Горы мира > Сибирь >

Фото: С.Дашкевич, М.Борич, А.Ярунов, Н.Аникина

Скальный класс 2009

Публикации Сергея Дашкевича на Mountain.RU:

Первопроход 6А на Айю, май 2007 г.
Спец-проект компании "МАНАРАГА" "Скалы для каждого"
Первопроход 5А по левой части западной стены в. Байчечекей, 4515 м.
Новые скалолазные маршруты в Коуровке.

Черная с маршрутами
В этом году скальный класс чемпионата России по альпинизму проходил в Ергаках. Очные соревнования здесь проводились уже в третий раз (2001, 2004, 2009), но с таким размахом впервые. Ергаки - это потрясающий по красоте хребет в Западном Саяне. Максимальная точка – пик Звездный, 2265 м. Ергаки часто сравнивают с Йосемитами. Продолжительные монолитные практически без живых камней гранитные стены и низкая относительная высота района делают это сравнение правомерным.

пик Орел с маршрутами

Страж с маршрутами

Соревнования  проходили в два этапа. Во время основной части можно было совершить неограниченное количество восхождений в двойке за 14 дней. Команды сами выбирали маршруты и продолжительность отдыха. Такой формат проведения соревнований принято называть «марафоном». При хождении в двойке гораздо больше работы ложится на плечи каждого участника. Просто удивляет практически полное отсутствие ЧП за время проведения чемпионата, ведь многие команды ходили буквально на пределе.

Открытие соревнований

Каменный город

В рамках соревнований командам было предложено два удаленных друг от друга района для совершения восхождений - озеро Черное (основные вершины - Черная, Орел, Тугодум и Страж), а также Зуб Дракона (Звездный, Зуб Дракона, Птица). Переход между этими районами у подготовленной группы занимает не менее 5 часов по хорошей погоде. Район озера Черное отличается продолжительными (до 600 метров) крутыми скальными стенами с достаточно бедным рельефом, сложным ИТО и не менее сложным лазаньем. Крупного рельефа здесь мало. Необходимость постоянного перехода с ИТО на лазание и обратно сильно напрягает. Также интересной особенностью всех маршрутов на одну из основных вершин, пик Орел, является 100-150-метровая катушка в нижней части, которую надо проходить на трении, практически не страхуясь. Крутизна скалы увеличивается по мере продвижения. Под конец участка буквально крадешься к заветной трещинке, которая непонятно откуда берется. В отличие от Черного, маршруты на Зуб Дракона и Звездный отличаются большим количеством крупного рельефа. Постоянные камины и широкие щели разных размеров здесь являются нормой на каждом маршруте. В целом, все эти маршруты проще, чем в районе озера Черное. К такому же мнению пришла команда Иркутска. Парни очень сожалели, что перешли из под Зуба на Черное.

Перед стартом на «школе»

На трассе «школы»

Большинство команд выбрало для себя основным районом – Зуб Дракона. Мы же выбрали  озеро Черное, так как рейтинговых маршрутов здесь было больше. В случае плохой погоды общее число восхождений было бы небольшим. Борьба за первые места получилась нешуточная, учитывая возросшую квалификацию молодых команд. Все время приходилось оглядываться на соперников и выходить на маршруты, когда душа и тело настойчиво требовали хоть чуточку отдыха. Всего в соревнованиях приняло участие 13 мужских двоек. В таких сложных условиях нам, команде Свердловской области в составе: Дашкевич С.А. (мс), Борич М.А. (кмс), удалось занять почетное 3-е место, уступив лишь прошлогодним победителям из Санкт-Петербурга и молодой сильной команде из Иркутска. Хочется отметить, что на протяжении чемпионата мы практически постоянно лидировали. Сдали свои позиции мы лишь после вынужденного перехода в другой район. В процессе этого перехода соперники успели совершить еще одно восхождение и уйти в отрыв. Сократить же разрыв не позволила окончательно испортившаяся погода.

Мне давно хотелось попробовать себя в очных соревнованиях в формате  марафона. Удивила колоссальная спортивность такого мероприятия. Необходимо ходить быстро в легком стиле без бивуака сложнейшие стены. Снижение темпа – это гарантированная холодная ночевка, а, следовательно, минимум один вынужденный день отдыха. За 12 соревновательных дней (2 последних дня была непогода) мы прошли 7 5Б, которые в реальности 6А, но имеют более низкую категорию из-за относительной высоты. Лично для меня соревнования послужили проверкой на прочность, еще одной возможностью проверить способности организма в новых необычных условиях.

Cпящий Саян

На  некоторых восхождениях лезть приходилось  прямо в дождь. Скажу честно, на обычной горе я бы спокойно сдюльферял, особо не испытывая мук совести. В условиях чемпионата моральной возможности отступать не было. Приходилось собирать волю в кулак и лезть, поплотнее укутавшись в мембрану. В такую засаду мы попали на маршруте Дмитриенко («Камикадзе») на пик Орел, который имел максимальный рейтинг на чемпионате. За несколько минут сухая стена буквально покрылась потоками воды. Честно говоря, я такого еще не видел. Еще было интересно наблюдать, как набирается форма, а известное место «железнится» от восхождения к восхождению. Так, на последних восхождениях веревки, обозначенные как А3-А4+, мы проходили свободным лазанием.

Тугодум

Тайгишонская стена

В процессе чемпионата было пройдено так  много сложных веревок, что по суммарной длине мы прошли две северные стены Аксу. Я думаю, что не смогу дать нормального полного описания какого-нибудь из маршрутов, так как все они для меня слились в один сплошной поток непрерывного лазания. Мне кажется, формат альпинистского марафона будет жить. Единственное, что хотелось бы изменить, так это сократить количество дней до 10. Уж больно велико было желание бросить все к чертовой бабушке.

Черная, на серпе

Хотелось  бы сказать отдельное спасибо  нашим вспомогателям, без поддержки которых нам просто нереально было выдержать эту гонку, а также нашим спонсорам:

Министерство  Спорта и Туризма Свердловской области

СДЮСШОР ГВС

Фирме «Манарага»

Фирме «Дискавери» за предоставленную качественную штормовую одежду