Горы мира > Крым > Морчека

Автор: Иван Ершов, Москва

Маршрут "Вариант" 6+ к. тр. (г. Морчека, ноябрь 1986 г. И. Ершов)

Другие публикации автора:

Крым 2005 Май-Июнь. (Крым 38)
Некоторые методы использования стандартного скального снаряжения
Техника"Соло"
Восхождения на стены в горах Крыма. Cентябрь - октябрь 1987.
Крым 82 май

Со стоянок под стеной (в мульде) пройти по тропинке под правую часть стены г. Морчека. Маршрут начинается правее двух характерных сосен, правая из которых своей верхушкой касается стены. Примерно метров 10 правее второй сосны. С наклонной полки (плита) прямо вверх к шлямбуру (ИТО), далее вверх и чуть влево по слепой трещине такой характерней "пилястры", только на ИТО, крайне внимательно, блоки крючьев, конструкции типа стоппер + крюк, стоппера небольшого размера. Угол нависания на этом участке маршрута примерно 40 градусов.

Примерно посередине «пилястры» - камень, аккуратно, за него мож­но заложить маленький стоппер. Метров через 12 от начала маршрута "пил­ястра" заканчивается небольшими откольчиками, здесь шлямбур -8*20, в трещины откольчика можно положить стоппера средних размеров. Прямо вверх по прерывистой трещине (закладочки, крючья, ИТО), метров через 5 - перегиб, дальше маршрут идёт по вертикальной плите. Ориенти­руясь на мои замятые шлямбура ( 1986 г ., пролезается без них - повтор май 1990 г .), чуть влево в основание слепой щели. Требуется умение организовать промежуточные точки страховки в раковинах - крюк + стоппер. По щели прямо вверх, в конце забит верт. крюк "ВЦСПС", отог­нутый к скале. От крюка на скайгуках по дырочкам перейти влево и чуть вниз под характерный "козырёк" (его хорошо видно с земли), здесь целе­сообразно организовать пункт страховки, рядом со шлямбуром - капитальная раковина (блок толстых твёрдых швеллеров, либо "швеллер + стоппер") От начала маршрута получится 30 м .

Неплохо иметь с собой платформу, иначе напарник будет скучать - висеть в беседке. Страверсировать влево на скайгуках (по дырочкам) на следующую щель, вверх по щели на ИТО, в конце щели уйти вправо - вверх на скайгуках в основание коротенькой трещины, после этой тре­щины переход влево - вверх на скайгуках по дырочкам на щель, которая приведёт к такому небольшому откольчику, тут, наконец, несколько выполаживает, по трещине с травкой в левую часть "приступки", заросшей травой. По приступке траверс вправо практически по горизонтали метров пять на полочку возле большого откола. Я лез на скайгуках (было крайне сыро), можно без проблем пройти свободным лазанием.

По левой части откола вверх, тут полка, дальше маршрут совпадает с одним из вариантов "Правой" шестёрки, вверх по очевидному пути, минуя полку, хорошая трещина выведет на наклонную полочку с системой горизонтальных щелей - трещин, здесь обычно имеются какие-нибудь старые крючья, лучше, конечно, забить свои. Верёвка (от "козырька") составит примерно 45 м . Здесь ход "Вариант" заканчивается, далее я лез по «Правой» шестерке, для этого надо уйти вправо вверх, «за угол», свободным лазанием, примерно метров 5-6, и по щели вверх, см. описание маршрута «Правая» шестерка (мар-т Кинсицкого – классика, тоже один из первых маршрутов на г.Морчека)

Ход довольно забавный, можно и после второго шлямбура (под "козырьком") прилететь на сосну, надо хорошо владеть техникой лазания на скайгуках по вертикальным плитам, техникой организации промежуточных точек страховки в слепых трещинах и раковинах. Наиболее принципиальный участок - карниз в нижней части, примерно 12 м лазания. Дальше просто требуется определенная аккуратность. Именно на этом маршруте, собствен­но, и была придумана вся техника использования стандартного скального снаряжения в весьма нестандартных ситуациях, в дальнейшем всё это де­ло просто несколько совершенствовалось, вплоть до настоящего времени. См. соотв. очерк.

В дальнейшем было сделано ещё четыре первопрохожндения, как чисто «соло», так и в двойке с моим постоянным напарником - Андреем Савочкиным, но через "всю стену" идёт только один маршрут – «Хоботок», к тому моменту я уже не пользовался крючьями. См. соотв. очерки и опи­сания маршрутов.