Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Алтай >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Денис Осин, Москва

Поход 4 к.с. по Северо-Чуйскому хребту (Алтай)

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Вид туризма:
горный
Район:
Северо-Чуйский хребет (Алтай)
Категория сложности:
IV
Количество участников:
11
Сроки проведения:
27 июля - 16 августа 2008 г.
Продолжительность:
21 день
Протяженность:
общая - 169 км, в зачет - 151 км.
Суммарный набор высоты:
10630 м

Нитка маршрута:

А/л Актру - п. Купол (3556 м, 1Б, траверс) - в. Снежная (3714 м, рад., 2А) - р. Джело - пер. Джело (2Б) - р. Бол. Актру - а/л Актру (рад.) - оз. Голубое - п. Актру (4044 м, 2А, рад.) - пер. Маашей + п. Тамма (3760 м) + пер. Тамма (2Б, траверс) - лед. Маашей - пер. Надежда (2Б) - п. Маашей (4178 м, 2Б, рад.) - р. Прав. Карагем - пер. Абыл-Оюк (1Б) - пер. Мечта (2Б) - п. Мечта (3430 м, 2А, рад.) - пер. С. Туманный (2А) - пер. Зелинского (2Б) - оз. Шавлинское - р. Шабага - пер. Орой (н/к) - пос. Чибит.

Пройдено перевалов и вершин:

из них
13

2Б  - 6
2А - 4
1Б  - 2
н/к - 1
Максимальная высота:
4178 м (п. Маашей)


2. СОСТАВ ГРУППЫ


ФИОПоходный опытДолжность
Большакова
Галина Николаевна
4 ГУ (Фанские горы)
Вишневский
Юрий Викторович
3 ГУ (Сев. Тянь-Шань)
Вороненко
Дмитрий Викторович
2 ГУ (Кодар) хронометрист
Леонтьева
Елена Анатольевна
2 ГУ (С. Тянь-Шань)медик
Никифорова
Анна Владимировна
4 ГУ (Фанские горы)
Осин
Денис Валентинович
6 ГУ (Памир)
3 ГР (Кавказ)
руководитель, снаряженец
Осина
Мария Александровна
5 с эл. 6 ГУ (Кавказ)
2 ГР (Кавказ)
завхоз
Панов
Валентин Владимирович
4 ГУ (Ц. Тянь-Шань)
Фролов
Андрей Юрьевич
3 ГУ (Кавказ)
Шабалин
Дмитрий Григорьевич
6 ГУ (Памир)
2 ГР (С. Тянь-Шань)
Штаненков
Владимир Александрович
2 с эл. 4 ГУ (Фанские горы)реммастер

3.  ГРАФИК МАРШРУТА
ДеньДатаУчасток пути Расстояние
км
Набор
высоты
м
Макс.
высота
м
Высота
ночевки
м
Коментарии
026.07г. Барнаул - пос. Чибит (машина)    Ночевка в Чибите.
127.07пос. Чибит - а/л Актру (машина), а/л Актру - Зеленая гостиница4+72028202820Подъем по скально-осыпному кулуару крутизной 30-35°, перепад высот - 600 м.
228.07Траверс п. Купол (3556, 1Б) до пер. Кызылташ - в. Снежная (3716, 2А, рад.)6
3х2
+740
-200
±350
37143360Подъем на п. Купол по снежно-ледовому склону без трещин крутизной 20-25° (кошки). Спуск на пер. Кызылташ по пологому снежному склону и осыпи. Восх. на в. Снежная в связках  по сев. ребру через лед. Мал. Актру. Ледник  в верхней части закрытый. Ребро снежное, до 30° в верхней части, трещины. 
329.07спуск с пер. Кызылташ - р. Джело - цирк пер. Джело10-660
+540
33603240Спуск с пер. Кызылташ по осыпному кулуару крутизной до 30°, высота кулуара - 200-250 м. Тропа по п. берегу р. Талдура. Подъем на лед. Джело вдоль левого притока р. Джело. Стоянка на леднике под перевалом.
430.07пер. Джело (2Б) -  р. Бол. Актру - а/л Актру (рад.)5
5х2
+210
-980
-/+370
34502470Подъем на пер. Джело по скально-осыпному кулуару высотой 200 м и крутизной от 20-30° в нижней до 35-45° в верхней части. Камнеопасно. Каменная пробка в верхней части кулуара обходится по простым разрушенным скалам крутизной 40-45° справа по ходу. Спуск с перевала - 4х50 м перил по ледовому склону крутизной 40-55° до бергшрунда, далее по снегу в связках через две ступени простого ледопада до открытой части ледника. Спуск на морены вдоль левого борта левой ветви лед. П. Бол. Актру (короткие участки льда до 30°, кошки). Стоянка на галечниковых площадках на п. берегу реки Бол. Актру. Река переходится по ледовому мосту в 300-400 м ниже стоянки. Тропа в альплагерь по л. берегу.
531.07полудневка, подъем на оз. Голубое.3-70
+430
28302830Переход р. Бол. Актру по ледовому мосту, далее тропа.
61.08п. Актру (4044, 2А, рад.)6х2±121040442830 По ю-з ребру. Осыпь, разрушенные скалы (местами свободное лазание), и 5 веревок по льду до 45° в верхней части.
72.08подъем на пер. Маашей.5+83036603660 Снежный склон крутизной до 20°, в верхней части - бергшрунд, на плато перевала - закрытые трещины. Стоянка на осыпных площадках на седловине
83.08траверс  п. Тамма (3670)  до  пер. Тамма -
спуск на лед. Маашей (2Б)
6+100
-1120
37602640 Подъем на п. Тамма  в связках по снежно ледовому гребню, у самой вершины - 20 м перил через трещины в обход карнизов с юга. Спуск по разрушенным скалам крутизной до 20-30° (отдельные короткие участки до 45°), затем ледовый склон 50 м, 30°, 1 веревка перил. Определяющий участок - спуск с пер. Тамма через ледопад на лед. Л. Маашей (6.5 веревок перил по льду).  Стоянка под языком лед. Л.Маашей.
94.08подход под пер. Надежда, полудневка6-240
+240
26402640 Вверх от лед. Маашей - тропа. Стоянка в кармане правобережной морены.
105.08подъем на пер. Надежда (2Б) - гребень п. Маашей.4+86035003500 По скально-осыпному контрфорсу (местами свободное лазание), затем по ледовому склону 40-45° (4 веревки) и снежной подушке траверсом (1 веревка) на гребень. Стоянка на осыпных площадках между пер. Надежда и пер. Маашей-Абыл-Оюк.
116.08п. Маашей (4178, 2Б, рад.)2х2±68041783500 Перила или одновременная страховка через ледобур почти вдоль всего ребра от пер. Маашей-Абыл-Оюк.
127.08пер. Надежда - р. П. Карагем, полудневка5-96035002540 Спуск с с гребня на седловину перевала - 1 веревка по льду до 40°. Спуск по простому осыпному кулуару.  Стоянка у слияния П. Карагема с ручьем из-под пер. Абыл-Оюк.
138.08пер. Абыл-Оюк (1Б), полудневка 5+680
-360
32202860 Перевал осыпной с обеих сторон. Стоянка на леднике под пер. Мечта.
149.08пер. Мечта (2Б) - п. Мечта (3430, 2А, рад.)   2
2х1
+430
±230
35303300Перевальный взлет ледовый, 5.5 веревок по льду 30-50°. Восхождение по западному гребню, 2 веревки перил при выходе на гребень с перевала (лед до 45°), скальная стенка при спуске с жандарма (перила 6 м). Ночевка на перевале.
1510.08спуск с пер. Мечта - подход под пер. С. Туманный11-1100
+470
33002670Спуск с пер. Мечта - 5 веревок в скально осыпном кулуаре, камнеопасно. 
1611.08пер. С. Туманный (2А) - пер. Зелинского (2Б)  - лед. Зелинского.7+530
-200
+380
-200
33803180 Пер. Туманный - 3 веревки по льду 30-40° с каждой стороны. Подъем на пер. Зелинского по осыпному кулуару. Спуск с восточной седловины по льду (30-40°) с выходом на контрфорс, 2.5 веревки. Ночевка в цирке перевала выше ледопада.
1712.08дневка            3180 Вынужденная отсидка в непогоду
1813.08ледопад на лед. Зелинского - оз. Шавлинское11-120031801980   Одновременная страховка через ледобур (4 точки страховки) и 1 веревка перил в ледопаде.
1914.08полудневка, спуск до слияния р. Шавла и р. Шабага12-38019801600 Тропа.
2015.08р. Шабага - пер. Орой (н/к) - руч. Орой24+630
-830
22301400 Тропа.
2116.08спуск в пос. Чибит, отъезд в г. Барнаул (машина)8-2701400   Тропа, переходящая в дорогу.
 

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
     "Правый" и "левый" всегда означают "орографически правый" и "орографически левый", если явно не указано обратное.  Высоты указаны по карте 1:50000, которая в большинстве случаев совпадала с показаниями GPS. Километраж измерен по карте 1:50000 с коэффициентом 1.1-1.2, в зависимости от характера рельефа. Время на всех участках указано чистое (без учета привалов), от общего старта до финиша всех участников группы.

     Техническая работа была распределена между всеми участниками группы. Поэтому ходовое время на технических участках следует воспринимать как весьма примерное, т.к. оно сильно зависило от технической и физической подготовки лидера. Кроме того, в некоторых местах для ускорения подъема или спуска параллельно вешались 2 перильные веревки. Группа использовала веревки длиной 50 м.

4.1. Подъезды и отъезды


    Заброска в район Северо-Чуйского хребта из Бийска или Барнаула осуществляется по Чуйскому тракту. Возможны два варианта: воспользоваться общественным транспортом  либо услугами коммерческих перевозчиков.

     Единственное преимущество первого варианта - относительная дешевизна. Заезд возможен только в населенные пункты, расположеные вдоль Чуйского тракта, с пересадкой в Горно-Алтайске. Автобусы до Кош-Агача и Акташа выходят  из Горно-Алтайска рано утром и приезжают в пункт назначения вечером. По дороге водитель обычно делает несколько долгих остановок, в том числе на обед. В последние годы рейсы Горно-Алтайск - Кош-Агач и Горно-Алтайск - Акташ осуществляются на микроавтобусах "Газель", так что нет никакой гарантии, что большая группа туристов вообще влезет в автобус. Информацию можно получить на автовокзалах в Бийске, тел. (3854) 24-48-50, 24-48-51, и Горно-Алтайске (222) 2-24-57.

     В 2008 году рынок коммерческих транспортных услуг для туристов был в значительной степени монополизирован фирмой "БиАлТур" (она же "БийскАлтайТур", орфография оригинала сохранена), что, конечно, отрицательно сказалось как на качестве услуг, так и на уровне цен. Контактная информация доступна на сайте www.bialtur.biysk.ru.  Мы заранее связались по e-mail с директором фирмы Замчаловым Иваном Юрьевичем (ivan@mail.biysk.ru) и договорились о встрече в аэропорту Барнаула. Нам была обещана газель с прицепом до Акташа по поводу же  заезда в а/л "Актру" было сказано, что в Акташе нас пересадят на другую машину, принадлежащую либо "БиАлТуру", либо одному из местных предпринимателей с которыми у "БиАлТура" "есть контакты".  Последнее, как оказалось, означает, что вас снабдят телефоном человека из Акташа, по которому вы может быть сможете дозвониться и договориться о дальнейшей заброске. А если не сможете, то это будут ваши проблемы и помощи в их решении от "БиАлТура" ждать не следует.

     Прилетев в Барнаул рано утром, мы были несколько обескуражены отсутствием обещаной нам встречи с табличкой у здания аэропорта. После получасовых поисков и распросов, нам удалось-таки отыскать нашу машину с мирно дрыхнувшим в кабине водителем. Кое-как распихав его, уговариваем подъехать к выходу из аэропорта. Грузимся и уезжаем в Бийск, где обедаем и расплачиваемся с фирмой. После обеда довольно бодро доезжаем до Семинского перевала, на котором наша "Газель" благополучно ломается. К счастью, неподалеку от перевала оказывается другой микроавтобус "БиАлТура" и уже через час с небольшим мы перегружаемся и едем дальше.

     К вечеру подъезжаем к Чибиту. В течение всего дня пытаемся дозвониться до водителя, который по версии "БиАлТура" должен везти нас дальше, но его телефон не отвечает.  Звонок в "БиАлТур" ничего не дает, они предлагают ночевать в Чибите и пытаться дозвониться до водителя на следующий день. После непродолжительных поисков находим гостиницу между Чибитом и Акташем, где и останавливаемся на ночь. Утром дозвониться до водителя так и не удается, но на наше счастье мы замечаем стоящую неподалеку вахтовку и договариваемся с ее водителем. В результате в час дня мы высаживаемся в а/л "Актру" на левом берегу р. Бол. Актру.

     Из Чибита в Барнаул мы выезжали на заранее заказанном микроавтобусе той же фирмы.

     Расценки на 2008 год:

     переезд Барнаул - Акташ (Чибит - Барнаул), газель с прицепом, - 14.000 р.

     переезд Акташ - а/л "Актру", вахтовка, ГАЗ-66 - 8.500 р.


     В принципе, при удачном раскладе заехать в а/л "Актру" из Барнаула можно и за один день, если выезжать рано утром и заранее договориться о транспорте из Акташа или Курая непосредственно с водителем.  В нашем случае переезд занял 1.5 дня. 

4.2. Аклиматизационное кольцо

День 1, 27 июля.  А/л "Актру" - Зеленая гостиница.

Чистое ходовое время - 2:40.
Километраж - 4 км.
Суммарный набор/сброс высоты - +720 м.

     Алтай встречает нас необычно хорошей погодой, которая, за исключением нескольких дней, продержится весь поход. Оставив заброску в альплагере, выходим в 14:30. За 5 мин. доходим от места высадки до моста через Р. Бол. Актру. Отсюда по правому берегу начинается хорошая тропа, идущая вверх по течению мимо домиков альплагеря. Через некоторое время тропа отходит от реки, а затем выходит на моренный вал. В этом месте поворачиваем в первый кулуар слева по ходу. От моста до поворота в кулуар - 25 мин.

     Кулуар сначала широкий, в верхней части сильно сужается. Нижняя и средняя части кулуара покрыты среднего размера осыпью, верхняя - скально-осыпная. Средняя крутизна - 30-35°, перепад высот - около 600 м. Надев каски, начинаем подъем по хорошо заметной тропе, набитой многими поколениями туристов. Кулуар довольно камнеопасен, поэтому стараемся идти  компактной группой. В верхней части кулуара тропа уходит на скалы слева по ходу и вскоре выводит на покрытую травой местами заболоченую поляну. Это - Зеленая гостиница, традиционное место стоянки туристов и альпинистов при совершении восхождений в верховьях лед. Мал. Актру. Высота - 2820 м. Без труда находим удобное сухое место и в 18:00 останавливаемся на ночлег.


Фото 1. Зеленая гостиница.

День 2, 28 июля.  Зеленая гостиница - траверс п. Купол (3556 м, 1Б) до пер. Кызылташ (3360 м) - в. Снежная (3716 м, 2А, рад.)

Чистое ходовое время - 6:35.
Километраж - 12 км (в зачет - 9 км).
Суммарный набор/сброс высоты - +1090/-550 м.

     С утра ясно, выходим в 5:55.  От лагеря тропа поднимается вверх вдоль ручья (Фото 1), стекающего на запад с пер. Тете - широкого плато на северном склоне п. Купол.  Немного не доходя до перевала, тропа поворачивает вправо по ходу, поднимается по осыпи, и выводит на пологий северный склон п. Купол. В этом месте есть вода и неплохие места для стоянки. Время от места ночевки - 25 мин.

     Далее тропа идет на юг, пересекает несколько небольших моренных валов, и через 5 мин. подходит к языку ледника, стекающего с п. Купол. Язык довольно пологий, но идти проще по осыпному склону сплева по ходу.  Еще через 45 мин. осыпь кончается и приходится выходить на ледник. Склон крутизной до 15-20° покрыт неглубоким снегом. Ранним утром снег еще жесткий, поэтому одеваем кошки. За 1 ч по леднику выходим на вершинное плато покрытое осыпью и причудливо стоящими каменными глыбами. Тур хорошо заметен, в нем - множество записок, некоторые из коротых авторы просят не снимать до определенного времени. Снимаем записку группы альпинистов учебно-тренировочных сборов МЧС РФ.  С вершины открываются прекрасные виды на близлежащие хребты.

     Отдыхаем, фотографируемся, и начинаем спускаться на запад в сторону пер. Кызылташ. Спуск проходит по некрутым снежно-ледовым и осыпным склонам (фото 2) и занимает около 30 мин. Перевал представляет из себя небольшое плато, покрытое рыжей осыпью. Стоять можно почти в любом месте,  вода есть у снежной стенки в западной части седловины. Ставим лагерь и обедаем.

     В 11:30 начинаем радиальный выход на в. Снежная. От стоянки доходим до северо-западного края перевального плато, одеваем кошки и в связках по снежно-ледовому склону крутизной 20-25° с закрытими трещинами спускаемся в верхнюю камеру лед. Мал. Актру. Пересекаем ледник с востока на запад, по направлению к северному ребру в. Снежная (фото 3). Ледник сначала открытый, немногочисленные трещины легко обходятся. Но вскоре появляется снег и у основания ребра ледник полностью закрывается.

    Ребро снежное (фото 3,5), в верхней части - глубокая тропежка. Крутизна от 10-15° в нижней части до 30° на предвершинном взлете.  В верхней трети хорошо заметны несколько трещин, которые обходятся справа по ходу. Начинает сказываться высота и становится понятно, что подъем на вершину - тяжелый труд. Выход изначально задумывался как акклиматизационно-факультативный, поэтому трое участников решают отказаться от восхождения и возвращаются в лагерь. Остальная группа в связках с частой сменой лидера (тропежка) поднимается на вершину.  Время подъема от лагеря  - 2:20.

     Вершина - пологий снежный купол, тур отсутствует и сложить его не из чего. Усилия затраченные на подъем отчасти компенсируются прекрасными видами (впрочем, с п. Купол виды были немногим хуже). Фотографируемся на фоне п. Актру (фото 4) и начинаем спуск по пути подъема. Время спуска с вершины - 1:20.  К 16:30 группа собирается в лагере на пер. Кызылташ.

     По нашему мнению, официальная категория сложности восхождения на в. Снежная несколько завышена. Реальная сложность восхождения с пер. Кызылташ (как и от Зеленой гостиницы) - 1Б.


Фото 2. Вид на п. Купол с пер. Кызылташ.

Фото 3. Путь подъема на в. Снежная.

Фото 4. На в. Снежная на фоне п. Актру.

Фото 5. Спуск по сев. ребру в. Снежная.

День 3, 29 июля. Пер. Кызылташ - спуск в долину р. Джело - подход под пер. Джело.

Чистое ходовое время - 3:30.
Километраж - 10 км.
Суммарный набор/сброс высоты - +450/-610 м. 

     Утром погода ясная, выходим в 6:00. Спуск с перевала на юг начинается осыпным кулуаром крутизной до 30-35° с перепадом высот около 200м. Умеренно камнеопасно, идем в касках. В нижней части кулуар выполаживается и превращается в скально осыпной каньон, обрывающийся красивым водопадом (фото 6). Водопад обходится по тропе справа по ходу. Спуск до этого места с перевала занимает около 30 мин.

     После водопада долина постепенно расширяется (фото 7). Тропа идет по правому берегу вдоль ручья, а вскоре после слияния с восточным истоком р. Тураоюк (50 мин. от водопада) уходит от реки вправо, обходя каньон в нижнем течении Тураоюка перед впадением в р. Джело. Спускаться вниз до р. Джело (т.е. примерно до высоты 2500 м), а потом снова подниматься наверх нам не очень хочется, поэтому мы решаем пересечь невысокий хребтик с пологими травянистыми склонами, отделяющий р. Тураоюк от верховьев р. Джело на высоте около 2750 м.

     Идея оказывается удачной и через 30 мин. мы выходим к левому истоку р. Джело, текущему в симпатичном каньончике. Пройдя вдоль него еще 10 мин., подходим к  основанию крутого моренного вала, за которым просматривается выход на ледник Джело у левого борта долины. У основания моренного вала - прекрасные места для стоянки на каменистых и травяных площадках, защищенных мореной от холодного ветра с ледника. По плану мы должны сегодня подойти к взлету пер. Джело, до которого уже совсем близко. Поэтому решаем устроить большой привал и в течение 3 часов обедаем, сушимся и принимаем солнечные ванны.

     В 12:00 выходим. За 25 мин. в лоб поднимаемся по конгломератно-осыпному склону на моренный вал и подходим к леднику. Выход на ледник удобный и пологий. Отсюда уже виден пер. Джело, и вид этот нас совсем не радует (фото 8). Снега в кулуаре почти нет и выглядит он весьма неприветливо. За 1:05 по леднику подходим под перевальный взлет. Ледник открытый, трещины легко обходятся. В 13:40 встаем на ночевку на небольшом возвышении вне досягаемости камнепадов с окружающих нас стен. Высота - около 3240 м.

     До вечера наблюдаем за взлетом пер. Джело и соседними кулуарами. Несколько раз слышим звук камнепадов, но в нашем кулуаре вроде ничего не летит. Это немного обнадеживает. Завтра - трудный день, поэтому рано ложимся спать.
       

Фото 6. Водопад на спуске с пер. Кызылташ

Фото 7. Пер. Кызылташ с юга

Фото 8. Пер. Джело с лед. Джело

Фото 9. Путь подъема на пер. Джело

День 4, 30 июля. Пер. Джело (2Б, 3450) - р. Бол. Актру. 

Чистое ходовое время - 8:20.
Километраж - 15 км (в зачет - 10 км)..
Суммарный набор/сброс высоты - +580/-1350 м.

     Подъем на пер. Джело с юга проходит по скально-осыпному кулуару крутизной от 20-25° в нижней до 35-40° в верхней части кулуара (короткие скальные участки в верхней части имеют крутизну до 45°). Перепад высот - около 200 м. Дно кулуара покрыто живой осыпью, лежащей на разрушенных скалах. При прохождении необходима максимальняя осторожность. Однако из-за почти полного отсутсвия снега и льда на стенах и в самом кулуаре вероятность спонтанных камнепадов довольно мала: за весь вечер предыдущего дня мы не наблюдали ни одного. Тем не менее, начинать подъем лучше по более короткому и менее камнеопасному кулуару правее по ходу (фото 9), который отделен от основного небольшой перемычкой и скальным останцем.

     Утром погода ясная, выходим в 5:55.  За 10 мин. подходим к началу кулуара и начинаем подъем. Из-за высокой камнеопаности подниматься приходится очень плотной группой, что для 11 человек непросто и сильно замедляет движение. За 55 мин. поднимаемся до скальной перемычки, отделяющей наш кулуар от основного. На перемычке - удобное и безопасное место для отдыха.

     От перемычки спускаемся в основной кулуар и траверсом небольшого снежника подходим под разрушенные скалы левого борта. В нескольких десятках метров выше подъем преграждает огромная каменная пробка, и путь непосредственно под ней кажется не слишком привлекательным. Поэтому решаем обойти этот участок по скалам справа по ходу (фото 10). Скальный участок имеет протяженность около 30 м и достаточно прост мы проходим его свободным лазанием, хотя для менее подготовленной группы может потребоваться провешивание перил. Обойдя пробку, возвращаемся в кулуар. Подъем отсюда до перевальной седловины не представляет сложности. Общее время подъема от перемычки - 40 мин.

     В 8:05 выходим на перевал.  На перевальной седловине (фото 11) - небольшая мульда, отделенная от южного склона снежно-ледовой стенкой высотой 2-3 м. В случае необходимости здесь можно устроиться на ночевку. Тур находится на скалах в западной части седловины. Снимаем записку группы туристов из Северодвинска под руководством Я. Дьячкова от 19.06.2006.

     Перевальный взлет с северной стороны имеет высоту около 200 м, в нижней трети подрезан бергшрундом.  Верхняя часть склона ледовая, крутизной до 50-55° после бергшрунда склон становится снежным и выполаживается. Спуск с перевала обычно рекомендуется начинать с гребня в 100-150 м к западу от седловины, что позволяет пересечь бергшрунд в наиболее удобном месте. Однако в наших условиях это небезопасно, т.к. на этом пути отчетливо видны следы камней, летящих со скал к западу от седловины. После непродолжительной разведки одеваем кошки и начинаем спуск. Первую  веревку вешаем вертикально вниз прямо от западного края мульды. Вторую и третью веревки вешаем с небольшим уходом вправо по ходу, где бергшрунд кажется меньше. Четвертую веревку вешаем через бергшрунд, который сверху вниз переходится в наших условиях без особых проблем (фото 12, 13). От бергшрунда с ледорубами по лавинным выносам спускаемся в перевальный цирк, и наблюдаем как команда девушек бодро снимает веревки с помощью бура-самосброса. На 3-й веревке зрелище становится интересным: с первого раза бур не выкручивается и последнему приходится возвращаться наверх с нижней страховкой, однако дальше все проходит без эксцессов. Весь спуск до подножия взлета занимает 2:20.

     Отсюда начинается закрытый ледник, несколькими ступенями падающий в долину р. Б. Актру. Первую короткую зону трещин обходим в связках у правого борта. Затем пересекаем ледник и проходим следующую ступень слева с последующим выходом в центр ледника (возможен также обход справа под самой стеной, но в наших условиях он камнеопасен). Эта часть пути достаточно проста и легко распутывается сходу (фото 14). Однако нижняя часть нашей (правой) ветви ледника представляет собой достаточно сложный ледопад, поэтому традиционным является путь спуска по левой ветви севернее разделительной скальной в. 3042 м (фото 15). Здесь обычно спускаются вдоль правого борта ледника, а затем вдоль правого истока р. Бол. Актру. Мы же выбираем путь вдоль левого борта, пытаясь сократить путь до тропы на оз. Голубое, идущей по левому берегу левого истока р. Бол. Актру. Ледник открытый, трещины легко обходятся и мы вскоре выходим на вал левой морены, где можно, наконец, снять кошки. Спуск до этого места от перевального цирка занимает 1 ч. Еще через 10 мин. моренный вал приводит на небольшое плато, где мы устраиваем обед. 
     
     Плато сильно изрезано ручьями и ограничено с востока небольшим холмом. Проведенная во время обеда разведка показывает, что справа от холма плато обрывается в сторону правого истока р. Бол. Актру высокими и крутыми конгломератными склонами. Слева же по пологому каменистому склону можно спуститься к левому истоку р. Бол. Актру.  Здесь река прорезает бараньи лбы под языком лед. Бол. Актру красивым водопадом и затем разливается. Спуск к разливу занимает 15 мин. На травянистом правом берегу и гальке есть удобные места для стоянки, где мы и останавливаемся на ночлег в 15:00.

     Поставив палатки и отдохнув, в 16:30 выходим за заброской. Тропа, соединяющая альплагерь "Актру" с оз. Голубое идет по противоположному (левому) берегу реки. Брод через реку во второй половине дня невозможен, поэтому мы спускаемся чуть ниже, где река переходится по морене, лежащей на огромном ледовому мосту. От моста по простым конгломератно-осыпным склонам выходим на хорошо набитую тропу. До альплагеря отсюда около 4 км.  Взяв заброску, возвращаемся назад в 20:15.
       

Фото 10. Обход каменной пробки

Фото 11. На пер. Джело.

Фото 12. Спуск с перевального взлета

Фото 13. На станции под бергшрундом

Фото 14. Северный цирк перевала

Фото 15. Спуск с пер. Джело
(вид из Зеленой гостиницы)
4.3. Линейная часть

День 5, 31 июля. Полудневка, подъем на оз. Голубое.

Чистое ходовое время - 1:40.
Километраж - 3 км.
Суммарный набор/сброс высоты - +430/-70 м.

     Погода опять солнечная. Отдыхаем, гуляем по окрестностям, делим продукты и играем в преферанс. Переждав жару, выходим в 16:20. Спускаемся к ледовому мосту через левый исток р. Бол. Актру по вчерашнему пути, переходим реку и, поднявшись на вал левобережной морены, выходим на тропу. Подъем по тропе до озера сложности не представляет. Встаем на ночевку у озера в 18:30.

Продолжение следует >>>


Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:

Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100