Люди и горы > Полемика >

Автор: Наталья Гузеева, г. Москва

Искалечили и бросили...

Предупреждение для всех, кто захочет поехать на Алтай в АЦ “Ак-Тру”, П.П.Захаров, г. Москва
Редакция старейшей туристкой газеты "Вольный ветер" постоянно отстаивает интересы любителей путешествий, в том числе и в суде. И пока ни одного судебного процесса редакция не проиграла! Ниже приведена статья из ближайшего номера газеты, автор материала - юрист "ВВ" Наталья Гузеева - рассказывает о деле, которым сейчас занимается редакция.

Долина р. Актру и Альплагерь Актру.
Фото Нечаев Александр, г. Новосибирск
Летом 2004 г. 23-летний москвич Александр Коробов раздумывал, куда бы поехать отдохнуть. Он только что окончил Российскую международную академию туризма, поступил в аспирантуру. "Два летних месяца на отдых! Когда ещё выпадет такая возможность! Ведь с сентября начнётся совсем другая жизнь, самостоятельная: интересная работа, преподавание и учёба". Мест красивых в России много, но хотелось в горы. Будучи спортивным, прекрасно физически подготовленным человеком, Александр испытывал себя в разных видах экстремального туризма: был в пещерах, много занимался водным туризмом, ходил в горные походы, даже с парашютом прыгал, вот только альпинистских восхождений не совершал.

Поиском достойного альплагеря (такого, где можно было бы хорошо и недорого отдохнуть и потренироваться) занялся через Интернет. Внимание привлёк красиво оформленный сайт томской фирмы "Промальп" с многообещающими предложениями: обучение альпинистов-новичков опытными инструкторами, присвоение разрядов "продвинутым" альпинистам, совершение групповых восхождений, проживание и обучение в любом из двух собственных лагерей фирмы на Алтае. Подробная информация на сайте (расписание транспорта, на котором можно добраться до лагеря, телефоны и адреса представителей фирмы, сроки смен, чёткий перечень услуг, стоимость путёвки и список личного снаряжения, которое необходимо взять с собой) внушала доверие.

Из разрекламированных "Промальпом" лагерей Александр выбрал "Актру". Предупредил родителей, собрал небольшой рюкзачок личных вещей (фирма обещала, что недостающее снаряжение можно будет взять в прокате) - и в дорогу.

В Бийске, как и договаривались по Интернету, его встретила милая молодая женщина - Марина Якубовская (как позже выяснилось, соучредитель и гендиректор ООО "Актру"). Сразу же оформила ему туристскую путёвку № 000025. В ней, правда, почему-то в качестве организации-продавца вместо "Промальпа" было написано ООО "Актру". "Видимо, по названию лагеря", - решил Александр, не придав этому значения.

Вершина Кзылташ на рассвете, 2002
Фото: Маргарита Шахова, г.Москва
Ну вот и "Актру": чистый воздух, простор, неподалёку озеро, а вокруг сказочные горы. Одним словом, красота. Приехавших разбили на группы, поселили в большой палатке, назначили им инструктора Андрея Ерёмина. На другой день приступили к занятиям по курсу начальной подготовки альпинистов, которые завершились успешным подъёмом на перевал Контейнер и восхождением на вершину Кзылташ (1Б к.с., 3800 м). 15 июля вернулись в альплагерь.

Следующий день объявили днём отдыха. Настроение у всех было отличное. Погода тоже не подводила. В полдень девушек отпустили в баню, а с парнями инструктор Ерёмин решил провести занятие показать, как сделать навесную переправу через реку. Никакого специального инструктажа перед занятием не было, собрались кто в чём был (кто в касках, кто без них). Стали наблюдать, как инструктор вяжет полиспаст. Однако Ерёмин замешкался, и ему на выручку пришёл один из участников. Оставалось только закрепить верёвку, но для этого не хватало буквально нескольких сантиметров. Инструктор попросил ребят потянуть верёвку посильнее... Пятеро крепких парней дружно взялись...

Репшнур под нагрузкой лопнул. Александр почувствовал сильный удар в голову, жуткую боль... Запомнил ещё, как разлетались в разные стороны осколки его каски...

"Роза ветров" альплагеря "Актру"
Фото Протасов Сергей, г. Москва
Родители, приехав с дачи домой, нашли в почтовом ящике телеграмму: "Коробов Александр получил черепно-мозговую травму, прооперирован, состояние тяжёлое". Вылетели в тот же день. Находились в таком шоке, что даже не запомнили, как добирались до больницы в Горно-Алтайске.

Врачи утверждали, что травма у Александра несовместима с жизнью. Карабин проломил череп и вошёл в голову на 4,5 (!) см. Саше сделали две операции. Только благодаря грамотно оказанной первой помощи, своевременной транспортировке на вертолёте в больницу и высокой квалификации врачей он остался жив. Потом было тяжёлое лечение: больницы, лекарства, ночи без сна, постоянный страх, сложный перелёт в Москву, ещё одна операция, новые больницы, лекарства, депрессия... Состояние здоровья то улучшалось, то ухудшалось. Жизнь разделилась на "до" и "после". Родители забросили работу (Саше требовался постоянный уход) чтобы оплачивать лечение, продали машину, гараж, назанимали денег у знакомых, сейчас продают квартиру, брат взял кредит в банке...

После восхождения А.Коробову в удостоверении к значку "Альпинист России" написали: "Физически и технически подготовлен отлично. С интересом относится к учебным занятиям. Быстро и легко усваивает альпинистскую технику. Спокоен, выдержан. Рекомендуется для дальнейших занятий альпинизмом". Получить значок Саша не успел...

Сейчас Александр - инвалид, у него парализована левая часть туловища. Благодаря своей воле и настойчивости научился передвигаться, опираясь на палочку - но только по дому и больнице. Вместо тренировок на скалодроме процедуры в больницах. Вместо преподавания в вузе - ежедневная разработка мышц руки и ноги. Переезды из одной больницы в другую продолжаются почти год, домой отпускают только на выходные, и неясно, сколько больниц и процедур ещё впереди... Хорошо, друзья не бросают: приезжают, поддерживают. И родители стараются, чтобы сыну стало лучше.

Из "Актру" Коробовым позвонили всего 1 (один!) раз. По странному совпадению, как раз после того, как районная прокуратура получила письмо редакции "ВВ" с просьбой возбудить уголовное дело.

Через некоторое время после ЧП некая комиссия провела его расследование, по результатам которого оказалось, что А.Коробов сам виноват в случившемся. К такому выводу пришли: председатель комиссии В.Якубовский - начальник Государственного унитарного предприятия "Горно-Алтайская республиканская профессиональная контрольно-спасательная служба" (сокращённо - РКСС) С.Агеев начальник спасотряда "Актру" С.Копытин спасатель РКСС. На первый взгляд создаётся впечатление, что эти люди должны расследовать ЧП объективно. Если не знать некоторых подробностей: например, того, что председатель этой комиссии Валерий Якубовский является мужем Марины Якубовской - гендиректора фирмы "Актру", и начальником двух других членов комиссии. Да и сам лагерь "Актру" расположен на территории, ещё недавно арендуемой РКСС.

Вообще эта РКСС - очень загадочная организация. Во-первых, несмотря на название, к системе МЧС никакого отношения не имеет. Видимо, для того, чтобы скрыть это, руководители "профессиональной КСС" "случайно" (а, может быть, из гуманных соображений - чтобы не обидеть "непрофессионалов" из МЧС) пропустили в своём официальном сокращении буквы, и ГАРПКСС стала называться РКСС - почти так же, как и спасслужба МЧС. Во-вторых, спасработы, которыми, судя по названию, должна заниматься РКСС, даже не упомянуты в перечне заявленных видов деятельности, которые сообщаются при регистрации устава организации. Да и может ли вообще она проводить спасработы, если, как пишут нам из следственного управления МВД республики, "ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ АЛЬПИЙСКИХ СБОРОВ И АЛЬПЛАГЕРЯ НА БАЛАНСЕ В РКСС ОТСУТСТВУЕТ"?!

В-третьих, учредителем РКСС является Госкомимущество Республики Алтай, и из регионального бюджета на создание РКСС было выделено 8 миллионов рублей. Неужели это самое достойное вложение бюджетных средств?

В-четвёртых, сотрудники РКСС проводят "служебные расследования" несчастных случаев в других организациях. А имеют ли на это право?!

Почему же произошло ЧП?

Можно говорить о случайном стечении обстоятельств, о том, что "никто не застрахован", вспомнить аналогичные примеры из своего жизненного опыта...

Можно устроить "разбор полётов" и долго выяснять, была ли на Александре каска (он сам говорит, что была, в акте написано обратное) и какая она должна была быть (в лагерном прокате Саше выдали строительную каску, не рассчитанную на горизонтальный удар) из-за чего разорвался репшнур и т.д. На мой взгляд, это неважно.

Я как человек, получивший юридическое образование, понимаю следующее. Александр приехал на Алтай не "дикарём", он заключил договор на туристское обслуживание с ООО "Актру", заплатил этой фирме деньги. В перечень услуг, которые предоставила фирма, входил и "учебно-тренировочный процесс". Значит, у "Актру" должен был быть штат обученных инструкторов, соответствующее снаряжение и т.д. - всё, что необходимо для выполнения этой услуги.

Кроме того, договор на туристское обслуживание является публичным договором, следовательно, к нему применим Закон РФ "О защите прав потребителей". В законе написано, что потребитель имеет право "на приобретение товаров (работ, услуг), безопасных для жизни, здоровья". Причём для потребителя не важно, как фирмой будет обеспечена безопасность и из-за чего именно требования её не были выполнены: была ли верёвка плохая, переправа неправильно организована или инструктор малограмотный... Потребителю важно, что его право на безопасность услуги, предусмотренное законом, нарушено. Значит, продавец услуги должен возместить потребителю убытки!

Уже к ноябрю 2004 г. (т.е. через 3 месяца после ЧП) сумма, потраченная родителями Александра на его лечение, приблизилась к полумиллиону рублей. И это только по официальным документам! А сколько было расходов, не подтверждённых квитанциями и чеками, даже представить сложно. На продолжение лечения тоже нужно немало средств, а где их взять? "Актру" хранит гордое молчание. Поэтому отец Саши обратился за помощью в редакцию "ВВ". Выяснив все обстоятельства ЧП, мы посоветовали подать иск в суд.

Я составила исковое заявление к ООО "Актру" с требованием возместить материальный ущерб на сумму 320 тыс. р. и компенсировать моральный вред в сумме 1 млн. р. После того, как суд принял дело к производству, мы заявили ходатайство о наложении ареста на имущество "Актру", чтобы оно "бесследно" не исчезло. Суд ходатайство удовлетворил. В марте судья принял решение направить материалы дела, в том числе медицинскую карту больного, на судебно-медицинскую экспертизу. Эксперт оценивает обоснованность расходов до сих пор! А без медкарты проводить лечение сложно, да и расходы из-за этого растут.

Похоже, альплагерь намерен всерьёз отстаивать свои интересы. И в самом деле: не дай Бог придётся деньги выплачивать! Сколько ещё будет пострадавших - неизвестно, и вдруг каждый начнёт деньги требовать! Так ведь и разориться можно. Проще "залечь на дно" и врать всем, что Коробов сам виноват. Были бы хозяева "Актру" порядочными людьми, сами бы предложили компенсировать клиенту хотя бы часть расходов на лечение.

Команды на отдыхе в альплагере
Фото Владимир Шепелев, г.Омск
Когда зимой я ездила на Томский фестиваль путешественников, пообщалась там с ребятами, которые были в лагере вместе с Коробовым. Они расспрашивали о здоровье Саши и удивились, услышав, что ему плохо: "Да? А нам в "Промальпе" говорили, что он чуть ли не бегает..."

После "отдыха" А.Коробова в "Актру" приехала следующая смена альпинистов. По нашим сведениям, от них скрыли этот несчастный случай. Зато вскоре произошел ещё один: на восхождении двое значкистов упали в трещину и сломали ноги. Несколько месяцев оба провалялись в больнице.

Отец Саши, приехав на Алтай, просил республиканскую прокуратуру возбудить уголовное дело по факту причинения сыну телесных повреждений. Позже редакция также направляла обращения в прокуратуру с просьбой провести всестороннюю проверку заявления старшего Коробова. Наши письма, как ни странно, постоянно попадали к одному и тому же следователю ОВД Кош-Агачского района А.Оштушеву, который так же постоянно выносил постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, где ссылался на тот самый "акт служебного расследования". Дважды мы жаловались в прокуратуру, она отменяла постановления Оштушева и направляла материалы дела для дополнительной проверки тому же Оштушеву! И он опять отказывал в возбуждении уголовного дела. Так дело Коробова перемещалось от Оштушева в прокуратуру 3 раза!

В апреле мы написали письмо в МВД России и прокуратуру Республики Алтай, в котором показали хронику рассмотрения дела и просили взять его на контроль. Недавно из МВД России пришло письмо, что следователю Оштушеву за волокиту и нарушения УПК объявлен строгий выговор. А неделю назад пришло очередное (уже 4-е!) постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, подписанное... майором милиции А.Оштушевым! Теперь майор не просто ссылался на "акт служебного расследования", а нагло переписал его весь слово в слово. Впрочем, кое-что Оштушев изменил: вместо "16.07.04" написал "16 августа"...

Мы не знаем, проводился ли осмотр места происшествия, были ли изъяты вещественные доказательства (верёвка, репшнуры, карабины). Но нам точно известно: ДО СИХ ПОР НИ ОДИН ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ С САМИМ ПОТЕРПЕВШИМ НЕ ВСТРЕЧАЛСЯ. Предпочитают встречаться только с другой стороной...

Ещё 3 месяца назад редакция просила прокурора Республики Алтай возбудить уголовное дело по ч. 2 ст. 238 УК РФ "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" (в соответствии с УПК уголовные дела по этой статье возбуждаются и расследуются прокуратурой). На наш взгляд, именно по этой статье сотрудники альплагеря "Актру" должны нести уголовную ответственность. Но пока ответа нет. Неужели придётся обращаться в Генеральную прокуратуру?

За полгода судебной тяжбы и переписки с районной и республиканской прокуратурой в "деле Коробова" никаких ощутимых положительных сдвигов не произошло. Меня загрызли сомнения: есть ли смысл в раскапывании правонарушений альплагеря "Актру"? Александр от этого вряд ли начнёт быстрее поправляться. Суд неизвестно чем закончится, и если решение будет в нашу пользу, его исполнение всё равно остается под вопросом. У руководителей "Актру" есть шанс отделаться лёгким испугом: сказать "нету денег", и всё. Имущества у фирмы может оказаться мало, уставной фонд - небольшим, и много взыскать с неё не удастся.

Можно было бы говорить о действительно трагическом стечении обстоятельств, случайности, произошедшей с Александром. Но как объяснить травмы других ребят в другой смене? Существование непонятной организации РКСС? Мягко сказать, некорректное "служебное расследование", состряпанное сразу же после травмы А.Коробова? Систематические отказы местного следователя ОВД возбудить уголовное дело? Кстати сказать, даже удостоверения, выдаваемые "Актру", какие-то халтурные: на них стоит гриф "Управление альпинизма Российской Федерации", которого в природе не существует. В удостоверении стоит печать ЗАО "Актру", на путёвке ООО "Актру". Нарушения на нарушениях! И такой лагерь ежегодно принимает не меньше сотни человек: молодёжи, студентов, даже детей!

В декабре Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму приостановило действие лицензии ООО "Альпийский центр "Актру"" на 6 месяцев. Сейчас он уже вновь возобновил работу, "Промальп" в Интернете вовсю рекламирует отдых в нём, занятия альпинизмом. На территории альплагеря должен работать и детский лагерь "Юный спасатель". Добро пожаловать в "Актру" за незабываемыми впечатлениями!

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ "ВВ"

1. Виноваты ли работники "Актру" в несчастном случае? Можно ли было его предотвратить? В книге П.Захарова "Инструктору альпинизма" (М., 2001 г.) о полиспасте говорится: "Особое внимание обращать на работу схватывающих узлов: не редки случаи их обрыва и травмирования близко находящихся людей концами репшнура или карабинами, вырывающимися из петель". Вот ответ на вопросы: такие случаи "не редки"! Грамотный инструктор должен был это предусмотреть - поставить участников подальше или дополнительно пристраховать карабины, чтобы не летали.

Кроме того, инструктор во время учебных занятий должен постоянно контролировать действия всех участников (тем более новичков!). Ерёмин же вообще не видел, что они делают, поскольку стоял за деревом.

2. Даже при беглом изучении документов возникает множество вопросов как к ООО "Актру", так и к таинственной РКСС. Назвать все - места не хватит. Например, как пишет нам ст. следователь Т.Шелепова из МВД Алтая, письменные договора на реализацию турпродукта ООО "Актру" ни с кем не заключало. Профессионалы туротрасли понимают, что это значит: похоже, работали "в чёрную", минуя кассу. Подтверждает это и следующий факт: в налоговую службу подали сведения, что "Актру" в 2004 г. получило доход 156653 р. Если поделить на стоимость путёвки Коробова, получается, что за год приняли всего 25 человек! А вот в Федерацию альпинизма России (ФАР) лагерь сообщил иные цифры: только с 23 апреля по 9 мая 2004 г. 50 альпинистов из "Актру" поднялись на вершины 1Б к.с., ещё 87 (!) - на 2А, 51 человек - на 2Б и т.д. Это за 17 дней! Кого же обманывают налоговые органы или ФАР?

Какая-то непонятная ситуация со страховкой, 2/3 которой пошли на оплату вертолёта, а не на лечение пострадавшего. В МЧС России нам сообщили, что все спасательные работы они производят за счёт государства, а не страховых компаний. То есть Александр лишился 90 тысяч из страховки...

И так далее. Похоже, тут есть обширное поле деятельности для правоохранительных органов.

3. На наш взгляд, В.Якубовский ни при каких обстоятельствах не имел морального права подписывать "акт служебного расследования" ЧП, связанного с деятельностью "Актру", где директором его жена. Спасал семейный бизнес?

4. Известная томская турфирма "Промальп", которой принадлежит 95% уставного капитала 000 "Актру", во всю агитирует за свои альплагеря, направляет туда людей. Хотя (см. выше) договора с "Актру" не имеет. А взаиморасчёты идут "мимо кассы" (и налоговых органов)? По долгам своей дочерней фирмы "Промальп" не отвечает. Обанкротится "Актру" или его закроют - "Промальп" может создать новую фирму, какую-нибудь "Нак-тру", и всё будет продолжаться по-прежнему. Снова пострадавшим не с кого будет компенсацию получить.

5. Отец А.Коробова неоднократно обращался в Министерство туризма Республики Алтай. Ничем ему там не помогли, да и разбираться с "Актру" не захотели.

В ответ на письмо редакции Министерство переслало нам копию отказа в возбуждении уголовного дела МВД республики, и всё! То есть полностью самоустранилось от этого дела и, похоже, от контроля за турфирмами. Почему же? Оказывается, Валерий Якубовский - президент общественного объединения местных турфирм. (Говорят, ему принадлежит некая турфирма. Ещё одно нарушение закона: начальник РКСС как госслужащий не имеет права заниматься личным бизнесом.)

Якубовскому в Министрестве туризма сочувствуют - это я понял из разговора с представителем ведомства на выставке в Москве. Именно Якубовскому, а не трём пострадавшим! Так что, похоже, санкции от Министерства туризма ему не грозят. А как расследуют ЧП местные "пинкертоны", мы уже писали выше.

В общем, никто ни за что не отвечает. И если будет новое ЧП в "Актру", пострадавшие и их родные, вероятно, снова будут брошены со своей бедой и самой фирмой, и её "мамочками" и "папочками", и всеми государственными органами Республики Алтай. Так может, не стоит рисковать? Не лучше ли выбирать иные, проверенные за многие десятилетия альплагеря, а не "однодневки"?