Горы мира > Алтай >

Автор: Елена Шмидт, Воронеж

Умом Белуху не понять, или как «чайник(ца)» путешествовала по Алтаю

Читайте также на Mountain.RU:

“Вот и белая Белуха именинница!”
Описания маршрутов восхождений (рекомендации). Алтай, Аккем
Белая Гора или Двери в небо

Материал прислан на конкурс КАК Я ПЕРЕЗИМОВАЛ ЛЕТО

Загадочный волшебный Край Алтай,
Твой вечный зов озер и трав
Душе покоя не дает,
И в сердце тихо так поет
О дивной Красоте Творца,
О мудрости веков, которой нет конца…

Эпиграф - это ответ на вопрос, зачем я поехала на Алтай. Как говорится, шла по солнцу и велению сердца. Более логического объяснения, дать, пожалуй, не смогу. Я – это жительница равнин и донских лесостепей (Воронеж). Раньше в горах была только один раз, когда во время студенческой практики мы жили в горах Родопи (Болгария). Но, это совершенно другое дело. Так что для общения с горами – я «чайник», со всеми вытекающими в пути последствиями.

Предисловие или краткая информация об Алтае

В самом центре Азии, на границе Китая, Монголии, России и Казахстана находится удивительная и загадочная страна - Алтай. В переводе с тюркского "Алтай" означает "золотые горы", и в древние времена он был центром великой культуры кочевников. . ЗОЛОТО - это не только богатые недра, природа, но духовный мир народов населяющих эти территории. В действительности АЛТАЙ на древнетюркском это «ЭРГЕНЕ КУН» - крепость, крутой скат, убежище.

Много легенд и сказаний хранит Алтай, но наибольшее число последователей имеют легенду, говорящую о том, что в горах Алтая находятся ворота в страну Шамбала (пока скрытую от людей), которая станет центром цивилизации после того, как человечество с его безудержным стремлением к разрушению уничтожит само себя. Эта легенда наделяет гору Белуха (4506м) уникальным даром возрождать и очищать душу человека, вызывать душевный подъем. Именно поэтому на Алтай стремятся наиболее известные путешественники, религиозные деятели Тибета, Монголии и Китая, и природа Алтая щедро награждает поклонников поиска Истины.

Белуха – высочайшая двуглавая вершина Алтая в восточной части Катунского хребта. Состоит из разделенных седловиной Западной Белухи ( 4440 м ) и Восточной Белухи ( 4506 м ). На склонах Белухи крупные ледники (Менсу, Катунский, Большой Берельский, Черный, Капчальский, Мюштуайры, Ак-Кемский) общей площадью 70 кв. км дают начало реке Катуни и её притокам. В 1995 г . правительством Республики Алтай был образован природный парк «Белуха».

Гора Белуха ( алтайское название Кадын-бажи, т.е. вершина Катуни, а также Уч-айры, Ак-сумер (Сумеру священная гора - сакральный центр мира ... во многих мифах народов Сибири, Алтая, Монголии, Тибета, Китая )

Белуха – центр материка Евразия, равноудаленный от четырех океанов.

Белуха – источник, начало великой сибирской реки Обь, на берегах которой расположились современные города Барнаул, Новосибирск, Нижневартовск, Сургут, Ханты-Мансийск, Березово, Салехард и др.

Белуха – расположена на границе великого водораздела материка Евразия, где реки текут на север и на юг.

Белуха – была отправной точкой транс гималайской экспедиции Н. Рериха.

Белуха – район паломничества в поисках мистической страны счастья – Шамбалы, Беловодья.

Белуха – район схождения государств и культур Востока и Запада – Монголии, Китая, Казахстана, России.

Белуха – высшая точка на территории России от Кавказских гор, до Камчатских вулканов.

Считается также, что г. Белуха каким-то образом связана с созвездием Ориона.

Туристы, идущие к подножию Белухи, обычно разбивают лагерь на озере Ак-Кем, название которого переводится с алтайского как "белая вода".

АЛТАЙ – это, несомненно, одно из немногих мест на земле, где сохранилась первобытная таинственность природы, где события развиваются по особой логике.

Дневник путешествия

15.07.08. 1-й день. Трансфер из Барнаула до села Тюнгур . Очень красивая дорога по Чуйскому тракту вдоль реки Катунь. 12 часов в автобусе. Вечером добрались до стоянки на ночлег. По пути видели 3 добрых знака: белую лошадь и 2 радуги над горами. Я для себя определила все это как благословение Небес на предстоящее путешествие и немного успокоилась. Видеть радугу – по широко распространенному поверью – это Божья благодать, изливающаяся на землю (по удивительному совпадению те же самые знаки отмечены в книге Н. Правдиной «Место силы – Тибет»).

16.07.08. 2-й день. Путь к Белухе. Утро чудесное, солнечное, слегка бодряще-прохладное. Разбудило ржанье лошади. Завтрак у костра, и – в путь. Я – в самом хвосте группы. Моя физическая подготовка явно недостаточна. Нас предупреждали, что первый день похода самый трудный, т.к. организм получает стрессовую нагрузку. После перевала Кузуяк мы с Анютой сильно отстали от остальных, Не уточнив место стоянки, мы, дойдя до обрыва и крутого спуска к реке Ак-Кем, увидели далеко внизу, на лужайке, группу, раскинувшую палатки. Но издали не смогли понять - наша это группа или чужая. Спуститься и выяснить нам казалось выше наших сил (после пройденных 10 км в гору с тяжелым рюкзаком, под жесткими палящими лучами полуденного солнца), ведь, если это окажется не наша группа, то нам придется опять забираться наверх по крутой горе и идти под открытым жаром по горной долине. Это казалось уже невозможным, а на мне еще сильно сказывалась разница во времени - московского, по которому живу и местного – 3 часа. Мы немного посидели, погадали и двинулись дальше к традиционной стоянке «Три березы». Когда уже почти прошли (точнее проплелись) всю знойную долину (примерно 1,5 км ), нас окликнул сзади Кирилл, и мы поняли, что нам предстоит топать назад. Таким образом, пройдя около 10 км , мы с Анютой «нарезали» еще лишних 3 км и это уже на последнем дыхании. Но когда спустились на стоянку к реке, какова же была радость искупаться в этой бурливой, шустрой и приводящей в чувства, ледяной речке.

Река Ак-Кем
Хоть и было мучительно в пути, но красота гор и долин удивительным образом придавала сил. По пути горы щедро угощали нас красной смородиной, сладкой луговой клубникой. Встречались цветы, занесенные в Красную Книгу. Трудности первого дня пути в горах на сегодня закончились. После обеда уселись на камнях Ак-Кема и оставшуюся часть дня провели во благе, любуясь окружающей природой. На ужин у меня забрали 2 банки сгущенки. Рюкзак немного полегчал!!! Вечером игры у костра.

17.07.08. 3-й день. Прошли около 20 км (вообще, километраж в горах, очень относительное понятие). Путь к Белухе.

2-й день по сравнению с 3-м – просто розовый слоник. Совсем не могла предположить, сколько адреналина я получу в этот день. Сначала все шло отлично. Погода солнечная теплая, дорога, правда, круче чем вчера, все время уходит вверх. Идем траверсом по горе, а внизу слышен несмолкаемый гомон Ак-Кема. По пути попадается множество ручьев. У каждого останавливаемся и пьем ледниковую, кристально чистую и прозрачную воду! Тоже помощь гор. Идти все время под нагрузкой, и круто вверх без воды было бы не легко. Сначала ручьи попадались маленькие и их легко перескочить. Но чем дальше уходим в горы, тем они больше, глубже и камни огромные. Один из ручьев переползала на четвереньках, т.е на руках и ногах, как обезьяна. А самый большой, наверное, и не смогла бы самостоятельно перейти. Но Бог послал помощь (как говорится, помощь приходит, но в самый последний момент, а до этого Судьба смотрит, какова наша реакция на поставленные трудности). На другой стороне ручья, летящего вниз с горы, как водопад, отдыхала группа туристов. Видя мою растерянность, когда я почти на четвереньках по шатающимся скользким камням добралась до бревнышек, переброшенных через ручей-водопад, и остановилась в нерешительности перед так называемым мостиком из 2-х тонких бревнышек, расположенных на разной высоте, боясь потерять равновесие, двое ребят из отдыхающей группы вышли навстречу и перевели меня через ручей. Пережив сильный стресс от этой переправы, я с удвоенной радостью поскакала вверх по тропинке, наивно решив, что это было самое большое испытание на сегодняшний день. Круто уходящая вверх тропа и тяжелый рюкзак, казались мне теперь легкими после волнительной переправы через ручей. Спустя некоторое время тропинка поменяла свое направление и стала идти вниз, приближаясь к реке. Радость! Радость! Радость! Вот уже и реку видно, вот она уже метрах в 10-ти от меня, а нам сказали, что привал на обед будет у воды. Значит, теперь скоро!... Но тут уклон горы становится почти вертикальным, а на тропе – сыпуха, то есть порода скользит и осыпается, устоять на месте невозможно, а ухватиться почти не за что, и прямо передо мной отвесный обрыв в стремительно несущуюся с грохотом реку. Кое-как, со страхом, спустившись метра на 3 вниз, тропа поворачивает вправо и снова резко уходит вниз. И вот передо мной с правой руки – горная стена с большим углом наклона, слева – обрыв в реку. Очень сложно с тяжелым рюкзаком удержать равновесие, но надо как-то спуститься вниз. Попробовала съехать на попе, но с рюкзаком это не получается. С трудом, балансируя на осыпающейся наклонной тропе (ширина которой всего около 30 см ), кое-как удается снять рюкзак. Но тут же возникает новый вопрос: спуститься сначала самой, а потом подтащить за собой рюкзак? Но он тяжелый и может завалиться под собственной тяжестью с обрыва в реку и меня за собой потянуть. Рискнула столкнуть его перед собой вниз, хотя боялась, что он покатится в реку под уклон. Но он благополучно спустился в заданном направлении, и я съезжаю на попе вслед за ним.

Получив очередную дозу адреналина, иду дальше по каменистому берегу вдоль реки. Шла и не знала, что через некоторое время меня ждет гора, которая вплотную подходит к воде и состоит из камней разного размера и тропа (если ее, едва различимую на камнях, можно так назвать), идет по этим самым наклонным камням. Другого пути нет! А нас Сергей (турлидер группы) строго предупреждал, что ни при каких обстоятельствах не отклоняться от тропы, какой бы неудобной и трудной она не казалась. Один неверный шаг, и камень срывается из-под ноги и летит в стремнину, а ты пытаешься удержать равновесие с рюкзаком и не отправиться вслед за камнем. Через какое-то время это каменное испытание меняется на растительность. Но радоваться я теперь уже не спешу, зная, что это очень эфемерное спокойствие. И действительно, впереди по ходу снова стена из камней. Еле-еле угадываешь, где пролегает путь, но тут новая каверза – камни становятся все больше (1- 4 м в диаметре) и расстояния между ними тоже. Сев на одном из огромных камней, осознаю, что следующий камень далеко, надо перепрыгивать. Но рассчитать прыжок с тяжестью за спиной сложно (вдруг не долетишь?). Я почувствовала себя отцом Фёдором Востриковым, безысходно сидящем на одинокой скале :)). Наконец решаю сбросить вниз, в промежуток между камнями, рюкзак, со страхом перепрыгиваю на ближайший камень и, ни жива, ни мертва, карабкаюсь дальше. Некоторое время иду спокойно, а затем – опять та же хрень: неустойчивые, шатающиеся камни, под наклоном, и «тропа» на высоте 5-6 от воды. Тут нервы сдают, слезы льются и только и могу, что неистово молиться.

р. Ак-Кем и тропинка по камушкам
Наконец сложный участок пути пройден, и спустя какое-то время, метрах в 40 впереди по ходу, вижу дымок костра – это наша группа остановилась на обед (было около 16 часов дня). Ура!... Но…сделав очередной поворот, тропа опять превращается в каменное мученье. Нервы никакие, слезы, словно горные ручьи, и молитва. С трудом, миновав каменное урочище, наконец, попадаю на привал. После обеда еще камни, затем тропа немного поднимается вверх, уходя от каменистого берега реки, и снова очередная загадка Сфинкса, то есть, гор – ручей преграждает путь. Выступающие из-под воды камушки, слишком редко расположены друг от друга, а перекинутое поперек ручья одинокое тонкое бревнышко, не оставляет надежды (вообще все бревна через ручьи кладут алтайцы для лошадей, а не для людей, так как сами они пешком по горам не ходят, а только на лошадях). Самое главное сейчас – окончательно не потерять внутреннее равновесие. Спокойствие, Лена, спокойствие, внутренний голос говорит, Бог не оставит меня. Осматриваюсь вокруг и вижу, что тропинка раздваивается и несколько выше, за кустами, через ручей перекинуто несколько бревен. Снимаю рюкзак, бару его в одну руку, как чемодан (так лучше держать равновесие), и перехожу на противоположную сторону. Только к вечеру добираемся до стоянки. Отсюда, на другой стороне реки высоко в горе виден водопад Текелю. Здесь же впервые увидела бурундучков. Оказывается их много в горах. И много их около туристических стоянок, так как здесь можно полакомиться остатками каши.

18.07.08. 4-й день, прошли примерно 15 км . Продолжаем путь к Белухе.

Сегодня для меня было уготовано 2 экстрима – уже знакомое переползание по камням вдоль реки, и 2-я доза адреналина – когда сбившись с тропы, идущей по горе, мы вышли вновь к Ак-Кему, но пройдя какое-то расстояние увидели, что река подпирает гору, то есть вертикальная скала и несущаяся вода, и нет возможности дальше идти берегом. А чтобы вернуться на тропу, нам пришлось лезть вверх на почти отвесную стену горы (примерно 75 град уклон) по осыпающимся камням. Хватаешься рукой за камень, он срывается, пытаешься переступить ногой – из-под нее тоже начинают лететь вниз камни. «Кошек», разумеется, у нас не было, ведь это не восхождение, а треккинговое путешествие. В общем, было весело:)). Но сегодня мы шли недолго (примерно 5 часов) – до обеда, а по пути нам уже было видно красавицу Белуху.

Открылся вид на Белуху
Вообще, казалось, что горы благосклонно относятся к нам. 3 дня пути до Белухи и хорошая солнечная погода (хотя считается, что погода на Алтае очень капризна). Не представляю, как бы мы добирались, если бы был дождь. Но, все это нас еще ожидало впереди. Наконец мы дошли до базовой стоянки. Высота 2100 м н.у.м. в красивейшем месте у Ак-Кемского озера с великолепным видом на цель нашего путешествия – Белуху. Здесь мы разбиваем лагерь и проведем несколько дней, и каждый день будем любоваться священной горой!

19.07.08. 5-й день. (Базовая стоянка у Белухи)

Прямо на нас идет облако
С утра было солнце, потом с севера стало быстро надвигаться на нас облако, после опять прояснилось и мы пошли на радиальный выход к горе и леднику Ак-Коюк и в долину семи озер. На пути встретили водопад (ручей тающего ледника). После того как сфотографировали его, потеряли тропинку, и пришлось продолжать путь прямо по руслу ледяного ручья. Впервые в жизни промочила ноги в ледниковой воде. Ощущения незабываемые:)). Поднявшись в долину семи озер, прямо на глазах погода переменилась, пошел холодный дождь и мы стали возвращаться. Пока спускались на стоянку, небо опять прояснилось и выглянуло солнце. Едва успели пообедать, сразу пришлось забраться в палатки – нас разогнал дождь. Самая настоящая Алтайская погода. После 20-км-вого перехода с тяжелющим рюкзаком, на радиальном выходе без груза я скакала по горам и камням как горная лань. Все - в сравнении :)).

Гора, ледник и водопад Ак-Коюк

Долина семи озер

Вечером, после дождя, пошла к реке и сложила на берегу из темных и белых камней миниатюру Белухи в знак почитания и поклонения горам. (Это так принято).

20.07.08. 6-й день (Базовая стоянка у Белухи)

С утра на лодке алтайцы переправили нас на другой берег, и мы пошли в долину реки Ярлу. Сама река похожа больше не на реку, а на быстрый узкий ручей. Сначала шел дождь, было холодно.

Но, по мере того, как мы приближались к долине, небо очистилось от облаков. В долине находится камень, который называют Камнем Силы или камнем Рериха. Первое название камень получил за то, что будто бы он обладает сильной энергетикой и постоянно увеличивается в размерах, «растет». И действительно, от него исходит какая-то мистическая сила. Не даром алтайские шаманы избрали это место для своих ритуалов, а йоги – местом для медитаций. Второе название камня связано со знаком, который на нем изображен. Окружность и в центре три круга. Этот символ очень древний. Его можно встретить на иконах раннего христианского периода. У Н.К. Рериха есть картина «Мадонна Орифламма», на которой Святая Дева держит полотнище с этим знаком. Знамя Мира, которое в свое время Рерих предложил для защиты культуры и национальных музеев от разрушения и вандализма во время войн, так же содержит этот знак. Поклонники Учения Рерихов (Живой Этики или Агни Йоги) утверждают, будто бы здесь очень сильная связь с Учителями Человечества (Владыками Шамбалы). Возможно это и так, находясь в этом удивительном месте, возникают ощущения какой-то иной реальности и иного восприятия времени и пространства. Это действительно одно из мест «Силы», камень таинственным магнетизмом притягивает к себе паломников со всего света. Происхождение знака на камне в настоящее время точно неизвестно. По одной из версий его начертал один из учеников Н.К. Рериха, по другой – знак появился нерукотворным загадочным способом, а люди только обвели его краской.

Вокруг камня выложено целое городище из камней – так отдается дань и поклонение этому месту «Силы».

По дороге в долину нас окружают сказочные, какие-то даже немного «неземные» пейзажи. Справа по ходу высоко в горах видны 2 водопада, слева – горы очень необычного вида и цвета, так называемая марганцевая гора. Считается, что она также имеет сильную энергию и камни ее обладают целебными свойствами. На юге долины тоже необычного цвета гора. Она так и называется Цветная или Хвост Дракона (по ее форме, напоминающей летящего дракона). И этот самый «Хвост» сильно контрастирует по цветам с окружающими горами. С нашей стоянки он тоже хорошо виден. По пути к Камню встречаются интересные мозаики из разноцветных камней и надписи, типа: «Счастье и мир тут (и стрелка, указывающая в направлении Камня)», «Матерь Мира ждет Вас!» и т.п. Попадаются так называемые туры – каменные сооружения в виде уложенных друг на друга камней - символы удачи и покровительства гор). Пейзаж потрясает своим необычным разнообразием. Видели эдельвейс. Такое красивое, звучное название, а цветочек беленький, очень скромненький, невзрачный.

Приблизились к Камню. Внутри городища множество разнообразных туров и мозаик. Некоторые очень красивые, например, лотос из белых камней, огненный цветок из красных камней, мозаичная спираль Мироздания, Знак Рериха, различные руны : огня, Берегини, трилистника (или трезубца) и др. Сидя на Камне фотографировала горы напротив – а именно суровый перевал Каратюрек ( 3070 м н.у.м.). Нам, через несколько дней, предстоит переход через него. А сейчас, из долины р. Ярлу он кажется какими-то огромными чашами или лилиями, необычность которым добавляет интересное освещение солнечными лучами.

В Камне имеется небольшое углубление, в котором скопилось немного дождевой воды. Я захотела напиться этой «заряженной» камнем водички. Ребята шутили: « Не пей, козленочком станешь», но я почему-то решила, что стану ангелом, и напилась. Что из этого получилось, судить не мне, а окружающим:)).

Камень Силы
Когда мы только подошли к городищу, все сразу кинулись залезать на Камень, а я пошла набирать разноцветные камушки, чтобы тоже сложить мозаику. Пока я несколько раз наполняла расстеленную куртку камнями и подтаскивала их в городище, мне трижды попались камушки в форме сердечек. Приняла с радостью и благодарностью этот подарок гор, и расценила как очень добрый знак. Символично найти в таком месте сердечки, когда знаешь, что в Учении Агни Йога есть целая книга, посвященная сердцу. И когда знаешь, что Бог и Надземные Учителя общаются с нами именно через сердце. А возле самого Камня Силы нашла красивый белый камушек. Размышляя, что он может означать, первое, что пришло на мысль: «Бел-горюч камень Алатырь». Алатырь!!! Мне Камень Рериха подарил частицу (символ) Алатыря!!!

Информация по теме:

Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен.
Бел-горюч камень Алатырь - это священный камень , средоточие Знания Вед, посредник между человеком и Богом.

В заговорах Алатырь соответствует центру магических координат мира, характеризующемуся максимумом сакральности.

На протяжении веков из уст в уста передаются сказания, мифы и легенды о Священном Камне. Его называют и Алатырь-Камень, и Чинтомани, и Чаша Грааля - много вариантов, но смысл один.

Алатырь был белого цвета и обладал настолько мощной биоэнергией, что согласно легендам, всегда был окружен ореолом беловато-золотого сияния. Отсюда и его характеристика: горючий. Любой человек, прикоснувшийся к нему, исцелялся от всех болезней и ран.

По преданию, в древней священной книге славян («Голубиной Книге») Алатырь упоминается как сакральный центр Мира. Это он источник неиссякаемой силы, именно поэтому в заговорах так часто упоминается Алатырь, с которым знахари устанавливали мистическую связь, вот например:

(Водит знахарь над раною камушком самоцветным, в свете лучины гранями играющим, шепчет, закрыв глаза)

Бел-горюч камень Алатырь —
Всему миру на исцеление.
Ты, струя, не струись, —
Кровь-руда, запекись!

Идут по морю много корабельщиков,
У того у камня останавливаются,
Берут много с него зелья-снадобья,
Посылают по всему свету белому.
Ты, корабль, к Алатырю устремись, —
Кровь-руда, запекись!

или:
На море на Окияне, на острове Буяне
Лежит бел-горюч камень Алатырь.
Бел-горюч камень Алатырь —
Всем камням в мире отец.
Из-под камушка, с-под Алатыря
Протекли реки, реки быстрые
Средь лесов, полей,
По Вселенной всей,
Всему миру на пропитание,
Всему миру на исцеление.

По преданию камень Алатырь упал с неба, на нем были написаны письмена (руны) с законами Сварога.

Кажется, немного увлеклась подробностями про Алатырь.

Группа присела перекусить около городища, и пока мы ели, опять видели любопытного бурундучка, пробежавшего возле Камня.

Возвращаясь из долины р. Ярлу, все время любовались очень красивыми величественными пейзажами. Виден был отсюда и ледник Ак-Коюк, к которому мы поднимались накануне, также видна и Белуха, только теперь с другой стороны озера и реки Ак-Кем. Уже ярко светило солнце и все вокруг играло красками.

После обеда – благостный отдых в солнечный день. Белуха снова открыла свои вершины и от этого прекрасного зрелища внутри все переполнялось благоговейным трепетом и радостью. Вообще, при всем богатстве русского языка, трудно передать словами чувства, которые возникают в горах.

р. Ак-Кем и Белуха (вид с базовой стоянки)
Села на камень писать дневник и увидела ящерицу. Как нам сказали, ее считают здесь хозяйкой гор (вспомнился в связи с этим сказ Бажова «Хозяйка Медной горы»). Говорят, что увидеть ящерицу в горах – это добрый знак, и можно загадать желание и попросить ящерку об его исполнении. Что я и сделала.

Ак-Кемское озеро и красавица Белуха
Вечером – посиделки у костра.

Я раньше слышала, что звезды в горах очень большие. Но как-то это не осознавалось. Зрелище, которое представало нам каждую ночь, переворачивало все внутри. Ночью своя особенная красота. Кажется, будто находишься на другой планете, до того огромнейшие звезды на небе. Белуха освещается отблеском лунного света, а над ней застыла Венера, которая и с равнины то представляется большой, а там, на высотах – просто гигантских размеров.

21.07.08. 7-й день (базовая стоянка у Белухи).

Ночью было очень холодно, почти не спала. Когда увидела, что начинает рассветать, выбралась из палатки. Была сильная роса, значит, день будет теплым и ясным. Увидела, что Белуха открыла все вершины, взяла фотик и пошла к озеру снимать восход. Солнце показалось из-за горы как раз над долиной р. Ярлу. По времени примерно часов 7 утра. Вообще, живя здесь, в горах, переходишь на какой-то особый режим, не по часам, а по солнцу: солнце на востоке – утро, в зените – день, и .т.д. Идя и фотографируя Белуху на рассвете, я хотела найти тропу, по которой мы поднимались к водопаду. Но она никак не попадалась мне на глаза. Через некоторое время я увидела женщину, которая тоже фотографировала виды Ак-Кемского озера и Белуху. Поздоровавшись, я спросила о тропе. Как оказалось, она была в нескольких метрах от нас, но спрятана в густых зарослях. Разговорились. Инна (так звали женщину) – учитель йоги, приехала из Нижнего Новгорода (вот где место встречи нашей России и не только ее). Она ходила священную кору вокруг Кайласа и Калачакры! Да, нам было о чем поговорить!

Инна показала мне фото полнолуния на своем аппарате, которое она снимала этой ночью. Поразили 2 снимка. Если бы не видела это собственными глазами в камере, то, увидев где-нибудь такие снимки в Инете, сказала бы, что это комп. графика. На одном – облако четко в виде головы дракона с раскрытой пастью и длинным изогнутым языком, на конце которого расположилась луна. На втором снимке, на фоне ночного неба -белесые облака, освещенные лунным светом, закручиваются в спираль вокруг луны.

Белуха на рассвете. Абсолютная гармония форм и линий

Ак-Кемское озеро, рассвет

После завтрака наша группа отправилась на радиальный выход к леднику Белухи. Сергей посоветовал мне не до конца идти по маршруту, учитывая мою травму ноги, так как на леднике сложный подъем, поэтому, пройдя некоторое время, я вернулась в лагерь, но та часть пути, которую я прошла, потрясала незабываемым величественным зрелищем. Перед глазами разворачивалась фантастическая панорама божественной мощи гор, голубое небо, кристальная безукоризненная белизна царственной горы (Белуха на самом деле создает образ царицы), безмолвие и звенящий чистейший воздух, огромные размеры молчаливых каменных стражей-великанов, все это создавало сложный вихрь чувств: это и восторг, и трепет, и преклонение, и благодарение, и слезы радости, и глубинный переворот в сознании. Словами ту действительность невозможно передать. Так как, кроме зрительного восприятия происходит одновременно внутреннее общение с горами. Это надо прочувствовать, рассказать об этом мне не представляется возможным.

Перефразируя классика:

Умом Белуху не понять,

И в километрах путь к ней не измерить.

У ней особенная стать:

В Белуху можно, как и в Беловодье, только сердцем верить…

Вернувшись в лагерь, стала готовить обед (было мое дежурство). Готовить на костре – для меня большая радость. Кажется вот он, родной мне образ жизни.

Рита и Костя принесли мне камушки с ледника, зная, что я люблю их собирать.

Белуха, вид с ледника

Белуха и желтые маки
22.07.08. 8-й день (базовая стоянка у Белухи).

«Банный день». Радиальных выходов сегодня нет. Бережем силы для завтрашнего ответственного и сложного дня – переход через перевал Каратюрек ( 3060 м н.у.м.). День солнечный жаркий. Загорали у реки и старались запечатлеть в памяти эти прекрасные места, в которых прошла частичка нашей жизни и с которыми теперь мы стали неразрывны в сердцах. Не полюбить эти горы невозможно. Не полюбить всем сердцем красавицу Белуху невозможно. Ее еще называют Короной Алтая. В самом деле, очень похожа эта гора на корону. Про Алтай нашла как-то в Инете такую фразу: «Хоть раз в жизни Алтай надо увидеть. Но есть опасность – «заболеть» Алтаем». Что и произошло. Я «заболела».

23.07.08. 9-й день. Горный перевал Каратюрек.

Вид на Каратюрек из долины р. Ярлу
Сегодня мы покидаем Ак-Кемское озеро и Белуху и идем на Каратюрек. Подъем занял 3,5 часа. Чем дальше уходим на высоты, тем суровее окружающий пейзаж, растительности уже нет, становится значительно прохладнее. Встречаются островки изо льда и снега. Идем по морене – коричневато-серым камням разного размера, покрытых мхом, которые оставил когда-то уходящий ледник. Временами оглядываемся, бросаем прощальные взгляды вниз на Ак-Кем, озеро, долину р. Ярлу и «Хвост дракона» и, конечно же, на Белуху. Когда добрались до вершины перевала, пошел град. Пришлось посидеть некоторое время под тентом. После того, как град прекратился, стали осторожно спускаться вниз. Шли в плотных облаках. Видимость 7- 10 м . Очень холодно. Спустившись метров на 100, нас снова настиг град, но останавливаться уже не стали, а продолжали спуск. Через некоторое время град перешел в студеный и промозглый (как поздней осенью) дождь. Спускаться стало труднее – тропа очень скользкая, вперемешку с острыми торчащими камнями, и, вдобавок ко всему, изрыта копытами лошадей. Спустившись с первого отрога, мы оказались в долине. Но идти стало еще сложнее. Дождь не прекращается, тропа представляет собой настоящий ручей с камнями и месивом. По бокам топкая луговина. Нас не один раз предупреждали: «Не сходите с тропы!». Видимо, я отношусь к известной категории людей, кто учится на своих ошибках :)). Не желая пачкать ноги в грязи и ледяной воде, да и идти по скользким неустойчивым камням тоже не очень хотелось, делаю 3 шага в сторону от тропы-ручья и, не успев сообразить, что произошло, чувствую, что левая нога быстро проваливается до середины голени в зыбучую трясину и продолжает медленно, но верно погружаться все глубже. Сочная густая зеленая травка оказалась болотистой топью-ловушкой. Пытаюсь вытащить левую ногу, но, переступив на правую, вижу, что она тоже начинает проваливаться, а выдергивая левую, с ужасом замечаю, как кроссовка в глубине вязкой и цепкой массы соскальзывает с ноги и продолжает тонуть. Адреналин!!! Увязнув теперь двумя ногами почти до колен, судорожно ищу решение, но мозги предательски отказываются выдать что-либо разумное. А зачем-то вспомнились классики жанра: Конан Дойл, с его Гринпинской трясиной, Уилки Коллинз, с его зыбучими песками и еще ряд шедевров мировой литературы, в которых красноречиво живописуются болотца, как последний приют человеков. Кое-как, с Божьей помощью, и совершая какие-то инстинктивные телодвижения, наконец, выкарабкиваюсь из трясины и смиренно, больше не умничая, по колено в грязи, продолжаю путь строго по ручью.

Пройдя долину, увидела, что она переходит в следующий отрог (крутой спуск). Взору представилась каменистая скала с размытой скользкой тропой, резко уходящей вниз. Временами скорость моего продвижения была равной нулю. Приходилось часто останавливаться, чтобы сообразить, как лучше сделать шаг, чтобы не навернуться в звенящую, подернутую голубой дымкой даль. Надо сказать, что усугубили положение лошади, прошедшие впереди нас, сильно раскурочив тропу. Когда высота стала меньше, горы уже покрыты лесом. Но красивые пушистые кедры только усложнили путь: мощные корни, своими хитросплетениями, в сочетаниями с острыми камнями и рытвинами делали тропу трудно проходимой.

Вид на Белуху с Каратюрека

На спуск ушло в этот день 4,5 часа. Это было только часть перевала. Остановились у ручья на привал с ночлегом. Дождь перестал, выглянуло солнце. Но мы были все промокшие и грязные. Оставшуюся часть дня просидели у костра.

24.07.08. 10-й день. Продолжается спуск с Каратюрека.

Ночь и утром шел дождь. Из-за чего предполагаемые оставшиеся 2 часа пути обернулись 4-мя. Выждав момент, когда дождь утих, мы двинулись в путь. Идем кедровым лесом. Тропа очень трудно проходимая: смесь корней, камней, воды, развороченного грунта, усложненная завалами деревьев и уклоном горы вниз. Пройдя какую-то часть пути, перейдя ручей, тропинка резко повернула вверх, приведя нас к крутому склону. С которого теперь предстоит опять спуск. Узенькая наклонная скользкая тропинка, идущая по самому краю обрыва, не оставляет шансов благополучно по ней идти. Значит, надо забирать выше, и передвигаться по склону (траверсом). Кустов в этом месте нет. Так что надо как-то умудриться сползать по скользкой грязи, цепляясь за траву, которая цинично обрывается под руками. Обнимаемся с мокрой горой руками и ногами. А тяжелый рюкзак, издевательски норовит опрокинуть в бездну, в которой где-то далеко внизу, скрытая облаками, несется река Кучерла. В это время снова пошел дождь, и уходящая вниз тропа приобрела свойства бобслейно-ручейно-горнолыжной трассы, вперемешку с острыми камнями, порой соскальзывающими из-под ног, образуя селевой поток, в котором ты являешься его неотъемлемой составляющей и непосредственным участником. В таких условиях все известные способы перемещения являются бесполезными. Порой приходилось съезжать сразу на 2-х ногах по грязевой «лыжне», судорожно цепляясь за появившиеся наконец-то кусты, растущие по бокам тропы. Не будь дождя, это был бы самый обычный спуск и никогда бы мы не узнали, какие ужасы он может таить при различных метеоусловиях. Но, не всегда бывает так, как нам хотелось бы.

Местами, скользкая от воды, тропа опять подходила к границе обрыва. Идешь в самом прямом смысле по краю пропасти. И в такие моменты доза адреналина в крови значительно увеличивалась. И очень остро « Понимаешь все тщетность своего существования, каких-то земных делишек»/ цитата из блога О. Цепалкиной/ и ложных ценностей. Время от времени нога стремительно соскальзывала вниз, без возможности затормозить и удержаться на месте. И тогда, за считанные мгновения, уже на уровне подсознания, выбирался какой-то другой способ перемещения. Порой это было съезжание на попе, когда же рюкзак выбивал из равновесия и опрокидывал на спину, тогда спуск вниз напоминал бобслей по многочисленным зигзагам и виражам тропы, с периодически встречающимися на пути остроугольными преградами из камней. Хочется еще раз заметить, что все это леденящее душу шоу разворачивалось на фоне дождя. И тропа представляла собой селевой поток, с завидным упорством увлекающий нас за собой вниз. Картина: с права – скользкая горная стена, со все время петляющей наклонной узенькой тропинкой, слева – обрыв и далеко-далеко внизу показались верхушки деревьев, а под ними уже слышен угрожающий грохот стремительно несущейся Кучерлы.

Но, рано или поздно, все когда-нибудь кончается. По прошествии 4-х часов, наконец-то выбрались на привал, все в грязи, теперь уже не по колено, а с головы до ног. Это здесь, на привале, мы узнали от Сергея, что спуск длился около 4-х часов. По своим же ощущениям было бы сложно определить, сколько продолжался этот путь. Казалось, что времени вообще не существует, и это сползание вниз длится Вечность. Было такое чувство, будто мы выпали из времени.

Спуск с сурового горного перевала Каратюрек был завершен!!!

После такого спуска остается пожелать всем, кто когда-либо пойдет через этот перевал – ХОРОШЕЙ ПОГОДЫ на Каратюреке!

И, когда после обеда мы пошли по относительно пологой местности вдоль Кучерлы, то тропа, изрытая лошадьми, переплетенная корнями кедров, лиственницы, представляющая собой грязь, воду, камни, поваленные деревья, показалась проспектом.

К вечеру пришли на стоянку. И снова пошел дождь, который лишил нас возможности просушить вещи. Когда съезжала на рюкзаке, он весь промок. Дождевик сорвался и потерялся где-то на «трассе». Но, самое печальное то, что промокли все вещи, хотя они были в пакетах. Спальник почти весь сырой (а ночи в горах холодные :))), пол у палатки сырой, т.к. ставили ее на мокрую густую траву. Так что сырости в эту ночь было предостаточно. Согревала мысль, что скоро путешествие подойдет к концу и не так уж страшно, что не осталось сухих вещей. Холодок пробирает внутри, как представишь, если бы мы так вымокли в начале пути!

Эта стоянка находилась рядом со скалой, на которой сохранились древнейшие наскальные рисунки – петроглифы.

Дождь шел всю ночь, не прекращаясь.

Хочется привести цитату, найденную в одном из многочисленных блогов про Алтай и Белуху: http://www.mountain.ru/people/sketch/2001/krasnopevcev/Beluha1.shtml

«По большому счёту, я хожу на Алтай не ради самого покорения гор, а ради того чтобы почувствовать ещё раз силу того поля, той энергии, которая струится от Белухи. Оно не является приятным или сладостным, не в этом его сила. Напротив, я бы даже сказал, оно может обжечь как огонь. Относиться к этой энергии нужно очень осторожно. Человека не готового, эта энергия может просто вывернуть наизнанку и сломать. Где-то внутренне, в подсознании, человек должен разбить свою привычную форму и подчиниться законам дикой природы, законам гор. Для этого нужно быть в чём-то мягким и расположенным к внутренним изменениям. Нужно стать частичкой этой природы, нужно думать как лес, нужно дышать как ручей и жить как ветер. Только тогда тебе уже ничто не страшно, гроза и холодный ливень в горах, или палящее солнце - теперь это уже не имеет большого значения, теперь ты уже не человек цивилизации. Для тебя теперь пропадает время, пропадают люди, остаётся только небо, солнце, горы, тайга и реки. И не дай Бог тебе очнуться или проснуться снова человеком, тогда ты просто погибнешь тут как инородное тело. В горах уже не спасёт просто рациональное мышление. Нужно научиться доверять смутным предчувствиям, нужно научиться чувствовать настроение природы. Нужно услышать в себе далёкие отголоски диких инстинктов.

Вообще, про Алтай невозможно говорить мало. Всего ты всё равно никогда не расскажешь, потому-то Алтай – это школа для духа. Там дух растёт. Бывая там вновь и вновь, ты каждый раз понимаешь его всё глубже и глубже, пока, наконец не поймёшь, что говорить про него просто бессмысленно - там нужно побывать, т.к. каждый человек видит его по-своему».

Мне нечего добавить. Лучше и сказать невозможно. Все эти строки прочувствованы и поняты изнутри. И все проверки на прочность великих и прекрасных, могучих и грозных горных стихий в виде града, снега, камнепада и т.д. можно пройти только в единении с ними, а не против них.

25.07.08. 11-й день. Путь к Тюнгуру. Утро мокрое, густой туман, но дождя нет. С дрожью в теле думаем, как надевать холодные мокрые носки, кроссовки, свитер. Немного помог костер. Нет, он не высушил, но только прогрел вещи. И это уже казалось счастьем (как немного надо, оказывается, для счастья:)).

После завтрака отправляемся на финишные 15 км вдоль реки Кучерла. Она очень красивая, как, впрочем, и другие горные реки. К сожалению, аккумулятор у фотоаппарата разрядился (и не только у меня), поэтому старалась сохранить замечательные пейзажи в памяти. Река Кучерла, примерно 25- 30 м шириной несется с ревом водопада, образуя красивые буруны и волны на выступающих из-под воды камнях. Почему-то мне такое зрелище напомнило волны на море в шторм.

Еще некоторое время тропа мучает нас корнями, камнями, топями, завалами, месивом грязи. Но это уже благо, так как она пологая. Вскоре тропинка начинает подъем вверх, и мы оказываемся в живописных горных долинах, изобилующих разнотравьем. Очень красиво смотрятся полевые дельфиниумы, перекликаясь своей синевой с бездонной синью неба. Очень много дикой конопли и много большой зеленой саранчи. Местами река прижимается вплотную к горе, местами несется внизу под обрывом. Все очень красиво. День солнечный и заметно поубавилась грязь. Иду, любуюсь Горным Алтаем.

Встречаются по пути красная смородина, луговая клубника, малина, которые очень выручают в дороге, утоляя жажду и придавая сил. Наконец показались вдали крыши домов – это деревня Тюнгур, где нас завтра заберет автобус.

А пока мы устраиваемся на последнюю в нашем походе стоянку с ночлегом на берегу Кучерлы.

Несмотря на сильную усталость от физических нагрузок и психических переживаний, немного грустно. Хоть легким наше путешествие и не назовешь, но великолепие, величие и красота гор стоят того чтобы, пройдя через все трудности, увидеть Горный Алтай и его самую дорогую жемчужину – БЕЛУХУ.

Слава Богу за все!

Зуля предложила в своем дневнике всем написать, как мы восприняли Алтай, какое впечатление он оставил, каким его запомним. Я оставила ей такую запись:
Величие и мощь стихий,
Гроза и нежность в трепетном порыве –
То облаков туман и белизна снегов,
То камень, ускользнувший из-под ног,

То гроздь смородины лесной,
То шумный ручеек игривый….

26.07.08. Трансфер из Тюнгура в Барнаул.

Утром с грустью последний раз умываемся в горной речке, пьем чистейшую и незабываемо вкусную воду, переходим по мостику р. Кучерлу, идем по Тюнгуру около 2 км до моста через р. Катунь и ждем автобус. Далее – все в обратном порядке: 12 часов в пути до Барнаула. Пока едем, постоянно проскальзывает по автобусу шутка: «Не пейте воду из ручьев в городе, это опасно для здоровья». Действительно, за время пребывания в горах настолько привыкаешь пить воду из чистейших первоисточников, и это кажется настолько естественным, что сложно сразу перестроиться на «цивилизацию».

Послесловие

Уже находясь в поезде, по дороге домой, в стуке колес мне постоянно слышалось: «Кара-Тюрек», «Кара-Тюрек», «Кара-Тюрек»… А в мыслях я была вся там, у Ак-Кемского озера и Белухи, никак не желая поверить, что удивительное приключенческое путешествие окончено.

Позновательно для новичков

Я и мои друзья любим путешествовать дикарями. Мы доехали до Тюнгура. К сожалению было мало времени, не успели сходить на Белуху (((, а так хотелось. Собираемся в этом году)))

Прекрасно!

Очень понравлся дневник! Хочу также через 2 года отправиться на Алтай...

Молодец.

Хорошо написано, одобрям-с. Алтай весьма интересен. Не останавливайся.

Маленько уксуса

Дневник не плохой,но ничего нового из ощущений новичка...

Потрясающие картины!

"Белуха на рассвете" достойна занять свое место среди лучших фотокартин о горах. Несомненно, автору нелегко дались и само путешествие со всеми "бытовыми ужасами" ,к которым она не совсем была готова и те глубокие, "сакральные" переживания, которые поднялись из самых глубин ее души. Эти записки вызывают желание все увидеть и прочувствовать, а с другой стороны - немного страшно - а готов ли? В любом случае понимаешь, что Елена на этом не остановится, ее зовут уже другие, еще более... Но на Белуху она еще вернется! Желаю Удачи!!! Жду новых репортажей.

Фотографии замечательные!

Интересно было читать о событиях в походе и фотографии просто великолепное дополнение!

Интересно

Отличный дневник ! Очень хорошо передали атмосферу путешествия и порадовали замечательными фотографиями.

sai baba

spasibo! horosho napisano. to je brodil tam.menya zovut igor maltsev sai baba.uvidimsya?ya voronejskii no poka v singapore.my mail maltsev777@yahoo.com

Ян Карлович Розенштольц

Замечательный дневник! Прекрасно описаны красоты Алтая и детали путешествия глазами самого автора. Прямо-таки проникаешься во всю атмосферу происходящего! Особенно был интересен и полезен мне, как новичку в этом деле...

это коммерческий поход ?

хорошо написано

Классс!!!

Очень понравилось!!!!!Фотографии просто потрясающие!!!Мне кажется - это то место, которое нужно обязательно посетить хотя бы раз любому человеку......

Теперь покорять Кайлас !!!

Елена, - великолепный очерк о путешествии, неговоря уже о замечательных фотоснимках! Сожалею, что не составил тебе компанию в этот раз... Ты просто молодчина! Теперь впереди Кайлас! Удачи во всём! С нетерпением жду новых заметок о твоих путешествиях :)