Автор: Груздев Константин, г. Сургут

Достучаться до небес

Безенги
10 мая 2005 года, в 12.00 часов по местному времени группа альпинистов сибирского спортивного клуба «БуерЪ», г. Сургут, совершила восхождение на высшую точку России и Европы вулкан Эльбрус – 5642 м.
На вершине были размещены вымпелы партнеров экспедиции на Кавказ – газеты «Сургутская трибуна», авиакомпании «KOLAVIA», ОАО «Сургуттел».
Восхождение посвятили 60-летию Победы.

1. Пролог.

В апреле, перед восхождением на Эльбрус, мы планировали походить в Безенги. И чем больше нас «грузили» и пугали поджидающими там страстями-мордастями, тем навязчивее становилась идея потрогать эти горы своими руками.

Единство и борьба противоположностей. Классика.

А обнаружив, что сургутские ветераны альпинизма не могут описать путь подъема в Теплый Угол без применения ненормативной лексики, поняли – нам туда, и обратно дороги нет.

Все это будет легче понять, если вам напомнить наши предыдущие экспедиции: «Одни под Маашеем - май 2002», «Одни под Талгаром - июль 2003», «Одни под Народой – июнь 2002, сентябрь 2003» «Одни под Белухой – январь 2003, май 2004», «Одни на Арарате - январь 2004», «Одни под Иикту - август 2004». Традиция получается.

На Кавказ вылетели самолетом авиакомпании «KOLAVIA».

Вторая часть команды, из Томска и Барнаула, вначале подхватила наши планы, затем, изъеденная внутренними сомнениями, разработала свою стратегию первой весенней «борозды» на Кавказе.

Ущелье Мижирги
2. Вступление.

И вот наша группа: Груздев Константин, Ларионов Юрий, доктор Владимир Калашников - младший и Груздева Виктория, альпинисты сибирского спортивного клуба «БуерЪ» въехали в Безенгийское ущелье 23 апреля 2005 года в сопровождении двух Борисов. Водитель Борис и Борис - заместитель директора альплагеря «Безенги».

Царевна лягушка Безенги
Сама альпинистская учебно-спортивная база расположилась на стрелке двух ущелий. Ниже по реке - кордон российского погранотряда. Впереди за горной стеной – Сванетия, Грузия. Оттуда, из-за вершины Гестолы, постоянно и дуло. Несло циклоны и муссоны. Для обеспечения безопасности с нами поднялась группа спасателей МЧС КБР с инструктором альпинизма, уважаемым Адильбеем.

«Безенги» может служить эталоном гостеприимства и комфортабельности.

Горы встретили нас дождём, плавно перешедшим в снег.
Непрекращающийся снегопад, туман, видимость 20-30 метров, грохот лавин и раскаты грома, сливавшиеся в единую канонаду, с легкостью перечеркнули наши планы.

Пришлось распрощаться с идеей восхождения на Коштантау.
Увидеть бы его хотя бы.

25 апреля вышли из базового лагеря на радиальный маршрут по леднику Мижирги, на так называемое «кольцо Саратова». Двигались в снегопаде и тумане по безопасному гребешку боковой морены под склонами вершины Брно. Температура днем и ночью была близка к нулю, поэтому вокруг шли мокрые, тяжелые лавины. Они замешивали из снега и льда раствор, «бетонируя» нижние склоны. Вышли на место на морене, где на металлическом снаряжении начинало шипеть статическое электричество. У тех, у кого сильно промокла одежда, шипело и гудело прямо на голове. Рентген какой-то. Пока шли вдоль правого (по ходу) борта ущелья еще понимали, где находимся, как только вышли на белое поле ледника, все вокруг превратилось в «молоко». А вокруг: «Бум - бум – бум! Ба-бах-х-х-х!»

3. Ненормативная Укю.

26 апреля в снегопад и туман вышли в Теплый угол Укю.

- А где же истинный там путь?
- Да, все что видел в Интернете ты забудь!
А если уж серьезно, камень есть заветный.
Он на морене Мижирги лежит приметный.
И если очень Вам в Укю попасть охота,
Не пропустите стрелку поворота.

Направо не ступи - каньон реки,
Не раз там дюльферяли мужики.
А слева скалы нависают из гранита,
Свернешь туда, и будет карта бита.

Собравши рюкзаки, присели на дорожку.
С собою провиант, веревки, кошки.
Как вышли – подгибались ножки.
Над головой, на скалах – силуэт барана,
А на верху клубились облака тумана.
Не знал еще, ни первый, ни последний,
Вернемся в Безенги еще намедни.

Любовно провожая стрелку на Укю,
Пошли искать морену и каньон-реку.
Стеною встала легендарная тропа.
Зубами за траву, рюкзак на спину, на попа.
Над головою кружится туман,
Мотор стучит, а где-то кроется обман.
(Звучит музыка Лед Зеппелин)

Прошли часы, четвертый, пятый,
Под нами тот же склон, следами конопатый,
Уж слышен ропот позади, Сусанин, мол, мозги,
И тут на связь выходит Безенги!
- Укю, Укю, я База, как дела?
- Видно… в понедельник…нас мама родила….
- А что у вас гремит? Уж поздно… коньяк… маслины…
- Туда-сюда шныряют здесь лавины!

В результате после 11 часов блужданий в тумане на склоне, где есть только два пути – вверх и вниз, с рюкзаками, с полной выкладкой на 6-7 дней, не дойдя до хижины, как впоследствии выяснилось 150 метров, мы повернули обратно. Оказалось, слишком «налево» залезли вдоль левых скал. Выйдя из альплагеря в 7 часов утра, вернулись в базовый лагерь в 10 часов вечера, в полной темноте, побежденные непогодой, но не сломленные духом.

«Хычин (блин) вас знает, куда вы залезли! - прокомментировал в недоумении спасатель Азнаур, - летом ходят до хижины 3,5 часа».

***

Минуло с той поры уже три дня.
И интерес к Укю опять достиг движенья.
Идет уже «второе» поколенье,
Оставив в лагере и лень, и тень сомненья.
Несет с собой идею за и для,
Купаясь в рамках гор и дня.

Только 29 апреля, со второй попытки, при помощи проводника-спасателя МЧС КБР Ибрагима наша группа поднялась в высокогорную хижину-приют «Укю», еще раз познав «крутизну» кавказского рельефа. Участок подъема с перепадом высоты в шестьсот метров, крутизной до шестидесяти градусов сам по себе мог бы претендовать на альпинистскую категорию трудности.
На этот раз помог хороший ночной морозец.

Тропа. Нелюдно. Впереди ледник
Догнал и обогнал нас быстрый проводник.
Мелькнул вверху, замерз и побежал,
И хижину к обеду обещал.

Судьба на склоне благосклонна к нам.
Раздолье и купели снега превратились в глетчер
Идем и вспоминаем вечер
Лавин, пурги безжалостную сечу
И два печенья с ветром пополам.

То ли птицы, то ли рыбы
Увидели весь наш предыдущий крестный путь, теперь он показался обыденным кроме нового участка траверса бараньих лбов. Остались последние метры.

Буксуя в осыпи, скользя в лавинном поле,
Собрав в кулак идею, силу, волю,
Используя ци-гун, дыханье Рамы
И, наконец, упоминая маму (!!!),
Шипя и пенясь пивом к барбекю,
Уперлись головою в хижину Укю!

Погода в этот день дразнила. Рисовала в синем небе белоснежными облаками, то коня, то самолет, то какую-то фигу.

Киты

Самолет KOLAVIA

Белая лошадь

Хижина Укю
4. «Укю, Укю, я база, как дела?»

Дверь хижины была наполовину заметена, а нижние 30-40 сантиметров залиты льдом. Запустили в дело лопату, ледоруб. Затем дернули за веревочку, которой через два прибитых скальных крюка была завязана дверь, - дверь и распахнулась. Вот они! Знакомые по интернету плакаты-афиши кино, которыми оклеены внутренние стены хижины. Да, представлялось все поширше и повыше, под стать здешним горам.

Солнце в день подъема в Теплый Угол поулыбалось недолго и скрылось.
Хотелось добавить – навеки.

Стали жить-поживать в уютной хижине «Укю».
Отметили праздник Пасхи.

А снег все падал и падал с небольшими перерывами, не давая возможности выйти дальше «огорода», не говоря уже про восхождение.

Вот очередное утро. Ветер со свистом и грохотом пытается оторвать железную кровлю. Ан нет! Хижина хорошо построена. Снежная пудра влетает в малейшие щели в окнах, в двери. Глядим на белые потоки за окном – типа летим! Пролетаем. Слегка затосковали.

Плотно взялись за кулинарию и за перо. Поэтический прорыв см. выше. Чай каркаде теперь год бы не видеть. Поспали
Поели.
Покидали лопаткой снег от двери.
За дверью не видно ни зги!
Вот это спорт!
Посмотрели в окно.
- Эх! Там, далеко - далеко внизу, живут нормальные люди!

5. Ночной дозор.

В первую ночь в хижине вдруг резко и страшно зашуршало.
Кто-то гремел и шарил по пакетам!

Вначале приняли призрака в мусорном пакете за толстую мышь, потом за хорька, потом за ласку и т. д. Всех перечислили, кроме выхухоли. Позже, утром, база по радиосвязи уточнила его породу - горностай.

портрет Прохвоста на сером
Нисколько не смущаясь, он сортировал наши продукты, все систематизировал, метил и надкусывал. В начале всем показалось, что их трое. Так быстро он возникал то из дырки дверного косяка, то-из под потолка или из-под лавки. Не спасло продукты от экспансии подвешивание пакетов к потолку. Этот прыгун легко мог достичь любой точки хижины. Словно дятел, он сверлил отверстие в пакете, забирал только шоколад и нес его в свои кладовки под полати. Ночной герой позволил себе залезть в рюкзак под носом дремлющего хозяина и распотрошить заготовленный на выход перекус.

Прощай шоколад!
Назревала индийская кинодрама.

В роли Гималаев – Безенги.

1 серия. Ночь. 01.00 час. Доктор, потеряв терпение, после часового прослушивания шуршания и брякания пустыми банками в мусорном мешке, в сердцах метнул в горностая взятый на подоконнике кусочек деревяшки, а ведь забыл, что является метким стрелком!
Тюк! Горностай, оглушенный ударом, рухнул.
Конец первой серии.

2 серия. Доктор вспомнил, что он доктор. Направил свет на своем лбу на клиента, уложил на полати. Голова вверх, хвост вниз.
Провел прием первой помощи, разводя и сводя передние конечности на уровне меховой груди. Раз, два, раз, два…
В хижине стояла напряженная тишина. Хмуро смотрели с киноплакатов Гайдар и Штирлиц.
Но вот пострадавший обшипел Доктора, подскочил и помчался вдоль стены прямо на нас, сидящих в спальниках со светящимися «тикками» лбами. Мы отпрянули от стены, горностай пробежал по нашим «подушкам», на прощание «стрельнув» дымовой завесой

пьем Докторский чай

там, в вашем рюкзаке мой сыр...

за сыром

прыжок

Оказывается, что хорьки, скунсы и горностаи все-таки родственники. Прокашлявшись, после 2 часов ночи заснули.

Внимательно посмотрев днем на видеокамере на нашего друга, определили – мальчик. Днем ему уже позволялось воровать шоколад, пить из Докторской кружки, совать нос во все кастрюли и тарелки.

6. Будни.

Днем в очередной раз подметали пол в хижине, откапывали от снега входную дверь, поглядывали в сплошную белую мглу с надеждой на прояснение погоды. В порядке, установленном спасательным отрядом МЧС, выходили на радиосвязь. «База, База! Я Укю, я Укю! Как слышишь? Прием?»

Сообщения для «Базы» не отличались разнообразием: «База, База, я Укю, у нас идет снег, за ночь (или с утра) выпало 500 миллиметров осадков, видимость 20-30 метров. Надеемся выйти утром на восхождение при условии хорошей погоды». Грела душу одна мысль: «Должна же кончиться эта канитель с непогодою, прояснится небо, засияет солнце – хотя бы «для Эльбруса»!»

7. Малая Удача.

К перевалу Укю
2 мая вышли наверх наудачу и сумели пробиться сквозь облачность, протоптать траншею в снегах (три слоя) до перевала Укю, до высоты 4000 м. Продолжительное время температура в районе не опускалась ниже 0 градусов. Верхняя свежая перина снега накладывалась на рыхлый слой зимнего снега, местами все это заваливалось лавинным одеялом. Поэтому при тропежке местами уходили в снег по плечи. С перевала видели ледяную гору Думалу, пики Уралы, пик Архимед и синее небо. На перевале хватили ветра, посмотрели в долину – все покрыто облаками, затем на часы – 15.00, залезли на один жандарм. Глянули наверх – до вершины часа 2-3. Внизу ползет туман.

Горы туманные

3 мая.
В хижину поднялась большая группа альпинистов из Москвы. Посовещавшись, передали эстафету по Укю Москве, пожелав ребятам успехов. Приняли решение 4 мая спускаться в базовый лагерь.
Для первой части экспедиции маловато, но…
- Домой!

6 мая наша группа спустилась еще ниже, в лето – в Нальчик. Для подготовки второй части экспедиции – «На Эльбрус!»

8. Эльбрус. Великий и могучий.

Гара-Баши
7 мая поднялись в царство снега и льда на плече Эльбруса, в приют «Гара-Баши», на высоту 3800 м. Гостеприимный хозяин-распорядитель бочек как раз решал уравнение из 10-ти бочек по 6 мест. Необходимо было все это поделить на 100 альпинистов, горных туристов, ски-туровцев и других путешественников из многих стран мира… И вот мы уже заселяемся в бочку №3 на 4 места. Это только на одну ночь, утром переходим в бочку №9, заселяемся на три места. И т. д., и т. п. Вот такая сложная физика в майские праздники на «Гара-Баши». Никакой статики, только динамика.

В этот же день производим акклиматизационный подъем. Планировали дойти до высоты 4200 м, но кто-то убежал в тумане до 4800 м. Несло вверх эйфорическое состояние, развившееся после резкого подъема из долины на высоту 4000 м. После возвращения группы произвели разборку прецедента. Критика была принята болезненно, но с пониманием. Все согласились: «на выходы, на восхождение ходим группой, вместе, никаких забеганий и отставаний!»

Погода вечером поманила, стала налаживаться. Но ненадолго.

9. Пурга, метель.

8 мая спасатели МЧС завернули вниз с высоты 4800 м смельчаков-восходителей, стартовавших утром с высоты 4200 м. Это было сделано своевременно. К обеду разгулялся ураган.

И все-таки две группы альпинистов, по 5-7 человек - первая из Екатеринбурга, включающая в себя известных мастеров спорта, и вторая из Зеленограда, в которой половина восходителей имела звание инструкторов альпинизма, продолжили восхождение.

Зеленоградцы и инструктор из Вороне-
жа после восхождения на Эльбрус
Восточный 8 мая 2005 года
К вечеру вернулись все кроме заслуженного тренера по альпинизму, мастера спорта, тренера СКА из Екатеринбурга Александра Михайлова.

Обе группы вернулись в базовый лагерь только благодаря спутниковым навигаторам – GPS. Ни о каком зрительном ориентировании не могло быть и речи.

Из свидетельств участников восхождения следовало, что А. Михайлов буквально немного оторвался вперед при подъеме на Восточную вершину Эльбруса и больше его никто не видел.

Мы наблюдали возвращение группы из Зеленограда на «Гара-Баши». Если кратко, то это война и мир.

Зеленоградцы

на 4200
В этот же день мы собрались, вышли и установили в районе Приюта-11 – 4200м две палатки. Занесли запас продуктов, газ. Надеясь на улучшение погоды, подготовили базу для штурмового выхода. Спустились на «Гара-Баши».

10. Утром 9 мая непогода продолжалась.

Спасатели МЧС КБР сделали почти невозможное – поднялись на Восточную вершину. Никаких следов и признаков нахождения А.Михайлова по пути подъема и на самой вершине найти не удалось.

Половина участников майских сборов на Эльбрусе, потенциальных героев-восходителей, стала покидать штурмовой лагерь на 4200м. Мимо «Гара-Баши», утопая в сугробах, отступала гвардия. Мы же, в районе 16.00 часов, наоборот, покинули «Гара-Баши», вышли и расположились на 4200 м в заранее установленных палатках.

Вечером, в компании со старым знакомым Юрием Ивановым - известным барнаульским тренером по горному туризму, у мемориальных табличек помянули погибших 9 мая 1995 года на Эльбрусе сургутских альпинистов – Александра Трофимова и Людмилу Зольникову.
Вечная память.

11. Ночь, утро 10 мая.

Вот она, награда для удачливых и терпеливых!

Оживление, пересечение лучей налобных фонарей, морозный характерный скрип снега. На небе невиданные звездные россыпи. Группы одна за другой уходят наверх. Мы выступаем в 04.00 часа. Картины из серии «Звездных войн». Впереди нас и позади мелькают десятки фонарей, ски-туровские немцы и австрийцы ходят зигзагами, то приближаясь, то удаляясь, то с одной стороны, то с другой пересекая подъемную тропу. Настоявшись в базовых лагерях с недельку, все в хорошей форме, редко кто мучается горняшкой. Можно даже сказать – коллектив одержим горой.

За два часа поднимаемся до скал Пастухова – 4800 м. Начинает светать. И тут поднялся ветер. Все так устали от ветра за дни ожидания хорошей погоды!

Моментально температура с ветром понизилась до минус 15. Дует прямо в лицо. Поднимает и швыряет со склона снежную крупу. Многие уже в пуховках, в теплых рукавицах. В целом, по внешнему виду растянувшейся ниже и выше цепочки восходителей, можно было определить, что восходит около 100 человек.

утро 10 мая 2005 г
Надели кошки, сфотографировали рассветную панораму Кавказского хребта. Не стали надевать пуховки, надеясь по-сибирски согреться движением.

Постепенно стали обгонять группы восходителей вышедших на час раньше нас. Сработала прививка Безенги! Горные туристы режут «косую» по синусу, по нижней части, выводящей практически на на седловину альпинисты режут «косую» по косинусу, по верхней части, чтобы некоторым сразу нырнуть на Эльбрус Восточный.

Через три часа подъема по «косой», от скал «Пастухова» по льду, дальше по фирну, по наносам снега, вышли на седловину между Восточной и Западной вершиной Эльбруса. Высота 5200 – 5300 м. Направо – Эльбрус Восточный, налево – Эльбрус Западный. WELCOMЕ!

Здесь проверяются восходители. Плохо чувствуешь себя – надо вниз, сносно чувствуешь – наверх. Некоторые копают ямку в снегу - и спать. Это опасно. Зачастую после такого сна ведут горе-восходителя вниз под ручки, на подгибающихся ноженьках.

Небольшой отдых, глоток чая из термоса - и на Эльбрус Западный!

От нехватки кислорода, от высоты, от физической перегрузки, устав от бесконечных директив сверху, от мозга, организм ушел на полуавтоматический режим работы. Его почти не надо гнать. Считаем вместе шаги. Двадцать восемь, двадцать девять, тридцать, Стоп! Половина минуты отдыха. Дышим,….. дышим принудительно. Пошли дальше, до тридцати. Потом до двадцати. Потом до десяти…

Снежно - ледовый склон при подъеме на западную вершину - известное место нередких полетов восходителей. Навешивать веревки вроде надо бы, да чего людей смешить? Но тем, у кого неловко была поставлена кошка на лед или подлип замучил, тем пролететь по склону метров 300 вниз, вероятно, было бы больно. А иногда и смертельно.

Еще один взлет. Еще один…

Переваливаемся через линию горизонта! Вон она вдали! Вершина!

На верхнем относительно обширном плато есть где заблудиться при отсутствии видимости, поэтому спасатели МЧС проставили вешки. Они как будто специально установлены под 20 шагов. Раз вешка, стоп, два вешка…
Осталось совсем немного!

Необыкновенное чувство. Глазами ты уже на вершине, мысленно уже там, все в тебе ликует, а физически надо еще преодолеть эти последние метры.
И вот все отходит на второй план, силы прибывают, шаг -
И ТЫ Н А В Е Р Ш И Н Е !

Вот так бы, на этой ноте, и хотелось бы закончить рассказ об этой экспедиции, если бы на вершине никого не было.

* Приятно было на вершине встретить барнаульцев, друзей наших старинных друзей спасателей. Прямо с Эльбруса поехали приветы на Алтай.

* Наш Доктор нашел на вершине земляка из Кемерово. Был запланирован крепкий чай на родине. Затем Доктор, спустившись на седло, совершил восхождение на Эльбрус Восточный. Получается так называемый крест! Поздравляем!

* Собираясь в экспедицию на Арарат в январе 2004 года, я безуспешно искал электронный адрес председателя федерации альпинизма Армении Гаика Тонояна.
Встретились на вершине Эльбруса. В Сургут поехал видеопривет с высшей точки России для сургутских земляков Гаика.

12. Эпилог.

Накра
Сидим возле гостиницы «Эдельвейс» в полупустынном Чегете 13 мая.

Прокат, ремонт
В кафе этой гостиницы мы были 9 мая 2001 года после восхождения на Эльбрус Восточный. Вспоминаем тогдашнюю веселую компанию. Тогда, в этом кафе даже умудрились спонтанно сыграть свадьбу новосибирцев Евгении и Андрея. Дарили носочки с соседнего шерстяного рынка, говорили искренние тосты, пили местное «домашнее» вино и ели хычины.

Теперь все опустело, майский бум в районе прошел.
Сидим грустим.
Завтра расставание с Кавказом.

Вах!
Пробегают редкие неместные люди, да и то барнаульцы.
Звучит сбоку музыка и песня. На русском языке перепевается известная французская песня.

- Лучше б сам Джо Дассен спел, - не очень довольно бурчит Доктор.

Асса!
Встали.
Пошли третий раз на шерстяной рынок.
Вдруг слышим! Ба!
По площади Чегета, от гостиницы «Накра» разносится песня Джо Дассена!

Только подумал, и вот тебе, пожалуйста!

Кавказ!

До свидания!
Сибирский спортивный клуб «БуерЪ» благодарит партнеров- газету «Сургутская трибуна», авиакомпанию «Колавиа», ОАО «Сургуттел» - за поддержку экспедиции на высшую точку России и Европы вулкан Эльбрус, посвященной 60-летию Великой Победы.

Спасибо директору а/л «Безенги» Алию Хусеевичу Анаеву и его специалистам за отличную организацию сервиса, за гостеприимств,
спасибо уважаемому Исхаку за приют на «Гара-Баши»,
спасибо спасателям МЧС КБР в а/л «Безенги», КСП в Терсколе за содействие и поддержку,
отдельное спасибо тетушке Марии за приют и уют в Терсколе.