Автор: Дмитрий Павленко, Бишкек

Крылья, ноги, а главное что?

Авторская страница Дмитрия Павленко
Сразу только не бейте при встрече, ладно. Но просто в тупом наблюдении за своими участниками, за соседскими сборами все больше убеждаюсь в том, что наш альпинизм дал приличный крен в сторону чистого скалолазания.

Чего плохого то вроде. Идем в ногу со временем, наравне с последними веяниями моды. Вон и все западные профи за это, просто супер. Беда только в том, что высокий уровень онсайта требует очень большого объема тренировок и зачастую не остается времени и желания на собственно технику альпинизма, на всякие там презренные железки, которые чёрте как, чёрте куда надо запихивать, да чтобы они еще правильно при этом работали.

«Благодаря» глобальному потеплению, все дальше приходится ездить за льдом и как ни смешно, если это смешно, лед становится чем-то напрягающим, чуждым, не говоря уже о микстовой разрухе и прочих шалостях горной стихии. Преодоление ледовых плоскостей средней крутизны на ледовых инструментах уже становится, чуть ли не эксклюзивом, тройки на фифах ходят, сразу отметая всякие потуги научиться владеть кошками.

Глядя на всю эту ботву, я начинаю становиться яростным противником лазуализации нашего альпинизма и призываю всех поборников свободного лазания взглянуть суровой правде в глаза. То есть обратить внимание на своих западных старших товарищей, которые подобно Ильичу с каждого угла чисто конкретным жестом показывают направление движения альпинистской эволюции.

Так вот, если обратить внимание на них, то при скрупулезном рассмотрении, можно обнаружить интереснейшую деталь, они практически все профессионалы, полностью посвящающие себя горовосхождениям и тренировкам.

Высокий уровень онсайта требует большущего объема тренировок и нынче очень часто весь упор в тренировочном процессе делается именно на это, а железяки, мол, сами прирастут.

Как показывает практика, прирастают с трудом и не к тому месту. И железяки и владение льдом и микстовым рельефом.

И получаются у нас, в отличие от западных профи, владеющих всем техническим арсеналом альпинизма, благодаря тому, что у них времени и возможностей освоить этот арсенал гораздо больше, этакие властелины скал-ледомикстоненавистники.

Но, Господа, альпинизм, это не только скалы и каждый приличный альпинист просто обязан владеть на высоком уровне всеми видами горного рельефа, что собственно на западе и происходит.

А мы, как обычно, подхватили классную в корне идею свободного лазания, но опять, получается, упустили главное- золотую середину между желаниями и возможностями.

Мне, при том, что я круглый год работаю в Горах, не хватает времени на наращивание уровня моего довольно низкого онсайта и те скальные пятерки, которые я стараюсь ходить в дни отдыха моих участников, позволяют мне лишь поддерживать его, не в ущерб остальным направлениям.

Дак что можно говорить о ребятах, которым приходится кроить время на тренировки из трещащего по всем швам полотна нашей обыденности.

Поэтому очень хочется попросить всех обратить внимание на объективно наметившийся дисбаланс и трезво оценивать свои физико- временные возможности.

Альпинизм- колоссально многогранный вид спорта и право, смешно и грустно смотреть на КМСов по альпинизму с опаской выходящих на тривиальные ледовые или микстовые маршруты.

Можно конечно тупо разделить альпинизм на скальный, ледовый и т.д., но не будем ли мы тогда плодить однобоких хромоножек. Есть же уже скалолазы, ледолазы, драйтулинг тот же и что. К ним добавятся скальные альпинисты, ледовые альпинисты, микстовые альпинисты… Не хотел бы я ходить в команде, набранной по принципу, на каждый отрезок свой боец, ибо универсализм хоть и снижает уровень владения каждым отдельным видом рельефа, но в Горах, которые являются все таки достаточно непредсказуемой стихией, мне кажется (не исключаю ошибочность мнения) быть крепким середнячком- универсалом гораздо сподручнее и безопаснее.

Слепое следование моде, без учета собственных возможностей никогда не приводило к достойным результатам.

Альпинизм, это творчество на 90 процентов, а как можно стать настоящим творцом, если с самого начала начать загонять себя в узкие рамки высокого скального онсайта. Хорошим скалолазом стать можно, но настоящим альпинистом врядли.

онсайт или ИТО?

Позволю частично не согласится с корифеями. Да действительно большая часть чистых скалолазов не владеет техникой работы с верёвкой и инструментом. Это так. Но и чистые альпинисты намного хуже горных туристов работают с верёвкой. А по технике лазания по льду, миксту. Может вы сравниваете сильных альпинистов со слабыми скалолазами? Я смотрю по себе. Долгие тренировки именно в спортивном скалолазании дают такие навыки передвижения по далеко не горизонтальным поверхностям, что встать на кошки и взять ледовый инструмент никаких проблем не было абсолютно. Наверно из-за всего вышесказанного как пример сборная Латвии по альпинизму перед чемпионатом СССР в ледовом классе выступала на соревнованиях по ледовой технике горных туристов в Саблино (кстати первыми они там не были, а в школе чемпионата высступили очень даже прилично). Я думаю что всегда будут люди владеющие намного лучше чем-то одним. А универсалов мало всюду. Для этого действительно надо быть профессионалом. Я к тому, что мое мнение - когда действительно скалолаз становиться скалолазом, с хорошим онсайтом. Ему никакого труда не стоит встать на кошки, и взять в руки любой инструмент. Весь вопрос в том, сколько лет надо убить на нормальный уровень онсайтов. А одновременный прогресс во всем это по моему фантастика. И позволю ещё добавить насчет ,,современных бройлеров,, Если мне не изменяет память, то ,,бройлерные отделения,, были уже в середине восьмидесятых. Так-что не надо превозносить слишком высоко стройную подготовку Советского альпинизма. Да была массовость, да была система, и это было прекрасно. Но ведь были практический те-же проблемы. Люди приезжая в альплагеря неумели ничего (при этом имея книжки альпиниста...).

Крылья, ноги,... главное голова.

Вопросы поставлены правильно, но проблема возникла не сегодня. Так было всегда. Быть крепким середнячком(можно сказать получить общее образование) - нормальное требование программы подготовки, которое почти никогда не выполнялось. Отсюда отсев составлявший во все времена в лучшем случае 2 чаще 1 толковый разрядник на 10 новичков. На более высоких уровнях это перерастает в проблему формирования команды, которая в принципе не кончается никогда, хотя решается на каждом конкретном восхождении.

согласен на все 100%! так держать!!!

смотрю на новое поколение Екатеринбургских альпинистов и вижу все то же самое. На мой взгляд народ гоняется не столько за модой на онсайты, сколько за тем, чтобы не утруждать себя "лишними" знаниями. Вижу четкое нежелание тратить время на полноценное изучение основ альпинизма как среди простых участников восхождений, так и среди инструкторов. Зато все чаще слышны фразы о том, что имея современное снаряжение вовсе необязательно знать то, что было до этого... Альпинист должен знать и уметь все не для того, чтобы носить на себе груз бесполезных знаний, а для того чтобы оказаться полностью подготовленным в экстремальной ситуации когда это действительно понадобится. дописано позже: для Max Shuster: безусловно знать все в совершенстве практически невозможно(хотя я лично знаю таких людей), речь идет не обэтом. Речь идет о том, что современные альпинисты-бройлеры знают не что-то одно в совершенстве, а остальное на общем уровне,они знают ТОЛЬКО что-то одно, не считая остальное нужным. залог успешного восхожднния это тренеровки и еще раз тренировки. На скалах, на льду, просто с учебником в руках(теория), ну и конечно ОФП как и у любого другого спортсмена. для Ивана: Несосмненно в Екатеринбурге есть отличные инструкторы, но пересчитать их можно по пальцам, во всей остальой массе ситуация оставляет желать лучшего... К сожалению жажда получить побольше денег с молодого новичка за участие в сборах ни коим образом не соседствует с желанием его чему то научить. Люди едут в горы и каждый год на свет появсяется очередная толпа третьеразрядников-бройлеров. большое количество из них в горы больше не поедет, и слава богу(целее будут) зато остальные будут рваться дальше и выше не имея должного опыта. Отсюда травмы, отсюда никому не нужные лишние спас работы, отсюда потерянные жизни. для Константина Груздева: Советская школа альпинизма была детищем колосального труда огромного количества людей. слаженый механизм настраивали и совершенствовали десятилетиями. Когда в одночасье все рушится и остается лишь желание спасти хоть что-нибудь тяжело всстановить все быстро, а тем более сделать так, чтобы новая структура действовала не хуже старой. Проблемы есть и их много, начинать нам всем пожалуй надо в первую очередь с себя. Многое в советской системе альп лагерей безнадежно устарело и утратило актуальность, но горазно большее ничуть не потеряло своей значимости. мне кажется что основная задача это не просто сохранить то, что будет актуальным всегда но и убедть будущих восходителей в том, что это действительно пригодится в экстремальной ситуации. Новое не должно вытеснять старое, новое должно его дополнять и совершенствовать. всегда будут те, кто будет делать что-то лучше чем другие, но и несчастные случаи тоже не перестанут происходить. Кто даст гарантию, что вы не окажетесь в ситуации, когда вам Придется проити по ледовому участку, или наоборот проити часть пути свободным лазанием, и сделано это будетне для того, чтобы подняться на вершину, а для того чтобы выжить, или спасти жизнь своему товарищу.

Полностью согласна, но

Я бы с большим удовольствием потренировала лед, но в этом плане Москва - не Бишкек, особенно этой зимой, до ближайшего льда ехать ну минимум тысячу км. :-( Со скалами та же проблема - и хорошо хоть скалодромы не все позакрывали. Так что возможно у многих есть желание, но нет возможностей?

Совершенно в точку.

Здравое зерно есть. Специализация хороша, если не в ущерб остальным навыкам. Димон прав. Греков.

да, так оно и есть

я начинающий альпинист. люблю лёд, один во всём нашем отделении (а новичками нас ездило 12 человек, теперь конечно меньше в два раза). Вот и договорились, что я лажу лёд, а скалы остальным на откуп, ну просто не умею я лазить (хорошо) по скалам, а вот лёд очень люблю. Всю прошлую зиму ездил на лёд, до конца апреля месяца, пока он был. Паша Самойлов и прав и не прав, есть в Екатеринбурге человек 10 участников и пара инструкторов(хорошо хоть эти есть, и спасибо им), которым надо всё и всё интересно, но это лишь малый процент в общем болоте. Федерация же лишь говорит, что мол нет молодых спортсменов, а вот за уровнем подготовки инструкторов и обучением участников не следит, а и то и другое оставляют желать лучшего. Ну очень не хочется быть болотом...

школа альпинизма

В период массовости российского (советского) альпинизма таких проблем не было, хотя железа был минимум, да и имеющееся было кустарного изготовления. Так в чем же была причина универсальности восходителей? Считаю, что определяющую роль играла система и школа Это и первичная подготовка на местах, и альплагеря, и инструктора Сегодня здоровый консерватизм присутствует в Ала-Арчинском ущелье! Успехов Дима!