Информацию предоставила: Наталья Русакова, Москва

Проект "Горизонтальный Эверест"

В июне этого года Николай Селезнев и Михаил Голубков собираются осуществить пробег на роликовых коньках по тому же маршруту и достичь конечного пункта – поселка Терскол. Во время путешествия будет сниматься фильм.

Проект готовится при поддержке спортивной фирмы «Hotski» и Горнолыжного творческого клуба «Чегетия».

Проект "Горизонтальный Эверест - 2005. Дневник пробега

Читайте по теме: Крым. Спуск на роликах с Ангарского перевала

Николай Селезнев
Предисловие

Ему очень хотелось в горы. Жарким летом 2003-го. Несмотря на то, что он только что оттуда вернулся. Городская жизнь давила, мешая быть самим собой. Одно спасение - ролики. Когда закатные лучи окрашивают асфальт в золотисто-розовый цвет, кажется, что скользишь по снегу - навстречу заходящему солнцу. Только жарко. И тогда в голову приходит безумная идея - отправиться на роликах на Кавказ - вот так, прямо из Москвы…

"Горизонтальный Эверест"
В поисках драйва

На персс-конференции: Миша и Коля
1 июля из Москвы стартует уникальный пробег на роликовых коньках "Горизонтальный Эверест" по маршруту Москва-Терскол (Кабардино-Балкария, Приэльбрусье). На Кавказ на роликах отправятся два экстремальных путешественника Николай Селезнев и Михаил Голубков. Им предстоит преодолеть расстояние 1750 километров по российским автотрассам. Пробег пройдет через Московскую, Тульскую, Липецкую, Воронежскую, Ростовскую области, Краснодарский и Ставропольский край, Кабардино-Балкарскую республику. Конечный пункт - поселок Терскол - расположен на высоте 2125 метров над уровнем моря.

Когда закончится асфальт…

Самый длинный в истории пробег на роликах "Горизонтальный Эверест" предваряет "Эльбрусиаду-2005" - ежегодное массовое восхождение на высочайшую вершину Европы Эльбрус (5642 м). Николай и Михаил, успешно финишировав у подножия Эльбруса, совершат восхождение на эту вершину и спустятся с нее на лыжах. Также им предстоит ряд пеших забросок в другие зоны внетрассового катания. Сменив асфальт на целинные склоны Приэльбрусья, путешественники останутся верны своему образу жизни.

Наши герои

Николай Селезнев по образованию инженер, человек свободной профессии. По образу жизни - путешественник, горнолыжник, фрирайдер, горный турист. Вторая стезя - творчество: Николай - автор уникальных путевых заметок и множества стихов и песен.
Михаил Голубков по образованию инженер-геолог, родился в семье профессиональных горнолыжников по образу жизни - горнолыжник, фриайдер творческие увлечения - фото- и видеосъемка, конструирование, дизайн. Работа в сфере горнолыжной индустрии.

Михаил Голубков
Life-style

Фрирайд для наших героев - это не просто увлечение, это образ жизни. Это особый способ активно постигать мир, испытывая максимальную гамму чувств, а ролики - один из вариантов его воплощения.

Николай Селезнев
Гармония со стихией, легкое скольжение по всякой имеющейся поверхности, вызов традиционным способам перемещений в пространстве и традиционным дорогим удовольствиям, острота жизни в ее самых простых проявлениях, чувство дороги - все это дарит "тот самый" дух и драйв, в поисках которого путешествуют по жизни любители свободного катания.

Это я уже сделал…

У одного из участников пробега, Николая Селезнева, есть опыт подобных путешествий. Летом 2003 года он в одиночку без машины сопровождения за 16 дней проехал на роликах 1600 километров от Москвы до города Минеральные Воды. Совершенное путешествие на роликах не имеет мировых аналогов. В пути Николай вел дневниковые записи, которыми по сей день зачитываются все, кому не чужд дух путешествий и зов дороги.

Мы сделаем больше…

В этом году команда роллеров доставит из Москвы в Терскол флаги спонсоров пробега, чтобы установить их на вершине Эльбруса. В дороге путешественники будут снимать фильм и в марте примут участие в Фестивале приключенческого и экстремального кино "Вертикаль".
Снаряжение - магазин "RolleR-Mag"

Асфальтовое бездорожье

Песня маленьких колес

Кто-то на мощных автомобилях стремится проехать там, где никогда не было дорог. Кто-то поступает наоборот – путешествует по бойкой автомобильной трассе на роликовых коньках. Российские дороги – далеко не самые ровные в мире, а КаМАЗы и фуры – не лучшие попутчики для человека, который в одиночку и без машины сопровождения движется «на своих двоих» в плотном потоке автомобилей.

Километраж:
Москва – поселок Терскол (Приэльбрусье, Кабардино-Балкария) – 1850 км Пройдено 1600 км.

Автор: Николай Селезнев

Заметки на обратной стороне дорожной карты

Я качусь на роликовых коньках по Кутузовскому проспекту. Всего две недели назад вернулся из Приэльбрусья. Провел там четыре месяца, а уже тянет обратно. Интересно, за какое время туда можно доехать на роликах и возможно ли это вообще? С момента, когда мне в голову пришла эта мысль, и до старта, прошло два месяца.

День первый
Сегодня 20 июня 2003 года. У всех журналистов один и тот же вопрос: «Зачем я это делаю?» Конечно, можно придумать массу красивых ответов. На самом деле, кто его знает - зачем мне это все надо и надо ли вообще. Но вот торжественные проводы с территории спортивного клуба «Кант», распитие шампанского и старт. Еду 15 минут. Сзади слышу радостное «бибикание» - это МихМих (Михаил Калинкин, клуб «Чегетия» - помощник в организации пробега – ред.). Едем с ним параллельно, скорость по спидометру – 22 км/ч. Я спрашиваю: «Сколько проехали?» - «Пять километров» - Вот блин, я думал, пятьдесят…

Вскоре остаюсь один. «Сопровождение» уезжает обратно в Москву, а меня несет по течению бурной асфальтовой реки, где ямы и ухабы ничуть не безопаснее речных порогов.

Первая остановка – придорожное кафе. Въезжаю внутрь на роликах. И сразу в лоб дурацкий вопрос: «Вы на коньках?». Хотел дать не менее дурацкий ответ: «Нет, я на лыжах», но не стал. Без аппетита поедаю харчо за 53 рубля. Опять дорога. Водители ведут себя очень вежливо, наверное, понимают, какую ответственность возложил на меня Горнолыжный творческий клуб «Чегетия». Еду три часа без перерыва, очень жалею, что не взял с собой воды, пить хочется ужасно. И вот, когда во рту высохла последняя капля слюны, Бог сжалился надо мной и послал придорожное кафе. Залпом выпиваю полтора литра газированной воды: кайф!!! Двигаясь дальше, замечаю странную закономерность. Мама дала мне в дорогу батон сырокопченой колбасы - и всякий раз, когда я пытался отрезать себе кусочек, начинался дождь. Так случалось три раза. Еду, смеюсь, пою песни Калинкина. И думаю, что батон колбасы не простой, а волшебный - а может быть, это волшебная палочка? Когда дождик пошел в четвертый раз, колбаса лежала в рюкзаке, и я успокоился. Подошел к концу первый день этой безумной затеи. Достижения первого дня: пройдено 120 км, натерта правая нога и стерта рюкзаком поясница (вес рюкзака около 12 кг). Первый ночлег - в шикарном отеле «минус пять звезд» без названия в не менее замечательном городе Кашира-2. Спокойной ночи.

День второй
Пройдено еще 90 км по тульской области. Остановка в мотеле под интригующим названием «ИНД-Гарник». Долго ломаю голову, что бы это значило? По-видимому, первые три буквы – инициалы хозяина заведения, к примеру, Иван Никифорович Давыденко, а «гарник» – просто хороший человек. Если вчера, сняв ролики, я передвигался по гостинице походкой конькобежца, то сейчас я перемещаюсь в пространстве походкой педераста. Болит все тело, особенно колени… Теперь по порядку. Проснувшись утром, посмотрел на часы – было 7.00. Вот она, сила привычки пробуждения на работу! Бриться не стал, так как не было горячей воды. Съел йогурт, сдал горничной ключ от номера, надел ролики и поехал.

До трассы М-4, по которой будет двигаться мое туловище от замечательного городка Кашира-2, около 14 км отвратительного крупнозернистого асфальта. Милые друзья, не стоит напрасно тратить деньги на дорогие массажеры для ступней ног, простой приезжайте в Каширу, надевайте ролики и наслаждайтесь. 14 км непрерывного массажа длились полтора часа. Выезжаю, наконец, на трассу и чувствую себя, как дома. Смотрю на часы – 9.30. Стараюсь ехать, не торопясь, экономлю силы. Думаю, какой я все-таки герой, ну просто Юрий Гагарин, а если не он, то Герман Титов точно!

За стеклами - чуть не написал «автомобиля» - за стеклами солнцезащитных очков проплывают необъятные просторы Тульской области. Дорожное покрытие гораздо хуже, чем в области Московской, поэтому приходится двигаться медленнее. Еду 1 час 40 минут, делаю первую остановку, захожу в кафе - как обычно, в роликах. Если еще вчера посетители просто смотрели на меня, как на чокнутого, то сегодня я прочитал в глазах двух мужчин, сидевших за столиком у окна, явный интерес…

Взяв чашку растворимого кофе, я снял ролики и приступил к изучению своих ног. Ох уж эта реклама! В инструкции к роликовым конькам было написано, что после первого катания внутренний сапожок ботинка непременно примет форму вашей ноги. Но не тут-то было! Моя правая нога сама приобрела форму ботинка. Правда потом, двигаясь дальше, я неожиданно вспомнил, что эта пара коньков была последней, и правый ботинок мне сняли со стенда. Видимо, он уже принял форму чьей-то мозолистой ступни. Так что теперь у меня есть двойник – однопальцевый близнец.

Изучение правой ноги прервал один из тех мужчин. Он спросил, далеко ли я еду и откуда. Оказывается, они меня видели еще вчера, когда двигались в Воронеж. А сегодня, возвращаясь назад, они снова меня заметили. Я поведал им свою печальную историю. Закончив рассказ, увидел, что один из мужчин протягивает мне деньги. Очень трогательный момент, особенно когда понимаешь, что он делает это от души! Не взяв денег - возможно, впоследствии я буду об этом жалеть - я попрощался и поехал…

Еду и думаю: если выгонят с работы, буду ездить по вагонам метро на роликах и говорить жалостливым голосом: «Люди добрые! Подайте, кто сколько сможет, а то нету денег, чтобы доехать на роликах до Камчатки». Пою патриотические песни – они придают мне силы. Вот так еду и пою. Иногда матерюсь, когда колесо наезжает на мелкий камушек. По всей дороге с обеих сторон с интервалом в 1 км ютятся торговые палатки: «вода», «тульские пряники». Останавливаюсь около одной, покупаю пряник за 10 рублей и сразу его съедаю. Смотрю на часы. Время 18.10 - пора подумать о предстоящем ночлеге. Спрашиваю у дальнобойщика, где можно переночевать. Мне везет - через 12 км должен быть мотель, в котором один в трехместном номере за 200 рублей с телевизором «Рубин» года выпуска так 86-87-го я изливаю перед вами душу. Кстати, о душе: чтобы помыться на этаже, нужно заплатить еще 30 рублей.

Горячий душ - это просто чудо! Многим людям никогда не дано прочувствовать, сколько удовольствия можно получить от самых простых вещей! Например, от чашки горячего чая на выкате горы Чегет после головокружительного спуска по ледяным буграм или пока сидишь у камина и отогреваешь замерзшие руки когда после катания стаскиваешь с ноги горнолыжный ботинок - разве это не кайф? И честно, мне искренне жаль тех, у кого этого никогда не было…

Интересно, сколько километров серой асфальтовой ленты намотается завтра на маленькие колеса роликов? Спокойной ночи.

День третий
А сейчас пять минут «серьезности». Пожалуйста, не пытайтесь повторить того, что делаю в данный момент я. Во всяком случае, не на российских дорогах. Сегодня два раза я был на волоске от смерти. Первый раз, когда «девятка», идущая на обгон по встречной полосе, задела меня боковым зеркалом. А во второй раз я едва не был затянут вихревым потоком под встречную фуру. На самом деле, трасса - это очень серьезно, особенно, когда однополосное движение и разъезжаешься со встречными автомобилями практически впритирку. Дорожное покрытие чередуется так: отвратительное с очень отвратительным. За час проезжаю 12 км – это мало.

Вот и первое знакомство с продавцами полосатых палочек. Происходит оно на 212-ом километре трассы. Обычный вопрос: далеко ли держу путь. Протягиваю им бумагу за подписью начальника ДОСААФ. Это производит должное действие: я могу ехать дальше, «только очень аккуратно и по встречной полосе» - у них и так уже 12 трупов за неделю.

Дорога становится лучше, но не надолго проезжаю 40 км с одной остановкой. Чуть не пропустил забавное приключение! Встречная «десятка», поравнявшись со мной, внезапно останавливается, из нее высовывается бритая голова, прикрепленная к туловищу без посредства шеи, и говорит человеческим голосом (цитирую почти дословно): «Если я тебя еще здесь увижу, выкину на фиг!». Я вежливо извиняюсь, говорю, что больше не буду. А через 3 километра, проезжая очередной пост ГАИ, вижу, как из будки выскакивает постовой и бежит мне наперерез. Бритая голова оказалась начальником местной ГАИ. Она позвонила на пост по сотовому телефону и приказала обезвредить меня путем снятия роликовых коньков. Опять приходится лезть в рюкзак за спасительной бумагой. Милиционер внимательно читает ее по слогам, я вижу, как шевелятся его губы. Затем он говорит:
- Можете ехать, только аккуратней, а то у нас и так уже тринадцать трупов за неделю.
- Двенадцать, – поправляю я.

Первый раз за все время иду пешком - ехать дальше невозможно. Асфальт очень плохой, дорога узкая, а еще ко всему прочему пошел дождь. Шагаю пять часов и прохожу 23 км. Затем снова надеваю ролики и за три часа проезжаю еще 35 км. Останавливаюсь в гостинице с романтическим названием «Встреча» – город Ефремов. Одноместный номер с удобствами на этаже - 100 рублей в сутки. Не работает ни одна розетка – всего их три. Приходится ставить телефон на зарядку к горничной. Я очень устал.

День четвертый
Сегодня был очень тяжелый день, но я его прожил, точнее сказать пережил. Пока ехал, отвлекали телефонные звонки. Всех как будто прорвало. Раз пять или шесть звонили с Липецкого телевидения - канал «7ТВ», назначали встречу. В итоге договорились встретиться в Ельце, том самом Ельце, где производится знакомые нам с детства сигареты «Прима».

От места моей последней ночевки до Ельца всего 60 км. Проехал их за 8 часов - с 7 утра до 15.30, причем нормального дорожного покрытия было всего 10 км. Не побоюсь заявить, что в Липецкой области отвратительные дороги, поэтому обращаюсь ко всему мыслящему человечеству: Люди! Не делайте того, что сейчас пытаюсь совершить я хотя бы в ближайшие 10 лет!

Самое обидное: как только попадался нормальный участок дороги, начинал идти дождь и приходилось снимать ролики. В один из таких пеших переходов в поселке Становое меня остановил милиционер, представился участковым инспектором и попросил предъявить документы. Я уже устал говорить людям в форме, кто я и что. Теперь просто показываю бумаги, которые очень кстати сделали для меня ребята из клуба «Чегетия».

В документе написано, что нас едет двое. Володя в предпоследний день сказал, что не сможет поехать. Опять вопрос: «А где второй?» Хочется ответить, что я его съел или что-нибудь в этом роде, но, наверное, хорошо, что отвечаю правду. Милиционер очень бдителен, держит в руках паспорт и спрашивает мои ФИО. Когда все сходится, он меня отпускает с Богом.

До Ельца, где должна произойти встреча с телевидением, осталось 20 км. Я тороплюсь, хотя понимаю, что этого делать нельзя. И успеваю даже на полчаса раньше намеченного срока. Встреча происходит на улице Ленина у памятника вождю. Отвечаю на вопросы, потом меня сажают в «Ниву» и отвозят обратно на трассу, где я позирую перед камерой. Затем везут обратно в город, прямо к порогу гостиницы. Там журналистке приходит в голову идея, что неплохо бы снять реакцию людей, когда они увидят меня, въезжающего в гостиницу на роликах. Реакция была отрицательной, причем не у проживающих в гостинице, а у администрации, и вовсе не на меня, а на оператора с камерой. Телевидение уехало, а я остался один на один с обозлившейся женщиной: мест нет! Она решила, что это я притащил в гостиницу съемочную группу. Ругаться бесполезно, выхожу на улицу и качу опять к трассе.

Проезжаю мимо теток, торгующих порнографическими полотенцами. Спрашиваю, сколько километров до ближайшего мотеля. Они не знают. Затем говорят, что сегодня мимо них уже проезжал парень на роликах, очень похожий на меня. Я говорю: «Нас всего 600 человек и все на коньках, ведь это акция!» Не знаю, поверили они мне или нет, но я уже катил в сторону Ростова, рискуя заночевать на трассе. Но вот через 10 км, слава Богу, вижу придорожную гостиницу – вагон поезда. Въезжаю внутрь, как обычно, на роликах и покупаю себе отдельное купе за 120 рублей. Сейчас проводница принесет горячий час, я его выпью и лягу спать. Сегодня проехал всего 70 км.

День пятый
Проснулся и поймал себя на мысли, что думаю об асфальте. Когда засыпал, крупнозернистое покрытие трассы М-4 стояло перед глазами. Но нужно снова отправляться в дорогу. Я уже втянулся в ритм этой безумной гонки и почти не чувствую усталости. Реальная угроза продвижению – это по-прежнему автомобили. Постоянно приходится выскакивать на обочину, уступая дорогу встречному потоку. Очень интересно наблюдать за лицами водителей. При моем появлении все реагируют по-разному.

Попробую изложить эту реакцию в процентном соотношении: поднятый вверх большой палец руки – 30%, покручивание указательным пальцем у виска – 40%, поднятый вверх средний палец руки - 3%, остальные 28% просто провожали меня взглядом. Здесь можно подвести итог, но не хочется, наверно, все-таки дело не в людях, а во мне.

Немного цифр: с 8 утра и до 21 часа пройдено 101 км, из них 20 км пешком, так как ехать было невозможно. На ночлег остановился перед въездом в Воронеж, гостиница называется «Постоялый двор». Заплатил за койко-место 120 р. и 12 р. за душ. Единственное приятное воспоминание о сегодняшнем дне - это 30 км платного дорожного покрытия. С меня денег не взяли.

День шестой
Вот оно, случилось. Сегодня я понял, что дальше ехать не могу. Устал и физически и морально. Устал бояться быть раздавленным КаМАЗом. Устал, устал, устал! И тогда я чуть было не сдался, не поддался искушению ехать дальше автостопом или вернуться в Москву на поезде. До Воронежа 13 км. Моросит мелкий противный дождь. Иду пешком, прохожу 4 км. Дождь прекращается. Еще минут 15, и можно ехать. Асфальт высыхает быстро. Я надеваю ролики и через полчаса уже в Воронеже. Настроение явно поднялось. Езжу по городу в поисках недорогой гостиницы, время 11.30. Впереди по курсу «Макдоналдс». Не снимая роликов, захожу внутрь, делаю заказ. Мне приносят чизбургер и молочный коктейль. Когда я качусь к столу с подносом в руках, молодой парнишка, обслуживавший меня, говорит: «Осторожно, не упадите». Отвечаю, что, проехав 502 км из Москвы, еще ни разу не упал. Реакция на мои слова следующая: молчание, затем удивление и вопросы - разве такое возможно, чтобы из Москвы на роликах? Отвечаю, что приехал специально к ним, потому что здесь самые вкусные в мире чизбургеры!

Завтракаю и отправляюсь опять на поиски жилья. Нахожу гостиницу «Спутник» - за место 170 р. Заселяюсь в трехместный номер. Время 13.00. Принимаю душ и ложусь отдыхать. Засыпая, думаю: как все-таки хорошо, что я не смалодушничал и решил продвигаться дальше! А теперь можно спать хоть до завтрашнего утра.

День седьмой
Я еду по очень широкой дороге, асфальт изумительный, машин нет. Но тут, как из-под земли, передо мной вырастает огромная фура. Пытаюсь уйти влево, но ноги не слушаются. Все, конец. Открываю глаза и просыпаюсь весь в холодном поту. Долго не могу прийти в себя. Смотрю на дисплей телефона, чтобы узнать время. Теперь телефон исполняет исключительно роль часов, так как на счету закончились деньги и разговаривать нельзя. На часах 5.50. Спать не хочется. Достаю мыльно-рыльные принадлежности, бреюсь, и, не позавтракав, выезжаю на улицу.

Полтора часа катаюсь по городу, в поисках выезда на трассу. Люди охотно показывают дорогу. Но вот и шоссе, широкое такое, ровное. Сразу вспоминаю сон, становится не по себе. Пытаюсь думать о чем-то приятном - не получается. Вспоминаю старую поговорку, что на Руси две беды – дороги и дураки. Если так, то я беда в квадрате: дурак, едущий по плохой дороге. Почему-то от этой мысли становится веселее. На самом деле за Воронежем в сторону Ростова дорога хорошая. Оказывается, можно ехать и отдыхать. Когда с неровной поверхности выезжаешь на гладкую, испытываешь такое чувство, будто ты, проведя весь день в тесной обуви, пришел домой, разулся и надел мягкие тапочки. 60 км проезжаю за три с половиной часа с одной остановкой. За эти дни я научился одной очень простой вещи: если твой путь проходит легко и гладко, всегда помни – впереди ждут трудности (в данном случае – плохая дорога) а когда жизнь подкидывает неприятные сюрпризы, то однажды ты проснешься и увидишь: дела твои наладились.

Ну вот, опять мучения. Узкая дорога и плохой асфальт. Обочина усыпана гравием, на который постоянно приходится выскакивать, чтобы пропустить встречные машины, а их, как назло, много. Люди едут на «юга» и с «югов».

Ну вот, просвет, можно ехать спокойно: навстречу никого нет. Но сзади – нарастающий шум: надвигается что-то очень большое. Не оглядываясь, инстинктивно выскакиваю на обочину – и вовремя! Буквально в 20 сантиметрах (!) от меня проносится фура, идущая на обгон груженого гравием КаМАЗа. Останавливаюсь. Сажусь на траву. Кажется, я пережил шок. У меня никогда не тряслись руки, а сейчас дрожь проходит по всему телу. Минут двадцать не могу прийти в себя, затем снимаю ролики и иду по обочине. Даю себе слово идти пешком, пока дорога не станет шире. За два с половиной часа прохожу 10 км. Теперь можно ехать. Еду предельно аккуратно. Постоянно оглядываюсь назад. Очень жаль, что у меня нет зеркала заднего вида. Чувствую себя одиноко: 600 км от дома, друзей, нет возможности с ними связаться. Проезжаю около 15 км. Иду пешком. До ближайшего поселка Лосев, где можно остановиться на ночлег, 30 км. Я уже не человек, а шагающий экскаватор...

Вы можете мне не поверить, но я это сделал: прошел расстояние 30 км за 9 часов. И в час ночи я - в Лосеве. Заселяюсь в гостиницу, которая называется просто «Гостиница» - в двухместный номер всего за 90 р. Правда, удобств никаких, но мне сейчас нужна только кровать и крыша над головой. Падаю на койку, не раздеваясь, и моментально выключаюсь.

Женщина, заселявшая меня в гостиницу, сказала, что прямо за поселком начинается хорошая дорога.

День восьмой
Опять иду пешком. Зачем я вообще брал с собой ролики? Только лишний вес. Дорога за Лосевым пригодна для езды около 22 км. Далее ехать нельзя вообще. Ко всему прочему пошел дождь, он то идет, то прекращается. Шагаю час. Дорогая из двухполосной переходит в четырех - можно снова ехать. Правда, плохой асфальт. В Москве прочитал в «Интернете», как мужчина в одиночку проехал на роликах всю Германию. Еще он писал, что в день иногда преодолевал по 200 км. На самом деле, это реально, только не по России. Чувствуется перемена климата – теплее, чем в Москве, хотя местные говорят, что «лето нонча холодное».

Глава техническая
Хочется посвятить отдельную главу состоянию роликовых коньков. Ролики я покупал за свои деньги, да и то в кредит, поэтому в следующем тексте никакой рекламы. Производитель - фирма «Salomon». Рама из пластика, ее длина 285 мм. Колеса – диаметр 80 мм, жесткость 81а. Подшипник АВЕС-7. До сих пор не могу понять, как после 700 км пробега по Российским дорогам подшипники и колеса не нуждаются в замене? Хотя, конечно, ощущается их изношенность. Ход не такой плавный и мягкий, как раньше, да и подшипники гремят. Но думаю, что до Ростова мне их хватит, а там поставлю новый комплект, который мне так любезно предоставил магазин «Спорт-Шик» в лице замечательного человека Анатолия Цупина (это реклама). Нет Толя, правда - спасибо!

Почему я не пишу про красоты и некрасоты, которые меня окружают? Да просто мне некогда глазеть по сторонам. Все внимание только на дорогу! Может, только благодаря этому я еще жив. Уже сбился со счета, сколько раз за сегодняшний день переобувался. Пока шел пешком, придумал новый вид спорта – двоеролье. Это ходьба по пересеченной местности, причем на одной ноге обычный кроссовок, а на другой - роликовый конек. Отправляясь в путешествие, я думал, что в сутки буду в пути не более 7 часов. Так оно и вышло. Правда, к тем семи часам, которые я проезжаю, можно смело добавить 6-7 часов, которые я прохожу пешком. К 10 часам вечера добираюсь до места под названием Богучар.

Ночлег нахожу моментально. Это гостиница «ГУП ДРСУ-4». Место в четырехместном номере мне обходится в 110 рублей. Очень уютненько. Удобства, как обычно, на этаже. Засыпаю с приятной мыслью, о том, что за Богучаром начинается очень приличная дорога, которая хорошо видна из окна номера. Сегодня я преодолел 110 не самых тяжелых километров.

День девятый
Устало вожу ручкой по листу бумаги, а на глаза наворачиваются слезы. Господи, какие же хорошие люди окружают нас! Живя в большом городе, мы этого просто не замечаем… Сегодня волшебный день. Не потому, что пройдена половина пути - просто мне очень хорошо! За Богучаром началась великолепная четырехполосная дорога. Еду по ней 4 км, а затем, ну просто как в сказке, взору открывается шоссе, по которому на машинах ездить нельзя, так как ведутся ремонтные работы. Зато на роликах - четыре полосы и все мои! Параллельно проходит старая двухполосная, перегруженная автомобильным потоком дорога. То, что я сейчас делаю, не хочется называть банальным – качусь. Это полет! Сразу вспоминаю внетрассовое катание на горных лыжах. Здесь есть что-то общее, ощущение свободы, скорости, владения собственным телом. Счастье протяженностью в 23 км и продолжительностью в 1 час 10 мин плавно переходит в беду - то есть в обычную российскую дорогу. Впереди километровый подъем, снимаю ролики, иду пешком. Теперь я не качусь по встречке - не испытываю судьбу. Мною разработана новая тактика передвижения по двухполосной дороге. Когда-нибудь напишу учебное пособие.

Завершение Воронежской и начало Ростовской области изобилует крутыми спусками и длительными подъемами. Поэтому передвигаться приходятся следующим образом. В том месте, где начинается уклон под гору, стою на обочине и выжидаю промежуток в сплошном потоке машин, затем впрыгиваю на трассу и вместе с автомобилями качусь вниз, стараясь держать дистанцию. Между мной и задним бампером идущей впереди машины должно быть не меньше пяти метров. Затем, когда начинается подъем, снимаю ролики и перемещаюсь пешком по встречной обочине.
Уже сбился со счета, сколько раз проделывал эту операцию. Подошло время обеда. К 14 часам я преодолел чуть меньше 60 км. Впереди по курсу убогие постройки придорожных кафе. Захожу в один из таких сарайчиков, очень похожий на строительную бытовку. В жизни не ел более вкусного борща! За 30 р. мне налили его столько, что едва осилил. О людях – работниках этого заведения – хочется сказать отдельно. Это три женщины – две мои ровесницы, одна – чуть старше, они готовят, убирают и живут прямо здесь, на трассе. Воду им привозит молоковоз в молочных бидонах – по 10 р. за бидон. Валя, хозяйка кафе, родом из Москвы, у нее там двухкомнатная квартира, в которой живет девятнадцатилетний сын. А вот сама она в столице дольше недели не выдерживает - как магнитом, тянет обратно на трассу.
Пьем кофе, разговариваем. Я читаю Валентине свои заметки, сделанные на обратной стороне дорожной карты. Она внимательно слушает, затем куда-то уходит. Возвращается через пять минут и держит в руках сверток. Протягивает его мне со словами: «Возьми, это от чистого сердца». Кладу в рюкзак, прощаюсь и еду дальше.
10 часов вечера. Я кое-как дотянул до поворота на крупный населенный пункт Миллерово. 122 км дались нелегко. Завтра хочу устроить себе день отдыха. Остановился в придорожном мотеле «Дальнобойщик». Перед тем, как лечь спать, развернул Валин сверток. Помимо банки кофе и конфет, там лежала сторублевая купюра, завернутая в картонку из-под сигаретного блока. Думаю, что Валя меня не осудит, если я прочитаю вам то, что было написано на картонке: «Коля! Спасибо за общение, очень приятно с тобой беседовать, ты интересный человек. От души угостила тебя баночкой кофе и 100 р. на дорожные расходы. Дай Бог тебе крепкого здоровья и всех благ. Будешь идти обратно, заходи в гости. Буду рада тебя видеть. Валя».

День десятый
Сегодня никуда не спешу. Можно выспаться и отдохнуть. Воскресенье, как ни крути – выходной. За окном пасмурно и сыро. Всю ночь шел дождь. Валяюсь на кровати и рассматриваю дорожную карту. Каких только названий здесь нет, просто диву даешься! Нижнеговейный хоботок… Представьте себе, гуляете вы по Арбату, а навстречу идет симпатичная девушка. Знакомитесь, заводите беседу. Судя по говору, она явно не москвичка:
- Откуда ты родом, красавица?
- Из Нижнеговейного Хоботка, любезный...
Или еще одно забавное название – Свиногеевка. Видно, и среди животных есть сексуальные меньшинства. А может, это название произошло из-за негативного отношения местных жителей к геям?..

Рядом с гостиницей - кафешка. Захожу внутрь, на этот раз без роликов. Меня, кажется, уже знает вся трасса – во всяком случае, водители. Некоторые видели меня по три, а то и четыре раза. С одним из таких людей разговариваю в кафе. Первый раз он видел меня, выезжающего из Москвы, второй раз я попался ему на глаза в районе Ельца, третий раз - за Воронежем. А сейчас в двухстах километрах от Ростова он увидел меня в четвертый раз. А я-то думал, почему, чем дальше продвигаюсь, тем больше водителей приветствуют меня, моргая фарами. Правильно я сейчас делаю или нет, но решаю ехать. Время 14.30, погода вроде наладилась, а главное – я отдохнул. Дорога, как всегда, отвратительная, но я не тороплюсь, пройти бы километров 30 – и то хорошо. Вместо 30 прохожу 55. Время в пути – 5,5 часов: очень неплохой результат для такого асфальта. По пути видел, как девятка вылетела с дороги и перевернулась. Называется: съездили на море. Слава Богу, все живы.

До Ростова 150 км.

День одиннадцатый
Уставший, вваливаюсь в кафе. Со слов посетителей, до хорошей дороги около 10 км. Проехал 95 км – время 18.30. На сегодня достаточно. Опять очень много шел пешком. Место, где я остановился, называется станица Грушевская, в 50 км от Ростова. День прошел, как обычно, в борьбе с бездорожьем: оно меня почти побороло. На одном из затяжных подъемов удается схватиться за телегу, прицепленную к трактору. Проезжаю так почти два километра. Затем снова спуск. Приходится отцепиться. Первый раз вижу на этой трассе жриц любви. Издалека они кажутся более или менее. А при ближайшем рассмотрении становится не по себе. Почти у всех нет передних зубов. Увидев меня, они кокетливо улыбаются, предлагают свои услуги. От одной мысли об этом передергивает.

Жалею, что вчера не поменял подшипники. Еще, кажется, я сжег себе нос. Очень скучаю по дому. Утешает и придает сил надежда на то, что завтра буду ехать по хорошей дороге. С ней и засыпаю – с надеждой.

День двенадцатый
Сегодня день приятных неожиданностей. Видел живого верблюда, живых масяней и побывал на банкете, посвященном открытию автозаправочной станции «Концерн-стелла-группа-компания-Инвестпром». А самое главное – проехал 130 км. И сейчас обожравшийся почти халявной черешни по 10 р. за килограмм, лежу, как обычно, один на широченной двуспальной кровати в сарае, именуемом «Мотель», и выдергиваю из памяти события сегодняшнего дня.

Прокатился по Ростову. В объезд не поехал, решил посмотреть город. Ничего особенного, по-моему, Воронеж гораздо приятнее. Очень много машин. Водители маршрутных такси, так же как и в Москве, всячески игнорируют правила дорожного движения.

Выезжаю из Ростова. Дорога широкая, асфальт - так себе. Очень жарко и все время хочется пить. Часто спрашивают, откуда я еду. Говорю – из Москвы. Мне не вверят. Да что там говорить, я уже сам в это не верю. Когда южное солнце напекло мою непокрытую голову, я увидел впереди на дороге двух пляшущих масяней. Они размахивали руками, зазывая водителей на автозаправку. Теперь я понимаю людей, которые, при виде меня на роликовых коньках на трассе, испытывают шок, как и я при виде масяней. Заезжаю на заправку попить чаю. Открываю дверь, на которой написано «магазин», «кафе». Но внутрь мне проехать не удается, так как мужчина в белоснежной сорочке и при галстуке, говорит, что они закрыты, у них сегодня презентация в честь открытия бензозаправочной станции.

Действительно, вижу через стекло множество солидных господ, обступивших длинный стол со всевозможными яствами. Еду прочь, но тут слышу: «Молодой человек, ввернитесь!» Меня пригласили на банкет. Обычный вопрос - откуда еду? Обычный ответ – из Москвы. Первый раз за сегодняшний день мне поверили! Я съедаю угощение, затем все дружно со мной фотографируются, как с обезьянкой. И я еду дальше.

Еду и вижу двугорбого верблюда. Первая мысль – наверное, я сбился с дороги и попал в Среднюю Азию. Оказалось, что это не просто животное, а способ зарабатывания денег. С верблюдом можно сфотографироваться за 100 рублей. Вот, блин, нужно было и мне взять денег с бензиновых магнатов! К 20.00 подъезжаю к станице Кущевская, вернее, подхожу, так как последние 8 км шел пешком. Асфальт залит гудроном и засыпан щебенкой, ехать нельзя. За сараем, в котором сейчас отдыхает мое тело, начинается нормальная дорога. От мысли, что завтрашний день начнется с хорошего дорожного покрытия, становится приятно, и я засыпаю…

День тринадцатый
…Засыпая, думал о приятном – хорошей дороге. Ведь еще вчера я ее видел своими глазами! Трогал, можно сказать, колесами ноги! А сегодня проснулся и понял, что ее больше нет. То есть, дорога, конечно, была, но это уже не та асфальтовая гладь, по которой приятно ехать. Короче говоря, за ночь дорожные службы успели залить гудроном и засыпать мелким щебнем около 1 км нормальной дороги. Пока иду пешком, вспоминаю фильм «На гребне волны» с Патриком Суэйзи в главной роли. В нем рассказывается о серферах, путешествующих по всему миру в поисках волн. А теперь бесплатная идея! Можно сказать, тема для отечественных кинокомпаний. Утрите нос американским коллегам! Снимите фильм о группе роллеров, которые шатаются по российскому бездорожью в поисках хорошего асфальта, а между делом грабят придорожные ларьки (в фильме ребята успешно грабят банки). Кинокартину можно назвать – «На гребне колдобины». За 4 часа проезжаю 50 км. У станицы Павловской дорога разветвляется. Трасса М-4 уходит вправо на Краснодар. Мне же ехать по дороге М-29.

Время 12.00 – обедаю и качу дальше. Радует, что машин стало намного меньше. С московскими номерами вижу две или три, да и в них едут явно не москвичи. Не покидает растущее чувство тревоги - чем ближе к Северному Кавказу, тем беспокойнее. Не знаю, с чем это связано. Но сегодня вечером, сидя в гостинице, я понял, откуда взялась тревога. За те 40 км, которые я проехал по трассе М-29, ни один водитель встречного автомобиля не поприветствовал меня. Ни одного радостного лица! В итоге за день я проехал 90 км дорога нормальная, самочувствие хорошее. Хочу сегодня пораньше лечь спать. Поэтому до завтра.

День четырнадцатый
Мне опять повезло. Пустая бутылка, брошенная из окна встречной газели, просвистела рядом с правым ухом. Кажется, начинается. Этого я боялся больше всего. Сразу вспоминается прошлое лето. Приэльбрусье, поселок Терскол, 12 км нового асфальта, положенного в честь приезда Путина, который так и не приехал. Зато асфальт остался. И вот по этой великолепной дороге я качусь на роликовых коньках под гору. Скорость постоянно растет. Главное, не упасть, так как из одежды на мне лишь шорты, да майка. Если упадешь, то сотрешься, как ластик. И вот здесь происходят неприятные моменты – встречная машина выезжает на полосу, по которой еду я, и идет в лобовую атаку. Отворачивает в самый последний момент. Интересно, о чем думает водитель? Может, представляет себя Гастелло? Нет, скорее всего, он просто идиот, как и тот, который швырнул в меня бутылкой. Сразу портится настроение, не радует даже качество дороги. 15.00, проезжаю Кропоткин. Звонит телефон - это Маша Калинкина. Очень рад ее слышать, приятно, когда о тебе помнят. Солнце печет нещадно. Очень жарко и безветренно. Часто отдыхаю. К 19 часам подъезжаю к месту своего сегодняшнего ночлега. Гостиница «Транзит» находится прямо на трассе. Вижу указатель: до Армавира - 6 км, до Минвод - 188. Горячей воды нет. Принимаю холодный душ. Настроение поганое. Все, пока.

День пятнадцатый
Никогда не думал, что может быть так жарко. Сейчас 15.00. Я в 6 км от Невинномысска. Сегодня уже никуда не поеду. Прошел всего 80 км. Дорога - просто супер! Лучше, чем в Московской области. Перед гостиницей, где я остановился, висит указатель – до Пятигорска 135 км. Даже не верится. Вдалеке по сторонам от дороги начали появляться холмы, их высота приблизительно 500 метров. За сегодняшний день не произошло ничего интересного. За исключением того, что при въезде в Ставропольский край я был полностью проигнорирован работниками автоинспекции, как будто они каждый день видят людей на роликах. Даже обидно. Пока ехал, в голову не пришло ничего интересного. Наверное, это от жары. Хочу завтра пораньше встать и тронуться - чуть не написал «умом» - в путь. До завтра.

День шестнадцатый
Отдыхаю в гостинице «Кавказ». Номер с телевизором, и поэтому я снова в курсе всех события. Смотрю на экран и ужасаюсь: в Москве опять взрывы, в Пятигорске мочат таксистов. Наверное, лучше обо всем этом не знать. Господи, ну почему так жарко? +35 в тени! Специально выехал сегодня пораньше в 6.45. Извините, что повторяюсь, но дорога, на самом деле отличная. Единственный минус – это встречный ветер. Ближе к полудню это станет плюсом. Снимаю майку, обматываю ее вокруг головы, как чалму. За три часа проезжаю 50 км. До Минвод еще 70 км. В разбухшую от жары голову лезет всякая чушь. Сравниваю себя с Колумбом. Правда, я ничего не открыл, но зато еду по дороге, на которую не ступала нога человека, обутая в роликовый конек.

Вот и крупный пост ГАИ. Боже! Как же все рады меня видеть! Предлагают всяческую помощь, в том числе - подкинуть, куда захочу. Но я не хочу. Нет, соврал, конечно же, хочу, просто не могу. Появляется фотоаппарат. Мы фотографируемся, обнявшись, как старые друзья, и расстаемся навсегда. Еду быстро. Когда выскакиваю на свежий асфальт или битумные пятна, колеса роликов вязнут, как в болоте, приходится проявлять чудеса акробатики, чтобы не упасть. По поводу колес – я уже сменил два комплекта резины и подшипников. Смотрю по сторонам. Прямо, как в песне – степь да степь кругом. Вдоль дороги растут низенькие деревца, от них почти нет тени. Солнце уже в зените. Через 30 км еще один пост. Там меня отчитывают, как провинившегося школьника. Читают морали. Говорят, что для общества от меня никакой пользы. Опять соглашаюсь, а потом капитан, читавший мне нравоучения, говорит, какой я все-таки классный парень и что делаю все правильно! Что-то не врубаюсь. Видно, он тоже перегрелся на солнце. После мы, как обычно, фотографируемся.
Перед глазами все плывет. Не могу прочесть, сколько километров до Минвод. Собираюсь с силами. Еще 36 км. Достаю из рюкзака бутылку теплой минералки. Выливаю себе на голову. Становится легче, начинаю приходить в себя. За три с половиной часа добираюсь до гостиницы. Чувствую озноб и головную боль - наверное, схватил тепловой удар. Нужно закругляться. Интересно, почему не говорят «заквадратиться» или «затреуголиться»? Нет, это точно удар!

День семнадцатый
Я проиграл. Сдался, когда до цели оставалось 150 км! Сначала куда-то подевался звук. Все было, как в немом кино. Затем начало пропадать изображение. Самое интересное, что не было страха…

Сижу на пыльной обочине. Такое ощущение, будто перекатался на карусели.
Сдерживаю приступы рвоты. Пытаюсь достать воду из рюкзака, но руки почему-то не слушаются. С трудом снимаю ролики, чтобы надеть кроссовки – и нет сил. Вот так и сижу на обочине в одних носках.
Рядом останавливается автомобиль «Audi», из него выходит мужчина, спрашивает, нужна ли помощь. Я говорю, что нужна. Прошу подвезти до ближайшей автостанции. Через 15 минут мы в Горячеводске. Там сажусь на маршрутку до Тырныауза. Затем еще одна пересадка, и, спустя три с половиной часа я в поселке Терскол – конечном пункте моего путешествия.

По мере того, как прихожу в себя, начинаю жалеть, но не о том, что сломался, а просто жалко, что все закончилось и завтра никуда не надо ехать. На самом деле - не много ни мало, пройдено 1600 км!

И пускай «горизонтальный Эверест» мной не покорен, зато наверняка поставлен новый рекорд человеческой глупости. А еще я понял, что у нас очень много хороших людей. Поверьте: их большинство! Приношу свои извинения всем водителям автотранспорта, которым я создавал помехи. Собственно говоря, чего расстраиваться? Приобретен опыт, и в следующем году можно все повторить. Было бы желание. А оно будет!