Горы мира > Каракорум >

Автор: Валерий Бабанов, Канада

Два новых маршрута в Каракоруме. Пакистан.
Лето 2008 года

Идея «переключиться» с 7-тысячников и начать прохождение технически-сложных, новых маршрутов на восьмитысячники пришла мне в голову после восхождения на Жанну в Гималаях осенью прошлого, 2007 года.

Именно там, при прохождении сложных участков на высоте 7500 метров я понял, что индивидуальные возможности намного больше, а следующий рубеж находится гораздо дальше: где-то за границей восьми километров.

Валера с Витей после восхождений
Сами по себе восхождения на восьмитысячники по классическим путям меня мало интересовали, а вот новые, технически сложные маршруты – это то, что было надо.

Уже весной этого года, в двойке с Николаем Тотмяниным мы сделали довольно смелую попытку проложить новый маршрут в легком стиле на Дхаулагири (8167м) с её западной стороны.

Гора легко выстояла.

И чтобы не уезжать домой «с пустыми руками», мы поднялись на её вершину по классическому маршруту. Конечно же, хотелось не этого.

Но я был достаточно спокоен, так как знал, что впереди у меня, через  месяц, запланирована ещё одна экспедиция, на этот раз в Пакистан, в Каракорум.

Было получено разрешение для восхождения на три 8-тысячника: Броуд пик (8047м), Хидден пик (8068м), и Гашербрум 2 (8035м).

Там я надеялся «отиграться» за неудачу на Дхаулагири.

В Пакистан нас поехало шесть человек – двое французов: Antoine Girard, Elisabeth Revol и четверо русских: Валерий Шамало, Павел Чочиа, Виктор Афанасьев и я, как руководитель.

Виктор должен был стать моим основным напарником по предстоящим восхождениям.

Я знал, что у Вити достаточно большой опыт технических восхождений в наших горах, плюс восхождения на семитысячники.

И что очень важно, в его активе уже был восьмитысячник, и это была вершина К2.

Виктор Афанасьев
И ещё – у него было огромное желание. Поэтому, я верил в то, что у нас все получится.

Ну а задуманно было ни мало – три 8-тысячника, все по новым маршрутам, и в легком, альпийском стиле.

Идею этих маршрутов я вынашивал больше года.

Ещё прошлой зимой, будучи в Москве, я предложил свою идею нескольких восьмитысячников по новым маршрутам Владимиру и Сергею Богдановым, руководителям компании «БАСК», моим основным спонсорам.

Идея им очень понравилась и я заручился их финансовой поддержкой.

Так же, в прошлом году я предложил этот проек Вите, и он легко дал своё согласие на участие.

Но и этого все еще было мало.

Экспедиция на двоих получалась очень дорогостоящей.

Поэтому и возникла идея расширить её и пригласить дополнительно людей, которые захотят подняться на те же вершины, но по классическим маршрутам.

Так нас набралось шесть человек.

15 июня все участники экспедиции собрались в Исламабаде, столице Пакистана.

Закончив все необходимые формальности и закупив большую часть продуктов, через пару дней мы покинули изнывающий от сорока-градусной жары город.

Ещё через два дня мы были в Скарду, и ещё через день – в Асколе. Дальше дорог нет – только тропы.

Весь груз дальше несут местные носильщики.

Караван из портеров получился приличный: ни много – ни мало, а 150 человек.

Ещё неделю трекинга, и наконец 26 июня мы установили Базовый лагерь на высоте 4900 метров у подножия Броуд пика.

Эта вершина была первой целью нашей экспедиции.

В этот день мы стали невольными свидетелями разыгравшейся трагедии на склонах Броуд пика. Во время восхождения на вершину и спуска, на высоте 6500 метров исчез словакский альпинист Владо Плулик.

Предположительно, он сорвался на крутом льду. Его тело так и небыло найденно.

В любом случае, жизнь не стоит на месте, и уже рез пару дней по прибытию в Базовый лагерь, все вышли на акклиматизацию по классическому маршруту на Броуд пик.

После солнечных дней во время трекинга, погода поменялась в худшую сторону: начались снегопады.

Но даже это не могло помешать нашему желанию подняться быстрее как можно выше.

В это же время на склонах Броуд пика работала команда из Белоруссии, а так же наши соседи по Базовому лагерю из Украины: Сергей Бершов и Игорь Свергун.

К сожалению, не для всех в нашей команде всё складывалось удачно, и уже через неделю, один из участников экспедиции: Антуан Жирар, был срочно эвакуирован в Скарду вертолетом с подозрением на аппендицит.

Так нас осталось пять человек.

На акклиматизацию до 7100 метров, у всех ушло полторы недели.

И только после этого, мы были готовы с Витей выйти на основное, запланированное по новому маршруту, восхождение.

Валера Шамало, Павел и Елизабет, так же были готовы к выходу на Броуд пик по классике.

В двух словах о новом маршруте.

Маршрут проходит по красивому, четко-выделяющемуся из общего рельефа западной стены Броуд пика, контрфорсу.

Для меня было большой загадкой: почему, по сей день, никто не прошел этот маршрут?

Хотя я догадывался: возможно, всех пугал огромный, нависающий в середине стены, ледовый серак.

Периодически от него отламывались огромные куски, и с грохотом падали вниз, напоминая о том, что висячий ледник все ещё «живет».

Но ещё с первых дней нашего пребывания в Базовом лагере, при внимательном изучении стены в бинокль, мы нашли безопасный путь через этот сто-метровый, висячий, ледовый барьер.

Внутренний голос мне говорил, что путь выбран правильно и всё будет в порядке.

Рано утором 9 июля, мы с Витей вышли из Базового лагеря на восхождение.

Погода не радовала. Из тяжелой, низкой облачности, уныло подсыпал мелкий снег

Стартовый вес рюкзаков составлял приблизительно по 20 килограмм на каждого.

Но всё это уже не имело значения.

В мыслях, каждый был в себе, и одновременно уже на Горе.

Несмотря на то, что погода не баловала нас на протяжении большей части восхождения, уже на четвертый день мы достигли высоты 7000 метров и пролезли вертикальный, в некоторых местах подвисающий ледовый серак.

Валерий Шамало
Можно сказать, что это была ключевая  часть маршрута.

На пятый день восхождения мы вышли к отметке 7500 метров.

Успех казался близким, так как все основные трудности были уже позади.

Впереди оставалось 300 метров по вертикали простого склона до перемычки, и далее - по гребню к вершине.

Погода резко испортилась ночью – пошел непрерывно снег.

Меня пугало то, что прямо над нами располагался обширный снежный склон в сорок пять градусов – идеальное место для схода лавин.

То место, где сейчас стояла палатка, могло стать для нас ловушкой.

Первая лавина ударила в нас в три часа ночи.

Палатка выстояла, но мы в ней были слегка напуганы. Решили начать одеваться.

Затем лавины пошли с регулярностью в 15-20 минут.

Шутки закончились, настало время примитивного выживания в создавшихся условиях.

Мы боялись, что палатка может не выдержать очередного удара и её просто сорвет вниз.

Всё это продолжалось до утра.

Затем снег немного утих, и у нас появилась возможность закопаться в бергшрунд.

Ни о каком движении вверх или ещё куда-нибудь в тот день не могло быть и речи.

Утро следующего дня принесло безоблачное, синее небо и перегруженные свежим снегом громадные склоны Броуд пика.

Нам надо было уходить с этого места, и мы приняли жуткое решение в своих возможных последствиях – траверсировать весь склон вправо, в сторону классического пути.

В какой-то момент, нам даже страшно было об этом подумать. Но выбора небыло.

Порой, проваливаясь по пояс в снег, мы начали рискованный траверс.

Всё сложилось удачно, и подрезав «всего лишь» пару небольших лавин, нам удалось добраться до третьего лагеря на высоте 7100 метров.

Мы были одни.

Связавшись по телефону с Сергеем Бершовым и Игорем, мы получили разрешение на пользование их палаткой в третьем лагере и тем, что было внутри.

Белоруссы разрешили взять кое-что из их продуктов. Огромное им всем спасибо.

На этой высоте мы решили отдохнуть один дополнительный день, и затем выйти на восхождение.

На следующий день,16 июля, в третий лагерь поднялись несколько человек, включая трех человек из нашей экспедиции.

Павел Чочиа
Это были Валера, Павел и Элизабет. Так же поднялось несколько испанцев, португалец и кореянка.

Все расчитывали выйти на восхождение рано утром следующего дня.

Прогноз погоды говорили о том, что этот день должен быть хорошим - как раз для штурма вершины.

Всё прошло так, как и планировалось: 17 июля в четыре часа утра выход, тяжелый подъем по глубокому снегу на перемычку 7800 метров, и далее - по гребню к вершине.

Мы с Витей  поднялись на вершину в 19:30 вечера, как раз в то время, когда солнце начинало заходить.

Картина незабываемая. Что может быть лучше подобных мгновений?

Спуск с вершины к палаткам третьего лагеря проходил уже в полной темноте, при свете фонариков.

В районе полуночи, в начале первого, уставшие, но счастливае, мы опустились на снег у палаток на высоте 7100 метров.

Мы чувствовали, что победили. Прежде всего, это была победа над собой, а всё остальное – это уже потом.

В этот же день на вершину поднялись Валерий Шамало, Павел Чочиа и Элизабет Рево. Победа была полной. Все были счастливы.

Характеристика маршрута на Броуд пик: 3000м, VI, WI 5, M6, 90 гр.(макс.крут.уч-ов)

Но экспедиция на этом не заканчивалась. Впереди нас ждали ещё два 8000-ка: Хидден пик (Гашербрум 1) и Гашербрум 2.

С того места, где располагался наш Базовый лагерь под Броуд пиком, это два дня пути.

23 июля, вся наша команда из пяти человек плюс два повара, прибыла в Базовый лагерь Гашербрумов, на высоту 5100 метров.

Так как все были хорошо акклиматизированны предыдыщим восхождением, то ждать было особо нечего – разве что, только погоду.

Следующей нашей целью был новый маршрут в двойке по юго-западной стене вершины Гашербрум 1, в альпийском стиле. Мы с Витей были полны решимости и сил.

Успех на Броуд пике дал нам дополнительный импульс к осуществлению чего-то нового.

Буквально через несколько дней, в то время, когда большинство экспедиций уходило вниз, установилась хорошая погода.

Но именно сейчас, когда надо было идти вверх, в сторону вершины, так как позволяла погода, многие экспедиции сворачивались и покидали Базовый лагерь.

Покинув Базовый лагерь 28 июля, на следующий день, рано утром, мы начали восхождение по новому маршруту на Хидден пик.

Валера, Павел и Элизабет – на пару дней раньше.

В планах ребят – два 8000-ка, но по классическим маршрутам.

Пожелав друг другу удачи, все разошлись по «своим» вершинам.

Элизабет Риво
Можно было бы сказать, что наше с Витей восхождение прошло идеально, если бы не камень, который влетел в палатку в ночь с 30 на 31 июля.

Это произошло во время сна, на высоте 6900 метров, и просто чудо, что все живы.

Но это уже отдельная история.

В двух словах. У Вити была сильно рассечена кожа на голове, из которой шла кровь, но к счастью осталась целой кость.

Но это удача, так как могло быть гораздо хуже.

Могу только добавить, что мой напарник проявил незаурядное мужество, приняв решение продолжить восхождение на вершину.

Стоило ему сказать – «Я должен идти вниз», и я бы без колебаний развернулся и ушел с маршрута.

Но как бы то нибыло, усталые но счастливые, 1 августа, в три часа дня, мы стояли на вершине.

При этом, радость победы мы могли поделить не только между собой, но ещё и между нашими друзьями из одной экспедиции.

Рядом с нами стояли Валера, Павел и Элизабет.

По счастливой случайности, наши маршруты пересеклись на высоте 7800 метров и мы встретились.

Никто из нас не мог этого даже предположить.

Вначале мы спускались с вершины все вместе, но затем наши пути разошлись: мы с Витей ушли к своей палатке на 7200, на новом маршруте, а ребята продолжили спуск к своему лагерю.

Вновь мы встретились уже в Базовом лагере через пару дней. Все были счастливы.

Да и было с чего. Валерий Шамало, Павел Чочиа и Элизабет Рево сходили три 8000-ка.

И при этом, меньше чем за месяц.

Нам же с Витей удалось пройти два новых маршрута: на Броуд пик и на Гашерьрум 1, в течении трех недель.

Наши носильщики.
Раздача грузов в Асколе
О маршруте на Гашербрум 1.

Собственно лазание начинается от бергшрунда на высоте 5800 метров.

В основном это лед и снег. Местами попадаются участки микста (лед, скала).

До высоты 7600 метров, там где наша линия сходится с югославским маршрутом 80-х годов, это новый маршрут.

Общая характеристика маршрута: 2300м, VI, WI 4, M5, 80 гр.(макс.крут.уч-ов).

Хочется добавить, что через четыре дня после нашего возвращения в Базовый лагерь мы попытались выйти для восхождения на третий, планируеммый нами 8000-к: Гашербрум 2 (Хидден пик).

Но погода, да и общая усталость после предыдущего восхождения (прошло всего четыре дня после спуска) не дали нам шансов на подъем.

Экспедиция на этом заканчивалась, мы уходили вниз.

Каждый из нас уносил с собой что то, что он приобрел здесь.

Но об этом, знали только мы...