Полезное > Справочная информация >

По материалам из разных источников
Автор: Анна Пиунова, Mountain.RU

Системы оценок
Скальные категории

ЧАСТЬ I. Системы оценок.
ЧАСТЬ 2. Бернская система оценок. Категория G. Аляскинская система оценок. Северо-американская альпийская система оценок.
ЧАСТЬ 3. Новозеландская система оценок, Австралийская система оценок, Шотландская система оценок, Российская категория сложности.
Сравнительная таблица категорий скальной сложности
ЧАСТЬ 4. Йосамитская десятичная система оценок. Пять классов скальной сложности

Часть 5

Скалолазание многослойно, это и короткие, спортивные, пробитые маршруты у придорожных скал, и длинные необорудованные альпийские стены и много что ещё, находящееся между этими крайними позициями.

Приплюсуем:
- существование различных школ,
- специфику скального характера в разных районах,
- историческую подоплеку,
- скалолазную этику и не удивимся количеству полученных систем для оценки категории скальных маршрутов.

Клаймер, лезущий (само собой, первым) незнакомый маршрут, оценивает его согласно своим ощущениям. Маршруты, пройденные им ранее в этом районе, служат своего рода эталоном для оценки новых, что приводит к довольно систематическому различию в оценках категорий в разных районах (бывает, в каком-то районе все маршруты кажутся сложнее, чем в других).

Как только трасса пройдена, её категория может меняться, причин тому несколько:

- Если маршрут изначально переоценили, его, скорее всего, «опустят». Совсем не то, если маршрут недооценили, обратное происходит крайне редко.

- Засаливание скал, коррозия, отломанные зацепки и прочее также влияют на изменение маршрута. Справедливости ради замечу, что категория при этом пересматривается нечасто.

Во многих системах (таких как UIAA, французская, YDS) за основу положено самое трудное движение на маршруте (для мультипитчей каждый участок оценивается отдельно).

Все остальные факторы (протяжённость, трудность и адекватность страховки, интенсивность нагрузок, подход, спуск и другие) либо не принимаются во внимание вовсе, либо играют весьма незначительную роль при определении категории.

Исключением является система оценки традовых маршрутов, принятая в Великобритании (о ней подробно позже). Имеются и другие нестыковки, что также не позволяет подставлять напрямую цифры из одной системы в другую.

Если клаймер незнаком со спецификой скал и не обладает достаточными техническими навыками, востребованными в том или ином районе (щелевое лазание, к примеру), маршрут ему покажется сложнее, чем другие, той же категории, но иного характера.

Психологические составляющие (высота, пролёты, etc) неизбежно добавляют веса к субъективному восприятию оценки трудности маршрута.

И даже оценённые в рамках одной и той же системы маршруты могут значительно отличаться «на вкус», казаться сложнее или легче. Кроме очевидной причины, имя которой субъективность, существует целый ряд других, не столь ярких, тихой сапой вносящих свою лепту.

Почти все системы полагаются на редпоинт (предварительное знакомство с трассой), что оставляет возможность почувствовать, что называется, разницу маршрутов в пределах одной и той же категории при прохождении их онсайтом. Здесь опять в сторонке притулилась английская система оценок, напирающая на онсайт (незнание маршрута).

Поскольку большинством во главу угла ставится техническая трудность исполнения самого сложного движения (или участка), то системы прекрасно взаимодействуют для сравнения на спортивных дорожках. В случае традовых и, в особенности, альпийских маршрутов значительную нагрузку несёт психологический фактор.

Одно дело развесить оттяжки на «шестёрке» с бомбоустойчивыми шлямбурами, набитыми через каждые полтора-два метра, совсем не те мысли приходят на ум на той же вроде «шестёрке», на разрушенных скалах, десятью метрами выше своей последней точки. На длинных традовых маршрутах трудности с ориентированием и отступлением, объективная опасность самого предприятия зачастую оказываются сложнее, чем собственно технические трудности.

UIAA

Категории UIAA ( Union Internationale des Associations d’ Alpinisme) большей частью предназначены для альпийских скальных маршрутов, но также приняты в Австрии и некоторых районах Германии для трасс неальпийского характера.

Категория базируется на редпоинте.

Шкала открыта, «+» и «-» шлифуют грани.

Некоторые системы (шведская и норвежская, к примеру) ведут свою родословную от UIAA, при этом значение самих категорий существенно от «материнской» отличается.

Как и во французской системе в UIAA принято обозначать трудность цифрами, от 1 (простая) до 10 (сложная). Со временем для шлифовки стали использоваться значки “+” и ”-”, а также добавились цифры 11 и 12.

Французская система оценки

Французская система оценки получила международное признание и, кроме собственно Франции, прижилась в Испании, в Италии, в России, в Украине и в некоторых других странах (справедливо для ТОП-маршрутов), для оценки спортивных пробитых дорожек её используют и на Британских островах.

Французы ставят задачею показать, насколько сложен маршрут для редпоинта.

Категория присваивается всей трассе (участку) в целом, не вдаваясь в частности ровная ли она (серия сложных перехватов) или же включает один тяжёлый ключ, а в остальном простая. Подразумевается также, что клаймер хорошо её разучил. Соответственно, при прохождении на онсайт два маршрута одинаковой (французской) категории могут различаться радикально.

Онсайт или редпоинт?

Онсайт-категория – пришёл, посмотрел, пролез, оценил.

Редпоинт-категория – отработал все движения, соединил их, пролез чисто от начала до конца, прикинул категорию.

Некоторые дорожки лезутся значительно легче, коли заранее знаешь способ прохождения, на некоторых же никакие знания не помогут, то есть для двух 6с+, получивших онсайт-категорию, одна может статься неоправданно простой после того, как все движения разучены. В реальности мы имеем выбивающиеся из своей категории маршруты, всё потому, что кто-то плохо (или напротив хорошо) лезет онсайтом.

Общая тенденция такова, маршрут оценивается в том стиле, в каком принято лазить в данном районе.

Итак, для простых дорожек (примерно до 6 b+) – это почти всегда онсайт-категория. Для сложных маршрутов (от 7 b) – редпоинт-категория. Всё, что между – рояль в кустах.

Если уверенности нет, но есть желание пролезть онсайтом, стоит обратить внимание на следующее:

- Внимательно изучить маршрут, не видать ли очевидных затыков
- Ключ, скорее всего, порядком замагнежен (визуально сильнее, чем участки до и после)
- Для сложных на онсайт маршрутов в описании обычно фигурируют слова «болдеринг» ( bloc) или ключ ( cruxy)