Автор: Николай Гутник, Бишкек

Страсти по высоте

«Ну как же тебе рассказать, что такое гора? Гора - это небо, покрытое ветром и снегом...»

Визбор

Высота высоте рознь. Эта экспедиция в корне отличается от предыдущих моих немногочисленных высотных восхождений на семитысячники. Теперь уже и не знаю выше скольки начинается эта самая «высота». Думаю, что это мой первый высотный опыт. Пусть не все гладко и на гору не залезли, но…

Я благодарен всем тем, с кем провел эти два с лишним месяца, благодарен за возможность познать новое и перенять опыт у действительно сильных людей и опытных альпинистов, за помощь и поддержку, просто за то, что они были рядом. Я благодарен тем, кто помог мне очутиться в этом году в Гималаях: Владимиру Николаевичу Бирюкову, Ерванду Тихоновичу Ильинскому, Диме Грекову. Я благодарен жене моей, Марине Гальцовой, за понимание и за то, что терпит такого урода. И, конечно же, всем друзьям, кому небезразлична судьба киргизского альпинизма и киргизских альпинистов. Спасибо вам и низкий поклон.

Конечно, не все было в организации экспедиции, как хотелось бы, без этого не обойтись, но выводы сделаны и добавлены к предыдущему опыту. В основном, все было терпимо и даже хорошо (для меня. Думаю, другие могли бы поставить отлично).

Итак, 27.03.09. 22-00. Завтра самолет из Алматы. Разорены все заначки, денег катастрофически не хватает, Серега Лавренченков спасает ситуацию.

28.03.09. Приехали в Алматы – расстройство желудка, две капсулы иммодиума решают проблему. Проводы окончены, нас погрузили в самолет, принесли обед. Хорошо. Выпала пломба из зуба. Плохо, очень плохо. Игорь Кулешов в Катманду познакомил со стоматологом, женщиной из Питера, проблема решена, пломба до сих пор как новая (плюю через плечо три раза). Погода не дает вылететь из Катманду в Луклу четыре дня. Начало не радует, но стойко преодолеваем все трудности. На улицах Тамеля скрипки и дудки покупать нам уже не предлагают, зато досаждают: «марихуана, гашиш, опиум». Но это все после. После экспедиции, также как и пиво, вино, виски. А пока совершаем культурные и не очень прогулки по Катманду, занимаемся погрузкой-разгрузкой своего багажа, общаемся с обезьянами и едим мясо, а потом сладкие булки. В Катманду очень вкусные булки, после приезда в Бишкек прям проблема с этим образовалась. Постоянно пересекаемся с другими экспедициями – Абрамова, Болотова, Коршунова, Урубки.

Культурные прогулки по местным
достопримечательностям в
периоды ожидания самолета на Луклу.

Мы такие же, только голые и без хвоста.

Наш нехитрый багаж очень интересовал
таможенников: «Что де у вас все-таки в бочках?»

Личные вещи выглядят более прозаично.

Скальный тренажер в Катманду, на
территории «Asian Trekking» – принимающей стороны
 Катманду и трек до «Эверест бэйс кэмр» подробно описывались в прошлом году, поэтому упоминать буду только новые впечатления, которых, могу вас уверить, было не много. Что-то вы уже читали и видели на mountain.kz, я этого не изучал и могу повториться, не обессудьте.

И вот долгожданный отлет из надоевшей Катмандеевки и благополучное приземление в приветливой Лукле. И опять проблемы – пропал баул со спутниковым терминалом, деньгами и салом, но не дремлющие маоисты через несколько дней возвращают барахло счастливому хозяину за приличное вознаграждение.

После первой ночевки сбежали два портера. Мы с Грековым, назначенные на сегодня погонщиками, рисковали сами тащить неподъемные баулы, но общение с местными жителями поставило все на круги своя. Так с шутками и прибаутками через восемь дней мы прибыли в базовый лагерь (5340 м) под легендарным ледопадом Кхумбу.

Идейный вдохновитель (слева), еще толстый,
думает об альтернативе сбежавшим портерам

А вот и альтернатива. Один портер,
конечно, не два, но лучше, чем ни одного.

Вот такое приспособления для подогрева воды.
Пишут, что до 10-ти литров до кипения за полчаса.

На непальском английском это название
звучит «Камдибес», также как яблочное
повидло – «аплежам», финиш – «пинис» и т.д.

Легко и непринужденно.
Хондачка весом 120 кг.

ABC-PYRAMID

Верхний поселок (5180 м), полтора
часа до Эверест бэйс кэмп

Everest Base Camp (5360 м)

Место бушующего лагеря

Вид из базы на ледопад Кхумбу

Команда в полном составе
 Два дня акклиматизации и подготовки к выходу навстречу новой мечте. Ледопад впечатляет. Шерпы его уже провесили перилами и, в сложных местах, лестницами. Всего насчитывалось около тридцати пяти лестниц. Представьте себе Ак-Сайский ледопад по центру и в несколько раз длиннее. Пять часов до первого лагеря на 6050 м, ночуем. Следующий день – ночевка во втором лагере на 6500 м. Акклиматизация проходит тяжело, как обычно, думал сдохну. Наконец доплелся до базы, хочется пива – а нету, довольствуюсь чаем с молоком – тоже не плохо.

Ледопад Кхумбу

Лхотзе, вид из первого лагеря

Эверест и Лхотзе

Второй лагерь (6500 м), большинсво команд
устанавливают кухонные палатки с китченбоями.
 Базовый лагерь - как же все-таки здесь высоко! Каких трудов стоит дойти от кухни до палатки! Вверх по склону. Тридцать метров. А завтра второй акклиматизационный выход.

В четыре часа подъем, завтрак и побрели. В этот раз легче, чем в прошлый, но первого лагеря для нас уже не существует, поднимаемся сразу на 6500. Лучше бы я сдох в первый раз.

Изначально разделились на две группы. Первая – траверсанты (Лхотзе-Эверест): Василий Пивцов, Максут Жумаев, Сергей Самойлов, Евгений Шутов, Александр Софрыгин вторая (только Лхотзе) – Дмитрий Греков, Артем Скопин, Александр Рудаков, Светлана Шарипова, Николай Гутник. Десять человек, две автономные группы, две палатки. Плюс Баглан Жунусов с Сергеем Лавровым и портерами, работающие в направлении Эвереста по своей программе. Маршруты на Лхотзе и Эверест совпадают почти до 7800. Не секрет, что участники из первой группы физически более сильные и опытные высотники, но и задачи у них отличаются на порядок. Первая группа установила лагерь на 7300, мы же дотянули только до 7100, надеясь в следующий выход восполнить пробел. 7100 метров – высота пика Ленина. А здесь - это нижняя часть склона (бергшрунд на 6800) и почти полтора километра по высоте до вершины.

Бергшрунд (6800 м) и Саня Рудаков

Греков на склоне выше берга, вид сзади.

Светлана Шарипова и Эверест

Вид из лагеря 7100 в долину. На переднем
плане Пумори, на фоне неба – Чо-Ойю

Собственно лагерь 7100
 И опять спуск в базу, несколько дней разлагания (или разложения?) с книжкой в руках, милковый чай и подготовка к очередному акклиматизационному выходу. В планах две ночевки на 7300, выход на 7800 и установка там штурмового лагеря. Но планы планами, а жизнь вносит свои коррективы. На 7100 у Артема открылась язва желудка. Заболеть может каждый, а любая болезнь на такой высоте не сулит ничего хорошего, поэтому вторая команда в полном составе поехала вниз сопровождать Артема.

Две ночевки на 7100 - это не одна ночевка, говорят нормально, хотя у меня осталось чувство неполной готовности к штурмовому выходу. Но время терпело и штурм с четвертого выхода, в принципе, можно было перенести на пятый. Первая же группа полностью отработала свою программу, подготовив штурмовой лагерь на Лхотзе и промежуточный на Южном седле Эвереста. Усталость уже накопилась, и мы спустили свои тела в зону леса, на высоту 3800 метров. Деревня Дебоче, день ходу вниз и два вверх. Прямо праздник какой-то, когда переходишь мост за Пангбоче и попадаешь в благоухающую зелень. Смешанный лес из елок, арчи и рододендронов вдыхал в нас кислород и не хотел отпускать наверх. Но все когда-то кончается, а работа остается.

Базовый лагерь месяц спустя – палатки как грибы

Обвалившийся с левого склона ледопад.
Облако снежной пыли накрыло базовый лагерь.
Здесь все спаслись, в другом подобном обвале погиб один шерп.

Подготовка к празднованию 9 мая

Праздник в разгаре (лагерь «7 Summit»)
 В седьмой раз помолясь, мы пошли преодолевать ледопад Кхумбу. Артема вычеркнули из списка восходителей и оставили развлекать Ильинского, но свято место, как говориться… И во вторую группу влился Сергей Лавров, оставив Баглана на совести шерпов. В этот раз удалось-таки преодолеть рубеж 7100 и перетащить палатку и все барахло к первой группе на 7300. Предстоял тяжелый переход в четвертый лагерь на 7800. В предвкушении этого оставили лишние спальники, посуду и часть аптеки, зато подгрузились веревками, ледобурами и другой снарягой. Перил выше четвертого лагеря не было и это несколько напрягало. День действительно оказался не легкий, высота дает о себе знать. Когда подошел к лагерю, Димон со Светланой уже натопили воды, расположившись в трехместной палатке шерпов. Больше площадок не было, а вырубить во льду на крутом склоне было нереально в нашем состоянии. Решили перекантоваться в впятером в маленькой палатке, тем более, что шерпы разрешили пользоваться всем.

Осознаю, что навряд ли завтра получиться провесить перила и сходить на вершину. Первая группа вышла рано утром, взяв 400 метров перильной веревки, мы вышли позже захватив еще 450 метров, буры и фирновые якоря. Выбираюсь из палатки, одеваю кошки. Очень холодно. Термобелье, два полара, пуховый жилет и пуховка спасают слабо, сильно мерзнут ноги. Ну ничего, разойдусь – отпустит. Разойтись особо не получается, два шага – одышка. Кошки с вертикальными зубьями без антиподлипов, снег налипает даже здесь, приходиться делать дополнительные телодвижения. Ноги не отпускает, борьба с холодом отнимает много сил. Впервые в жизни попробовал трентал, пять таблеток не дали никакого эффекта, чего и следовало ожидать для обезвоженного организма. На входе в кулуар высота около 8100-8200м. Солнце уже вышло, но теплее не стало, правая нога теряет чувствительность, говорят, зашкаливало за минус сорок. Вытоптал площадку, снял ботинок, растер ногу. Полегчало. Замечаю, что сознание не то чтобы заторможено, оно не во мне, а где-то рядом, хотя далеко и не уходит. Адекватно оцениваю происходящее. Самочувствие в целом хорошее, не считая постоянной одышки. А времени уже много, гора сегодня не светит и нужно поберечь силы для следующего выхода. Я уже не сомневаюсь, что он будет, этот незапланированный пятый выход, черт бы его побрал, и со спокойной совестью разворачиваюсь вниз. Теперь-то акклиматизации точно хватит, главное не заболеть после двух ночевок на 7800 и суметь восстановиться перед решающим подъемом. Хочешь оставаться свободным в своих стремлениях? Не желаешь впутываться в любовные связи и заводить длительных отношений? Многие девушки думают также, интересуясь секс знакомствами для удовлетворения лишь физических потребностей, найди партнершу по фото, размеру груди и предпочтениям в постели и договаривайся о встрече.

Первый штурмовой выход.
Выше третьего лагеря, 7500 м

Женщина и горы. Четвертый лагерь (7800 м).
И нахрена это надо?

Да и с мужиками ничего хорошего здесь
не происходит.

Около 8000 м

Вид в обратную сторону на Пумори Чо-Ойю
 Саня Рудаков, похоже, приболел еще вчера, но смолчал. Сегодня на штурм не пошел, занялся перестановкой палатки на место траверсантов. Они должны были уйти в отрыв, но что-то не сложилось и нам предстояло спускаться вместе и в этот раз. На утро Саньку сплохело окончательно. Пришлось ширять и сопровождать вниз, хорошо что передвигался самостоятельно, хоть и медленно. Уже поздно вечером пришли во второй лагерь, благо здесь был кислород Баглана Жунусова, ночь прошла спокойно. А в это время вся толпа, около тысячи человек, двигалась из базового лагеря в сторону Эвереста. Прогноз обещал несколько солнечных безветренных дней.

Рудакову не полегчало и в базе, его отправили вниз и вскоре он добрался до Алматы. Также ушли вниз заболевшие Шутов Женя, Софрыгин Саня, Лавров Сергей и Жунусов Баглан. Наши ряды сильно поредели, но оставшиеся в строю были полны решимости. Только вот прогнозы погоды не утешали – снег и сильный ветер обещали по самое нехочу, да и муссон в этом году начинался раньше, чем обычно. Проанализировав прогнозы из разных источников, мнения разделились. В результате Пивцов, Жумаев и Самойлов вышли 23 мая, а Греков, Гутник, Шарипова – 24. Приближения лета не чувствуется, время повернулось вспять. Стойкое ощущение глубокой осени, успеть бы до холодов.

Погода на заключительный выход
не предвещает ничего хорошего.

Заключительный выход.
Безжизненный первый лагерь

24 мая. Погода – песня, первый раз за последние дни не идет снег, и последний. Поднимаемся на 6500, видим первую группу, подходящую к третьему лагерю. Шерпы снимают лагеря, клиентов уже нет. Всю ночь дул сильный ветер, утром пошел снег. Пошли и мы. Тропы не видно, с трудом нахожу дорогу между редкими вешками. Через три часа подошли под бергшрунд, снег усиливается, его уже почти по колено, перила засыпаны, варежки промокли насквозь, гортекс пока спасает. Сознанием понимаю, что образовалась большая опасность схода лавин и получения обморожений, но также понимаю, что развернувшись сейчас, мы, скорее всего, заканчиваем восхождение. У Светланы тоже мысли о горе и она рвется в бой. Греков разряжает ситуацию, высказывая все эти мысли вслух и мы с ним решаем спускаться на 6500 и действовать по ситуации. Светлана безропотно подчиняется. Потом все оценили правильность выбранного решения, а сейчас с гнетущим чувством я пытаюсь отыскать уже засыпанные следы.

Во втором лагере уже не было ни шерпов ни палаток. Свою палатку откапали интуитивно (перед уходом мы ее завалили, чтобы не поломало снегом, а вешку поставить не догадались). Первая группа была уже где-то на желтом скальном поясе. К четырем часам вечера Максут с Василием добрались до четвертого лагеря и установили палатку, Сергей Самойлов был на подходе. На шестичасовой связи узнаем, что Серега не пришел. Снег не прекращается, его уже выше колена, все чаще слышен грохот сходящих лавин, видимости нет, скоро стемнеет. Жумаев с Пивцовым, взяв только самое необходимое спускаются по маршруту в надежде найти Самойлова. Чудом уцелев в сошедшей на них лавине, уже ночью спустились в третий лагерь. Сереги там нет. Остается надежда, что он спустился на 7100, где оставались чьи-то палатки. Дальше идти по такому снегу равносильно самоубийству.

Сегодня цели и задачи резко поменялись. О горе уже не было и мыслей, теперь нужно было только выжить, а шансы на это уменьшались с каждым часом не утихающего снегопада.

Уже основательно похудевший
Греков налаживает связь
с большой землей

Снег шел всю ночь и весь следующий день, а мы так и сидели по своим палаткам: первая группа на 7300, вторая на 6500. Им нужно было спуститься, а нам дождаться, по отдельности шансы на спасение стремились к нулю. Радиосвязь каждые два часа, уже сутки одни и те же слова: «Все без изменений, снег не утихает, ск». Лежание в палатке разнообразим ее откапыванием, базовый лагерь тоже завалило.

Базовый лагерь
(фото с www.7summits.ru)

Грохот лавин уже почти не прекращается. По прогнозу 27 мая прекращение осадков, но только на один день. Необходимо, чтобы за этот день склоны разгрузились от снега, и мужики успели спуститься со стены до следующего циклона.

Ночью задул ветер, а на утро мы увидели голубое небо. Склон выдуло до льда, лишь в одном месте оставалась снежная доска, мужики быстро дюльферяли. Мы с Димоном пошли навстречу протоптать следы, снега местами по пояс, продвигаемся очень медленно. По радиосвязи Василий сообщил, что нашли тело Сергея внизу на леднике. Транспортировать в этих условиях не представлялось возможным.

Пивцов с Жумаевым спустились
со стены после снегопада.
Уставшие, но живые.
 Перекусив и собрав лагерь двинули вниз, надеясь сегодня же спуститься в базу. Но количество снега подкорректировало наши планы, и ночь застала нас в первом лагере. Наскоро поужинав собранными по карманам конфетами, я не заметил, как провалился в сон. Все-таки день тропежки в глубоком снегу дает о себе знать. Радовало, что завтра ледопад, полностью провешенный перилами и лестницами, что часа три-четыре и мы в базовом лагере. Выход в пять часов утра, чтобы успеть к завтраку. К базе мы подошли в семь.

В семь часов вечера. Четырнадцать часов плавания в глубоком снегу. Четырнадцать часов непрерывного ожидания схода лавин на тебя и из под тебя. Четырнадцать часов поисков пути в донеузнаваемости изменившемся ледопаде.

Все засыпано метровым слоем снега, вертикальные лестницы заплыли льдом, под снегом обнаруживаются интуитивно или случайно. Постоянно проваливаемся в закрытые трещины, тратим уйму сил, чтобы выковырять себя из них. Радуемся как дети любому куску перил, торчащему из снега между сераками, мол мы на правильном пути. Постоянно теряем этот правильный путь в поднявшемся из долины тумане, но снова находим и снова радуемся. Ведущий меняется все чаще, уже после пятидесяти шагов валюсь в сугроб без сил. У Василия и Максута огромный запас прочности, их хватает на дольше. А тут еще эта собака. Да, обычная черно-белая дворняга. Прибилась к нам во втором лагере. Как попала туда и что там делала неизвестно. Взяли с собой в полной уверенности, что погибнет в ледопаде. Оказалось, что пес по лестницам бегает лучше, чем мы. Хорошо, что Артем с нашим сердаром протоптали тропу через ледник, иначе к четырнадцати часам добавилось бы еще несколько.

На следующий день после спуска, обед на треке.
Ряды несколько поредели, да и взгляд не тот, что раньше.
 Базовый лагерь встретил нас хорошим ужином и сообщением, что завтра нужно валить вниз. И вот знакомый трехдневный трек до Луклы и перелет в душную Катманду. И только здесь я понял, что лето все-таки настало. Страсти со временем утихают, жизнь входит в привычную колею. Но осадок остался…

«Сегодня целый день идет снег, он падает тихо кружась. Ты помнишь, тогда тоже все было засыпано снегом?.. Он лежал перед нами белый-белый, как чистый лист бумаги…»

mountain.in.kg

Экспедиция Лхоцзе-Эверест

А мне понравилось. Кратко, но как-будто сама была там. А по поводу "недоумевания". Когда происходит трагедия и душа "плачет"-это очень лично,"сопли раздражают" и со стороны, наверно, выглядит жестоко. Но на самом деле не так. Сама проходила через это и, к сожалению, не один раз. В высоких горах все совсем по другому. Привет всем мужикам от меня- Ирины Вяленковой. Всех очень хорошо помню по Северному Илнычеку-2000г. А Серегу очень жалко. Симпатичен мне был очень он.

Недоумеваю!

Мне странно, в вашей команде погибает друг, а вы об этом пишете так же как о выпавшей пломбе...

Спасибо !

Коля, как всегда - по делу, интересно, на высоком художественном уровне и без соплей ..