Горы мира > Австралия и Океания >

Трагедия на леднике Ирик
Любовь с первого срыва
Жаркое лето на Монблане
Альпинистская страховка – первый опыт общения со страховыми компаниями
Килиманджаро - 2002
“Дом Бога”
Эльбрус 2002
Рувензори - место, где живет луна
Дорога на Рас-Дашэн
Жизнь Танганьики

Среди участников программы «Семь вершин» давно ведется дискуссия, что считать высшей точкой Австралии и Океании? Одни считают, что это высшая точка Австралийского континента – пик Косцюшко (2228 м), другие, что Пирамида Карстендс (4884 м). Некоторые сторонники Пирамиды считают, ниже своего достоинства лезть на Косцюшко, так как это и не вершина, а так – холм, ничем не отличающийся от соседних. Оппоненты отвечают, что Пирамида Карстендс не имеет никакого отношения к Австралии и Океании, так как находится в Индонезии, и если бы не авторитет Месснера, который не хотел быть вторым в списке покорителей «семи вершин», то о ней никто бы и не вспомнил.

К чему спорить. Прислушаемся к совету Виталия Томчика и просто посмотрим на карту (рис.1).

Согласно карте граница Океании проходит по середине острова Папуа-Новая Гвинея - по государственной границе Индонезии. Так что Пирамида Карстендс действительно не имеет никакого отношения к Австралии и Океании. Но и не пик Косцюшко не является высшей точкой этой части света, а расположенный в государстве Папуа-Новая Гвинея (ПНГ) пик кайзера Вильгельма (пик Вильгельм – 4509 м ). А на нем, никто из стран постсоветского пространства еще не был.

Да, но Пирамида Карстендс и пик Вильгельм расположены на одном, хоть и очень большом острове. Ну и что? Эверест и Эльбрус тоже находятся на одном, ну очень большом острове под названием Евразия, но это не мешает располагать их в разных частях света.

Да и с границами вопрос сходный. Исторически сложилось, что граница Европы – граница христианского мира. Аналогичная ситуация и с Папуа. ПНГ, которая до 1975 года была колонией Австралийского Союза – типичная христианская страна, в отличие от соседней мусульманской Индонезии. С границей между Азией и Океанией здесь даже проще – она совпадает с государственной границей ПНГ и Индонезии. А вот граница между Европой и Азией проходит по территории России, более того, она не общепризнанна. Так западные европейцы проводят ее так, чтобы Эльбрус остался в Азии и высшей точкой Европы стал Монблан.

Так что ничего не поделаешь, для того чтобы подняться на высшую точку Австралии и Океании придется ехать в ПНГ.

Папуа не имеет своего посольства в России, да и вообще папуасских посольств в мире очень мало. Интересы Папуа в России представляет отдел в Австралийском посольстве, куда мы и сдали все необходимые документы для получения разрешения на въезд.

Через два месяца ожидания ответа, перспектива поездки стала совсем туманной. Пришлось принять нестандартные меры. Я разослал по всем найденным в Интернете адресам папуасских посольств в мире письма с просьбой посодействовать в решении проблемы получения разрешения на въезд команде федерации альпинизма России и приложил скан письма ФАР. Удалось получить только один ответ – от третьего посла посольства Папуа в Брюсселе. Послал ему электронные копии всех своих документов и, о чудо, через две недели получил разрешение на въезд.

Самым дешевым путем в Папуа оказался перелет по маршруту Москва – Дубаи – Брисбен, и далее, на самолете папуасской авиакомпании Эйр Наиргини, в Порт-Морсби.

Единой системы дорог, связывающей города страны, в Папуа нет. Приходится использовать местные самолеты.

Еще один перелет и мы выгружаемся в небольшом горном городке Маунт Хаген. Время похода мы выбрали не случайно, завтра в окрестностях города начнется ежегодный праздник местных племен, где можно посмотреть на папуасов в их самых праздничных нарядах.

Проникшись местной экзотикой, садимся утром на рейсовый автобус. Никакого расписания нет – маршрутка кружит по площади, а кондуктор зазывает народ.

Через два часа доехали до большой деревни Кундиава, где пересели на небольшой грузовичок, с открытым кузовом, и по сильно разбитой дороге стали подниматься в горы. Километров сорок, но ехали больше четырех часов, подсаживая по пути папуасов, так что к концу поездки свободного места в кузове совсем не осталось.

На ночлег остановились в деревне в папуасской хижине. Впечатляет. Крыша из пальмовых листьев, земляной пол, в центре большой комнаты прямо на земле разведен костер. Вытяжку тут еще не придумали, так что едкий дым заполнил все жилище. Мне с женой Ириной отвели лучшее место - угол, отгороженный циновкой. Практически отдельная комната. На стене – шкура недавно убитого поссума, сваленное на полу тряпье, в центре комнаты сидит крыса. Спать то, конечно, будем в спальниках, но неприятно, если ночью крыса будет бегать по лицу.

Утром за два часа дошли до деревни Кегусугу, откуда начинается тропа к базовому лагерю пика Вильгельма. Дальше путь идет по очень живописным джунглям. Шесть переходов по полчаса и мы выходим к хижине на берегу озера Пиндаунда (3500 м).

На восхождение выходим в час ночи. К счастью ночной ливень стих, но дождь еще моросит, все промокло, и ноги сильно скользят.

Быстро набираем высоту 4000 метров и затем долго траверсируем склон, обходя прижимы в верховьях реки. Выходим на перевал Кристофор Дональд мемориал плейс. Здесь установлена доска, сообщающая, что это место, где последний раз видели альпиниста Кристофора Дональда. Действительно, если, спускаясь с перевала пропустить поворот на траверс, то вылетишь на такие скалы, что в тумане можно и не вернуться.

Опять долго идем траверсом, теперь уже траверсируя противоположную сторону хребта. Через час подходим под скальную башню пика Вильгельма или Эндува комбукло, как называется эта вершина на языке местного племени вендеки. Скалы сильно разрушены, так что подъем не представляет сложностей. Под самой вершиной небольшая, четырехметровая скальная стенка, которая проходится без веревок, причем миниатюрные участники могут обойти ее по небольшому подземному(!) ходу. Еще одна гладкая трехметровая плита (на краю есть трещина, за которую можно цепляться) и вот первые россияне стоят на высшей точке стран Австралии и Океании. Да и с постсоветского пространства сюда еще никто не поднимался. Меряем высоту по GPS – 4530м.

Впереди еще поход через хребет Бисмарка и долгий спуск к морю, 150 километров по рекам ПНГ на каноэ, выдолбленном из цельного ствола дерева, выход к деревне Горенду, где в позапрошлом веке высадился Миклухо-Маклай и рассказы туземцев, которые из поколения в поколение передают легенды об этом «человеке с Луны». Но все это уже для других заметок. Да и о самом восхождении можно будет узнать подробнее из газеты «Вольный Ветер».

Небольшое заключение. Я не призываю к тому, чтобы аннулировать результаты участников выполнивших программу «Семь вершин», ведь получается, что никто в действительности на всех семи высших точках стран света не был, так как не поднимался на пик Вильгельм. По большому счету, все это условности и разные географы проводят границу по разному. Но вот задуматься о включении пика Вильгельм в данную программу, на мой взгляд, конечно стоит.

Спасибо за статью!

Очень познавательно и фотографии красочные! Спасибо за новые открытия, которых становится все меньше и меньше в этом мире! Всегда читаю Ваши статьи с интересом!

Поздравляю первопрохордцев!

"Вольный ветер" я все равно в Одессе не получу:-(( Так, что, Николай, пиши развернутый рассказ, не темни. А я, как Амундсен, развернулся и сходил на горку в Мьянме, очень рекомендую.

Присоединяюсь к поздравлениям ! Но...

Клуб 7 Вершин обязательно займется этим маршрутом. А теперь НО..... Кайзер, конечно, всегда "при чем", но в данном случае, есть другая версия. Цитирую себя: "Название Пик Вильгельма имеет только косвенное отношение к кайзеру, в честь которого когда-то называлась вершина Килиманджаро. Немецкий журналист Хуго Цёллер, исследователь этого горного района, в 1888 году решил назвать вершины открытой им горной гряды в честь горячо любимого канцлера Отто фон Бисмарка. Четыре вершины получили имя самого немецкого политика и троих его детей: Отто, Херберт, Мария и Вильгельм. При этом Цёллер был уверен, что высочайшей из них является пик Отто. Однако со временем оказалось, что пик сына выше, чем пик отца". Статья: http://www.risk.ru/users/ayelkov/2998/ Первоисточник простой: http://en.wikipedia.org/wiki/Mount_Wilhelm

Спасибо!

Спасибо Александр. Интересная версия. Могу привести еще версию местных жителей. Местный папуас мне рассказывал легенду о папуасе Вильгельме, котроый пас скот в тех горах... Что-то он там с матерью повздорил. ... Легенда длинная - я ее на видео даже записал - если нужно - могу дать для новой редакции вашей книги "Семь вершин мира". Вся статья очень большая - ее в двух номерах ВВ печатали. Не формат. Могу, Виталий, выслать ее по мейлу. И, если в Одессе есть НТВ ПЛЮС, то сейчас на канале "Русский экстрим" крутят мой фильм о восхождении. В новостной ленте на Маунте было расписание ...