Люди и горы > Дмитрий Павленко >

Автор: Дмитрий Павленко, Бишкек

Пик Победы. Классика через Важу

Читайте другие публикации автора на Mountain.RU:

Краткий антикурс раздолбайства.
Жанну. Фронтовые воспоминания.
К черту амбиции, главное - удовольствие!
Обращение к труженикам высоты
Про цинизм и реализЬм
Прикосновение
Самоучитель альпинизма
Больше, больше гламура
Крылья, ноги, а главное что?
ПлатФОРМЕННОЕ удовольствие
Корона 1-я башня - два маршрута
Корона 1-я, маршрут Ручкина 5А

Пик Победы - самый опасный семитысячник на просторах нашей бывшей родины. Благодаря постоянной работе международных альпинистских лагерей на леднике Южный Иныльчек, каждый сезон, много восходителей предпринимают попытки достижения вершины пика Победы. Часто они руководствуются неверными сведениями о маршруте, так как подробного описания я, лично, не встречал.

Предлагаю всеобщему вниманию описание маршрута восхождения на пик Победы через пик Важа Пшавела, сложившийся по моим собственным ощущениям. С 1995 года, я шесть раз совершал попытки восхождения. Из них два раза достиг вершины с клиентами, один раз в двойке и один раз в одиночку. В неудачные годы я доходил с клиентами до Важи. Исходя из этого опыта, надеюсь, мое описание сможет помочь, кому-то, избежать тактических ошибок при восхождении, которые могут привести к весьма нежелательным последствиям.
Настоятельно рекомендую не начинать свое знакомство с высотным альпинизмом с восхождения на пик Победы!

Итак. Главное условие благополучного возвращения в базовый лагерь после удачного или неудачного восхождения - правильная акклиматизация. Про этот процесс написана масса литературы, но, как показывает практика, читают ее  не все, а зря. Неправильное начало акклиматизации может привести к срыву адаптационной системы, что не только повлечет неудачу на восхождении, но и может закончиться трагически, особенно, для малоопытных восходителей! Поэтому сразу после прибытия на ледник не приступайте к кипучей деятельности, эйфория проходит быстро. Постарайтесь два - три дня заставлять себя двигаться по нарастающей. Вялость и тошнота пройдут гораздо быстрее в движении.

Отличные направления для прогулок - первый лагерь под пиком Хан-Тенгри и, конечно, начало ледника Звездочка. Очень неплохо ознакомиться с началом тропы по нему налегке, перед тем, как выдвигаться на акклиматизационный выход.

При хорошем состоянии здоровья и нормальном уровне тренированности,  одного акклиматизационного выхода достаточно для успешного восхождения. Дополнительные выходы не помогут улучшить спортивную форму, это надо делать дома, а вот утомить, особенно морально, Звездочка может хоть кого.

Выходить в первый лагерь лучше с утра, чтобы иметь запас времени в случае отсутствия тропы по леднику. При нормальном состоянии нижнего ледопада и неглубоком снежном покрове путь до лагеря 4500 на первом выходе занимает от пяти до восьми часов. В случае, если придется пробивать тропу по глубокому снегу, за один день лагеря 4500 можно не достичь. Лучше не торопиться и переночевать по пути на нижнем ледопаде, где есть множество удобных мест с небольшими озерцами. Часто, альпинисты, не знающие района, разбивают лагерь 4500 в большой долине, между нижним ледопадом и грядами, выводящими под ледопад Дикий. Это место не совсем удачно, так как по этой долине проходят воздушные волны от лавин со стены п. Победы, плюс, это лишние сорок минут - час при подходе под ледопад Дикий.

Лагерь 4500 лучше организовывать, поднявшись на гряду перед гребнем перевалом Дикий. Там, за перегибом, есть углубления в  леднике, в которых палатки будут защищены от ветра и лавинных, воздушных фронтов. Путь от начала нижнего ледопада до лагеря 4500 и работы по вытаптыванию площадок лучше  производить со страховкой.

Начинать подъем на ледопад Дикий надо не позже 5-ти часов утра, так как солнце восходит около 7-ми и сразу освещает ледопад, что создает опасность обвала. Так же при позднем выходе, Вы рискуете попасть в снежную ловушку раскисшего снежного поля на верхней ступени ледопада.

Для прохождения перил на ледопаде лучше иметь два зажима, так как часто хотя бы одна из веревок бывает отвесной. При отсутствии перил на ледопаде, воспользуйтесь услугами гида, или подождите, пока ледопад провесят перилами гиды из других компаний, так как этот путь надо представлять себе по предыдущему сезону. В противном случае эпопея может сильно затянуться, что в данном месте очень нежелательно и опасно. Кстати, каска при подъеме на ледопад, не лоховство, а разумная предосторожность. Ее можно оставить на конце перил. Обычно их не воруют.

Миновав ледопад, Вы попадаете на верхнее, снежное поле, которое через небольшой лабиринт трещин, выводит в мульду под перевал Дикий. От лагеря 4500, 3-5 часов.

Следующий лагерь лучше организовывать в мульде под перевалом, не доходя метров 300 до начала подъема на перевал. Удобное, безопасное и, главное, безветренное место, где можно отлично отдохнуть.
Оставшееся свободное время в этот день, после отдыха, лучше употребить для пробивания тропы на перевал. Как правило, следы на этом взлете не заметает.

Следующий день тоже лучше начинать пораньше. Вам предстоит один из самых тяжелых отрезков маршрута. С перевала Дикий к лагерю 5800 путь проходит по крутым снежным взлетам. Почти всегда  снег достаточно глубокий и тропить тяжело. На этом участке очень важно проложить правильную линию подъема, так как, уклонившись влево, можно рухнуть с карнизом, а вправо, подрезать крутой, снежный склон. Очень хорошо, если у Вас будут с собой маркировочные флажки! При плохой видимости и отсутствии тропы, прохождение данного участка лучше осуществлять со страховкой. Так же на самом перевале часто открываются большие трещины, преодоление которых без страховки опасно.

Путь до лагеря 5800 занимает 3-7 часов. Стандартное место лагеря находится в двухстах метрах ниже границы скал. Лучшее убежище в лагере 5800 - пещера, так как при ветреной погоде отдохнуть в палатке не удастся.
Решающий день акклиматизационного выхода будет труден не столько физически, сколько морально, но, если нет явных сбоев в здоровье, лучше заставить себя дойти до 6100. Путь до площадки 6100 проходит по скалам и не требует больших физических затрат. Следует обратить внимание на перильные веревки, большая часть которых находится в критическом состоянии и первый не должен рассчитывать на них и сильно нагружать.

Площадка 6100 находится на небольшом выполаживании, под скальной ступенью, выводящей к площадке 6400. Бивуак в палатке, но, если есть силы, можно построить «иглу» под одним из больших камней. Ночевка на 6100 заметно увеличивает шансы на успех восхождения.

Спуск в базовый лагерь надо начинать как можно раньше. Время, требуемое на возвращение 6-9 часов.

Оптимальное время для отдыха перед восхождением- 3 дня, причем проспать можно только первый день. Активный отдых, прогулки обязательны!

Выходить на восхождение из базового лагеря можно после обеда. С акклиматизацией, время подхода до лагеря 4500, 4-5 часов.

На следующий день, при нормальном состоянии маршрута, можно, без особых затруднений достичь лагеря 5800.

Из лагеря 5800 следует стартовать как можно раньше. Скальная ступень выше лагеря 6100 особых трудностей не представляет, следует только быть аккуратным с перилами. После снежного ножа начинается снежный склон, выводящий к площадке 6400, которую можно узнать по памятной табличке на большом камне. Можно устроить бивуак на склоне (под камнем очень ветрено!), но, лучше продолжить подъем к площадке 6500.

Площадка 6500 находится под скальным треугольником, выводящим на купол пика Важа Пшавела. Время, необходимое на подъем от лагеря 5800, 5-8 часов.

Путь от лагеря 6400(6500) по скальной стенке треугольника (веревки идут с лева по ходу) выходит на купол пика Важа Пшавела. После выхода на гребень, следует пройти метров 200-300 в сторону Главной вершины по гребню и там искать место под пещеру или ставить палатку.

Оптимальный вариант восхождения с Важи - на Важу. При этом необходимо взять с собой палатку, которую следует оставить под «обелиском» на случай резкого ухудшения погоды. Дополнительная ночевка на семи тысячах под «обелиском» сил не добавит, а при настоящем ветре, вымотает и может привести к плачевному результату. Так что еще одно напоминание, тренируйтесь дома, либо ходите с кислородом! По настоящему дополнительный бивуак нужен при глубоком снеге на гребне, но опять же, стоит сто раз подумать, пускаться ли в столь непредсказуемое плавание, ведь сил может не хватить не на подъем к вершине, а на возвращение от «обелиска»

Стартовать лучше в 5 утра. Путь до «верблюда» (хорошо видимый на гребне жандарм) проходит по широкому гребню Осторожно, могут быть трещины! От «верблюда» начинается траверс, местами довольно крутой, остерегайтесь лавин! От «обелиска» влево на гребень (есть перила) и далее по гребню до вершинного купола. Опасный участок - снежный нож перед началом купола, лучше проходить со страховкой. Подъем на купол не сложен. Вершина находится в конце купола. Если снега не очень много, хорошо виден тур на скальном выходе.

Время, требуемое на восхождение с возвращением в лагерь 6900, 10-16 часов.
После восхождения, из лагеря 6900 лучше спуститься в лагерь под перевалом, чтобы хорошо отдохнуть. Спуск займет 3-6 часов.
Стартовав рано утром из лагеря под перевалом, Вы сможете достичь базового лагеря за 5-8 часов.

www.singleclimb.com

победа легко не даётся

могу добавить, что ночевать под обелиском лишний раз не стоит, мне и напарнику в 93-м пришлось выбираться оттуда 2 ночи, так как днём слой облаков на гребне скрывал направление, а следов из-за ветра не осталось, по ночам же, несмотря на сильный мороз, облака расходились, хотя и не полностью, а под Важей тоже лучше пещерку вырыть, в ней гораздо комфортнее, да и на подъёме между 4500 и Важей ночевать можно один раз, а не два, на 5800 или выше, по вкусу, в районе Верблюда в сторону Китая бывает лавиноопасно, УСПЕХОВ!