этом пока и закончена история одной горы - пика Верный.
На гору совершено четыре восхождения и проложено три маршрута. Интересных линий можно пройти здесь еще не мало.

P.S. По дороге в Западный Кокшаал-Тоо, а именно начиная от пограничной заставы Кынды, на юг, в хорошую погоду видны заснеженные горы - это часть хребта Кокшаал-Тоо в точке слияния рек Ак-сай и Мюдюрум, где образованная ими река Кокшаал прорывает одноименный хребет, чтобы затеряться в песках пустыни Такла-Макан.
Над этими горами доминирует красивая двурогая вершина с крутыми стенами. «Тянь-шаньская Ушба!», со значением сказали нам и водитель и пограничники.

К сожалению, то ли завороженные красотой гор, то ли чем-то другим, мы почти не сделали хороших фото.
Только в архиве Николая Головченко нашлась единственная фотография с этих мест.
В 2009 году по дороге туда и обратно стояла плохая погода, и гор не было видно.  Интересно, может быть, кто что-нибудь знает об этой горе? Ее высота 4942 метра. Были ли вообще  альпинисты в тех местах? На Памире в хребте Зулумарт есть Памирская Ушба. Далее все из «Классификатора»: высота 5505 м, Михаил Хергиани, 1962 г.

www.hantengri.org

спасибо за материал!

Николай, спасибо за работу и этот очерк. К горе, о которой идёт речь в последнем абзаце, мы подбирались буквально вплотную в 2007-м году.