Горы мира > Алтай >

Алтай

Материал прислан на конкурс КАК Я ПЕРЕЗИМОВАЛ ЛЕТО

Интересные материалы по теме:

“Вот и белая Белуха именинница!”
Белая Гора или Двери в небо

Вот я и снова в Москве.

Сижу перед компом и не верю, что еще на прошлой неделе я мерзла на перевале Делоне…

Скажу сразу - на Белуху мы даже не пошли... снега ОЧЕНЬ МНОГО!!! до нас пытались группы и после нас 2 мужичка на снегоступах, но тоже не прошли…

Сходили на пик Томских студентов.
Пошли на Ак-Ойук, но вернулись из-за непогоды… я отказалась раньше, когда не смогла залезть на скалу...

Пережили две грозы, вторая особенно страшная, потому что все ушли вниз, а мы решили переждать дождик, дождик перешел в грозу и почти ураган и это было ужасно, палатка еле-еле держалась... она как-то подлетала вверх!!! самая ужасная ночь в моей жизни…
Алтай – очень красивый край, прекрасные леса, красивейшие водопады, но не понравилось, что очень долгие подходы!!! я лес просто возненавидела!! вышли на морену и на ледник - идти стало значительно легче…

С Ак-Ойука спускались по какой-то на редкость противной старой морене - все камни были во мху и под снегом и дождем стали мокрые и ОЧЕНЬ СКОЛЬЗКИЕ. поднимались два часа - спускалась я четыре. абсурд

Вода в речках вкуснейшая… Брусника – необыкновенная… особенно после 20 километров с рюкзаком… С трудом опускаешься на коленки и срываешь яркие сочные ягоды – оторваться невозможно! Единственное, что смущало – это то, что идти еще долго, а темнеет рано.
Перевал Делоне вызвал смешанные чувства. Поднимались с помощью жюмара, по перилам, был сильный ветер, веревка леденела, он иногда проскальзывал. Пока шли к перевалу, я что-то не верила, что мы прямо в лоб на него пойдем!! 300 метров льда, крутизна градусов 45, первые несколько шагов страшновато, а потом ничего так пошло, только ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР и руки мерзнут....в толстых перчатках неудобно, а тонкие промокли и леденели... Страшна даже мысль о том, что если бы пошли дальше, то пришлось бы подниматься на перевал с рюкзаком! На перевали встречали горячим чаем – просто счастье!
Спуск прошел замечательно))))) спускаться я люблю)))
Пик студентов-алкоголиков, или точнее пик Томских студентов (2А к.т.) не поразил… но на вершинке постоять приятно.
Ночевали на Томских ночевках – уютная, теплая хижина. Чем сильнее ветер на улице, тем уютней сидеть внутри и пить чай…чай-чай-чай-чай-чай-чай…. От чая подташнивало в концу недели, так же как и от марсов со сникерсами. Кто-то явно поиздевался, когда закупал продукты.
На Томских ночевках стоит камень с именами невернувшихся альпинистов… Перед камнем лежат каски и обрывки веревок… Много таких камней лежит в горах… «Лучше так, чем от водки и от простуд…»… Не знаю, наверное…

Аккемская стена поражает своей мощью. Понимаешь все тщетность своего существования, каких-то земных делишек. Со стены ухают лавины, обнажая тысячелетний лед…
Ночами гуляют сильные ветра… Был снегопад, ветер кидал в палатку комья снега, но в палатке уютно и тепло. Только тесно вчетвером – из-за непогоды не стали ставить еще палатку.
Путь на Томские ночевки проходит мимо грандиозного ледопада. Гигантские трещины раскрывают свои пасти справа и слева, дышат холодом, манят голубизной льда…
В горах встречаются интересные, колоритные люди. На Томских ночевках жил некий Борис – тихий молчаливый человек…
Путь под гору Ак-Ойук занял весь день.
Ледник покрыт снегом, блестящим на солнце, тысячи ручейков, журчащие где-то глубоко, дают начало Аккему. Тишина, нарушаемая падающими камнями… Прозрачный воздух, хруст льда под ногами…Необыкновенно высокое небо и на нем круглое облако, зацепившееся за гору… Закончился снег, лед, начались камни, теплые от солнца. Идти никуда не хочется… Так бы вечно лежала и слушала тишину… Но вот и камни позади, и уже между камнями попадаются кустики. Листья уже желтые - осень наступила за те несколько дней, которые мы провели на снегу.
И снова лес, отражающийся в голубой воде Аккемского озера. И снова крутой взлет вверх. И снова я отстаю от группы и не вижу тропы. Надоело – иду напрямик, прорываясь сквозь заросли карликовой березы.
Лагерь ставим прямо под мореной, что-то едим, вяло отбиваясь от странных существ, похожих на крыс и немного на слонов, но без хвоста, пищащих и тоже голодных…
Утро – снова вверх, снова морена, по гребню вверх – держим путь на вершину горы Ак-Ойук. Выходим на снег, снега очень много. Впереди идущие тропят, проваливаясь по колено. Перед скальным выступом я отказалась лезть дальше – взялась за скалу и руки онемели от холода и ветра.
Ребята тоже скоро повернули – накрыл туман…
Разумные люди свернули лагерь и спустились вниз на базе Аккем, к теплой еде и бане. Неразумные люди остались и ночевали под дождем, грозой и ужасным ветром…
Проснувшись с утра, я забыла все ужасы ночи – небо было чистейшее, рассвет окрасил белоснежные горы розовыми лучами. Снизу, с озера, поднимался туман… Снег лежал на горах, там, где вчера его не было… Уходить не хотелось…
Спустились. База. Затрак. Тепло. Сушусь. Сплю. Греюсь на солнышке. Баня. Вкуснейший хлеб, испеченный метеостанцорами. Завтра снова в путь – на «Высотник». 30 км по лесу. Без рюкзака идти одно удовольствие – заказали лошадей. Лес стал желтым и красным. Пьем чай с бутербродами. Брусника кончается – сбросили высоту. Грустно. На Трех Березах ждет Газ 66. На правах единственной девушки еду в кабине. Снаружи хлестает дождь.
День на базе. Наконец сплю в кровати под одеялом. Душ. Горячая вода. Пиво. Первый раз покаталась на лошади. Она будто умирала подо мной. Коленки онемели так, что не могу идти. Ужин. В последний раз собираю рюкзак.
Подъем в 5. 750 км на автобусе. Барнаул. Новосибирск. Аэропорт. Москва.
Просыпаюсь утром. Непривычная тишина. Будто ничего и не было. В коридоре вижу кучу грязной одежды и снаряжения. Отношу в химчистку куртку – приемщица достает из кармана кусочек сникерса.
Мне не приснилось. Это было со мной.

скромный вклад в поднятие рейтинга

Критиковать легко. На мой взгляд, тройки - это не та оценка, которую заслуживает данный очерк. Олечка, спасибо за очень интересный рассказ.

действительно, там началась реальная зима в сентябре

И я там был, мёд-пиво пил... То есть полкружки, в бане на Ак-Кемском приюте))) В количествах - по усам текло, а в рот - не попало((( А мёд кто-то принёс в аил, и его с чаем) пили)) А чай - из бадана с листом смородны))) С дымом аила впридачу - вкусно) Первый снегопад выбелил лес не приюте 6 сентября. Таяло это сутки. Наверху - на Томских вьюжило по-заполярному))) Морена вся под снегом, только верхушки камней торчат... Стенки из снега ставили. На перевале Делоне - минус с ветром даже днём... Пьяные студенты тоже были))) На Делоне и их пик за час с небольшим от хижины сбегал. Хорошо, тропу уже протоптали... За перевалом на плато - почти по пояс пухляка((( На Ак-Коюк действительно из-за вьюги повернули, видимость упала и снегу - выше пояса - реально, ребята не дадут соврать, сам тропил, то есть рыл траншею))) Кошмарный курум при отступлении, метров 500 час сползали - камни как мылом натёрты - хоть кошки надевай! Многое повидал - пятёрки на Кавказе, Тянь-Шане, Памире, но ТАКОЕ впервые ощутил))) Разок приложился здорово виском об камень - спасла каска GRIVEL одна из немногих, которые висок защищают... Купил аккурат перед мероприятием - обновил гардероб))) Отметина на каске - узелок на память. Носите каски, люди... Обратно в Тюнгур, к Высотнику пошёл по хребту через верхнюю ГМС "Кара-Тюрек". 4 часа в бодании с ветром - 25 м/с (это сообщили на ГМС - там у них приборы и тепло))). Плюс - ещё одна отметина на каске - порыв ветра был неожиданен... И уют избушки в долина Куйлю. Избушка-Куйлюшка))) С мышками, шуршащими на соседнем лежаке в сене) И дождик по крыше... Незабываемо. А в день нашего отъезда из Высотника в Барнаул, 19 сентября, Ак-Кем радировал - выпало 37 см снега. И это в зоне леса... Вовремя ушли, совсем зима настала. Полный Ак-Коюк! Несмотря на то, что не поднялись на Белуху - спасибо Тебе, Алтай! Страна таёжных гор: мишек и бурундуков, кедров и лиственниц, курумов и тундры, ледников и озёр. Я ещё вернусь!

непритязательно и аккуратно))

Не без труда заставил себя открыть эту заметку, потому что фраза, вынесенная в анонс редакцией (не автором, понимаю), удручает своей трафаретностью ("Аккемская стена поражает своей мощью. Понимаешь всю тщетность..." того-сего). Но заметка мне очень понравилась, мне нравится, когда так пишут - настолько непритязательно и аккуратно. Сам так ни за что не напишу: не смогу. Я был на Белухе в день солнечного затмения (1 авг.), и тогда многое воспринималось иначе. Последняя декада июля была изумительно теплой и солнечной. Перевал Делоне - "битая" двойка-Б - проходили как проходили. Ровно четыре веревки (а значит, 200, а не 300 метров) по ледяной лопате крутизной 40-45 градусов, и в наших комфортных условиях, когда ничего не намерзало и не выдувало (хотя и было реально прохладно), впечатляли не столько перевальные технические трудности, сколько колоссальное пространство, занятое этой лопатой и вверх и вширь. ... Подходы - да, под рюкзаком они угнетают в любую погоду. Но, скажу, меня в "курортный" сезон конца июля больше угнетало просто-таки сверхизбыточное количество визитеров в Аккемском ущелье. ... Но это к слову. Спасибо!

Белуха бывает разная

мне понравилось,но было бы не плохо ставить даты...а то вроде бы были там этой осенью но что бы "Впереди идущие тропят, проваливаясь по колено" даже траверсируя стену не встречалось... А зеленью в горах надо наслаждаться,поверте это редкость...

Про Марсы и Сникерсы...

Вопросик один: Марсы и Сникеры были уже на Томских? )))))

Красиво кнаписано

Здорово написано, слезу прошибает, ждём новых заметок. И фоток побольше.

Слоны?

Очень патетично и эмоционально. Да, Алтай к этому располагает. "Существа, похожие на крыс и на слонов" - это пищухи ("горные зайчики"). Людей ПОКА не боятся. Надо было не отбиваться, а изюму дать, у них жизнь и так тяжелая.