Автор: Аникин Александр, г. Новокузнецк, клуб «Владигор»

Хан-Тенгри 2007

Читайте также на Mountain.RU

Как сходить на Хан-Тенгри
Кое-что из истории Тянь-Шаня
Хан-Тенгри

После тяжелого восхождения

15.07. – 17.07. Едем на поезде из Новокузнецка в Отар, там пересаживаемся на микроавтобус до Бишкека. Причем кемеровчане чуть не опоздали на поезд – прибежали с рюкзаками прямо к самому отправлению, заставили понервничать. В Отаре – стычка с местными таксистами, легкий мордобой.

18.07. С утра едем на базар. При обмене денег Женю надули аж на 1300 сом. Профессионалы! Да, в Азии надо быть начеку. Закупаемся. Рынок большой, но некоторых товаров не найти (например, сублиматов, хороших консервов). Зато много дешевых овощей и фруктов. Вертолет откладывается до 20 числа, поэтому сегодня еще раз ночуем в Бишкеке.

19.07. Выехали из Бишкека в 14:10. Жарко, градусов 40 по Цельсию. На Иссык-Куле прохладнее стало. Остановились на 20 минут, искупались, поехали дальше. В Кар-Кару ( 2200 м над уровнем моря) приехали уже в 22:45. С гор дует сильный холодный ветер.

20.07. В лагере – легендарный Казбек Валиев (Эверест’82). Днем здесь жарко. Сходили со Скобелем (Скобелев Саня) на ближайшую горку, погуляли. Остальные плющатся внизу. Вертолет сделал сегодня две ходки. Нам пока не хватило места.

Вылет из Кар-Кары

21.07. Наконец-то, в 10:00 улетаем! Путь, которые первооткрыватели этих мест и путешественники XIX - начала XX вв. преодолевали в тяжелейших условиях неделями, мы пролетели за 30 минут… И вот, мы в БЛ (базовый лагерь) на морене ледника Южный Иныльчек на высоте 4000 м! Красиво! Хан и Победа перед нами! У большей половины нашей команды нет высотного опыта, в том числе и у меня. Половина команды болеет – идет процесс акклиматизации. Мне хорошо, даже пошел погулять по морене. Начальник лагеря – Дима Греков. Вечером после ужина – своеобразный «десерт» из 8 разных таблеток – высота…

Хан-Тенгри

Победа

23.07. Прилетел Леший (Леха из Кемерово). Сходили, прибили табличку памяти Сергея Васильевича Зуева, погибшего на Победе в 2005 году…

24.07. Погода нормальная, иногда сыпет снег. Пошли на акклиматизацию. До лагеря 1 ( 4200 м) ходу чуть больше 3 часов. Выравниваем на морене площадки и ставим палатки.

25.07. Встал в 0:30 – дежурю, готовлю еду. Погода хорошая. Вышли в 2:30. Идти очень тяжело – сделал два шага и задыхаешься… Сначала идем в связке, потом развязываемся. Прихожу в лагерь 2 ( 5200 м) в 8:40. Здесь так называемая сковородка – солнце жарит, тепло. Прямо напротив Гигантский массив пика Победы. Смотришь на него – аж ноги подкашиваются… Наши задерживаются, а с пика Чапаева уже начинают сыпать оттаявшие камни и лавинки. Страшновато… Последней приходит Настя аж в 15:00 – шла очень медленно.

Вид на Хана из лагеря 2

26.07. Саня Тимонин с утра убегает вниз. Мы уходим в лагерь 3 ( 5800 м), находящийся почти на перемычке между Чапаевым и Ханом. Шел почти два с половиной часа. Идти сегодня полегче, пришел первым. Причем с утра выдвинулся в пуховке, а на подходе иду уже в термобелье – сковородка… Небо над перемычкой – черное, можно сказать, космос! Подошел Леха Петров. Попили чаю, начали рыть пещеру. Остальные подтягиваются, помогают. На рытье пещеры вшестером на 5 мест у нас уходит 8 с половиной часов! С утра погода хорошая, а в полдень начинают ходить тучки. Пошел снег. К вечеру метель. Половина группы спит в нашей пещере, другая половина – в пустующей соседней.

Ползем на перемычку

27.07. Спал очень плохо. Встали в 4:00. Снегопад не прекращается. Выходим в 5:20. Ничего не видно – видимость не более 50- 100 м. Идем почти на ощупь. По пути в лагерь 2 нас накрыло два раза ударной волной от лавин. Все в снегу. Да, страшновато, мягко говоря… В лагере 2 не видно палаток – их сложило и завалило снегом. Если бы не палатка немца и его гида, кроме которых в лагере 2 больше никого не было, мы могли бы вообще проскочить мимо… Откапываем свое жилье, ставим, залазим – вниз нельзя идти! Накрыло ударными волнами еще два раза – лавины проходят совсем рядом… Палатки (высотные!) порвало, дуги (алюминиевые, в палец толщиной!) поломало как спички. Палатки полные снега. Начал таять, все мокрое, лежим прямо в лужах… Да, жестокая выдалась акклиматизация! Чувствуем себя как на пороховой бочке, готовой взорваться в любую секунду – не переставая, валит снег, лавины бегают вокруг да около каждые 10 минут, как по расписанию… К вечеру снегопад потихоньку начинает затихать.

28.07. Провели холодную и мокрую ночь. Вышли в 5:20. Холодно. Снега по пояс. Идем в облаке видимость 50 м. Ближе к леднику выглядывает солнце, становится жарко, идти очень тяжело… В лагерь 1 шли почти 7 с половиной часов – дольше, поднимались наверх! Тут тоже все в снегу – палатки засыпало, дуги сломало, тенты порвало… Пошли в БЛ. Здесь тоже все в снегу.

01.08. После отдыха наконец-то идем на штурм. Вышли вчетвером: Женя Зенович, Скобель, Леха Петров и я. Валит снег, сыро. Пришли в лагерь 1 – палатка порвана и сломана. Ремонтируемся.

02.08. Встали – снега по середину высоты палатки! И он продолжается. Выгружаем продукты, вещи, складываем палату и уходим в БЛ. Опять тропежка по колено в снегу, ничего не видно, плетемся на ощупь.

04.08. Идем на Гору вчетвером: Скобель, Леха Петров, Вовка Писаренко и я. Вышли из БЛ при хорошей погоде, при подходе к лагерю 1 нас накрыло – опять ветер со снегом. Поставили палатку. В ней лужи – вычерпываем воду кружкой. Вечером снег прекратился.

05.08. Встали в 01:00, выпили кофе, собрались и пошли в 02:45. В лагере 2 уже в 06:45. Идти нормально – перед нами прошло несколько групп. В лагере 2 поели, пошли наверх в 9:20. С Хана сильно заметает, приходится тропить заново. Очень тяжело. Пришли в лагерь 3 аж в 14:50. Долго.

06.08. Встали в 03:00. Все болит, особенно голова. Совершенно не восстановились после вчерашнего тяжелого перехода. Собираемся очень долго. Выходим только в шестом часу. Холодно, дует ветер. Прожюмарили веревку на перемычку. Очень плохо, аж на изнанку выворачивает… Леха пошел на вершину, мы со Скобелем обратно в пещеру. Вовка даже из пещеры не вылазил… Отдыхаем, Стало лучше. Расширяем вход в пещеру. Леха поднялся на Вершину в 15:15, в пещеру спустился в 18:30. Сходил за 13 часов. Завтра мы собираемся.

Леха Петров на вершине Хана
6 августа 2007 года

07.08. Встал в 03:00. Зажигаю спичку – не горит. Смотрю – вход полностью завален. Беру лопату, откапываюсь. Иду откапывать соседей. Немного откапываю, лезу внутрь, бужу людей, объясняю ситуацию и быстро ухожу откапывать других. И так 6 пещер. Особенно замело немцев – пришлось поискать вход в их пещеру! Все нормально. Ложусь опять спать – на вершину опять сегодня не идем… Утром Леха, Скобель и Вовка убегают вниз. Я остаюсь один из команды. Женя Моргунов из Германии тоже один. Решаем завтра выйти на штурм вместе.

После откапывания пещер

08.08. День рождения Вовчика. Если поднимусь, это будет ему мой подарок. Встаем в 04:00. На улице холодно, ветер. Ждем. Выходим в 8:00. Солнечно, но дует очень сильный ветер, поднимает ледяную крошку, снежную крупу и больно бьет прямо в лицо. Иногда даже бросает на колени. Много людей поворачивают назад с маршрута. Иду с палками по перемычке до первой веревки. Пристегиваю их карабином к нижней станции. Дальше нужен жюмар и ледоруб. Всего на маршруте я насчитал 33 веревки (правда, не все размотаны на полную длину). До 6400 – 11 веревок. Многих обгоняю. Идти ОЧЕНЬ тяжело, словами не передать, это надо почувствовать! Задыхаешься, отплевываешься, в общем, ЗОНА СМЕРТИ. От Жени я оторвался. Особенно тяжелы последние сотни метров – несколько шагов и падаешь! Но вот наконец и ОНА – вершина ХАН-ТЕНГРИ!!! Вышел на нее в 16:30. С северной стороны большие снежные наддувы и карнизы. Там ходить нельзя. Чуть пониже и южнее – тренога. Дима из Алма-Аты сфотал меня, потом я его. Был на Вершине минут 15 – потом вниз. Вниз тоже тяжело, но зато ВНИЗ! Спустился в пещеру в 20:30. Таким образом сходил за 12 с половиной часов.

Я на вершине Хана 8 августа 2007 года

09.08. Спуск в БЛ. Там поздравления, сертификат и потом ЧАЙ!
Да, вот она какая, высота! И головная боль, лавины, камни, и тяжкие переходы. Но вместе с тем, ощущения ни с чем не сравнимые, каждый момент чувствуешь ВЕЛИЧИЕ ГОР, ощущаешь себя лишь частичкой в этом мире, органично в него вписанной. Энергетика потрясающая. Так что ждем новых поездок, новых друзей и впечатлений!

Наша команда, слева направо:
новокузнечане Леха Петров, Саня Скобелев («Скобель»),
Саня Тимонин, я; кемеровчане Леха («Леший»), Настя, Аня;
Вова Писаренко (г. Новокузнецк);
фото Жени Зеновича (г. Новокузнецк)