Автор: Сергей Игнатенко, Алматы

Пила (3976м. по Степановой В.И.) с Севера.
Холодное лето 1993г.

Смотрите по теме:

Маршруты Заилийского Алатау в районе Алматы - описания маршрутов на почти все вершины района.

Лето в тот год действительно было прохладным, большую его часть шли дожди. Временами температура опускалась всего до нескольких градусов выше ноля.
По какой-то причине мы в это лето очень часто посещали ущелье Алма-Арасан. Но наверное причиной этой был интерес к новому, который будоражил нас тогда. Последние звонки в школе и т.д.

В один прекрасный день, решаем, сидя на скамейке перед подъездом Темы, что нам надо совершить какой ни будь подвиг. Долго думать не пришлось, подвиг нас нашел тут же. Пила!

Нужно на неё влезть все таки, ведь уже гуляли по ее подножью на леднике ”инструментов” и облизывались ни один раз.
Со снаряги дома были вот такие волшебные штуки веревка 60м, два скальных крючка, два металлических карабина, одна морковка, два монтажных пояса, две тугие шерстяные шапки “петушок” вместо касок, ботинки кожаные ”вибрам” –одни.

Были молотки, правда один из них обыкновенный на веревочке. Еще было две напрочь больные головы, которые постоянно кружились. Впрочем, головы были еще куда не шло по сравнению с остальным.
Уже через какой-то день приготовлений мы собираемся на конечной остановке автобуса №93 маршрута, направлением автостанция Арман- санаторий Алма-Арасан. С нами группа поддержки, друг Коля и подружки. Рюкзаки тяжеленные, но тяжести особо не чувствовалось.
Пару часов хода, и вот это место, где стоял алюминиевый стол на пне с предыдущих походов и печка буржуйка, где хранили продукты, а вечерами пускали обильный дымоган из ее жерла, так для болды.

Это место чуть выше поляны Тэру, откуда буржуйку мы и приперли ранее.

Ни какого газа или примуса. Костер и только.

На следующий день отправляемся с Темой на гору. На первую нашу настоящую гору. Самостоятельность из ноздрей валит клубами пара.

Под маренным валом, что сваливается с покрытого ледника, под Пилой, встретили Россиян, которые тоже пытались куда-то залезть, и стояли там лагерем.
На том месте есть несколько полянок и небольшой ручей, но не каждый год.

Прижимаемся к подножью и начинаем в лоб подходить под разваленные стены. Дойдя до первого жандарма одеваем нашу мега снарягу.
По кулуару топать что-то не хотелось. Кулуары крутые а осыпи в них как “лифт”. К тому же подходя к гребню, кулуары резко становились круче.
Стали пользоваться скалами. Тема закалашматил аж оба крюка в одном месте. Пытались выйти на контрфорс. Лазание было очень даже выделительное.
Из-за структуры скал в этом месте казалось, что стоишь на крутой шиферной крыше и вот-вот провалишься или соскользнешь вниз.
Перед выходом на предвершинную башню уперлись в офигеную зеркальную стенку. Конечно она не большая, но нам тогда показалось просто не преодолимой.
А залитый льдом кулуар, по которому пытались выйти на гребень, очень мешал продолжить дело. Кошек у нас еще не было.

Пришлось приспуститься и перейти в соседний кулуар правей.

И в этом месте сюрприз. Кулуар переходит в плиту вершинной башни, которая покрыта натечным льдом, таким тоненьким стеклышком, да ко всему по нему сыпет без остановки, впрочем как и на всей Пиле.
И запах серы в этом месте постоянный.

Приспустились и нашли выход по плитам, щелям, каминам и внутренним углам на контрфорс.
Этот гребень так же имеет зеркальные плиты в его верхней части.

Пришлось обходить вновь.

Тема начал обходить жандарм справа и в одном прекрасном месте, супер вибрамы начали скользить так, что Тема только чудом зацепился за скальную стенку, а ножки по инерции мотылялись как качельки.
Мне же в этом месте стало совсем грустно в моих строительных “кроссовках”.

Еще немного и подошли к камину с пробкой. До камина добирались по середине ледового кулуара по вмерзшим камням.

В самом конце, когда до скал оставалось буквально пару метров, камни кончались, а лед был припорошен снегом. В этом месте была придумана русская рулетка!
Цепляясь всем чем можно мы вылезли под камин не с первого раза.

Потом камин Тему поимел и довольно долго. Но в конце концов пробку он обошел забив в склон и морковку.

И вот, когда мы были в метрах от вершины, нам предстояло наверное самое неприятное дело- пройти острый как бритва гребень коньковым способом метров около 10-15.
Как акробаты на канате только без палочки и странным образом передвигаясь.

Кирилл Барбашинов на Пиле.

Расслабили попки только в 6 часов вечера, спускаясь с перевала по снегу, а начинали движение вверх в 12 дня.

Первая гора и жуть сколько адреналина. Вечером долго не могли успокоиться и травили байки у костра о черном альпинисте, и прочие.

А когда вернулись домой Скопин Алексей Семенович –батя Артема, отчитал нас обоих по полной.

Бывалый горняк услышав рассказ отпрыска сперва дар речи потерял, ну а потом осерчал.

Собрал у Темы дома и назвал нас чудаками на другую букву.
И в наказанье нам пришлось что-то ему сдавать – узелки и прочее на скорость. Урок мы усвоили очень хорошо (еще бы!).

И вскоре отправились его применять на практике снова :-).