Горы мира > Хибины >

Дневник похода Хибины – Ловозеры

Продолжение (Начало здесь)

13.08.2002

Встали в 8. Поднялись на плато и снова пошли к Академическому озеру озеру (фото 14).

Фото 14
На этот раз спустились вблизи конца озера. Было солнечно, но все равно – ветер, видимо это его особенность. Направились к ущелью ведьм. Слева остались перевалы Южный и Северный Рисчорры.

Фото 15
На Южном Рисчорре, слева от перевала «длинная щель» – сквозная, со снежником, длиной 4-5 веревок (фото 15). На Северном Рисчорре – пологий короткий снежник. Ущелье начинается из под Южного Рисчорра. С двух сторон скалы, между ними речка. Мы спустились и пошли вниз, вдоль нее. Однако скоро пространство между скалами сузилось, и мы были вынуждены подняться наверх. Река уходила в каньон, срывалась водопадом и шла под снежником.

Мы прошли над каньоном, добрались до слияния речек. Затем поднялись чуть-чуть до снежника в ущелье. Андрей остался с вещами, остальные поднялись на снежник, посмотрели на речку. Пространство между стенками внизу – метров 5, а кое-где сужается так, что можно дотянуться до противоположных краев. Потом Андрей все-таки присоединился к нам.

Фото 16
Ущелье ведьм действительно уникальное место (фото 16). Говорят, зимой здесь над головой смыкаются снежные карнизы. Люди идут не дыша, боясь нарушить равновесие. Летом – выглаженные водой скалы напоминают горки в аквапарке. Временами вода пробивает путь между камнем и снегом – у входа в этот туннель можно увидеть обычно скрытое от глаз русло. Тая, снег создает причудливые фигуры: то ли зал с узкими колоннами, опирающимися на скалы, то ли корабль с острым килем, брошенный в ущелье бурей.

Фото 17
Затем мы спустились в зону леса, обошли отхребтик, и стали подниматься к перевалу Умбозерский. Туда ведет тропа, на седловине несколько небольших озер. Сняли записку, спустились. Перевал невысокий, но красивый, с типичным V-образным профилем (фото 17). Вечером удивительная картина: со стороны Тулийока небо затянуто, в щели перевала – видно голубое небо. Перевал в другой мир, в лето. Вниз ведет дорога для вездехода. Мы шли по ней, потом глубоко в зоне леса нашли место и встали. Недалеко была очень загаженная стоянка, но мы выбрали относительно чистое место.

14.08.2002

Дневка. Очень ясный день. Наконец-то ТЕПЛО! Я, по привычке, встала в 9, позагорала, почитала. Ребята встали примерно часов в 11.

Вокруг много ягод и грибов. Очень много голубики – Андрей ею объедался. Черника не вся еще созрела, но ее тоже много. Если поискать (минут 10) есть и брусника.

После завтрака Рома и Леша пошли за грибами. Растут подберезовики и красные. Андрей утверждал, что половина подберезовиков – ложные, потому что у них разлом сначала розоватый, а потом только синеет. Рома собирал только красные (и только маленькие), за час собрал целую кучу (мешок). На обед был грибной суп, на ужин, после гречи сварили две полных кастрюли грибов. Одну съели сразу, а вторую залили в фугасы – примерно 2 литра. Никто не отравился. На дневке Леша купался целых три раза и решил, что будет отныне купаться утром и вечером каждого дня, если будет возможность (по его словам).

Мы (Андрей и я) еще отправились погулять – поесть ягод. Все вместе единодушно было признано грибным безумием.

15.08.2002

Фото 18
Подход под перевал Центральный Лявочорр. Сначала – по дороге для вездеходов. Затем дорога свернула, куда-то к Партомчоррам. Мы проломились сквозь лес к берегу озера Гольцовое, где нашли другую вездеходную дорогу, она идет прямо вдоль кромки воды. Берег озера Гольцовое (фото 18) кажется мне красивее, чем маленькие озерца, хотя и в прозрачной воде горных озер есть своя прелесть. Но вид далекого другого берега, большой воды может быть так величественен.

Дорога, по которой мы шли, уже имела ответвление на Лявочорры. Шли вдоль речки, которая сперва исчезла, а потом, выше, появилась из-под камней. Дорога идет через косогоры высохшего леса. Неужели вода уходит постепенно из почвы этих гор? Или меняется климат? У самого перевала озерцо, и какая-то наблюдательная вышка.

Фото 19
Сам перевал выглядит очень внушительно – как высокая скальная стена стена (фото 19). У нас оставалось время и мы втроем (Андрей, Рома, я) пошли исследовать кулуары. Леша успел посмотреть на перевал раньше, и был впечатлен. Вблизи перевал уже не такой страшный.

Кулуаров всего около 6, слева «в лоб», справа – две косые полки идут влево. Мы выбрали второй кулуар слева и по сыпухе подошли под него. Под кулуаром был небольшой травянистый участок. Наклон кулуара примерно 40 градусов. Нам он понравился, с тем и удалились. В цирке под перевалом не было ветра, росла высокая трава. Уютно и вид красивый. Какой-то особенный микроклимат.

Фото 20
16.08.2002

Вышли в 7.45. В 8.15 были наверху сыпухи, одели каски. Подъем по кулуару занял 10 минут. Узкий кулуар, на дне живая сыпуха, удобно придерживаться ледорубом за стенку (фото 20). Наверху сняли записку.

В сторону Умбозера спуск – крупная сыпуха. Затем идет очередная вездеходная дорога, временами прямо по дну речки, текущей из-под перевала. До зеленки ручей течет часто непосредственно по дороге, что создает неудобства – прыгаем с камня на камень. Валяется какое-то железо. Ниже по течению обнаружили тропинку по правому берегу. Навстречу нам прямо по дну речки (глубина сантиметров десять) очень медленно шла какая-то группа, не подозревая о существовании тропинки. Физически тяжелый день. В голове крутятся обрывки песенок. Тогда не замечаешь, как идешь, и легче поддерживать ритм. Я слегка отстаю, причем систематически. Это несмотря на легкий (8-9 кг) рюкзак. Андрей с самого начала не давал мне более 13 кг. У остальных стартовый вес 34 кг, теперь осталось по 23-24.

Фото 21
Заходим на перевал Обманный, еще пока по дороге. Подъем от речки небольшой, перевал красивый. Поднимаемся с левой стороны (если смотреть на север). Справа – обрывы, на лыжах это было бы опасно. Под обрывами два или три озерца, можно поставить палатку. С перевала открывается вид на северные тундры (фото 21). Вообще это один из трех самых северных перевалов в Хибинах.

При подъеме на перевал видели серого зайца, Андрей пытался его снять (в смысле сфотографировать мыльницей). Еще видели там же целую лесную лыжу – видно кто-то манюню потерял. Потом, спустившись обратно, мы пошли на восток по вездеходной дороге. Долго шли. К вечеру облака разогнало, и при ярком солнечном свете мы подошли к броду на севере Умбозера.

Брод между берегом и длинной более 1 км косой, по которой можно здорово срезать. В воду вели следы босых ног. Мы решили перейти пока солнце и тепло. Берег выглядел как реклама южного курорта: синяя вода, чистый песчаный пляж (фото 22). Только вода холодная и ветер. По описанию – глубина 40 см, но есть ямы до 2 м. Оказалось, что глубина около 1 м, в яму никто при этом не провалился. Видно разровняло. Андрей перешел первый, за ним я. Рома тоже не столкнулся с проблемами: если у нас в рюкзаках были гермы, то у него ехал бензин и примусное, тоже не слишком мокнущее. Леша долго перекладывал рюкзак, чтобы обезопасить продукты.

Перейдя, мы встали на косе, в очень уютном месте. Там были даже дрова. Они нам пригодились, поскольку сегодня пришлось чинить уже много раз чиненый-перечиненый, но все еще верный хозяину примус “Огонек”. Ночью у Андрея начались спазмы в желудке и заболела поджелудочная железа – похоже на то, что было в весеннем походе по Ловозерам у другого участника. Либо он переел грибов и ягод, либо в воде случайным образом попадаются крупинки какой-то гадости. Последнее – более вероятно, поскольку на другой стороне Умбозера, строго напротив нас – рудник Аллуайв, где зэка добывают радиоактивные руды. Стоит брать воду не из озера, а из втекающего в него ручья. Хотя не знаю, насколько это поможет.

17.08.2002

На завтрак брали-таки воду из озера. Дальнейших последствий не было. Мы пошли по косе, затем по дороге (опять для вездеходов). На карте это была дорога без петель, но на деле оказалось, что из-за поворотов она в полтора раза длиннее. И кроме того местами идет прямо через болота. Шли примерно 2-3 часа. За вторым бродом (на самом деле мост через реку Суру) дорога утыкается в необозначенный перекресток. Мы пошли налево и уткнулись в шоссе. Встретили по дороге множество местных жителей, которые собирали чернику комбайнами. Их мы спрашивали про железную дорогу, на которую нам надо было выйти, и получали, как всегда, разноречивые ответы. Очередной раз убедились, что доверять представлениям о географии местных жителей нельзя. Когда вышли к Суре, двое с рудника убеждали нас, что это вовсе не Сура, а Северная. Даже на военной карте, которой мы пользовались, обозначено довольно мало дорог, а на самом деле их там множество – в основном это ответвления от некой главной – на броды. По туристической схеме ориентироваться еще сложнее. Вышли, наконец, к железке, и встретили группу знакомых. Они шли через Северный Чоргорр, Южный Рисчорр, Куропачий, Намуайв. Затем хотели через Северный Тавайок оказаться в долине Сейдозера. В быстром темпе мы прошли по хорошо накатанной дороге вдоль железки, пересекли ручей Лопаритовый с мутной белой водой. Между прочим, стекает в Умбозеро, течет из-под рудника.

Брать отравленную воду мы не хотели, поэтому наполнили фугасы и фляжки еще на Суре. День был солнечный, пить хотелось, и было видно, что на ужин, завтрак и переед воды (8 литров) не хватит. Отныне и далее в походе наиболее важным критерием выбора стоянки было качество воды. Вместе с тем, ввиду отравления Андрея, (а он уже пришел в себя, но сидит на диете) были введены строгие медицинские нормы по чистоте пищи, и все вещи, которые могли вызвать отравление, держались подальше (например, стеклоткань).

Следовало дойти до места, где воду можно брать, то есть подняться выше рудника. Подошли к ручью Азимут и стали продираться сквозь зеленку вверх по течению. Шли по правому берегу. По картам зеленки около 1 км, но оказалось примерно 3-4 км.

Поднялись и встали лагерем примерно в 8 часов вечера. Таким образом шли 10 часов (в предыдущий день 12). Не дошли до перевала Геологов около одного перехода. Воду брали. Видели следы, похожие на следы лосей. Хотя откуда там взяться лосям-то?

День был по ощущениям самым длинным и утомительным. Психологически тяжело, когда карта не соответствует действительности. Сегодня день таких несоответствий. Идем по дорогам, не обозначенным на карте, обозначенных дорог не видно, петляем. Зеленка тянется гораздо дольше обозначенного (это вдоль Азимута).

Вечером – прекрасный закат над Хибинами, отделенными от нас Умбозером.

18.08.2002

Подошли к перевалу Геологов. Сначала не могли понять, где вообще сам перевал. Потом решили, что “перевалом” обозвали незначительное, очень плавное и большое понижение всего цирка - сама седловина очень слабо выраженная, даже чисто условная (фото 23). Выглядит еще более внушительно, чем Центральный Лявочорр.

Выбрали путь по кулуару в правой части перевала (фото 24). Кулуар косой, справа налево. Когда смотришь на кулуары издали, они кажутся вертикальными, как стенка. Подходишь – градусов 40-45.

Фото 25
В кулуаре – сыпуха, живая и неприятная (фото 25). К тому же где-то на последней четверти подъема пошел дождь и камни стали скользкими, мы не без труда забрались. Главная опасность – свалить камень на идущего ниже или на себя. Стараешься обходить нагромождения камней, которые кажутся особо неустойчивыми. Важно держать дистанцию. Хочется держаться вдоль скал, чтобы было на чем повиснуть, если камни все же поедут. Под дождем камни легче скользят не только под ногами, но и друг по другу. Было несколько довольно неприятных моментов.

Подъем занял 40 минут. Наверху нашли два-три тура с запиской. Столь малое количество туров удивительно для такой широкой седловины. Впрочем, возможно мы не все нашли. Виден рудник Ильма. В сторону цирка Раслака перевал обрывается отвесной скальной стеной, длиной как кажется, 4-5 веревок в самом низком месте. Но, скорее всего, это преуменьшение. Спуск/подъем по той стороне – для заядлых любителей альпинизма, технически сложен и достаточно опасен. Да и цирк Раслака не очень интересен. Для свала в Ильму – не самый лучший вариант. Когда мы пошли по хребту, послышался гул, и из-за горизонта появился вездеход. Подъехавшие люди предложили подвезти нас на рудник Ильма, но мы пошли своим путем. Добрались до Ангвундасчорра, вид на Хибины то появлялся, то заволакивало туманом.

Стали спускаться к Сейдозеру. Сначала сыпуха, потом, вдоль Чинглусуая, пошли по скалам. Несколько очень красивых водопадов (фото 26). Водопады тем более неожиданны, что в Хибинах нет ничего подобного. Наверху в Хибинах осыпи, вода сочится глубоко под ними, и выходит на поверхность уже в цирках. В Ловозерских скалах выходы нерастрескавшегося камня, по которому идет вода, можно увидеть на самых верхних террасах. Может быть Ловозерские тундры моложе Хибин? Вода выступает и на перевале Эльморайк, и в притоке Чинглусуая. Снова дождь. Спустились затем до зоны леса, думали встать на речке, которая образуется из слияния Эльморайка и Чинглусуая. Но в этой речке была вода с какой-то розовой пеной – мы побоялись близости рудника к Эльморайку и решили встать на ручье, текущем от «головы Куйвы». На левом берегу нашли тропинку, очень натоптанную, к Сейдозеру. Пока переходили речку, обнаружили на камнях желтую слизь, на которой Андрей поскользнулся и ударил очередной раз больное левое колено. Непонятная какая-то дрянь. Возможно даже – с рудника Ильма(?).

Речки-притока не нашли, зато обнаружили маленькое чистое озерцо и встали на нем, прямо под «головой Куйвы» (фото 27) . У озерца на камнях стоят женские осенние боты, и валяется еще всякий мусор. Боты напомнили прочитанную когда-то статью на мятой желтой бумаге «страшная загадка Хибин» – там от туристов, украденных Куйвой, остались только резиновые сапоги.

Вечером со скалы Куйвы был камнепад. К сожалению, когда мы вскочили, все уже кончилось, мы только слышали грохот.

19.08.2002

С предыдущих нескольких дней мы были усталые, ноги у всех заметно утомлены. Поэтому дневка была кстати. Весь день шел дождь с небольшими перерывами. Дождь барабанит по тенту, временами неожиданно стекает струей, когда в каком-нибудь ненатянутом месте воды слишком много.

Оказалось, мы встали на тропе, весьма оживленной. Мимо прошли за день несколько туристических групп. Рома утром, после завтрака, сходил за грибами, набрал немного, но весь вымок. Сообщил, что озерцо сообщается широкой протокой с Сейдозером. В основном же мы лежали в палатке, разговаривали и готовили еду на примусе: собирать дрова и разжигать костер под дождем не хотелось.

20.08.2002

Конечности отошли, но бегать радиально по мокрому лесу все равно не хотелось. Хотя можно было подняться где-нибудь сбоку на скалу Куйва. Позавтракали на примусе, потом Рома и Леша ушли за грибами. Мы приготовили немного дров на обед. Мимо проходили очередные процессии, причем далеко не все в них были одеты по-туристски: часть явно рыбаки из местных, часть – непонятные люди в городской одежде.

Когда ребята вернулись, Андрей и я пошли за брусникой. За два с половиной часа набрали литров десять. Пока собирали, луч света пробился между туч и осветил заросший лесом холм в долине Сейдозера и скалы. Очень красиво. Крона елок кажется желтоватой, березы – еще светлее. В это время Леша и Рома нашли дрова. Вечером был яркий костер.

Скала «Голова Куйвы» то закрыта туманом, то он рассеивается, открывая в деталях все скальные выступы стены.

21.08.2002

Солнечная погода. Прощание с Хибинами. Вряд ли мы, Андрей и я, скоро сюда вернемся. Мы хотели иметь запас времени для прохождения Эльморайка, поэтому встали в шесть. В 8-15 двинулись в путь. Утро очень ясное, но с ночи еще холодно. Идем по тропе, очень натоптанной, вдоль речки вверх. Тропа – на левом берегу.

Где-то через два перехода (40 мин. хода + 10 мин. отдых) тропа теряется на границе зоны леса, в пересохшем русле речки. Идем вверх по руслу. Под перевальным взлетом вода выходит на поверхность, маленькое озерцо. Крутая часть перевального взлета – сыпуха с выходами скальных учатсков, скалы мокрые. Приблизительно 40 минут. Затем - очень длинный тягун, сыпуха с плавным набором высоты, идется около часа. Спуск к руднику короткий, ведет тропинка. Погода по-прежнему хорошая.

На руднике откровенно воняет химией, мы стремились быстрее пройти его. Путь к КП – по левой части рудника, если смотреть с перевала.

Автобусы в Ревду ходят приблизительно раз в два часа. Мы не стали ждать, пошли по дороге. Нас догнала «аварийная» машина с рудника, и предложили подвезти. По дороге разговаривали, оказывается, на руднике и правда добывают что-то радиоактивное. На остановке автобуса в Ревде мы оказались примерно в 13-30, автобус до Оленегорска – в 17-50. Покупаем еду в поезд, пиво.

Вокзал в Оленегорске чистый, на ночь не запирается, есть буфет. Дежурим по очереди по 2.5 часа.

Заключительное замечание

Учитывая то, что мы видели сами, а также несколько известных нам от других случаев отравления, мы бы не рекомендовали посещать район Ловозер, а также Умбозера. Хотя туда много кто ходит, и Бог милует. Впрочем, каждый сам решает, куда ходить.

Еще подумалось, что, в принципе, желающие могли бы сделать в Хибинах поход 3 к.с. (горный) «по неизвестным перевалам Хибин». Я заприметил несколько щелей, сходящих за перевалы (или просто снежников), никак не названных на картах. Кроме того, есть еще и скальные проходы. Все снежники в среднем длиной по 4-5 веревок. Кроме того, можно учесть опыт некоторых туристов называть “перевалом” любое понравившееся место хребта.

Например:

1) Между цирком Ферсмана и цирком Петрелиуса. В ЦФ возможно сквозная скальная щель (фото 28), в ЦП – 2 снежника примерно 2А (4-5 веревок).

2) В ЦП на перевале Орлиный можно примерно за две-три веревки до верха уйти влево (к Юдычвумчорру), в ЦФ – скально-снежный кулуар.

3) «Троллева горка». Между цирком Ферсмана и долиной реки, текущей из цирка Петрелиуса. Со стороны ЦФ – скально-осыпной (фото 29), в долину реки – снежно-ледовый (фото 30).

4) Несколько скальных и снежных проходов в долине Кукисвумчорр.

5) Вполне реальный перевал (даже есть на карте) возле Южного Рисчорра – снежно-ледовый 4-5 веревок, со стороны Ущелья ведьм.

6) Нечто со стороны Ущелья ведьм, но у Северного Рисчорра, слева (снежник более 5 веревок)

7) Довольно большой снежник «Летучая мышь» (в форме летучей мыши) у перевала Безымянный со стороны Кировска.

2, 4, 6 – камнеопасные, с заметно подтаявшими ледниками.