Горы мира > Камчатка >

Автор: М. Чернявский, г. Москва

Отчет о горном походе 1 к.с. по Камчатке в июле-августе 2008 г.

ОТЧЕТ

О горном туристском походе

I категории сложности

по Камчатке

совершенной группой туристов г. Москвы горного клуба МГУ

в период с 26 июля по 17 августа 2008 года

Маршрутная книжка № 1/3-110

Руководитель группы Чернявский М.Ю.

т. 8-903-260-07-20, e-mail chern_m@mail.ru

Город Москва , 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.    Справочные сведения

1.1 Поход проведен горным клубом МГУ г. Москвы.

1.2 Место проведения: Россия. П-ов Камчатка. Район Налычевского национального парка, район вулканов Мутновский и Горелый.

1.3 Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

185 км

26.7 - 17.8 2008

1.4 Подробная нитка маршрута

г. Москва - г.Петропавловск-Камчатский - кальдера влк. Горелого - влк. Горелый - р.Освистанная - вдп. на р. Вулканной - влк. Мутновский - пер. Мутновский - Дачныег. источники - Мутновская ГеоТЭС - Вилючинские (Родниковые) г. источники - ист.р. Жировая - пос. Пиначево - пер. Пиначевский - кордон Семенова - Центральный кордон Налычевского парка - стоянка на р. Желтой - Таловские г. источники - Таловские г. источники - Центральный кордон Налычевского парка - Аагские нарзаны - р. Шумная - пер. Авачинский - влк. Авачинский - лагерь Авачинский - г. Елизово - г. Петропавловск-Камчатский - г. Москва

1.5 Определяющие препятствия маршрута

Кальдера в. Горелый - кальдера в. Мутновский

вулкан Мутновский 2322 м  магматические породы, снежник, тропа

Мутновский 825 м

магматические породы, снежник, тропа, дорога

в. Мутновский - ГеоТЭС

Авачинский 1268 м магматические породы, тропа

кордон Налычевского парка - лагерь Авачинский

Вулкан Авачинский 2741м

магматические породы, осыпные склоны, снежник, тропа

Радиальный выход

1.6  Маршрутная книжка № 1/3-110.

Руководитель Чернявский Михаил Юрьевич.

Телефон: 8-903-260-07-20, E - mail : chern_m @ mail . ru

2.1 Схема движения.

Первое кольцо

Второе кольцо.

2.2 График движения (Таблица дневных переходов)

№ дня

3,5

0,5

15 мин.

Простые снежные и осыпные склоны, тропа

Радиальный выход на вулкан Горелый

12,6

Простые снежные и осыпные склоны, тропа, вершина н/к

Кальдера вулкана Горелый - р. Освистанная - Склоны вулкана Мутновский

15,6

Простые снежные и осыпные склоны, тропа, лавовые поля, бр. н/к.

Радиальный выход на вулкан Мутновский

13.5

Простые снежные и осыпные склоны, тропа, вершина н/к

Склоны вулкана Мутновский -

пер. Мутновский - ГеоТэц - Вилючинские г. и.

18,6

7,5

Простые снежные и осыпные склоны, тропа дорога, перевал н/к.

Вилючинские гор. ист. - подход под пер. Тянуева

Осыпные склоны, тропа, стланик 2А

Переход к дороге

13,8

7,5

Простые снежные и осыпные склоны, лавовые поля

Выход на дорогу - пос. Пиначево - парк Налычево

10,7

5,5

Высокотравье, дорога, тропа

Кордон Семенова - приют Перевальный

7,5

Тропа, высокотравье (шеломайник), ручьи, заболоченные участки

Кордон Семенова - пер. Пиначевский - центральный кордон

9,5

Тропа, высокотравье (шеломайник), ручьи, заболоченные участки, брод н/к, перевал 1А

Радиальный выход на Таловские гор. источники

Тропа, высокотравье, легкопроходимый лес

Центральный кордон - Аагские нарзаны - р. Шумная

18,3

Тропа, высокотравье, легкопроходимый лес, вулканический пепел и шлак, брод н/к

Склоны вулкана Корякский

14,5

Тропа, лавовые поля, осыпные склоны, вулканический пепел и шлак

Перевал Авачинский

Тропа, осыпные и снежные склоны, вершина 1А

Турбаза Авачинская - Петропавловск

1,5

Тропа, осыпные склоны, лавовые поля

Петропавловск

Петропавловск - Москва

2.3 Техническое описание

27.07 Прилет в Петропавловск (1-й день)

Долетели нормально, сразу в аэропорту нас встретил водитель и отвез на квартиру. Вгороде купили газ и атлас с картами района. На рынке продается очень дешевая ивкусная красная рыба 35-40р/кг (для сравнения, арбузы 85 р/кг), купили ее ипожарили. Договорились с водителем, что утром заберет нас на маршрут. Часть народа пошла гулять по городу.

Вид на бухту
со смотровой площадки

28.07 Заброска на маршрут (2-й день)

Дорогу проложили уже почти до подножия Горелого, и в сухой сезон проехать на микроавтобусе можно без проблем. Так что в первый день прошли всего полкилометра до реки и поставили лагерь. После обеда времени оставалось до вечера много, и решили погулять по склонам Горелого. Встречается довольно много ручьев и периодически языки снежников.

Вид на Вилючинскую
сопку со склонов Горелого

29.07 Радиалка на вершину Горелого (3-й день)

Шли сначала по азимуту по лавовым полям, пересекая небольшие ручьи и снежники. При подходе вышли на набитую тропу, ведущую на вершину. Подъем занял 4 х.ч.Тропа огибает два кратера, на дне которых озера.  Пейзаж становится совсем лунным, очень сильный запах сероводорода. Видели вертолетную площадку. На обратном пути искупались в небольшом водопаде и долго фотографировали местных грызунов - тарбаганов. Погода солнечная, температура около 25 градусов.

Тропа на вулкан Горелый

Кратер вулкана Горелый

30.07 Подход под Мутновский (4-й день)

Изначально маршрут был намечен у подножия вулкана, но по опыту предыдущего дня решили идти траверсом по склону. Периодически попадались снежники, сыпухи и труднопроходимые лавовые поля, на которых скорость передвижения сильно падала, и нужно было внимательно следить, куда ставить ноги, чтобы не повредить их. К обеду спустились к реке Освистанная и перебродили ее. Глубина была не больше чем поколено. После брода шли по грунтовой дороге, на которой нам встретилась бытовка с туристами. Ночевку решили организовать ниже по ручью, вытекающему из снежника, в стороне от дороги, так как ближе к Мутновскому с ровными площадками проблема. Ходовое время - 10 часов. Вечером, гуляя после ужина по сопкам, поднялись к шикарному водопаду на реке Вулканной. В лучах заката зрелище потрясающее.

Не далеко от реки Освистанная

Вулкан Мутновский

31.07 Радиалка на вулкан Мутновский (5-й день)

После выходаиз лагеря сразу пошли к водопаду. В этом месте на поверхность выходят пласты рыжего грунта. От него ведет набитая туристская тропа. Так как мы вышли рано (около 7 утра), то народу никого еще не было. Тропа пересекает несколько снежников, иногда встречаются довольно крутые участки. Каждый поворот открывает все более фантастические зрелища. Отовсюду вырываются облака пара. Ручьи,  лужи и грунт самых фантастических расцветок. Многочисленные фумаролы скристаллизовавшейся серой, гейзер. На дне первого кратера озеро, на дне которого лед. Тропа, ведущая к перемычке между кратеров, становится совсем крутой, но вдоль нее висит веревка. Правда, она довольно ветхая, неизвестно, сколько еще выдержит. На обратном пути в лагерь встретили несколько групп туристов, не меньше 50 человек. Запах сероводорода стал уже почти привычным.

Водопад на реке Вулканной

Дорога на Мутновский

В перемычке между Кратерами
вулкана Мутновский

1.08 Переход на Вилючинские источники (6-й день)

Утром, выйдя в 8 утра, часа за 2 поднялись на перевал Мутновский. Явной тропы нет, шли по азимуту через снежники, луга и лавовые поля. Большое количество сусликов. За перевалом пейзаж разительно меняется. Почти сразу начинается грунтовка с встречающимися на ней грузовиками и тракторами, торчат какие-то трубы, железные пруты, валит пар. Жара и пыль настроения не поднимали. Вышли к ГеоТЭЦ: довольно уродливые строения, и очень шумные. Станция является режимным объектом, и въезд на ее территорию и дальше запрещен. Дальше идти по дороге настроения не было, и мы решили поймать попутку. Нашли такую, привезшую сюда туристов и согласившуюся подбросить нас часть пути обратно. Доехали до озера на развилке, там устроили обед и купания. После обеда полгруппы с самыми тяжелыми рюкзаками на еще одной попутке поехали до Вилючинских источников, а вторая половина за ними следом, почти налегке. Пейзаж опять сильно поменялся, - трава по пояс, цветы, речушки. И как дополнение к ним большое количество комаров и мошек. На базе нас почти сразу предупредили о бродячем медведе, чему мы не очень поверили, и как оказалось, зря. Вечером, искупавшись в источниках, мы его встретили на тропе, к счастью, без последствий. После ужина отнесли все продукты на базу, и заперли их в машине от медведя. Но не помогло. Ночью он пришел к нам в лагерь, разворошил посуду и съел клей из ремнабора.

ГеоТэц

Медведь

2.08 Подход под перевал Тенуева (7-й день)

После ночных приключений встали довольно поздно, часов в 9. Накануне выяснили дорогу, как нам подниматься у смотрителя базы. Но, видимо, не очень подробно, в какой-томомент потеряли тропу и завязли в стланике. Продираться в нем с рюкзаками даеще вверх по склону практически невозможно. Иногда встречались небольшие прогалины и склоны с сыпухой крутизной до 30 градусов. Поднялись на плато только к вечеру, жутко измотанные, пройдя каких-то 5 км. Коврики, привешенные сбоку рюкзаков, сильно подрались. Стоит отметить еще огромное количество мелких мошек. Не сильно кусачих, но все равно очень неприятных. Пройдя еще километра полтора, нашли ровное место для лагеря. Хорошо, что с ручьями проблем нет, они в изобилии стекают с ледников. Продукты на ночь завалили камнями, предвидя возможное посещение медведем, коего не произошло.

Стланик

Траверс сыпухи

3.08 Спуск к дороге (8-й день)

Продолжили путь к перевалу. Дорога пролегает через низкорослый стланик, в общем, довольно редкий и проходимый, и каменистые луга. Когда до перевала осталось 3 км и он был уже виден, решили его не брать. Ниже опять начинался густой стланик, и вернуться обратно мы могли уже не успеть. По азимуту двинулись в направлении дороги. Путь стал гораздо легче, попадающиеся заросли удавалось успешно обходить. Вечером остановились возле живописного водопадика, рядом с мелким озером, в двух километрах от дороги. На склонах попадалась голубика в большом количестве.

Спуск к дороге

Голубика

4.08 Дневка (9-й день)

По планам надо было устроить полудневку, а во второй половине дня дойти до места, где нас должна была забрать машина и отвезти на второе кольцо. Но погода испортилась. Дождь, туман, пронизывающий ветер. Идти никуда не захотелось. Весь день сидели в палатках.

5.08 Заезд на второе кольцо (10-й день)

Хотели встать в 5 утра и идти на встречу с машиной, но был такой ливень, что поднимать всю группу и собирать лагерь было почти нереально. Вдвоем отправились к месту встречи. Несмотря на размытую дорогу, машина доехала нормально, даже чуть раньше намеченного часа. С ней приехал наш восьмой участник и заброска. Доехали до места, ближайшего к нашему лагерю, собрали его и поехали на второе кольцо.

Второе кольцо началось от поселка Пиначево. Отметились в домике у смотрителя при входе в заповедник Налычево. По хорошей набитой тропе с отметками «WWS» прошли 8 км и встали на ночевку у ручья. Первый раз за весь поход у нас был костер.

Схема маршрутов
в парке Налычево

6.08 Подход под перевал Пиначевский (11-й день)

Продолжаем идти по тропе через высокие заросли шеломайника. Так как постоянно идет дождь, то все мокрые. Встречается много ручьев, через которые приходится перепрыгивать или бродить их. Набор высоты довольно плавный. Через 12 километров выходим к кордону Семенова и решаем там под навесом устроить обед. Лагерь поставили возле приюта  Перевальный. В домике нашли двуручную пилу, напилили дрова на костер. Дождь то затихает, то снова начинает идти. Довольно много комаров.

Тропа через стланик

7.08 Перевал Пиначевский (12-й день)

Перебродили р. Пиначевскую и стали вдоль нее подниматься на перевал. Крутизна примерно градусов 20, качество тропы ухудшается. Попадаются снежники, и тропа периодически теряется. После выполаживания тропа теряется окончательно. Дело осложняется тем, что  на нас опустилось облако и видимость не больше 30 метров. Идем по азимуту и GPS. На перевале сильный пронизывающий холодный ветер. Быстро делаем общую фотографию и сваливаем вниз. От перевала идет набитая тропа, и идти можно достаточно быстро. По тропе, пересекая много ручьев, доходим до центрального кордона. Оставляем группу отдыхать, вдвоем идем выяснять обстановку. Кордон представляет собой несколько домиков, в которых можно остановиться. В палатках рядом стоять нельзя, разрешают только на реке. Желтая в трех километрах за 150 р. с человека. Залазить в купальни тоже нельзя: аргументируют тем, что они только для персонала, а мы грязные. Мы можем воспользоваться только источниками в двух километрах от стоянки. Пришлось усталыми брести дальше. Нашли стоянку, быстро поужинали и легли спать.

Ущелье на подходе
к перевалу Пиначевский

Перевал Пиначевский

8.08 Дневка (13-й день)

По планам была радиалка на вулкан Дзендзур, но с утра шел сильный дождь. Подумали, что все равно ничего в такую погоду рассмотреть не удастся, и устроили дневку. Ходили купаться на горячие источники. Их три, самый горячий второй, он же и наиболее чистый. На лугах очень много голубики, паслись на ней, пока не встретили конкурентов - двух медвежат. Посетили еще одну местную достопримечательность - грифон Иванова. Поднялись к нему по ручью. Земля вокруг на несколько метров красно-рыжая, полностью выжженная. Сам грифон представляет собой воронку метров трех в диаметре, глубиной 200 метров, заполненную ярко-голубой газированной водой 80 градусов, в которой растворено полтаблицы Менделеева. Ходили на Бабье озеро - довольно романтичное лесное озеро, по дороге к нему был очень интересный мостик через реку из шатающихся дощечек.

Пасущийся медведь

Грифон Иванова

9.08 Радиалка на Таловские источники (14-й день)

По тропинке через лес, напоминающий Подмосковье, поднялись до Таловских источников, как нам сказал смотритель, лучших в Европе. Действительно, источники очень хорошие. Две раздевалки, бассейны с теплой водой и горячей, температура которой регулируется отодвиганием камня, загораживающим проток из ручья. И ледяной ручей, в который так приятно окунуться, напарившись. Смотритель угостил чаем и разрешил разжечь костер из заготовленных дров. Очень умилили надписи «С добрым утром, любимая» возле родника и «С облегченьем, любимая» в туалете. Вернулись вечером, очень довольные.

Таловские горячие источники

10.08 Аагские источники, р. Шумная (15-й день)

По тропе идем к источникам, их приближение становится понятно заранее по характерномузапаху. Пообедав и набрав воды, идем дальше по тропе. Попадаются места с абсолютно черным вулканическим пеплом, при спуске к реке опять появляется густая растительность. Выходим к водопаду, очень впечатляет. Немного не доходядо него, находим мост через реку и метров через 200 разбиваем лагерь на берегу. Много источников с минеральной водой, но она там несильно питьевая, и в реке тоже достаточно мутная. Пришлось ходить за водой на другой берег к ручью.

Поля вулканического пепла

Водопад на реке Шумная

11.08 Склоны вулкана Корякский (16-й день)

Поднялись на плато, где тропа быстро потерялась. Очень много вкусных ягод, группа на каждом привале пасется. При подходе к Корякскому ландшафт сильно испортился, постоянно приходится подниматься и спускаться по осыпным склонам. Местность сильно напоминает заброшенный карьер. Хотя, по описанию предыдущей группы, они шли по ровному снежнику. К обеду на нас опускаются тучи, и видимость падает до 10-12 метров.  Идти очень сложно: мокрые камни скользят под ногами, оптимальный маршрут не видно. Передвигаться возможно только по компасу и GPS. К вечеру, когда уже замаячила перспектива сидячей ночевки, удалось обнаружить место под 3 палатки на немного выполаживающемся склоне. Метрах в 100 в ущелье нашли ручей, стекающий следника. Перед сном на 10 минут тучи разошлись, и стала видна величественная и заснеженная вершина Корякской сопки.

На подходе к Корякской сопке

Склоны Корякской сопки

Стоянка на склоне Корякской сопки

12.08 Перевал Авачинский  (17-й день)

Утром опять идет дождь и сплошной туман. Продолжаем идти по азимуту по склону, то вверх, товниз. Сплошной туман, вулканический шлак и лавовые поля. За пару километров до перевала натыкаемся на тропу и идем по ней. Иногда на 5 минут облака разрывает и становятся немножко видны окрестности. Выходим на перевал, но точно определить, где он, невозможно. Явно выраженного перевального взлета нет, и местность довольно ровная. Останавливается там, где кажется, что начинается небольшой спуск. Решаем ставить лагерь. Немного в стороне, за холмом, рядом с ручьем разбиваем палетки. Если подняться на холм, становится возможным поймать сотовую связь.

В окрестностях
перевала Авачинский

13.08 Дневка (18-й день)

Ждем погоды, чтобы подняться на Авачинский вулкан. Иногда проглядывает небо, но в основном целый день идет дождь, и видимость не больше 20 метров. Гуляя по окрестностям, наткнулись на перевальный турик и сняли записку.

14.08 Радиалка на вулкан Авачинский (19-й день)

С утра ясное небо, быстро завтракаем собираемся и выходим. Тропа идет по лавовым полям. Крутизна иногда доходит до 30 градусов, иногда почти ровно. Попадаются участки с неприятной сыпухой. Часа через два погода портится, начинает накрапывать дождь. Возле домиков вулканологов встречаем группу местных. Дальше дорога разветвляется, но они все идут в одном направлении. Перед самой вершиной тропа становится серпантином, а в самом крутом месте можно придерживаться за провешенную веревку. На вершине видимость метр! Действительно в двух метрах вообще ничего не видно. На туман накладывается дым, валящий из многочисленных фумарол. Идем метров 100 направо и выходим к большому разлому, откуда пышет жаром и ядовитыми газами. Зато можно немного погреться. Спуск обратно в лагерь дался гораздо легче.

Вид со склонов
вулкана Авачинский

Вулкан Авачинский

15.08 Турбаза Авачинская, Петропавловск (20-й день)

Быстро по тропе спускаемся к турбазе, где ждем водителя, который нас возвращает в Петропавловск. Там нашли квартиру через объявления в газете. Когда звонишь хозяевам, нужно говорить, что вы группа туристов, уточняя, что не пьющая. Предложения достаточно сильно разнятся, торг уместен.

16.08 Петропавловск. Морская экскурсия (21-й день)

Гуляем по Петропавловску, едим красную рыбу и красную икру, закупаемся сувенирами. На полдня поплыли на катере в океан. Вечером поехали на дачу к родственникам одного из участников, попарились в бане.

В бухте

17.08 Петропавловск Москва. (22-й день)

Утром вызываем такси, которое отвозит нас в аэропорт, и благополучно возвращаемся в Москву.

3.    Полезная информация

3.1 Сайт, где можно скачать карты

3.2 Контакты

Галайда Максим - оказал большую помощь в подготовке похода

Сайт: http://aboutkamchatka.narod.ru

Тел.: +7 9622902298

E-mail: aboutkamchatka@mail.ru

Николай - владелец микроавтобуса, у него можно оставить заброску

Тел: 89619652554

Галина - хозяйка квартиры в Петропавловске

Тел: 8(4152)444420

Вертолет

Тел 8 909 892 1588
       8 902 464 1588

Ценник - согласно точки доставки в одну сторону, если по пути, действующий вертолетный.
В Кале с 1 июля - грузовик - 72 т.р час, пассажирский борт - 75.

3.3 Адреса спортивных магазинов

Название: Без-Тормозов!
Адрес: ул. Бохняка, 18 [АЗС или Обл. Библиотека, поворот налево перед катеджами]
Телефон: 23-48-41
Режим работы: пн-пт 10-20, сб-вс 10-18
Продают [летом / зимой]: всё для туризма: одежда, палатки, посуда, фонарики и.д. спортивная одежда, спортивные журналы / спортивные журналы, лыжи, все для лыж

Название: Спорт
Адрес: Проспект Победы, 83 [11 км, перед памятником (два корабля)]
Телефон: 5-38-41
Режим работы: пн-пт 10.30-18, сб 11-16, вс Х
Продают [летом /зимой]: спортивная форма, тренажёры, спортивные аксессуары, велосипеды, одежда / спортивная форма, тренажёры, спортивные аксессуары, одежда

Название: Старт
Адрес: ул. Владивостокская, 19 [4 км, слева от церкви (бывший кинотеатр)]
Телефон: 6-93-14
Режим работы: пн-пт , сб , вс
Продают [летом / зимой]: Велосипеды, спортивныйинвентарь, тренажёры, всё для туризма, принадлежности для рыбалки, лодки, одежа / Велосипеды, спортивный инвентарь, тренажёры, всё для туризма, принадлежности для рыбалки, лодки, одежа, лыжи и аксессуары

Название: Inter Спорт Plus
Адрес: ТЦ "Планета" [2 дверь слева от входа]
Телефон: -
Режим работы: пн-пт 10-20, сб-вс 11-18
Продают [летом / зимой]: спортивная одежда для мужчин и женщин, спорт-инвентарь / спортивная одежда для мужчин и женщин, спорт-инвентарь

Название: Kuba
Адрес: ул. Тельмана, 38 [5 км, напротив банка Камчатка], Старый галант на КП [под игровым клубом Партия]
Телефон: 266-880, 266-881 [5 км], 42-82-75 [КП]
Режим работы: 11-19 без выходных
Продают [летом / зимой]: велосипеды, запчасти, велоодежда, одежда, палатки, туристическая экипировка, очки / сноуборды, зимняя одежда, экипировка для альпинизма и туризма, очки, маски, журналы
Также работает Сервис по обслуживанию сноубордов и велосипедов и прокат оборудования для туризма (палатки, спальники), сноубордов, велосипедов.

3.4 Адреса книжных магазинов, где можно купить карту

"Юридическая и деловая литература"