Автор: Дмитрий Павленко, Бишкек

Бокс, левая часть Сев. стены, маршрут Михайлова 5Б.

Читайте другие публикации автора на Mountain.RU:

Краткий антикурс раздолбайства.
Жанну. Фронтовые воспоминания.
К черту амбиции, главное - удовольствие!
Обращение к труженикам высоты
Про цинизм и реализЬм
Самоучитель альпинизма

Про пик Бокс, Киргизский хребет на Mountain.RU:

Бокс, маршрут "Баллон" Михайлова (5Б, 1999). Паспорт восхождения, фото, описание.
Бокс (4250 м), Левая часть Северной стены, маршрут "Баллон". Очерк о том же маршруте 5Б на Бокс, пройденный красноярцами в 1999.
Соседний маршрут на Бокс - "словенская" 5А. Проходит левее. Очерк о восхождении в 1999.
Первопрохождение 4Б, по Центральному к/ф Восточной стены пика Бокс, 2007.

Маршрут начинается с «баллона». Подход под маршрут с Рацека час-полтора, если сильно не тропить. На данный момент ледник уехал и придется полазить по льду, так что потребуется ледовая снаряга. Выход с ледника на морену под стеной камнеопасен! Первая веревка выводит под карниз, если спрямить, то полтинника хватает со станции над карнизом до земли. Первая половина веревки лезется, ну а потом надежное ИТО. С уровнем лазания от семерки можно в принципе и полазить. Карниз проходится по щели, есть родные крючья, над карнизом станция на старых шлямбурах.

Вторая веревка идет по щели слева от станции. Кондовое ИТО на средних френдах, есть шлямбур и пара родных крюков. Станция под следующим карнизом. Много родного.

Со станции переход направо в щель и по ней логично вверх. На уровне первого шлямбура развилка, можно лезть влево, но там придется петлять. Я прошлые два раза я уходил направо, траверсом по мизерам до хорошей щели, по которой можно идти прямо вверх до упора. Перед траверсом шлямбур, чтобы сильно не очковать. Веревка смешанная, трудное лазание (для меня) и хорошее ИТО. Станция на маленькой полочке в две ноги, но с хорошим рельефом под точки.

Следующая веревка прямо вверх под внутренний угол. В основном лезется. Станция на хорошей полке с родными точками. Слева будет видна старая спусковая петля на крючках.

От станции вверх вправо по хорошей монолитной щели. Нужны будут большие френды, очень большие. В щели, под карнизом родной кованный крюк. Дальше - выход к станции перед большой полкой. Есть родные точки, разруха. Вобщем, считаю, до полки пять веревок, хотя и не полных. На полке прекрасное место под палатку, а то и под две.

С полки - вверх по ребрышку, выводящему под стену. В кошках - четверка, по суху - трояк, веревка. Станцию удобно сделать левее, перед большим внутренним углом, так как само ребрышко - баранья разруха.

Со станции выходим направо вверх на стену в направлении рыжего внутреннего угла. Хорошее смешанное лазание выводит на небольшую, но удобную полку в углу с родными точками.

Восьмая веревка - либо прямо вверх по углу, в основном ИТО, есть ближе к верху неприятное место с отвесной разрухой. Если есть два большущих френда, можно уйти левее и взгромоздиться по монолитной щели, для нижних гораздо безопаснее. Из угла выходим на полку под камином. Возможна достаточно комфортная ночевка. Станцию делал слева от камина, чтобы не убить нижних. Должны остаться родные крючья.

В камине на левой стенке висит контрольный тур. По этой стенке выходим наверх с уходом из-под карниза налево на стену. В кошках шел в основном ИТО, с небольшими свободными поползновениями. Там еще метров десять - и справа будет небольшая, но удобная полочка для станции.

От нее начинается самая стремная веревка. Крутая, местами нависающая, крупноблочная разруха. Я вылазил по камину справа на покатую полку, метров пять, по полке уходил влево на монолиты и по ним вылазил слева направо под продолжение камина. Очень живо, но станция защищена от камней, так что, если никто ниже по перилам не идет, можно валить, проверено. Из камина выход налево за угол на хорошую полку. Можно комфортно переночевать (комфортно для стены).

С полки можно ИТОшить прямо вверх на крышу. Я лазал налево по лазательному рельефу веревку и потом выходил еще веревку на крышу. Лазание терпимое, временами вставал на ИТО.

Крыша не крутая, но, если плиты засыпаны снегом, неприятно. По суху проблем быть не должно, хотя местами есть трудные выходы. Направление держать на явно выраженное окно на гребне. Его и снизу хорошо видно. В него можно выйти по ледовой речке, а можно слева по скалам. Везде лазание от трех до четырех. По снегам я иногда вставал на ИТО.

С перемычки по гребню еще веревка три-четыре и потом пешком до спускового кулуара. Над ним барахло бросается и минут пятнадцать налегке до вершины.

Итого получается в районе пятнадцати веревок.

Трудовой маршрут для любой погоды. За исключением одной веревки, прекрасный рельеф для страховки. Много интересного лазания с переходами в ИТО и обратно. Может быть очень полезен перед первой шестеркой, особенно на Корею.

Снаряга идет вся. Обратить внимание на наличие в арсенале пары здоровенных френдов или камалотов. Без них можно, но с ними гораздо сподручнее.

По суху очень сильная группа имеет шанс без обработки пролезть с одной ночевкой. Я бы рассчитывал на две. В непогоду, все варьируется, но удовольствия не меньше.

В целом настоящий стенной маршрут, но достаточно уютный, для привыкания к стенам.

вариант

мы после баллона слегка левее ходили - железа от предыдущих восходителей там было пресс. http://www.mountain.ru/img.php?src=/article/article_img/1466/f_1.jpg&gif=0&width=600&height=0