Полезное > Справочная информация >

По материалам из разных источников
Автор: Анна Пиунова, Mountain.RU

ТРАД. Категория Е
Английская традовая система оценок
Скальные категории

ЧАСТЬ I. Системы оценок.
ЧАСТЬ 2. Бернская система оценок. Категория G. Аляскинская система оценок. Северо-американская альпийская система оценок.
ЧАСТЬ 3. Новозеландская система оценок, Австралийская система оценок, Шотландская система оценок, Российская категория сложности.
Сравнительная таблица категорий скальной сложности
ЧАСТЬ 4. Йосамитская десятичная система оценок. Пять классов скальной сложности
ЧАСТЬ 5. Скальные категории

Часть 6

На Британских островах для оценки трудности традиционных (традовых) маршрутов используется система, по многим параметрам отличающаяся от принятых в других странах. Прежде всего, Е-категория ориентирует, насколько трудным окажется маршрут для онсайта (в отсутствии идеи, куда лезть и что из снаряжения брать).

Клаймер должен иметь запас физического и психического здоровья, чтобы осмотреться, понять, куда и каким способом двигать дальше, что и куда заложить, суметь вернуться из «мёртвой» позиции, тащить на себе кучу железа и, само собой, долезть до конца.

Прямо скажем, мало общего с практикой редпоинта.

Суть Е-категории - задействовать как физические, так и психические возможности организма. Причём, вторые в данном случае оказываются куда как важнее первых.

Английская традовая система делится на две части:

Зависимая категория ( Diff , VDiff , ... д o E 11 ) обозначает сложность маршрута в целом , при этом учитываются такие факторы как страховка (качество и количество точек), протяжённость и общая техническая трудность.

На бумаге запись выглядит следующим образом : Moderate (M), Very Difficult (VD), Hard Very Difficult HVD), Mild Severe (MS), Severe (S), Hard Severe (HS), Mild Very Severe (MVS), Very Severe (VS), Hard Very Severe (HVS), Extremely Severe.

Последняя ( The Extremely Severe ) категория делится на 11 подкатегорий от E 1 до E 11.

Техническая категория (4 a , 4 b , 4 c ,....д o 7 c ) делает оценку самого тяжёлого перехвата либо ключевого участка.

Взаимодействие обеих частей даёт информацию о характере маршрута.

Маршруты с высокой зависимой категорией и низкой технической в массе будут обладать низкими возможностями для страховки ( HVS 4 b , E 1 4 c , E 2 5 a … E 6 6 a , E 7 6 b ) , в то время как маршруты с низкой зависимой категорией и высокой технической , как правило, безопасны ( i . e . HVS 5 c , E 1 6 a , E 2 6 b ).

Маршруты, попадающие между этих двух сценариев, наследуют понемногу черты каждого.

В таблице приведены стандартные сочетания зависимой и технической категорий:

Зависимая категория

4c - 5b

E10

7a - 7b

Некоторые маршруты не укладываются в вышеозначенную общую схему. Так, маршрут с ключевым перехватом, оценённым 5а, с простым лазанием и хорошими возможностями для страховки, скорее будет записан как VS 5 a , в то же время 5а с более напряжёнными участками лазания в целом, длинными пролётами и сложностями с организацией страховки вполне окажется E 2 5 a .

Таким образом, если вашей задачей стоит продвинуться в зависимой категории, общая рекомендация – искать маршруты с высокой технической оценкой, поскольку со страховкой на них попроще (как правило, но не всегда!)

Помимо прочего, следует помнить, что категории в Соединённом Королевстве от района к району разные, VS в Lakes совсем не одно и то же, что VS в Peak District .

Нелирическое отступление

Онсайт или хедпоинт*?

В 2001 году Джон Арран ( John Arran ) присвоил своему новому маршруту в Curbar Edge в Peak District « Doctor Dolittle » категорию H9 (H используется для хедпоинта /Headpoint * ):

“У меня нет желания строить догадки по поводу онсайт категории, я полагаю это Н9”. Однако в гайдбуках маршрут записан как Е10, а не Н9.

Стив МакКлюр ( Steve McClure ) оценил свой маршрут The Elder Statesman ( там же в Peak District ) как HXS 7 a , потому что он затрудняется предположить, насколько сложным окажется лазание на онсайт.

Один из ведущих английских трад-клаймеров Пет Робинс ( Pete Robins ) высказал мнение, что хорошо бы вовсе категорию Е не присваивать маршрутам «хедпоинт», поскольку последние не предназначены для онсайта. Заметим, что Пет ни словом не обмолвился о том, что маршруты не должны разучиваться с верхней страховкой.

Пройдя хедпоинтом Trauma в Llanberis Pass , Пет посчитал свои усилия где-то на F 8 a , а не на E 8, как он полагал, когда его насасывал.

Интересно и то, что Лео Хоулдинг ( Leo Houlding ) первым предложил для Trauma H 9 (сразу после первопрохода), в гайде мы видим E 9.

Из всего вышесказанного пока можно сделать вывод, что маршруты категории Е8/Е9 в плане лазания приравнены где-то к французской 8а, но жаркие споры не унять.

Красота Е-категории – это красота онсайта . Делать даже несложные незнакомые перехваты, когда страховка плохая или вовсе никакая, гораздо труднее, чем те же перехваты, но на пробитой дорожке. Совершать подряд несколько перехватов 6а категории сложнее, чем один перехват 6а. Все эти факторы приняты в расчёт английской традовой системой. Вот почему The Long Run оценён как E 5, несмотря на то, что лазание значительно проще, чем на London Wall .

Маршрут

The Long Run

Плохое

Низкая

Big John пролез новую линию после всесторонней её обработки с верхней страховкой. Он заложил большое количество железа, долгая работа с верхней позволила найти подходящие для того позиции. Он обнаружил и использовал скрытые зацепки и места отдыха. Он протестировал точки: бросая рюкзак с каждой, он узнал, какие из них хорошие, а какие нет. Таким образом, он избавился от доброй половины страхов, он понимал, чего ожидать от железа и от маршрута.

Затем Биг Джон предложил (предположил) категорию, исходя из чувств человека, никогда не пробовавшего маршрут с верхней, не тестировавшего снаряжение, не имеющего ни малейшего понятия о перехватах и их сложности, ни о местах отдыха, ни о местах для страховки. Представляется очевидным, что провести такую параллель довольно непросто.

Стоить помнить, что предложение о присвоении той или иной категории не есть точная наука, каким угодно способом он бы ни был пройден, с верхней ли или же на онсайт.

Дэйв Маклауд полагает, что далеко не каждый оглядывается на стандарты «теоретического онсайта», чаще категорию присваивают исходя из предыдущего опыта, полученного на хедпоинт-маршрутах: «Я поставил для Рапсодии ( Rhapsody ) E 11, поскольку она на голову сложнее всех Е10, которые когда-либо я пролез, что касается Echo Wall , то здесь я нахожусь в некоторой растерянности, я не могу предположить категорию, потому что Echo Wall ни на что не похожа. Я знаю, что она сложнее всего, что я пробовал, но также у меня недостаточно «материала», чтобы проводить аналогии.

Как правило, Е-категория присваивается за онсайт, однако многие маршруты Е7/8 были пройдены после обработки с верхней страховкой, по этой причине предсказать, как абстрактный кто-то почувствует Е10 на онсайт, невозможно. Кто знает, на что это похоже? На сегодняшний день, никто.

Мы можем лишь строить предположения, опираясь на свой опыт, только тогда система будет работать чётко, да и то всегда найдётся место, как для похвалы, так и для хулы. Людям кажется, что система оценок – это какая-то мешанина, всё оттого, что они либо не понимают, как она работает, либо не берут во внимание фактор субъективности».

Сравнительные таблицы

8c+ to 9a+

5.14c - 5.15a

34- 36

Table © Rockfax Ltd. 2000, 2002, 2006.

*Хедпоинт – чистое прохождение маршрута со своими точками после предварительной обработки с верхней страховкой.