Горы мира > Крым > мыс Айя

Автор: Стрельцов С., Севастополь

Маршрут "Ухановский".

м. Айя. «Затерянный мир». Стена с отм.501,6 м в восточном замыкании амфитеатра

А.Ляпун, С.Стрельцов, А.Быков, М.Плющенко – 1986 г.
С.Стрельцов – 2005 г.

Описание маршрута

• Пик с отметкой 501,6 м представляет собой смещенный по пластичным породам фрагмент яйлы. Ущелья, отчленяющие ее с Северо-Запада и Юго-Востока, выработаны по мощным тектоническим разломам.

• В процессе подвижек породы испытали разнообразные деформации. Этим объясняется исключительная камнепадность, а также обилие разнообразного вторичного заполнителя в трещинах и пустотах.
Даже под нависанием Вы обнаружите в полостях глину, песок, карстовый кальцит и т.п. Особенно опасно такое геологическое строение проявляется на отрезке R1 – R4.

• Надежным ориентиром для движения служит единственное лиственное дерево (фисташка) на R2.

• На траверсе от R1 вы встретите два необычных крюка-занозы (их длина – 220 мм). Если серьга с 1986 г. не ослабела, пользуйтесь.

• Выход от конца траверса на балкон под R2 осуществлялся без промежуточных точек страховки. Полки под зацепки глубокие, однако, на 10 см присыпаны песком. Внимательно! Хорошо бы вбить здесь пару «морковок»!

• Размещение R3 на небольшом удалении от R2 обусловлено затруднением со связью.

• Станция R4 на наклонных плитах правого борта Главного кулуара безопасна с точки зрения камнепадности.

• С Большой полки возможен экстренный уход на вершину по обоим гребням пика. С-Западный предпочтительней.

• Для спуска с вершины лучше перейти через седловину на плато. Северный кулуар для спуска в Затерянный Мир не пригоден по причине исключительной камнепадности!

• Маршрут пройден за два рабочих дня.

• Общее количество установленных точек на рельефе составило 40 – 50 единиц.

Примечание: местоположение стены отражено на обзорной фотографии района, в описании маршрута «Pourquoi pas?» – 2003 г.

Описание составил Стрельцов С. I с.р. Инструкторское удостоверение № 4187. Геолог I категории