Скалолазание > Соревнования >

Автор: Лидия Правдина, Ростов на Дону

Мотивы ветеранского Судака

Ссылки по теме:

О соревнованиях ветеранов скалолазания в Батилимане
Крылья сложили палатки, но их длится полет...

Читайте другие публикации автора:

Скалолазы Юга России провели традиционную встречу в Кисловодске

Открытие Чемпионата
Утро 21 сентября 2008года. Крым. Судак. Склон скалы Болван, глядящий на Генуэзскую крепость. Открытие Чемпионата ветеранов СССР по скалолазанию и альпинизму. Солнечно и ветрено. Высохшие желтые стебли травы и солнечные лучи пронизывают картинку действа, придавая ей золотистую ауру значимости.

Разноликая толпа, постепенно облачаясь в выданные ярко-алые футболки, начинает приобретать признаки команды. «Команды молодости нашей!» Участники – в алом, судьи – в белом, но эмблема одна - на фоне контура СССР надпись «Чемпионат ветеранов скалолазания и альпинизма СССР». Звучит спортивный марш Исаака Дунаевского:

«Ну-ка, солнце, ярче брызни, золотыми лучами обжигай,
Эй, товарищ, больше жизни, поспевай, не задерживай, шагай!»

Привычный скалолазный пейзаж нарушен артефактами – атрибутами величия мероприятия: видеокамеры, микрофоны, музыкальные центры, громкоговорители. На склоне разложено огромное алое полотнище флага с эмблемой Чемпионата.

Главный судья соревнований Юрий Машков открывает церемонию. Флаг поднимают спортсмены - ветераны с наименьшим значением года рождения: Пахомова Алевтина (Санкт-Петербург), Нестеров Витольд (Севастополь) и Павлотос Валерий (Ялта). Алое полотнище взмывает на 20-метровую высоту.

Вместе с флагом взлетает ощущение значимости события – от простого междусобойчика - ходят, обнимаются, ностальгируют, вскрикивают: «А ты помнишь!», - до события Всемирного масштаба, красивого значимого праздника спортивного долголетия!

Ветераны альпинизма и скалолазания – самому взрослому из участников 70 лет. В короткой заметке нет возможности упомянуть всех участников, но можно попытаться создать «обобщенный портрет» ветерана. Он – кандидат в мастера, либо мастер по альпинизму и скалолазанию, призер и победитель Чемпионатов Украины 80-х годов 20 века, Чемпионатов ВС ДСО профсоюзов, Чемпионатов СССР 80-х, Чемпионатов Центральных советов обществ «Буревестник», «Локомотив», «Труд», ФиС», «Авангард», «Спартак». А еще – он – лидер призов Абалакова, начиная с 1978г, мемориалов Кустовского и Хергиани, Международных соревнований в Ялте 1984г. А еще - победитель Чемпионатов СССР по альпинизму в ледовом, скальном, высотном классах 70-х - 80-х годов.

Перечни лучших результатов некоторых ветеранов занимают больше десятка строк, а у некоторых – это одна строка, но какая! Валерий Балезин: Международные соревнования по скалолазанию в Крыму 78 – 80 гг, 84-86 гг, 5-кратный абсолютный чемпион СССР.

Ветерана тренировала целая когорта тренеров: Дубинин Валерий, Зимова Любовь Васильевна Поберезовский В.И., Балинский Анатолий Павлович, Свириденко Вадим Сергеевич, Пиратинский Александр Ефимович, Путинцев Валерий Георгиевич Машков Юрий Викторович, Зайдлер А.М., Шилов Борис Михайлович, Ставницер Алексей Михайлович, Клюкова Агнесса Ивановна, Федоров Алексей Иванович, Петренко Л.Т., Молтянский Н.Ф., Петриченко Н.Н.

Некоторые из участников соревнований сами были названы в качестве тренеров тех, кто сегодня выступает как ветеран. Главным ветеранским тренером из участников Чемпионата оказалась Самсонова Лилия Николаевна, Черняев Юрий Алексеевич, Павлотос Валерий Павлович, Сердюк Валентина, Недосекова Светлана.

У нашего ветерана, как правило, двое и больше детей (Виталий Михайлович Старцев родил шестерых). Почти у всех – внуки. Ветераны – пенсионеры составили около 20% участников, остальные – трудятся… Директора, научно-преподавательские и инженерные кадры, промальп, службы спасения, тренеры, геологи, рабочие специальности – этот список профессий выстроен по частоте их встречаемости среди участников Чемпионата Ветеранов.

Хобби ветерана, - спорт, природа, молодежь. В опросах лидируют альпинизм, скалолазание, столбизм, лыжи (как горные, так и беговые).

Ветерана хлебом не корми – дай попутешествовать, поплавать, поездить на велосипеде, сходить на рыбалку, побегать, погулять по лесу и посозерцать природу. А еще ветеран увлечен геральдикой (взгляд в прошлое) и сексом (причастность к будущему), склонен кого-нибудь тренировать и организовывать «тусовки клаймеров».

Чемпионат ветеранов эмблема
Ветерана отличают стройная фигура, шикарная седина у мужчин и трогательная миловидность женщин, глаза, которые лучатся не только морщинками, но и внутренним неподдельным интересом, азартом, вовлеченностью во все, что происходит вокруг.

О чем говорят на открытии? Кроме поздравлений и того, о чем сказано в Положении, звучат радушные приветствия принимающей стороны. Председатель федерации альпинизма и скалолазания Крыма Юрий Черняев: «Это отличные соревнования, мы рады, что они проводятся на нашей земле. Приезжайте и выигрывайте!» Представитель Судакского КСО: «Приветствуем, чаще к нам приезжайте!» Гости Крыма радостно подтверждают: «Крымская земля всегда была приветлива к скалолазам!» (В. Дюков). Личностную значимость события отмечает Л. Самсонова (Харьков): «Спасибо, что вернули нам юность!» Светлана Недосекова (Киев) расширяет его временные рамки, вспоминая причастных к нему людей – тех, кого уже нет, но без которых бы и не было этого действа. Она вспоминает своего тренера, Валерия Дубинина, и в его честь раздает книгу – воспоминания друзей о человеке и спортсмене.

Цвет Чемпионата – алый, будоражащий, радостный, настоящий, не вызывающий сомнений и подозрений в лиловости или оранжевости. Не создает, а подтверждает царящее тут настроение. Азарт, энтузиазм, вовлеченность, единение, энергетика, радость, смех - этот ряд позитивных понятий лишь в малой степени передает удивительную ауру события.

Трасса индивидуального лазания проложена по южной стороне Болвана (правая часть), по простому, во многих местах пологому рельефу. Протяженность – почти 45 м ., верхняя страховка.

Стартовавшая первой Новикова Нина, успешно добралась до финиша. Ветеранши (какое там ветеранши – женщины, девченки) лезут легко, быстро, красиво. Проблемы – только в перекидывании страховочной веревки и иногда - сориентироваться, куда двигаться. Зрители и судьи хором помогают: «Света, веревка! Эля, левее, левее! Пошла!» Времена – не больше 7 мин.

Девчонки приезжают сверху возбужденные, счастливые – совершенно молодые. И долго не хотят уходить со стартовой площадки.

У мужчин все не так просто. На трассе – сложный участок, нависание метров 5 с неявно выраженным рельефом, ставший камнем преткновения для пятерых стартовавших. Реально - очень сложно подобрать трассу под разновосзрастной и разноуровневый состав участников.

Где-то точно есть грань, отличающая то, что ветераны считают скалолазанием от комфортного передвижения по плоскостям разной степени наклона. Эту грань должны увидеть подготовщики трассы и именно по ней проложить маршрут. И эта грань - между усилием и халявой, адекватной сложностью и лестницей, между потребностью в комфорте, успешности и признании – и потребностью в достижении.

Что первичнее, важнее? Какой мерой измерить? Кому доставить удовольствие: тем, кто продолжает активно лазать, или – не менее уважаемым и великим тем, кто имеет меньше возможностей тренироваться? Вопросы сложные. Но если Чемпионаты станут традицией, нам придется на них ответить.

Времена – от 2 мин до 7 у женщин, то же самое – у мужчин, только трасса их на порядок сложнее. Связки проходят через день на той же стене. Подъем со сменой ведущего, маятник, спуск. Времена – от 14 до 30 минут .

Поражает серьезное и профессиональное отношение участников к старту. Они не играют, не имитируют. Они соревнуются по-настоящему: предельная концентрация, изучение трассы, консультации с демонстратором и пролезшими, тщательная разминка. По кирпичикам складывают ингридиенты победы. Понятно, что они выше и мудрее спортивных разборок – но это будет видно потом, за вечерними посиделками в теплых компаниях, а сейчас они – мастера и профессионалы спорта.

Посвященная дню рождения Юрия Викторовича Машкова вечеринка происходит в той самой общественной столовой Судакского КСО, где на стене висит гигантская карта Крымского берега, а поверх нее – репродукция «Охотники на привале», задающая тон происходящему. На столе - бадья портвейна и шурпа. Поем Высоцкого и Вертинского, Визбора и студенческий скалолазный фольклор 70-х. Успеваем обсудить: какие и почему мы все тут великие, успеваем вспомнить всех, кто не с нами, определить понятия альпинизма и скалолазания.

Алевтина Пахомова
Постепенно возникает тема межнациональных отношений, как всегда, нелегкая и противоречивая. С одной стороны: «Союз остался у нас, все мы тут – Россия, Украина, Грузия… мы остались.. Мы – это мы, мы все одной крови, и всегда будем встречаться и общаться на равных. Нам воевать нечего. Что, Ладо Гурчиани с автоматом на меня пойдет, что ли?». Но с другой стороны: «Залезаю я на гору, а на горе стоит сван с автоматом и говорит мне «Снимай штаны» Как я должен относиться к этому свану?»

Красной нитью через многочасовое застолье протягиваются поздравления от Машковских учеников: «Из-под Машкова столько Чемпионов Союза выползло! Я говорю о творческом таланте тренера, который сделал Чемпиона Союза на шведской стенке…» , - не унимается Аркадий Галлеев.

И обязательная тема – тема Крыма, крымского альпинизма. Симферополь как столица нынешнего Союза, гостеприимство крымчан, неразрешимые противоречия между альпинистами и скалолазами, опытными и чечако, авторами и пользователями маршрутов. Квинтэссенция темы: «Жизнь дается нам один раз, и прожить ее нужно … в Крыму!» Заключительный мотив вечеринки – «А я еду, а я еду за туманом, за деньгами едут только дураки!»

В Павлостос
Проведение Чемпионата ветеранов СССР – прекрасный проект, возникший не случайно. Он нужен сегодня, когда у молодых разброд и шатание в Федерациях, когда личные амбиции и становятся двигателем псевдопрогресса и заводят в тупик, когда все делятся и чего-то делят до того, что наш спорт теряет критическую массу дееспособности. Именно феномен ветеранства проявляет основные смыслы и ценности деятельности, выявляет образцы, примеры, идеалы личностей, сформировавшихся в этом деле и продвинувших его. Чемпионат ветеранов нужен не только ветеранам. Это не только повод для встреч, объятий и ностальгирования в вечерних компаниях. Именно эти люди – носители недевальвируемых ценностей, примеры жизнестойкости, здоровья, спортивного долголетия. Именно тут я увидела себя не в экзистенциальном тупике (зачем женщине за 40 лазать так фанатично?), а в глубоко значимом и осмысленном процессе работы по совершенствованию мира. Себя как части этого мира. Других, которых подвигнуть на что-то можно, только подвигнувшись самой. Ветераны со смехом называли себя «ветеринарами». Ветеринар – лекарь, целитель живого, совсем не случайное слово.

P. S.

У С. Ожегова: Ветеран – старый, опытный воин, участник войны. Старый, заслуженный деятель, работник. А что же означает старый? То, что я увидела на Чемпионате, категорически не совпадало с такими определениями словаря, как: Старый - достигший периода после зрелости, когда ослабляется деятельность организма уже недействительный, негодный устаревший, прежний, несовременный.

Зато я согласилась со следующими значениями: давний, существующий с древнего времени, долго долго бывший в действии, старинный, древний не являющийся новичком – давно где-либо живущий, находящийся, работающий.

Валерий Багов

Юрий Машков и Богдан Садовский

Юрий Машков и Юрий Черняев

Вячеслав Засыпкин

Первопроходец центра Марчеки, Айи, Чемпион СССР по альпинизму.

Машков в Бахчисарае

Юрий Машков
КМС по альпинизму и скалолазанию, мастер спорта СССР по горнолыжному спорту, судья Всесоюзной категории по скалолазанию, Заслуженный тренер РСФСР, тренер-преподаватель высшей категории по скалолазанию. Выдержки из автобиографического очерка.

Материал прислал: Леонид Мач

отзыв

С большим интересом прочитала статью, из которой узнала, что многие, с кем я начинала ходить в горы в альплагере Эльбрус живы и пребывают в добром здравии. Приятно думать, что не одна я такая "больная на всю голову бабушка", которая на седьмом десятке "скачет по горам".