Горы мира > Западная Европа >

Монблан.
Монблан - 2001 в фотографиях

Идея.

Самой идее больше года. В апреле 2007 года удалось пробежать Парижский марафон. Тогда перед поездкой обсуждался вопрос с другом Валей, который живёт в Париже, а быть может ещё и Монблан? Но стало ясно, что это очевидный «перебор» и в программу гору не включили. Жизнь показала, что решение было верное, поскольку организм после забега восстановился несколько за сроками планируемого тогда восхождения. Однако была собрана информация о возможных маршрутах и идея частично проработана.

В начале августа 2008 года Коллеги прислали информацию о семинаре в Дюссельдорфе, в котором сильно захотелось принять участие. Тогда ещё не было никаких мыслей о том, чтобы собираться в горы, тем более в Европе. На удивление, участие в семинаре сдвинулось с мёртвой точки и стало ясно, что это вполне реально.

После этого под бутылочку пива вечером внезапно родилась идея, а почему бы не попробовать после семинара совершить восхождение на Монблан? Не совсем трезвая, но ответственная, Смс-ка предложением о восхождении ушла в Париж и от Вали пришло: «Гарич, ты как в воду глядел, я как раз думал о Монблане». После небольшого поиска нашлись на полке описания маршрутов и отчеты, скачанные в 2007 из Интернета.

Тем не менее, своё участие я смог железно подтвердить только в начале сентября, и Валя забронировал небольшой отпуск.

Перед тем как расстаться с коллегами по семинару так получилось, то они увидели мой багаж, не только сумку, но ещё и туристический  рюкзак. Это было очень странно, что у меня одетого в костюм среди официально одетых в костюмы и галстуки людей есть и  плотно упакованный рюкзак. Коллега спросила  удивлённо: «Георгий, вы Альпы собрались покорять?». В ответ отшутился.

Париж

Это, конечно, город – мечта, окружённый ореолом романтики. Однако, 15-го сентября, когда вечером я вышел из Парижского метро, то был несколько удивлён, тем, что двое молодых людей на глазах у прохожих справляли малую нужду прямо на ограждение входа в станцию. По уже знакомому маршруту от станции метро добрался до Вали, где была тёплая встреча.

На следующий день был мой день рождения, однако весь день прошёл в сборах. Все экскурсии по Парижу заключались в походе в магазин и обратно. В один из выходов всё же сделал небольшую радиалку до триумфальной арки.

Вечером особого праздника не планировалось, поскольку собирались 17-го утром выехать и к обеду уже быть в Сен-жерве.

Билеты на поезд за день до выезда оказались дороже, чем мы рассчитывали. По дороге, если ехать на ж/д, должны были быть пересадки, и самое главное, ж/д билеты лишали нас необходимой гибкости, поскольку мы не могли точно сказать когда сумеем выехать, и тем более, жёстко определив время обратного выезда, мы оказывались привязанными к времени отъезда. А если непогода и застрянем наверху? Добираться решили на машине.

Реально удалось выехать 17-го только в 15 часов. Пока шли до машины, вид своего и Валиного рюкзаков на Парижских улицах казался несколько сюрреалистичным.

И вот, пока мы выбираемся из города я, пользуясь преимуществом пассажира, открываю бутылочку пива. Движение плотное, особенно действовали на нервы многочисленные скутера и мотоциклы, которые с рёвом нас обгоняли по разделительной разметке между полосами.

Почему люди живут в Шамбери?

Ещё перед выездом из Парижа нам стало ясно, что в Сен-жерве мы доберёмся глубоким вечером, а по идее там надо быть в обед или утром, поэтому Валя созвонился со своим товарищем Мишей, который жил в Шамбери и договорился, что мы у него переночуем.

По сторонам дороги достаточно часто висели большие указатели на древние Замки, которые находились неподалёку, однако мы ехали быстро, и только изредка удавалось разглядеть их среди окружающей дорогу зелени. Подъезжая к Шамбери, городу, который находится достаточно глубоко в провинции, мы шутливо начали обсуждать тему «Почему люди живут в Шамбери?»

До Миши мы добрались уже ближе к 10 вечера. Хозяева уже поужинали, поэтому Миша предложил заехать и поесть в ресторане. Почти всё уже было закрыто, и ресторан, в который мы приехали, оказался очень приличным и достаточно дорогим. Похоже, это было одно из лучших место в городе. Миша был тоже удивлён ценами, чувствовалось, что он редкий посетитель местных ресторанов. Тем не менее, одетые в джинсы и майки, отужинали, ведя светскую беседу, среди прилично одетых мужчин, и дам в вечерних платьях. Миша сказал, что мы его гости и рассчитался за ужин. Это было очень приятно.

Утром в ожидании завтрака, мы с Валентином вышли на террасу дома. И сразу получили один из ответов на вопрос, почему люди живут в Шамбери? Оттуда открывался потрясающий вид. Впереди внизу было озеро, слегка покрытое утренним туманом, из-за которого проглядывали обрамлявшие его предгорья Альп.

Валентин в ожидании утреннего кофе. Вид на предгорья Альп.

После завтрака, состоявшего из кофе и свежих горячих булочек мы, расцеловались на прощание гостеприимными хозяевами и поехали в Сен-Жерве.

План на восхождение

До последнего момента стоял вопрос о выборе маршрута. Изучалась информация по трём вариантам восхождения со стороны Франции:

• Через три Монблана
    • Через гран-Мулле
    • Гоуте.

В принципе, существовали варианты подъёма по одному маршруту и спуска по другому. Например, подъём по Гоуте и спуск по гран-Мулле. Изучение вопроса показало, что идеального варианта для нас, к сожалению нет. У каждого из маршрутов, как выяснилось, были свои плюсы и минусы. Мы старались взвесить все факторы, в том числе и состояние маршрута в сентябре, наличие информации, уровень подготовки нашей маленькой группы. Нам было ясно, что на успех мы можем рассчитывать только в случае достаточно благоприятного развития ситуации. То есть, наличия погоды, как следствие, отсутствия лишних затрат времени на ожидание и т.п., хорошее состояние самого маршрута.

Маршруты с Севера. 1- Через три Монблана. 2 – Гранд Мулле. 3 – Гоуте.

«Через три Монблана» согласно описаниям это самый красивый, но одновременно меньше посещаемый маршрут по западной классификации PD+, и самый дорогой, поскольку относительно дорогие подъёмник до Космической хижины и ночёвка в ней. Стало ясно, что этот маршрут наиболее спортивный и технически сложный и при этом по нему мы располагали  минимумом информации, поэтому этот вариант отпал.

«Через Гран-мулле» - PD оказалось лучше ходить весной на лыжах. Поскольку к гребню Боссон выходят через сильно разорванный летом ледник. И возможность прохождения через него может определяться наличием искусственных мостиков, которые сооружают гиды. В целом информации по этому маршруту было больше, но всё равно мало. Самое главное, мы, не знали, есть ли искусственные мостики, то есть можно ли по нему вообще относительно безопасно пройти, да и оставался ещё ряд вопросов.

Оставался «Гоуте» -PD. В принципе маршрут устраивал, но очень не хотелось идти по нему, что там расположен КУЛУАР. Никто ничего хорошего про это место никто не писал. А точнее писались всякие ужасы, типа рук трупа торчавших из сыпухи и далее демонстративные облёты горы вертолётом с болтающимся на веревке за ноги привязанным телом. Было ясно, что статистически это очень нехорошее место и основной фактор опасности человеческий. Большой трафик людей, на крутом скальном гребне, часто не очень квалифицированных и как следствие сбросы камней, который летят в КУЛУАР, сбивают идущих там людей. При этом КУЛУАР сам по себе сыпет, и основная причина трагедий в КУЛУАРЕ это падения вниз при попытке увернутся от падающих камней.

Маршруты с Севера. 3 – Гоуте.

Из плюсов маршрута для нас были это жёсткий, но приемлемый акклиматизационный график, наличие людей и как следствие компенсация недостатка информации, приемлемая техническая сложность. Все авторы отмечали, что физически восхождение представляет собой совсем не лёгкую прогулку. Необходимым условием восхождения является отличная погода. В случае потери видимости, по отзывам можно, было легко потерять ориентацию и уйти, например, с плато Коль дю Доме на сбросы итальянской стороны. Рекомендовалось обладать навыками ориентации по компасу, а лучше наличие GPS.

Мы планировали:

18.09. Saint Gervais- Nid d'Aigle (2372) – Tete Rousse ( 3100)

19.09. Tete Rousse (3100) –Gouter hat (3817)

20.09. Gouter hut -Dome de Gouter –Vallot- Arete des Bosses- Mont Blanc (4810) – Tete Rousse

21.09. Tete Rousse – Saint Gervais

Фактически у нас по времени была только одна попытка восхождения, 21 ночью надо было быть уже в Париже. В принципе, можно было вернуться и 22, но это было бы ценой Валиного пропуска работы и моих пропавших билетов на автобус.

Предполагалось, что трафик альпинистов в сентябре падает, поэтому у нас будет возможность ночевать в хижинах без предварительного бронирования. Летом при желании ночевать в хижине однозначно места надо планировать заранее. Концепция нашего восхождения была такая, что в случае необходимости мы можем идти в автономном режиме, не рассчитывая на возможность питания и ночёвки в хижине.

Снаряжение.

Общественное. Палатка (на случай отсутствия мест в хижинах). Верёвка 30 м. Газовая горелка. Еда. Аптечка.

Личное. Пуховка, кошки, ледоруб, палочки, фонари, обвязка, жумар, спусковуха, налобный фонарь, горнолыжная маска.

Saint Gervais- Nid d'Aigle -Tete Rousse

Приехали в Saint Gervais около часа дня, нашли остановку трамвая. Выглядело это немного странно будка, на которой написано «Tramway du Mont Blanc». Как-то до этого по горам на трамвае ездить не приходилось. Решили, не теряя времени, ехать на ближайшем рейсе. Билет туда - обратно стоил 25 Евро. Уже через минут сорок мы неторопливо ехали вверх, любуясь окружающими видами.

Расхождение трамваев

Приехали в Nid d'Aigle, на конечной станции было достаточно много народу, ждавшего трамвай.

Тропа от станции уходит практически сразу налево, в 15 минутах хода увидели стадо горных козлов. Вели себя они очень бесцеремонно, подходили очень близко, чуть ли не на расстояние вытянутой руки почти как белки в Новосибирском Академгородке. Я видел и раньше «совсем потерявших нюх» сурков под пиком Ленина, непуганых парнокопытных под Алма-Атой, недалеко от альплагеря Туюксу, но таких наглых козлов ещё не встречал.

Почти как в зоопарке

Мне как-то казалось, что на маршруте, по которому ходят «толпы» мы, по крайней мере, вначале никаких проблем с ориентацией испытать не должны и всё должно быть однозначно. Однако выяснилось, что по дороге была развилка, на которой можно было уйти не по адресу и перед выходом на гребень, ведущий к Tete Rousse, мы немного ушли немного не туда.

Тропа на скалах гребня была засыпана снегом. Ближе к его концу стало достаточно круто и скользко, в случае ошибки было куда лететь, и стало ясно, что надо одевать кошки. На подъём до Tete Rousse от Nid d'Aigle ушло около 2, 5 часов.

Там было две хижины старая и новая. Нам повезло согласно плану, в новой хижине были места  по 25 евро с человека. Она нам очень понравилась. Всё продуманно и для людей. Сменная обувь – калошики и тапочки  разного размера. Закрывающиеся на ключи шкафы большие для рюкзаков и поменьше для личного пользования. Специальная кухня, где было можно готовить на газе. Альпинистов расселяли в тематические номера «Макалу», «Лхо-тзе» и т.п. Нам достались места в «Аннапурне», была подушка и тёплое одеяло.

Вечером пошёл снег. Когда проснулись утром, он всё ещё шёл, такой густой хороший снег. Россиянин из Питера Анатолий, уже такой в возрасте бывалый альпинист сказал что «здесь рыбы нет», люди по горам в такую погоду не ходят, гребень сложный 4-ка, горы как на Кавказе, лавинная опасность, перспектив нет, и надо просто брать и валить, что он и сделал.

Однако мы решили подождать. Краем уха услышал, как светловолосая дама похожая на шведку говорила с португальцами, что, её гид сказал, что завтра будет погода, можно будет сходить на гору, поэтому после обеда они выходят. Мы решили сидеть, держа «ушки на макушке», и не прозевать момент их выхода, поскольку в том «молоке» что было на улице, без тропы самим нам ловить сто процентов было нечего.

И вот дама с гидом поставили чашки с чаем и куда то пошли, я рванул за ними, спросил гида: «Are you leaving to Goute?» и услышав да в ответ, побежал к Валичу. Собираемся! В хижине поднялся настоящий шухер! Все планировавшие идти наверх, а это человек 20 не меньше начали в диком темпе судорожно собираться, у ящиков началась ну если не свалка, но такая плотная суматошная возня.

На улице к этому моменту разъяснилось, солнышко, лёгкий ветерок, тропа уже пробита, в общем, жизнь налаживалась. После выхода из хижины, в которой мы оставили в ящиках весь лишний вес, сразу связались и одели кошки, каски.

Через минут десять перед подходом к Кулуару, мы обогнали двоих португальцев, я решил, что лучше мы на них будем сыпать, чем они на нас. Подошли к Кулуару. Если не знать про него, то самостоятельно оценить опасность достаточно сложно, поскольку выглядел он достаточно безобидно.

Сверху спускались люди, и я увидел интересную технику страховки  в Кулуаре. Через него метрах в двух над тропой был, натянут стальной трос. На него вешали скользящий карабин, к нему прикрепляли верёвку, а её к обвязкам. Получалось, что можно было достаточно быстро пробегать Кулуар и при этом быть застрахованным от срыва.

После прохождения Кулуара

После Кулуара были тросы, прикреплённые к достаточно крутым скалам. Если бы шли одни, то всё было хорошо, но сверху спускались люди. Никто не хотел стоять и ждать в этом месте. Пришлось вести переговоры, чтобы нас пропустили первыми, иначе был бы затор, там, где были мы, разойтись было нереально.

В целом гребень, ведущий к хижине Goute, оказался достаточно спортивным. На нём были ряд достаточно крутых участков, иногда встречались практически вертикальные скальные блоки по 3, 4 метра. Когда встречались провешенные тросы, мы на них страховались скользящим карабином. В связке по скалам было идти достаточно неудобно, приходилось постоянно следить, чтобы не цеплялась верёвка.

Погода стала почти отличной, достаточно тепло, солнце, лёгкий ветерок. Шёл, получая удовольствие от подъёма. Во второй половине гребня, когда стала видна вверху хижина, нас стали обгонять более быстрые связки восходителей.

Гоуте виднеется в самом верху.

Поговорили с людьми спускавшимися вниз. Им гиды сказали, что выпало много снега, и рекомендовали отказаться от восхождения.

К хижине поднялись около 16 часов, перед ней были крутые участки, провешенные тросами. После набора высоты прилично чувствовалась усталость.

Так как была видна целая делегация, идущая наверх, я поспешил узнать насчёт свободных мест. Это было правильно, Goute оказалась по сравнению с Tete Rousse уже заселённой достаточно плотно. В ней было меньше места, тесно, запрещено готовить на газе, рюкзаки складировались рядом с нарами и эргономика организации пространства не такая удобная. Стоимость ночёвки на человека тоже была 25 Евро. В хижине отбой в 20 часов. Свет включают в 3 утра.

Мы попросили на кухне наполнить кипятком термос, и я был сильно удивлён, что его стоимость оказалась 5 Евро за литр. В Tete Rousse нас угостили кипятком просто так. Валя решил пойти готовить ужин на газе на улицу, я же предлагал просто купить ещё кипятка и заварить кашку «Быстров», привезённую из России. Так в итоге и сделали, на улице был ветер «бани» у нас не было, и кипеть вода не хотела.

В хижине стоял «бодряк» все активно тусовались и общались.

Столовая в Гоуте

Мы поужинали, выпили глинтвейна, поговорили с французским туристом и пошли фотографироваться на «балкон». Мы над облаками, потрясающе красиво!

Вид с «Балкона». Мы над облаками.

Один дядечка во время фото сессии заинтересовался моими очками сварщика. В них часто ходят по горам  Новосибирские туристы. Я ему шутливой гордостью заявил, что это классные очки, и они стоят всего 1,5 Евро. Он попросил их для снимка, и, надев, воскликнул: «Бриллиант!».

Погода отличная, настроение тоже!

Прогноз на завтра утро был ясно с сильным ветром, это насторожило. Перчатки, что являлось очевидной недоработкой, у меня были хилые, и когда парень на раздаче кухни сам предложил купить перчатки, видимо оставленные кем-то, за 15 евро я задумался. Немного поторговавшись, в итоге купил их за 10 евро. Будущее показало, что мне очень сильно повезло с этим предложением, и какое это было правильное решение!

Легли спать вместе со всеми чуть позже 20, и, не смотря на понятную возню, в комнате на двухэтажных нарах было ещё человек 40, даже удалось заснуть.

Восхождение.

Gouter hut -Dome de Gouter –Vallot- Arete des Bosses- Mont Blanc

Утренняя суета началась чуть раньше трёх. Потом начали звонить мобильники, включили свет. В столовой сонные восходители без особого энтузиазма запихивали в себя завтрак. Вышел на улицу, ветра не было, погода показалась мне достаточно тёплой, по ощущениям был небольшой минус. Собирались мы не очень быстро, поэтому, когда мы выходили, большая часть обитателей хижины была уже на маршруте. Вышли в начале пятого максимально налегке, с собой в рюкзаках взяли только тёплые вещи, питьё и перекус.

Сразу связались, одели кошки, включили налобники. Чтобы выйти на основную часть маршрута нам пришлось забраться на небольшой участок склона, за которым «пряталась» хижина. Как только перевалили на гребень, ведущий к вершине Dome de Gouter, сразу ощутимо и плотно подул ветер.

Впереди длинной гирляндой огней светилась дорожка восходителей. Свой фонарь можно было выключить, итак было светло. «Гирлянда» напоминала ночных золотоискателей из рассказа Джека Лондона «За золотом на ручей индианки».

Шлось нормально, возникло ощущение как во время бега в толпе при участии в массовых забегах. Тогда очень сложно позволить себе сбавить темп и остановиться хотя бы на пол минуты, поскольку оказываешься частью общего потока бегунов. Вот и сейчас наш темп передвижения задавала «Гирлянда». Впрочем, шли мы со скоростью вполне комфортной. Примерно через километр практически горизонтального перемещения вдоль гребня тропа свернула налево и стала серпантином уходить вверх на вершину Dome de Gouter.

К этому моменту ветер у меня окончательно выдул «домашнее тепло». Выяснилось, что одет я легко и настойчиво стала возникать мысль о пуховке. Ближе к середине подъёма она материализовалась. Мы свернули в сторону с тропы, и я оделся. Сразу стало лучше. Пока одевался, нас обогнало человек 15, и мы оказались практически в конце «гирлянды». Чувствовалось, что ногам в пластиках Koflach с обычным вкладышем, как-то тоже не очень жарко. Я вспомнил, что многие выходили из хижины в бахилах, и сейчас это не казалось излишеством.

Валя шёл в трекинговых ботинках, и это меня немного беспокоило. Если мне в пластиках «не жарко», то как ему идётся? Впрочем, пока всё шло ок. «Гирлянда» шла без остановок, и к этому моменту мы уже практически непрерывно двигались часа два. Я старался периодически поглядывать назад и запоминать, как идёт тропа.

Началась чувствоваться высота. Потом Валя сказал, что у него реально замёрзли ноги, и он хочет надеть дополнительные носки. Я всерьёз задумался, если так обстоят дела, то светит ли нам взойти? Мне были не ясны перспективы нормального самочувствия его ног при такой погоде. Если всё так хреново, может надо назад пока не поздно?

О господи, вот это была процедура! Ночью, при этом ветре, снять кошки, фонари, ботинки – Капец! Валю хватило надеть один носок, потом стало ясно, что если он оденет второй, то совсем замерзнет, останется без рук. Я сказал Валич, становить первым и беги, тропи, грейся. Так мы и сделали. Рецепт оказался правильным и о счастье! У Вали ноги пришли в норму. После этой остановки мы отстали от «гирлянды» и только далеко внизу были видны несколько фонарей восходителей.

При спуске с Dome de Gouter на седловину Коль дю Дом, представляющую собой достаточно широкое плато, наступило утро. Виды открывались потрясающие, но и ветер на плато стал ещё плотнее. Достал флисовую кофту из рюкзака и надел как юбку, басковское термобельё из power stretch и штаны из авизента для зимних походов стали продуваться на раз, два, три. Комплект, который нормально в движении держал температуру –10-15 работал плохо. Было теплее, максимум – 5, но, судя по всему ЭТОТ ВЕТЕР, усилил из-за близости моря и океана влажный воздух.

С плато после небольшого подъёма вышли к хижине Vallot (4362). Она предназначена для экстренных случаев и восходителей по сложным маршрутам с Итальянской стороны. Спрятались от ветра за стеной хижины. Сидели не долго, поскольку стало «не жарко».

Хижина Vallot

Перед нами лежал взлёт на гребень Arete des Bosses. Несколько человек пытались на него подниматься и появились те, кто уже шёл вниз. Было не очень понятно зашли они на вершину или просто развернулись.

Почему пытались подниматься? Ветер итак не слабый ощутимо усиливался вверху. Он сдувал с взлёта на гребень, напоминающего небольшую и достаточно крутую, градусов 45 вершинку красивые снежные флаги.

Казалось, что связка в верней части холма просто стоит на месте. Стена ветра просто держала людей и лишь изредка они, раскачавшись, делали шаг наверх.

Что делать, пошли и мы вперёд. Для нашего восхождения начинался момент истины. Лезли мы на гребень как в тумане, просто протискиваясь, в какие то щели в этой стене ветра. Так это, медленно шаг за шагом набирая высоту. По мере подъёма нам открывался длиннющий Arete des Bosses, на котором вдалеке были видны точки восходителей, где-то там ещё дальше вершина.

Когда нас порывами чуть ли не сбрасывало со склона, в голове возникали законные вопросы. Что они там делали на этом гребне в такой ветер? Насколько там безопасно? Почему их оттуда просто не сдувало? Было тогда не очень понятно. Поскольку там было, очевидно, ещё хуже. Стало ясно, что до вершины ещё пилить и пилить и самое главное не понятно сколько.

Немного впереди нас качающийся под ветром мужик достал из рюкзака пуховку, одел её. Он постоял, какое то время, покачиваемый ветром, как бы задумавшись. Потом  развернулся и пошёл вниз. Я хотел Вале дать жилетик, чтобы он утеплился, однако как только достал его из рюкзака, жилет просто вырвало ветром из рук и унесло вниз нафиг. Унесло его очень далеко, и я решил, что смысла бегать за ним нет.

Первым в связке шёл Валя, шаг за шагом отвоёвывая у ветра и высоты метры подъёма. А я думал, может нам развернуться? На такой капец как-то внутренне перед стартом я не рассчитывал. Однако так не хотелось терять свой шанс забраться, когда ещё будет такая возможность?

Пока я пребывал в сомнениях, Валя делал своё дело, и в итоге мы всё-таки прорвались на гребень. Стало немного легче. Ветер тот же, но набор высоты стал существенно плавней.

Читал я, конечно, что гребень очень длинный и это сильно изматывает, но одно дело читать. Классика жанра заключалось в том, что при подъёме на очередной взлёт открывался следующий и т.д. К ветру как-то привыкли, стал немного мягче, но не дул он за последние несколько часов всего минут пять, когда тропа немного удачно спряталась за склон.

На относительно ровном месте перед очередным достаточно крутым взлётом  увидел в снегу небольшой ров, такая ванна со стенками сантиметров сорок. Лёг в него на рюкзак и так спрятался от ветра.

Отдых в снежной ванне. Хоть так дует меньше.

Замёрзнув, на снегу долго не полежишь, я встал и заявил Вале очень эмоционально толи в шутку толи всерьез. Валич, вот сейчас забираемся на этот пупырь и если он оказывается не вершиной, посылам всех НА ХЕР! разворачиваемся и идём обратно. Кого всех? Не понятно. Окружающие вершины? Туристов? Себя? Говорил, а сам прекрасно знал, что ещё не все.

Один из последних «взлётов» перед вершиной.

В общем, когда на очередном относительно ровном месте впереди идущая связка демонстративно сняла и уселась на рюкзаки, до меня начало доходить что похоже это вершина. По мере приближения стало ясно, что я не ошибаюсь и это ОНА.

Мне просто не верилось что дошли, что у нас получилось! Погода стала теплее, светило солнце, однако продолжал дуть ветер, и на Вершине задерживаться не хотелось. Взошли в 11- 30. Быстрая фото сессия и мы пошли вниз.

Установка на спуск была – максимальная концентрация. В некоторых местах на крутых участках надо было идти очень аккуратно. Верёвку смысла вешать не было, однако, в случае ошибки было куда лететь.

При походе к началу гребня распогодилось. Ветер немного стих, а солнце уже светило в полную силу. Выяснилась интересная вещь, что и обратно идти достаточно далеко. Просто, казалось, что вот вниз мы сейчас всё же легче дойдём. Однако мы шли и шли.

После спуска на плато Коль дю Доме, ведущее к вершине Dome de Gouter, более отчётливо пришло понимание необходимости отличной погоды для восхождения. Да, у нас был ветер, но при этом была и отличная видимость. Тропу уже прилично занесло, и стало ясно, что если бы сейчас испортилась погода, то вернуться обратно, было бы реальной проблемой. В этом месте в непогоду уйти не по адресу, например на сбросы итальянской стороны проще простого. Угол наклона склона минимальный, и поэтому направление спуска без видимости не понятно. Да, были вешки, но тропа была в стороне от них, и в непогоду по ним выбраться было бы большой удачей. При этом если учесть, что выходят все налегке без палатки, то застрять в непогоду без ориентиров это реально большая проблема с очень плохими перспективами. При спуске с Dome de Gouter ситуация аналогичная.

Не самая простая задача найти выход на тропу, идущую вдоль гребня к хижине. По крайней мере, у нас был вопрос, где конкретно она начинается? Так что, однозначно, лучше брать c собой GPS. На людей и тропу рассчитывать не стоит. Получить юридическую консультацию можно на сайте http://uristnsk.ru/ Пошёл бы снег, её бы занесло минут за 15. Выходило на подъём из хижины нас человек 60, спускались же мы практически в одиночестве.

Хижина приютилась на склоне

В хижину Goute пришли около 15-30. Состояние, как и предполагалось, было достаточно измотанное. Лично мне в состоянии такой усталости идти вниз до Tete Rousse, по скальному гребню не хотелось. Валич устал не меньше, поэтому был вариант более надёжный переночевать в Goute, а вниз идти утром. Однако, выяснилось, что свободных мест в хижине уже не было и оказалось, что переночевать в столовой на голых лавках тоже стоит 25 евро. Прогноз на ночь был –10, спальники у нас были хилые, поэтому вариант с ночёвкой в палатке как-то тоже был ниже среднего. Заправились кипятком за 5 евро и пока пили чай, познакомились с молодым поляком. Он тоже зашёл на гору и собирался вниз. Одному ему идти не хотелось. Решили спускаться вместе.

Через час отдыха начали спуск. Было тепло, старались идти быстро, но аккуратно. Вышли в связке, однако верёвка больше мешалась. После крутого участка, который идёт сразу за хижиной, развязались.

К Tete Rousse подходили уже вечером. В лучах садящегося солнца над ней зависло два вертолёта.

Вертолёты зависли над Tete Rousse

Состояние организма было «не петь, не рисовать». Усталость полная, мышцы забиты. Очень сильно не хотелось ставить палатку. Какое счастье, что нам в хижине досталось два последних места опять в «Аннапурне». Аншлаг, очевидно, был связан с тем, что было воскресенье.

Поступили как мажоры и заказали ужин. В столовой был банкет. Играла живая музыка, господин исполнял песни из репертуара The Beatles. Так французский альпийский клуб очень цивильно отмечал закрытие сезона. Нас приглашали присоединиться, но сил общаться не было. Поужинали и легли спать. Проснулись поздно очень довольные.

Настроение утром

Вышли после 12 и за полтора часа спустились до Nid d’Aigle. Судя по всему это, был один из последних дней, когда ходил трамвай. Прямо при нас с билетной будки открутили расписание.

При посадке на трамвай главное было не поцарапаться или лишиться глаза:-) Народу было много, из рюкзаков торчали не зачехленные палочки, свисали кошки. Трамвай набился полностью, многие сидели на полу.

Доехали до Saint Gervais, машина была на месте. Сразу выехали, решив поужинать по дороге.

Когда близко к  полуночи заехали Париж, над ночным городом гирляндой огней светилась Эйфелева башня. Миша, который жил у Вали, пока мы ходили на гору, когда узнал, что мы взошли на Монблан, удивился очень сильно. «Как, вы залезли прямо на самую вершину!?». Это было забавно. Человек, который, как мы предполагали, прекрасно знал, куда мы собираемся, думал, что мы просто собираемся прогуляться.

Приехали. Маршрут окончен.

Анализ

Что мы сделали хорошо?

Правильно выбрали маршрут, с учётом факторов высотного графика, наличия информации, людей и соответственно частично сняли проблему ориентации.

У участников была хорошая аэробная форма, оба бегаем.

Взяли с собой спальники, еду, газ и палатку, что обеспечивало нам запас прочности в случае отсутствия мест в хижинах. Да, места нам достались, но вполне могли и не достаться с учётом уровня их реальной загрузки.

Что мы сделали не очень хорошо?

Недооценка погодного фактора. Конечно, было ясно, что это не Заилийка зимой с –20, например, но влажность и сильный ветер превратили –5 в реальные градусов –15. С перчатками у меня был почти прокол, и просто повезло, что мне предложили купить перчатки в Goute hat.

Модель кошек grivel с железной скобой, которые была у меня плохо сидела на не новых пластиках. Периодически они хотели слететь. Предположения перед стартом, что это возможно у меня были.

Что желательно делать.

Комплект одежды должен быть как на зиму. Идти надо в пластиках, брать бахилы.

Старая истина, проверяйте кошки перед выходом как они сидят на ботинках, в случаях сомнений лучше найти реально надёжный вариант.

Бронировать места в хижинах.

Наш высотный график 19.09 ночёвка на 3100, 20.09 ночёвка на 3817, 21.09 выход на вершину 4810 был предполагаемо жёстким, но реальным. При этом нас, находившихся в хорошей аэробной форме, обгоняли люди существенно старше и визуально куда менее спортивные. У них должно быть была предварительная акклиматизация. Восхождение, которое в любом случае достаточно тяжёлое физически с нашим высотным графиком и погодными условиями было немного героическим «закатом солнца вручную». Лучше и более правильно закладывать ещё пару дней на акклиматизацию.

Брать с собой GPS, это запас прочности на случай непогоды.

съёмки докфильма канала Арте о восхождении на Монблан

Здравствуйте, Меня зовут Лиза Алисова, я журналист, живу и работаю в Париже. Я с большим интересом прочитала Ваш рассказ о восхождении на Монблан на сайте mountain.ru Дело в том, что коллеги с франко-германского телеканала Арте попросили помочь им, они собираются снимать фильм о людях, которые совершают восхождение на Монблан. По мнению некоторых проводников, люди из России и бывших советских республик, - одни из самых упорных, одновременно романтически настроенных и иногда бесшабашных. Поэтому мы хотим найти людей, которые бы планировали восхождение в этом августе (то ест через полтора месяца). Может быть вы знаете таких людей? Или могли бы посоветовать, где, на каких сайтах или форумах можно поискать? Или повесить объявление? Заранее Вам благодарна, С уважением, Лиза Алисова тел. 00 33 6 62 84 27 82 lisa.alissova@gmail.com

from mountaineer-climber

всё хорошо, душевно написали, всё было приятно вновь лицезреть. ваша прогулка, это как туристы далёкие от альпинизма решили взгромоздиться оказавшись рядом с объектом. этот маршрут не сложнее 2А-Б если не пользоваться стальными перилами. мы по нему делали скоростной забег на время как соревнования. вы Новосибирцы, приходите на опору по средам вечером, когда снег сойдёт, познакомитесь с альпинюгами, приходите в альпинисты, научитесь ходить нормальные маршруты. описания по Альпам у меня есть почти любых маршрутов, очень многие из них ходил, если чего нет, можно обратиться к ребятам, которые там живут.

Супер!

Рассказ очень понравился! Очень хочу тоже отправиться на Монблан с друзьями в 2010г.

Cпасибо за статью!

Отличная статья! Как будто пережила все заново..ходила в начале этого лета соло по тому же маршруту и ошибки были те же: ботинки и перчатки)) А где вы нашли описание маршрута? Честно говоря, смогла найти его только в Шамони у метеорологов на французском..