Автор: Геннадий Стариков, Москва

Письмо о Победе и прочем

Авторская страничка Геннадия Старикова
Роман Гиуташвили - МС СССР по альпинизму (1966) когда-то прислал мне сообщение (7.07.2008), как в 1991 г. он ходил на пик Победы (7439м) через Зап. вершину (Важа Пшавела). Написал не для того, чтобы ковыряться в истории, а получилось довольно интересно. Их было всего двое с Афи Гигани, фотографировал его у тура главной вершины с различными видами. Афи - племяник Илико Габлиани, который погиб и остался на гребне в 1961 г., и он хотел найти тело своего дяди… и проститься с ним, которого видел последний раз в 5-ти летнем возрасте...
 На спуске с вершины, при обратном возвращении под "Обелиском" они обнаружили на скальной полке хорошо упакованное в спальный мешок тело (как выяснилось позднее - В.Художина) и рядом с ним кинокамеру и ящик с аккумуляторами (это вроде все от В.Божукова). Искали тело Илико, но обнаружить не удалось. Как потом выяснилось, искали его чуть-чуть не в том месте.
 Позднее, в 1997 г. Лев Саркисов и Бено Кашакашвили, уже имея координаты и другую информацию, нашли недалеко от “Обелиска” и определили по старой веревке тело Илико (большую часть откопали из снега и льда), но увы… сил у группы было недостаточно для транспортировки…
 Роман же после Победы-91 сразу уехал в Москву и далее в Непал, поэтому пленку отдал для подробного изучения Афи. Затем в Грузию Роман уже не возвратился и о фото-пленке некогда было думать.
 Вот такая история.
 К вышеизложенному добавлю следующее. В свете недавних публикаций о местонахождениях погибших и лежащих на склонах Эвереста (8848м) пора бы кому-то составить КАРТУ, а также описания оставшихся на склонах НАШИХ гор… Упоминались Габлиани и Художин, добавится Беляев под Победой (1983) и Толстой (1984), 4 мастера спорта их Перми ниже З плеча Эльбруса (З) и Кирсанов у Шхары (2001) и многие-многие не упомянутые, а также 5 чел за 2009 год.

База данных о погибших.

Конечно, вопрос о создании базы данных о погибших в горах и о проведении постоянного мониторинга аварий в горах давно назрел. Мне кажется, что здесь не должно все ограничиваться списком погибших альпинистов (найденных и не найденных, захороненных и незахороненных). Туристов, - организованных, и неорганизованных, - надо включить тоже. И пропавших и не найденных горнолыжников (включая сноубордистов) тоже, - их уже не так мало... Тогда при обнаружении будет легко определить, кого нашли и когда произошла авария. Мне, например, известны несколько случаев гибели горных туристов и даже туристских групп, когда их так и не удавалось найти из-за необычайной сложности, опасности спасработ и неопределенности места гибели. Конечно, база данных должна быть открытой и легко давать ответ на запрос о несчастном случае по районам, местам, времени и деталям обстоятельств. Общая статистика аварий в горах тоже нам сможет рассказать немало, позволит сделать правильные выводы

Письмо о Победе

Это скорее уточнение, о котором автор Г. Стариков знал, но почемуто мои исправления проигнорировал... Вышли мы на восхождение втроем: - Я, А. Гигани (племяник И. Габлиани, погибший на Победе в 1961 г. в группе под руководством К.Кузьмина) и Т. Шарашенидзе и основной целью было найти тело И. Габлиани и потом уже восхождение. Поэтому палатку поставили в мульде ниже "ОБЕЛИСКА" и целенаправленно искали И. Габлиани. Нашли хорошо (грамотно) упаковонное в сп. мешок тело... Афи очень хотелось верить, что это тело его дяди, я не стал его разубеждать, т.к. знал, что это не И. Габлиани. В 1966 г. я участвовал в восхождении на в. Победа в команде М. Хергиани, и тогда основной целью было наити и транспортировать тело И. Габлиани. Но произошла трагедия: - на гребне под З. Победой в Московской команде умер В. Ворожищев, а в другой команде под рук. Б. Романова несколько человек сильно поморозилось, пытаясь оказать помощь команде терпящей бедствие. Получив сигнал бедствия наша команда под рук. М Хергиани в сложных условиях сумела подойти к терпящим бедствия командами, оказать первую помощь и оперативно транспортировать тело В. Ворожищева на ледник Дикий, где уже нас встречали врач нашей экспедиции Х. Муселиани и учасники всех команд, находившихся в то время на базе. Это для понимания того, что я достаточно точно знал по рассказу М. Хергиани, участника восхождения 1961 г., во что и как было упаковано тело И. Габлиани... Далее из-за плохого самочувствия Т. Шарашениде был оставлен в палатке, а мы с Афи рано утром следующего дня пошли на восхождение. Нужно отметить, что не зная где лежит тело В. Художина, вот так случайно на него не наткнёшься, тк. полка на которой он лежит не просматривается с логичного пути восхождения!!! Я много фотографировал место и тело В. Художина под разными ракурсами, что бы потом идентифицировать его, и т.д. и т.п. и Г. Старикову я специально указал на его неточности в изложении фактов из моего письма, но ему по каким то причинам не захотелось вносить уточнения. Вообще это не упрёк. Спасибо ему за правильный тон письма - что погибших надо помнить и по возможности знать точные координаты их временного??? захоронения, в надежде, что в будущем их смогут транспортировать и предать земле.... Роман Гиуташвили.