Автор: Поль Рамсден
Материал подготовила: Анна Пиунова, Mountain.RU Перевод из журнала Montagnes Magazine

Спрятанная линия

Часть 2

Северная Стена Сигуньян, 6250м
© фото Mike Fowler

АБСОЛЮТНЫЙ АНГАЖЕМЕНТ

Поднявшись метров десять по кулуару, Мик выдал: “Тут гораздо сложнее, чем мне показалось на первый взгляд. Я брошу рюкзак здесь, подниму его позже. Лёд очень тонкий, я не могу вкрутить бур, к тому же, похоже, подо льдом базальт”. Сердце моё тоскливо заныло, ещё один выход мистера Фаулера. Две верёвки крутого микста в преддверии 50метровой ледовой вертикали. У нас в наличии шесть буров. Два - для нижней станции, два - для верхней, оставшиеся два - на прохождение участка.

- Есть ли у Вас план, Mr Fawler?
Мы будем винтить проушины, Mr Ramsden.

Да, место для бивуака. Я нахожусь у начала небольшого ледового марша, под слегка выступающей крышей, хотя для станции места могло бы быть и побольше. Show must go on: как только мы более-менее втиснулись и устроились на ночь, одна за другой понеслись лавины. Это было уже совершенно лишним. То есть вне пределов выносимости. Мы вымокли до нитки. Начало ночи мы развлекались, удерживая тент над головами. Я не помню в деталях продолжения. Но стало получше.

На следующий день мы снова на не простом льду. На этот раз, на протяжении нескольких верёвок, близких к вертикали, лёд более плотный. Мы поднимаемся до потемнения в глазах, до ощущения острой нехватки кислорода, до “иголок” в руках. Вкручиваем буры или вертим проушины. Вообще, от всего есть польза, это занятие позволяло в какой-то степени разгрузить предплечья.

С набором высоты экспозиция становилась всё более отчётливой. Наша чрезвычайно широкая линия восхождения совсем не походила на привычные узкие гулотты Шотландии.

БИВУАК ПОД ЛАВИНАМИ

Третий бивуак мы установили на ледовой полке на скалах левее основного каскада. Никаких шансов натянуть тент, но лёд оказался достаточно пригодным, чтобы немного расширить полку.

Очередной раз тент Мика превратился в двойной спальный мешок, горелку повесили рядом, на бур. Время чайной церемонии удивительно точно совпало с началом схода лавин. Та-ак, похоже, мы опять ложимся спать без ужина.

Постоянно сыплющийся сверху поток доставлял определённые неудобства, стоило лишь слегка наклониться вперёд или переменить позицию, как снег мгновенно занимал освободившееся пространство - через несколько часов я обнаруживал себя, подвешенным на обвязке, и все последующие попытки снова устроиться были столь же результативны. Но это ещё не всё. Снег скапливался на тенте ровно напротив головы и давил с невероятной силой. Часы проходили в полузабытье, ноги затекали, тело находилось под снежным прессом, и чудная неизменная картинка сквозь заледеневшую ткань - сыпет.

Ненавижу бивуаки!

Утро следующего дня началось проходом Мика по нависающему скальному участку. Я остро страдал от нехватки кислорода и был вынужден признать, что скальные занятия на таких высотах отнимают слишком много энергии.

Через несколько верёвок мы подошли к склону, расположенному под грядой предвершинных сераков. Проход казался сложным, и мы решили отложить его до утра. Мик отыскал узкий уступ, пригодный разве только, чтобы на нём сидеть. Натянутый тент был далёк от идеала, но в первый раз за три дня нам удалось поужинать с достаточным комфортом.

Ночь была не менее мучительной и зловещей, чем все предыдущие. Спину мне протыкал скальный выступ, а сверху, на голове удобно расположились ноги Мика.

“Я отлично выспался”, - заявил Мик при пробуждении.

Он доведёт меня до инсульта. Я посмотрел в глаза этого человека. “Так вот ты какой, Северный Олень…” А вслух ничего не сказал.

- А ты как?
Волшебно.

Побыстрее бы поменять окружающую картинку.

Северная
Paul Ramsden
© фото Mike Fowler

Я отработал первую верёвку нового дня, которая для меня так и останется ключевым участком маршрута. Отличный лёд переходит в сильное нависание, в левой части которого расположена мощная труднопроходимая колонна, открытая ветрам. Для большей интриги, сверху постоянно сыпется ледовая крошка.

Завинтив бур, я осторожно начал движение по центру колонны. Лазание усложнялось с каждым шагом, осколки льда молотили по спине. Руки быстро покраснели лёгкие - я не сомневался в этом - тоже. Когда всё прекратилось, я стоял на участке классического 50градусного льда.

Следующую микстовую верёвку первым шёл Мик, и снова меняемся.

Лёд своеобразный. По структуре он немного напоминал айсберги, на которых я развлекался с инструментами, будучи в Антарктике, забавно, но лезть тяжеловато. Наконец, после нескольких метров подъёма мне удалось сделать проушину. Мик не стал задерживаться, необходимо было искать какой-то другой проход.

Оставался единственный вариант – траверсировать глубоко вправо. Несколько верёвок деликатного лазания, и мы у подножия одного из гулоттов, ведущих к вершине.

Темнело, мы устроились в достаточно безопасном месте для последней ночёвки на стене. Завтра…

НА ВЕРШИНЕ

Ещё одна верёвка “техничного” льда выводит к предвершинному склону. Вновь обострились воспоминания про кислород.

Последние несколько метров по глубокому снегу и, вот она, вершина.

Мы смогли усесться на ровной площадке, то, что нам не было доступно в течение всей прошедшей недели.

Панорама потрясающая, со всех сторон - нехоженые вершины.

Мик, улыбнувшись, махнул рукой:

- Потенциал неисчерпаемый.
Действительно, Mr Fawler, выглядит волнующе, до расстройства сознания.

Времени было предостаточно, и, спустившись несколькими метрами ниже, мы комфортно расположились на БОЛЬШОЙ и РОВНОЙ площадке.

Очень хотелось поесть!

Удивительно приятная процедура - выйти нормально одетым, без беседки, и запросто, стоя, а не в висе, простите, поссать - привела меня в глубокий восторг.

Этот день запомнился также самой лучшей погодой за всё наше путешествие.

Во время ужина, естественным образом, встал вопрос о пути спуска. Со своим ненасытным аппетитом исследователя, Мик принялся увлечённо рассказывать мне об этике и чести настоящего горовосходителя, таким образом, подводя меня к единственно верному и логичному выбору - спуску по северному не пройденному ребру. Я провалился в сон, под его горячие призывы и схемы.

1500 метров спуска, поглотившего всю нашу немногочисленную снарягу. На последнем участке пришлось разрезать основную верёвку, чтобы организовать точку. Всё, дюльферяем, и мы уже на зелёном, залитом солнцем высокогорном пастбище.

Обмен рукопожатиями, поздравления с горой, улыбки, радость, и чуть позже, тишина. Мгновения осознания опасности, которой мы себя подвергали.

Утром, дома, выходя из душа, я встал на весы: 72кг. Режим, блин!