Горы мира > Хибины >

Автор: Анастасия Ямщикова, Москва

Сборы альпклуба МГУ им.Хохлова. Хибины, май 2009.
Взгляд отделения МГУ-1

В составе:

Игорь Турчанинов - МС, инструктор 3 кат.

Олег Круглов - 3 разряд, Человек - Олег, тропит любые формы рельефа

Маша Самойлович - 3 разряд, вкалывала все сборы. Обезболивающее.

Женя Иванов - 3 разряд, «Вы чё, на отрицалово?»

Настя Ямщикова - 3 разряд, это я.

Саня Хомяк - зн., переводчик. Профессионально переводит стрелки на других.

Утренний туман

- А что это там с верхней полки капает?

- Слюна, наверное…

На собрании отделения инструктор сразу определил основную цель сборов: "Я хочу, чтоб каждое утро, когда я проснулся, у меня в одной руке уже была чашка кофе, а в другой - печенье".  Женя развил тему дальше: "А рядом Настя с Машей, в фартучках, чепчиках и с тележкой на колесиках. Мило улыбаются и желают доброго утра...". К счастью, все это оказалось шуткой. Основной целью сборов стало сходить как можно больше гор, ибо "это лучшая тренировка". Итак, в ночь с 31 апреля на 1-ое мая альпинисты МГУ в количестве 31 человека (два отделения третьеразрядников и два новичков) отчалили с Ленинградского вокзала в сторону Хибинских гор.

В поезде с утра все разбились на кружки по интересам. В одном купе пели под баян и гитару, в другом спали, в третьем вязали булинь, в четвертом ели. Гадали, где сейчас Турчанинов, поехавший на сборы на машине, и с какой скоростью он ведет свой «Пежо».

Маша засобиралась в туалет: «Где же мои тапочки…». Разумеется, все тут же предлагают помощь: «Можешь мои взять», Олег: «Мои можешь взять, только они тебе велики будут», Женя: «Мои можешь взять, только не одевай…».

Утро перед 3А на Откол

Под вечер начали сосать чупа-чупсы на время и играть в карты за факультеты.

- Игорь, а в Хибинах 4-ки есть?

-Есть.

-О, тогда я памперсы одену и пойдем…

Прибытие на ст. Апатиты утром в 7 часов.

Когда мы приехали, оказалось, что наш инструктор уже тут. Саша Кузнецов, инструктор второго отделения разрядников, махнул рукой в сторону гор: "Видите вон ту ма-а-а-аленькую красную точку на скалах? Это ваш Турчанинов, веревки провешивает". Часов в двенадцать разрядники выдвинулись к нему, а новички, под руководством Сергея Васильевича Клиндуха и Жени Курочкиной, пошли на снежные занятия.

с пер. Географов

Занимались мы до ужина. Задача была ясна - пролезть трассу с верхней страховкой.  Не смотря на то, что Турчанинов попросил принести скальники, все лазали в ботинках. Надо сказать, держат не хуже. Главное привыкнуть и заставить себя верить, что такой огромный ботинок без проблем держится на самой малюсенькой зацепочке.

У Олега с лазанием возникли проблемы. Возможно, от того, что мало лазал на настоящих скалах, а возможно из-за постоянных вопросов «Что, Олег, очково?». Не выдержав, он решил прибегнуть к помощи фиф. Сказав своей напарнице Маше: «Следи, чтоб Турчанинов не увидел», двинулся к скале. Игорь в это время бил шлямбур чуть ниже. Далее, как следует из рассказа Маши, она не заметила, как инструктор оказался за ее спиной. Молча понаблюдав несколько минут, он ушел, так ничего не сказав. А Человек-Олег, повредив палец (рана маленькая, но глубокая), спустился вниз и начал радостно фотографировать свою окровавленную руку на фоне скал. Потом вроде бы угомонился.

«Жег» Хомяк. Подбадривал Катю Гусеву, которая страховала его сверху, фразами типа «Катя, еще чуть-чуть…», «Я сейчас уже приду, Катя…», «Ой, кажется, сейчас будет срыв…нет, не сейчас, а вот сейчаааааас…».

В какой-то миг раздались восторженные вопли Жени и Олега. Оказывается, они в первый раз услышали, как, вляпавшись в грязь, матюгнулся Саня Головчанский, главный баянист сборов и вообще с виду довольно скромный парень.

Во время спуска вниз на базу я попыталась подбить всех на спуск на «пятой точке», но идея одобрена не была. Не одобрена в первый и последний раз за эти сборы - все следующие дни мы, как маньяки, будем пытаться скатиться везде, где это возможно.

«Кузьма, какой-то вид у тебя…

греческий… Кузьмид…».

Если от тяжелогорюкзака затекла спина...

Третьего мая МГУ-1, т.е. наше отделение, лазало на тех же скалах, но уже без «кузнецовцев» (по фамилии их инструктора), или «гуськов» (по фамилии одной их участницы), или МГУ-2 - это уже официально. Хоттабыч (в миру Дима Мочалов), Кузьма, Алена, Катя и Саня Головчанский пошли в так называемую скальную лабораторию. А у нас сегодня - лазание с нижней страховкой по вчерашним трассам. Один лезет, второй страхует, потом меняются.

Нормально поработали, почти серьезно. Расслабились на спуске на базу (догадайтесь, каким способом спускались). От восторга настолько громко орали, что Хоттабыч откуда-то снизу крикнул: «Надо еще быстрей, а то к ужину не успеете!». К ужину мы успели, слава богу.

Скалы были и на третий день. МГУ-2 вернулись на наше место, а МГУ-1 пошли в «лабораторию». Турчанинов сказал, что там будет маршрут с нависанием. «О, отрицалово!» - заинтересовался Женя.

Если от тяжелогорюкзака затекла спина...

«Отрицалово» действительно было, причем Женя лез ( и пролез!) его с нижней страховкой. Как - я не видела, но, говорят, зрелище было такое, что занимавшиеся рядом новички дружно взялись за камеры. Так что см. где-нибудь на YouTube.

И вот, за ужином торжественно объявлено, что завтра, т.е. 5-го мая, мы идем на первую гору. 2А к.с. на Малый Вудъяврчорр по лавинному кулуару. Это восхождение Игорь позиционировал как совмещенное со снежными занятиями. Занятия удались, а впечатление от восхождения испортило «молоко» на вершине. Все было абсолютно белое, земля и небо слились. Хотя… в какой-то степени тоже интересно, будто на другой планете находишься.

«Это Тахтар, детка!»

На следующий день - 2Б, маршрут «Рога», на Тахтарвумчорр. «2Б в Хибинах - «обделай свои портки»,- прокомментировал его  Женя, которого, как и всех остальных, Турчанинов застращал техническими трудностями Хибинских гор (на самом деле он сказал другое, более звучное, но непечатное слово).

Встали в пять утра, с базы выдвинулись в шесть. Хотя «выдвинулись» - это громко сказано. Поехали. На машине до начала подхода. Так мы «выдвигались» на восхождения все дни - грех не воспользоваться благами цивилизации, если они есть.

Женя изучает снегоход

Женю, звезду отрицалова, выпустили первым, дальше я, Игорь, Хомяк, Маша и Олег. Женя вышел на всю веревку, сделал станцию. Я тоже начала подниматься и по пути второй веревкой случайно спустила камень. «КААААМЕЕЕЕНЬ!!!!» - потом выяснилось, что он пролетел в десяти сантиметрах от Турчанинова. «Привыкайте»,- невозмутимо прокомментировал инструктор остальным. Тем временем я подошла к Жене, соорудила страховку, и он уже начал движение дальше, как Игорь заметил, что мы отклонились от маршрута - наш лидер купился на кем-то оставленный крюк с карабином: «Если здесь есть крюк, значит, здесь кто-то был! Мы пойдем туда», - видимо, подумал он, направившись к «пятерошным» скалам со льдом. «Женя, ЭТОТ крюк означает, что здесь кто-то дюльферял!».

Возвращение на «путь истинный» заняло около полутора часов, в течение которых все остальные просто стояли на первой станции. Эти полтора часа, по рассказу Маши, стали для Человека-Олега пыткой. «Он заложил все закладки, вытащил их, забил и выбил все крючья… А потом еще сверху, откуда-то от вас, камень пролетел в нескольких сантиметрах от его головы (его уже Женя спустил, тоже веревкой). Стоит такой, радостный, улыбается: «Маш, меня только что чуть камнем не убило!..».

На этом основные «косяки» и «тупки» закончились, и оставшийся скальный участок МГУ-1 прошло без особых проблем. Далее - перекус и оставшиеся 700-800 метров тропежки по снегу до вершины, на которых загнали Саню Хомяка. Тот еще на подходе попытался хитростями и уговорами облегчить свой рюкзак. Благодаря жениным «Саня, ты лучший!», «Давай! Давай! Тут самое интересное!» и «Ничего не случилось, Игорь, мы ему искусственное дыхание делаем…» до вершины он таки дошел.

В конце маршрута погода впервые за эти и прошлогодние сборы позволила нам оценить красоту Хибин. Периодически было видно и другие горы, и озеро Имандра, и Кировск.

Застремал себя - застремай друга!

Вечер в Хибинах

7 мая «Рога» пошли уже «Кузнецов и компания». МГУ-1 отдыхало. Мужская половина ушла на скалы, дамы разъехались по неальпинистским делам. Маша отправилась в травмпункт, а я - к начальнику по работе, который в этот день следовал транзитом через Апатиты. Надо сказать, день отдыха тоже прошел не зря. Парни на попах съехали от скал, где лазали, аж до самой дороги за минуту и тридцать секунд и потом очень долго этим гордились («Одна минута тридцать секунд!!! Вы понимаете это??!!!!»). Я познакомилась с продавцом из музыкального магазина, который подарил мне диск с саамской музыкой (за что ему большущее спасибо!), а Маша набралась впечатлений от посещения местного травмпункта, где на нее долго кричал врач, и где мужчина из очереди  показывал ей ролики на тему «Как переворачиваются машины на кировских дорогах».

МГУ-1 после первопрохода

«Внимание!!!

Совершено восхождение на Откол,3А. БЕЗ КИСЛОРОДА!»

Восьмое мая, седьмой день сборов. МГУ-1 идет свою первую хибинскую 3А. На Откол по восточной стене. К этому восхождению отнеслись с особым вниманием, поскольку в прошлом году одно отделение шло этот маршрут почти сутки - вышли рано утром и вернулись в час ночи. Посему выход назначен не на шесть, а на пять утра.

Накануне «гуськи», сходившие «Рога»,  рассказывали о туристах с огромными рюкзаками, двигавшихся в сторону перевала Географов. Мы шли рано и пока увидели только их лагерь, который они разбили прямо на тропе. На обратном пути среди этих туристов Игорь встретит своего инструктора, с которым когда-то был на Кавказе.

На Тахтарвумчорре

Быстрый чай под маршрутом, Женя спрашивает что-то про памперсы, рассказывает о прейскуранте на его услуги в качестве шерпа («…Я им сказал: «Сто евро час!»), комментарии по поводу большого количества снега и - на Откол.   Первым снова пошел Женя, его страховал Олег, контролировал всех Турчанинов, Маша несла веревку по мере того, как я выбирала Саню. О, Саня! Ты либо настолько увлеченно выбивал даже те крючья, которые решено было оставить, либо любовался пейзажем, либо думал о своем, что не слышал, когда тебя звали. Даже если кричали мы с Машей вместе, и даже если от наших криков сходили лавины.

Итог - в 18.00 на вершине. Спасибо снегу. Местами там, где надо лезть, мы шли. Спасибо рациям у Жени и Олега - если бы и первые не могли докричаться друг до друга, как мы до Сани, то куковать нам на Отколе до пенсии.  И великолепной погоде тоже спасибо - такую мы еще никогда в Хибинах не видели.

А во время торжественного перекуса на вершине Турчанинов загадочно спрашивает: «Ребят, а вам действительно так сильно нужна еще одна «тройка»?». Все переглянулись. «Просто Сергей Коняев, директор базы, предлагает попытаться совершить первопроход. Он присмотрел одну симпатичную полочку на Поачвумчорр…  Предполагаемая категория трудности 2А. До маршрута обещает довезти на снегоходе». Саня решительно заявляет: «Лично я завтра ни на «тройку», ни на первопроход - никуда не пойду. Устал». Маша молчит. Я - «за», если первопроход будет вместо 3А. Если планируется «тройка Б», то предпочтение отдается ей. Олег мрачно задумался, Женя подмигнул ему: «Оле-е-е-ег! На снегоходе!..».  Перед таким искушением Человеку-Олегу устоять очень сложно... «Ну, вы подумайте, на базе решим», - закончил Игорь.

-А где Хомяк?

-Точит…

Первопроход на Поачвумчорр состоялся здесь:
по скальным выступам влево
вверх - далее по полке вправо вверх

За ужином единогласно было решено идти первопроход. Подъем практически королевский - по общему расписанию в восемь утра, цивильный завтрак в столовой, на машинах до начала сугробов и затем на снегоходе. Точнее, в санях, которые  везет снегоход. Приходилось сцепляться руками и прикладывать усилия, чтобы не выбросило на поворотах и кочках. «Это еще не самое страшное!»,- сказал  Коля, помощник Коняева. Он был прав. Скоро к «колбасе» прибавились ледышки, вылетающие из-под снегохода нам в лицо. И так - восемь километров.

«Гороховым супом меня накормите,

и я вам покажу «Форсаж-3»!»

МГУ-1 на Поачвумчорре

Маршрут с виду был вполне логичен. Сначала по оооооочень узенькой полочке веревки две-три, затем переход на широкую полку и по последней веревок пять до вершины. Но пока Коля проводил для нас инструктаж по лавинным бипперам, Сергей с Игорем изменили первую часть пути подъема. Вместо первой узкой полки мы пошли по скальным выступам под широкой полкой. Маршрут вырисовывался в форме зигзага: сначала прямо влево вверх, потом прямо вправо вверх.

Лидерами в этот раз были Турчанинов и Женя. Сергей с Машей подносили им веревку и снаряжение, я страховала замыкающего Олега, который окидывал каждую станцию критическим взглядом и заключал: «Эту станцию я разберу за минуту…. Эту - за сорок секунд… Эту пальцами выдеру…». Стоит признать, что работал он быстрее Хомяка. Плюс рация лишала необходимости кричать. А иногда и позволяла травить анекдоты.

Жумарит Мария Самойлович
 Уже на скальных выступах встретился участок нехилого такого жумаринга, который заставил задуматься: «Если и дальше такие скалы будут, то «двойка» А ли это?». Но это было единственное «очковое» место. Дальше выход на полку, а по ней вполне мог бы проехать самосвал. Остаются еще несколько веревок тропежки ножками. Правда, страховка на полке плохая: поверхностный слой скал  сильно разрушен, и нормой стали фразы типа «Станция готова, но вы ее не нагружайте!», «Перила готовы, но их лучше тоже не грузить».

К двадцати одному часу мы наконец вылезли на вершину Бастиона (будущее название вершины).  Дул сильный ветер и время от времени нас накрывало облако. Человек - Олег  молчал. Он очень долго возился с последней станцией - не мог вытащить закладку. «Олег, съешь колбаски… Он всегда молчит, когда ему плохо», - ответил за него Женя.

«Это отличнейшая «двойка» Б», - прокомментировал Игорь наши труды.

10 мая уже никто никуда не ходил. В первой половине дня спали, гуляли по городу, ходили на рудник, кто-то пытался покататься на лыжах. На «сладкое» после обеда - решение ситуационных задач.

- «Группа после восхождения 4-ой к.с. по крутой тропе спускается в лагерь, где их ждут душ и вкусный ужин. Контрольный срок - завтра. По пути настает ночь. Они знают, что до лагеря уже недалеко, но тропу из-за темноты плохо видно». Олег, что нужно делать в таком случае?

- Поскольку уже наступила ночь, то группе следует остановиться и переночевать. В темноте спускаться опасно, здоровье дороже, да и контрольный срок не поджимает…

- Переформулирую вопрос. Что бы сделал на их месте ТЫ?..

А через несколько часов общее фото, автобус, контрольная закупка еды и поезд. Пирожки на ст. Медвежья гора, гитара и баян, бег за бальзамом под ливнем в Петрозаводске, шальная мысль остаться на ночь в Питере, и - зеленая Москва.