Автор: Максим Фойгель, Германия

Доломит Центральный (Западный Кавказ, Узункол)
кант Западной стены маршрут «Мечта»
5А 1100м F6a

Другие публикации автора:
Гора Индюк, фестиваль скалолазания «Скалы Юга- 2007»
Фанский "BigWall" - Парандас за 17 ходовых часов
Пик Ленина
Географо-альпинистский обзор массива горы Фишт и нагорья Лагонаки
Описание маршрута на г. Кирпич по “ромбу” Западной стены, 6а к.с.
Новый маршрут в старом районе Домбай Западный, 5б, п/п
Кубок Краснодарского края по скалолазанию
Северная стена Уллу-тау. Зима 2005

Группа вершин Доломиты пользуется неизменной популярностью среди альпинистов в районе Узункол. На вершины массива проложено 11 маршрутов (включая траверсы), 10 из которых классифицированы. Маршруты отличаются весьма сложным лазанием (для своих категорий сложностей), но не продолжительны, а восхождения как правило занимают не более 6-10 часов.

Не смотря на то что массив посещается альпинистами с 60-х гг. потенциал его далеко не исчерпан. Удивительно, что кант западной стены вершины Доломит (Ц) оставался до сих пор не замеченным. Красивая и логичная линия, выбранная нашей командой проходит по монолитному рельефу с достаточным количеством мест для организации страховки и предлагает восходителям интересное и разнообразное свободное лазание (max F 6a). От сюда и весьма дерзкое название маршрута – «Мечта».

Нижняя часть маршрута совпадает со, ставшим уже классическим, маршрутом Ю. Мельника «Книга» 4б к.с., основная же часть проходит практически по канту западной стены, левее маршрута «Книга», с самостоятельным выходом на вершину. Пройденный маршрут это более 200 м монолитного рельефа от 4 до 6a плюс 300 метров предвершинного гребня, не сложнее 3. Наша команда оценила этот маршрут как маршрут 5а к.с., затратив на его прохождение около 6 часов. Для страховки применялись «стопера» и «френды», шлямбурные и скальные крючья не использовались. Весь маршрут удалось пройти свободным лазанием. Наиболее сложным для прохождения являются несколько участков на веревке R5-R6 и большая часть R9-R10 (см. описание и схему UIAA).

Можно предположить, что в первую очередь маршрут будет интересен альпинистам 2-го и 1-го разрядов в качестве спортивных восхождении, однако может стать популярным и среди восходителей более высокого уровня в качестве тренировочного.

Восхождение не планировалось нами заранее, но от логики и красоты канта западной стены отказаться было невозможно. После нескольких дней наблюдений и разминочных восхождений был выбран окончательный вариант прохождения. Восхождение было совершено в хорошем темпе и заняло, как говорилось выше, 6 часов. Возможно, что для последующих восхождений потребуется меньше времени, однако не стоит недооценивать сложность основной части маршрута, где для уверенного прохождения необходим опыт лазания 5b-5c со своим «железом» и умение взаимодействовать на сложном стеном маршруте.

В заключение можно сравнить пройденный нами маршрут с маршрутами массива Доломиты так: однозначно сложнее маршрута «Книга», не уступает по сложности маршруту М. Рыбакова на Доломит (С) 5а к.с., вероятно проще маршрута Миленина «Рыжий угол» 5а к.с. на Доломит (С).

Паспорт восхождения:

•  Район: Кавказ, Узункол, ущелье Кичкенекол

•  Вершина, маршрут: Доломит Центральный (3760), по канту западной стены м-т «Мечта»

•  Категория сложности: предлагается – 5а кат.сл., первопрохождение

•  Характер маршрута: скальный

•  Протяженность маршрута: 1105 м.
Протяженность участков: V кат сл. - 90 м.,
VI кат сл. - 45 м.
Средняя крутизна:
основной части маршрута – 65°,
всего маршрута – 48°.

•  Оставлено "крючьев" на маршруте:
Подсчет использованных крючьев не велся. Маршрут был пройден полностью свободным лазанием (без применения ИТО). Шлямбурные крючья не пременялись. На маршруте не было оставлено ни одной «своей» точки.

•  Ходовых часов команды: 6 часов, 0,4 дней

•  Команда: Фойгель Максим Рафаилович (КМС) Афанасьев Олег Генадьевич (КМС) Панов Юрий Генадьевич (КМС)

•  Выход на маршрут из а/л «Узункол»: 12.00, 15.08.2008
Выход на вершину: 14.30, 16.08.2008
Возвращение в а/л «Узункол»: 20.00, 16.08.2008

Описание маршрута:

R 0- R 1 Н/К 300м По широкому осыпному кулуару до места где можно подняться по простым скалам вправо вверх под основание широкого внутреннего угла «Книга» (ориентир нижней части маршрута). В июне-июле в кулуаре может лежать снег.

R 1- R 2 3 30м 45° По не сложным скалам подняться на широкую осыпную террасу под «Книгой».

R 2- R 3 5 a 40м 70° По левой «странице Книги» вверх. Примерно через 20м перейти вправо и выйти на полку под большой пробкой, заклиненной в верхней части внутреннего угла «Книга».

R 3- R 4 1-2   120м От пробки подняться влево вверх на широкую осыпную полку и по ней около 80м до логичного подъема вправо к основанию большого наклонного внутреннего угла, под отвесами западной стены.

R 4- R 5 5 a 35м 70° От основания большого внутреннего угла вверх по щели под пояс нависающих скал.

R 5- R 6 6 a 40м 70°-90° Первая ключевая веревка маршрута. От станции вверх по внутреннему углу через карнизы (8м 6а 90°). Далее по системе щелей к отколу (15м 5 b 80°). Через откол выход на выполаживание (5м 6а 80°) и по более простому рельефу подняться на кант западной стены.

R 6- R 7 4-5а 40м 70° От станции вверх по щели и внутреннему углу вдоль канта западной стены за перегиб на полочку.

R 7- R 8 3 70м 50° С полочки вверх по канту западной стены под крутую стенку и затем траверс по полке влево. До очередной широкой полки с большими блоками.

R 8- R 9 1-2 50м По широкой полке с большими блоками вправо к канту западной стены.

R 9- R 10 5 c 30м 80° Вторая ключевая веревка маршрута. По левой стороне канта западной стены через небольшой внутренний угол выйти на монолитную плиту.

R 10- R 11 4 40м 50° По плите вверх и далее вдоль скал гребня около 20м. Затем подняться на гребень.

R 11- R 12 2-3   300м Далее движение сначала слева, а затем справа вдоль скал гребня к вершине