Горы мира > Камчатка >

Автор: Владимир Марков, Краевой клуб альпинистов «Тихий Океан» г. Владивосток.

Камчатка 2003 года. Февраль.
Мечта сбывается

Авторская страница Владимира Маркова

Начиная с 2000 года клубом проводятся регулярные экспедиции и сборы в этом живописном и суровом районе нашей страны. Зимнее время года является наилучшим для приобретения начинающими альпинистами опыта и навыков выживания в суровых климатических условиях.
    В феврале 2000 года альпинистами нашего клуба совместно с Камчатским клубом "Кутх" было совершено восхождение на вулкан Арик и предпринята попытка взойти на Корякский вулкан по необычному маршруту с западной стороны через фумаролы. Восхождение прекратили из-за нехватки снаряжения. Затем сборы были продолжены в районе Козельского вулкана. Четыре альпиниста: Марков Владимир, Биченко Александр, Попов Александр молодой альпинист с Камчатки Рома взошли на этот вулкан.
    В 2001 году было совершено восхождение на Корякский вулкан. В штормовой ветер мы сделали две попытки восхождения на вулкан Авачинская сопка. Состав группы: Марков Владимир и Качан Олег.
    2002 год - восхождение на Авачинский вулкан и попытка восхождения на вулкан Ключевская сопка. Зима вносит свои коррективы. Достигнув высоты 4500 метров с южной стороны вулкана Ключевская сопка, мы отказались от восхождения. Состав группы Марков Владимир и Шаповалов Антон.
    Наконец, 2003 год. Проанализировав опыт прошлых экспедиций, мы полностью изменили тактику своей работы в данном районе. И главное, - разделили саму экспедицию на два этапа.
    Первый этап - месяц февраль. Работа старшеразрядников. Основная задача - покорение высшей точки п-ова Камчатка вулкана Ключевская сопка, сбор полной информации по маршрутам на вулкан Камень, восхождение на вулкан Ушковский с разведкой близ его вершины легендарных и таинственных пещер.
    Второй этап - работа с новичками. По плану должны были приехать на сборы три клубовца - Гальчинский Алексей, Колотухин Сергей и Лопухов Сергей.

Вулкан Авачинская сопка.
С далека, ну так гостеприимна.
А вот как на нее поднимешься в феврале,
так сразу в низ домой бежать хочется.
Итак - февраль месяц 2003 года. Работа по первому этапу экспедиции.
Работает двойка - Марков Владимир и Родионов Александр. Выезжаем в район домашних вулканов (Авачинская группа вулканов в которую входит вулкан Авачинская сопка, Карякский вулкан, вулкан Арик, вулкан Ааг, вулкан Козельский). Очень удобный подъезд по Сухой речке до места восхождения. Использовать можно все виды снегоходной техники (в т.ч. "Бураны" и ратраки). На перемычке между Корякским и Авачинским вулканом располагается туристическая база - приют с домиками. База в нормальном жилом состоянии. В домиках печки. По оплате Вам подвезут дрова. Выше туристической базы находится горнолыжная база с домиками - "бочками". База в настоящий момент безхозна, домики не отапливаются. Сторожа -смотрителя нет. Мы останавливаемся с Александром на туристической базе.

Александр: 21 февраля пошли из домика на седловине между Карякой и Авачей на акклимуху, на высоту 2741 м, то есть на саму Авачу. С собой взяли палочки, кошки, шоколадку, аскорбиновой кислоты и чаю. Когда зашли на край старого конуса, погода испортилась - все затянуло. Нам оставалось еще 700 метров подъема на главный конус вулкана. Весь день был морозный ветер, шли в ветрозащитных масках. Перчатки, рукавички, и верхонки на руках - все равно было холодно от мороза с ветром. Конус был обдут поперек сильными ветрами, и поэтому образовались жесткие фирновые заструги. Наверх поднялись часа в четыре. Температура была -17 градусов. Вся одежда покрылась корочкой льда и инея от испарений из жерла. Запах, конечно, не очень, да и вершины конкретной нет, но ничего, это даже добавляет каких-то трудностей и желания "сваливать" вниз, тем более, вокруг ничего не видно и скоро стемнеет. Крутизна главного конуса составляет около 40 градусов, но в кошках и с удлиненными палочками спуск не составил труда.
    Спустились к домикам уже в темноте. Думал, что перепад от 900 до 2741 м дастся мне нелегко в начале похода, тем более, что был февраль месяц и вулканы находятся совсем рядом с морем, но ничего, "живчиком" себя чувствовал, наверное, хорошо повлиял подход на лыжах с тяжеленьким рюкзаком. Каряку совсем затянуло. Ночью началась небольшая пурга. Каряку решили оставить и побежали вниз собираться на Ключи.

Владимир: Первый акклиматизационный выход состоялся на вулкан Авачинская сопка. Погода нас не баловала. Состояние фирна такое, что не стали испытывать судьбу и в середине участка "Воротник" (старая кальдера вулкана) надели кошки. Для Александра на Камчатку был первый выезд и поэтому я ему отдал бразды правления при восхождения на вершину. Я по стариковски плелся за ним, то одевая, то снимая ветрозащитную маску. Видимость - "0" и неожиданный выход на саму кальдеру молодого конуса меня порядком удивил и обрадовал. Александр стал растягивать стяг морского Андреевского флага и искать высшую точку на конусе вулкана. Смотря на него, я вспомнил свои молодые годы. Короче, был таким же "молодым дурнем".
    Затем короткий отдых в кальдере вулкана. Перекус. Подышали изрядно местным воздухом с обильной порцией сероводорода, начали спуск с вулкана по пути подъема. Проблем не было. Уже ревниво смотрели в сторону Корякского вулкана, который к вечеру показал нам все великолепие своих форм.

В этот раз вулкан Корякская сопка
нам показала свой суровый нрав.
По плану завтра на него выход. По приходу на базу нерадостная новость - погода ухудшается, штормовое предупреждение. Короче, смотритель базы посоветовал нам "рвать когти". "И смех и грех". Если на вулкане Авачинская сопка я был более 4 раз, то на Карякском вулкане только 2 раза. Это очень интересная вершина. Пытаться взойти на него хочется всегда и неоднократно. Но есть компромисс. Если мы от восхождения отказываемся, то в феврале месяце есть шанс подняться на вулкан Ключевская сопка. А это престиж клуба и мое второе восхождение на вулкан Ключевская сопка в данное время года. Пока я рассуждал, Александр, как бык рыл под собой копытом землю, требуя зрелищ и вулкан Ключевскую сопку. Ну как ему можно отказать? Быстро собрались и скатились на лыжах по Сухой речке в город.
    Началась подготовка к переезду в г. Ключи. Небольшая спешка при закупке бензина, продуктов, билетов на автобус. И рано утром мы на трассе г. Петропавловск Камчатский - г. Ключи. Погода солнечная, видимость великолепная, трасса проходит вдоль Серединного хребта. Живописные виды гор. Все это создает просто отличное настроение. Впереди наша цель и мечта Александра.

Александр: В окно автобуса я увидел это - два гиганта стояли друг против друга Ключевская (4750 м) и Камень (4650 м). На погоду было грех жаловаться.

Марков Владимир,
руководитель сборов.

Родионов Александр,
задиристый новичок.

Гальчинский Алексей,
спокойный как танк новичок.

Владимир: По приезду в г. Ключи мы узнаем, что попали в самый пик морозов. Я знаю, что это такое. Александр только догадывается. Докупаем продукты, изменяем план действий по выходу на маршрут. Если раньше мы останавливались в Ключах на ночевку в гостинице, то в этот раз изменили тактику. Сразу вечером встаем на лыжи и рвем 12 км. по лесной дороге до места ночевки, поздно вечером ставим палатку. Вот тут то и различаем разницу в тактике начала движения.

Начало маршрута с города Ключи,
ну просто рай. До первого оврага.
А там на сколько сил хватит.
 Утро встретило нас суровым морозом. Палатка в снежном конденсате. Летний вариант, -палатка совершенно не приспособлена для зимних восхождений. Александр до последнего не высовывал нос из спальника. Вся верхняя часть его спальника в снежном конденсате, - смотреть со стороны прикольно. Развели горелку, сделали завтрак. Когда вышло солнце, собрали палатку. И еще неизвестно, что лучше - ночевать в палатке и утром выйти на маршрут, или переночевать в гостинице и начать движение в 5 утра, быстро пробежать этот вечерний участок и начать движение по долу. Для нас был вариант за один день пройти большее расстояние и вторую ночевку сделать в домике под вулканом Ушковский, что оправдывало вариант с поздним вечерним переходом и ночевкой в палатке. Но как мы не "рвали когти" на следующий день, до домика так и не дошли. Смею заметить, погода была просто великолепная для подходов. Прохладно, солнечно. Видимость поразила. Панорама выстроенных в ряд вулканов -Ключевская сопка, Серединный вулкан, Ушковский вулкан, просто притягивала к себе.
    К вечеру, изрядно подустав, мы находим удобный для рытья пещеры овраг, и начинается суровая школа постройки пещеры, которую Родионыч сдал на оценку "кол". Всю дорогу он ныл и спрашивал у меня зачем рыть большую пещеру. Можно переночевать и в пещере типа "нора" и "переконтаваться" в ней. Я его вежливо одернул. Короче, не обращая внимания на мнение Александра, я взялся за лопату и доделал работу, как учили меня Деды. Получилась довольно просторная комната с предбанником для рюкзаков и маленькой нишей для кухни. Ночь мы провели, с учетом наружной температуры, просто идеально. Тесно не было. Температура в самой пещере минус 1 - 2 градуса. Вход на ночь герметично заделали. Вверху на всякий случай проделали два, а не одно отверстие. Когда готовили, чтоб не было скопления угарного газа, проделали также сквозное отверстие и в низу двери.
Утро солнечное, морозное, высота над уровнем море - 2000 метров. Настроение хорошее. Маршрут далее пролегал вдоль замершего озера, домика вулканологов и по плато через перевал между вулканами Серединный и Ушковский. Слева постоянно "давит" на тебя вулкан Ключевская сопка. Знаете, приятно "давит". К обеду доходим до домика. Вход в него завален снегом. Через окошко видим - внутри порядок. Не стали разрывать вход, Перекусив, прячась за стены домика от ветра, мы продолжаем движение.
    К вечеру проходим перевал, на ночевку прижимаемся к вулкану Ушковский. Находим удобный для рытья пещеры овраг. Первое испытание. Везде фирн. Пещеру рыть трудно. Решаем ставить палатку. Высота над уровнем моря 2600 м. Мороз - не передашь на бумаге. Время года -зима, февраль месяц, точнее - 26 февраля.

Александр Родионов сделал себе
самодельные крепления и пытается понять
на перекуров, что в них не так.
Александр: Вова говорит, что ему уже холодно, я же готовлюсь к более серьезным условиям и поэтому с удивлением смотрю на него. Хорошо, что я взял помимо всякой поларовской одежды шерстяной свитер с горлом - проблем не было.

До домика Державина добрались
без проблем. Погода сопутствует удачи.
Владимир: Утром, как обычно, Александр до последнего момента в спальнике. Ветер усилился, в буквальном смысле слова рвал палатку. Делаем горячий быстрый завтрак. Мы в овраге и появления солнца утром ждать безполезно. Собирали рюкзаки в палатке. Это спасало наши руки в перчатках от отмораживания. Палатку собрали вместе. И быстро - быстро с ямы на плато. Здесь солнце, значит мороз меньше. Ветер на плато не сильный. Плато огромного размера,- несколько футбольных полей вместе. Идеальная прямая поверхность. Фирн великолепный.

На перевале между вулканами Крестовский
и Серединный нас застал вечер.
Ключевская готовиться баиньки.
А у нас не в одном глазу.
 Спокойно за час пересекаем плато и движемся в направлении перемычки между вулканами Ключевская сопка и Камень. Чем ближе подходим к перемычке, тем больше открываются нам неприступные стены вулкана Камень. А ведь в мыслях у нас было попытаться взойти в феврале и на этот вулкан. Чем ближе мы подходили к этому вулкану, тем больше понимали - на него нужно идти только подготовленной командой. Вопрос по восхождению на этот ледовый исполин был закрыт. К вечеру без всяких проблем достигли перемычки. Новое разочарование. На перемычке вулканологи поставили две каркасные палатки. По словам коллег из клуба альпинистов "Кутх", на дне каркасов должны были лежать и сами брезентовые палатки. Достаем, натягиваем на каркасы брезент и живем - чего проще? А что произошло на деле? Палатки замело под крыши. Фирн так сковал поверхность, что выпиливать кирпичи и делать яму глубиной 2 метра не было ни сил, ни времени. Наступал вечер, ветер усиливался, тучи закрыли вершины Ключевской сопки и Камня. Было "весело". У нас стоял в голове только один вопрос: "быть или не быть?". Судорожно в голове проходили различные варианты: остаться на ночевку на перемычке и утром идти на восхождение или спуститься вниз. Вниз не хотелось. Погода в этом районе неделями хорошей не бывает. День потеряешь - "вали" домой. Пришли к выводу - делаем свой дом из снежных кирпичей. Прижались к вулкану Камень и начали строительство. Чувствовали себя как на фронте. Построили в высоту примерно метр стены из снежных кирпичей. Александр опять "заныл": "Зачем тратить силы - завтра восхождение". Вот тут-то я и не выдержал. "Молодой" совершенно не понимал, что играет в кошки - мышки со смертью, что мы находимся на высоте 3100 метров над уровнем моря, что на улице февраль месяц. Задует - и мы покойники. Но хочет человек экстрема, - получи его. Мы даже не залепили дырки между кирпичами снегом. Это даже разгильдяйством не назовешь. Вместо крыши натянули палатку, обложили ее кирпичами. За эти годы у меня произошли сильные изменения в отношению взаимодействия людей в экстремальных условиях. Если бы пять лет назад произошла такая ситуация, я просто свернул восхождение и спустился вниз. Ведь я на ней был, зачем мне рисковать жизнью, если напарнику на все наплевать? То сейчас я все воспринимаю как школу. Ну почему - нет. Пусть будет так. Любой ребенок становится взрослым. А если ты уверен в себе, дай ему шанс сделать выводы после восхождения - ведь это тоже школа. Проститутки Сочи
Ночь прошла в полном кошмаре для Александра. Для меня - не знаю. Это моя жизнь. Были моменты и похуже. Утро. Горячий завтрак. Горелка работала как часики. Сбоев не было, что придало более уверенности по этому дню.

Родионов Александр на перекуре просто
падает на зад и не хочет вставать. Высота
3000 метров дает о себе знать.
Восхождение началось в полной темноте под свет фонарей. Путь на Ключевской вулкан прост и логичен. Я поднимался по нему уже в третий раз. За плечами опыт восхождений в августе и в феврале месяце. Знакомый гребень, знакомый подъемный кулуар. Пускаю Александра вперед, это его вершина, его, так сказать, мечта. На календаре - 28 февраля.

Марков Владимир перед седловиной между
вулканом Ключевская сопка и вулкан Камень.
  Александр: На Ключевскую мы пошли 28 февраля. Кошки надели сразу поверх бахил. У меня был острозаточенный ледоруб, у Володи - ледовый молоток. Шли потихоньку, то одеваясь, то раздеваясь, то подъедая запасы продовольствия, постепенно набирая высоту. Где-то в середине склона Ключевская местами достигает крутизны до 45 градусов. Снега здесь нет. Скалы залиты очень жестким бутылочным льдом и , вообще, меня поразила опасность этих склонов - местами идешь десятки метров этого дикого льда, надеясь на острые кошки, ледоруб и равновесие. Драйтулинг по скалам тупит кошки, и потом снова выходишь на этот неприятный лед. Каждый идет, надеясь на себя. Очень интересная 2-ка "А"! На сегодня не очень повезло с ветром и весь дым сдувало на нас, в сторону седловины. Ожидая "приколов" от своего организма из-за высоты на уровне Камня, я пошел равномернее и намеренно чаще останавливался. На вороте пуховки - бахрома из инея из-за своих и вулканных испарений. Вершинный кратер был весь покрыт мощными снегами - словно как в холодильнике наморозило. Начали попадаться фумаролы, когда мы шли по желобу. Впереди среди испарений, дыма и белых наморозившихся шапок ,темнел край кратера. Вдруг мне резко захотелось уйти с этого желоба влево, на борт, ближе к белым шапкам. Володя шел ниже меня и потом свернул за мной. Минут через пять я услышал шипение и грохот камней, и прямо с того черневшего края кратера полилась черная масса грязи и камней размером с Вову. Мы переглянулись и многозначительно дааакнули.

Владимир: Начало подъема не принесло никаких сюрпризов, шли в кошках. Солнце выглянуло, стало веселей. Видимость отличная. Как часовой нас сопровождает своими стенами вулкан Камень. Он и является нашим альтиметром. По набору высоты мы приблизительно чувствуем, где находимся. С набором высоты уменьшается скорость движения. По себе приятно ощущать, - акклиматизация прошла неплохо. Набор высоты до 3100 проходил в течение четырех дней, что говорит о правильной тактике восхождения. Хотя и на перемычке голова побаливала. Я думаю - это от нагрузки.
    До обеда хорошо набрали высоту. Что нас дернуло сместиться на левую часть отрога, -одному Богу известно. Думаю что дым фумарол, что преграждал нам путь. В этом месте мы попали на сплошной лед. Движение затруднилось, потеряли минимум час. После короткого отдыха Александр завернул в наш кулуар. Скорость движения увеличилась. Подошли к полосе действующих фумарол. Активность вулкана поражает. Дым и пар с фумарол выходит разного цвета. Выходим на борт фумарол, пытаемся обойти их слева. И тут происходит то, что в народе говорят: "мурашки по телу". Грохот, шум. Подхожу к раю гребня. Видуха шокирует. Вагон камней с ревом устремляется вниз. Размеры и скорость камней говорят только одно: "не завидую себе, если бы в это время я находился в кулуаре". Всю эту массу камней гнал перед собой поток грязной воды. У Александра глаза больше солнцезащитных очков, - недоумение и растерянность. У меня одна мысль - играя с судьбой нужно знать предел. Ведь каких то 10 -15 минут назад мы шли по нему. Движение вверх по этому хаосу продолжалось еще минут пять. Определив высоту по вершине вулкана Камень, а мы были выше его уровня, поворачиваем назад, предварительно сделав снимки.

Снимок вулкана Камень сделан с высоты 4400 метров.
Мы сейчас на склоне Ключевской сопки.
Александр: Выбрав условную точку у кратера я остановился и воткнул в мягкую красную массу свой ледоруб. Виднелся иногда ниже нас Камень, и я сфотографировал ледоруб на фоне Камня. Состояние у нас было не супер, но облегчение от того что уходим вниз было.

Владимир: Дело сделано. Спуск был относительно спокойный и неторопливый. У каждого были свои мысли. Пройден еще один этап, поздравлять друг друга еще рано. Нужно не просто спуститься на перемычку, а еще, завтра благополучно покинуть неблагоприятное для проживания место и спуститься ближе к вулкану Ушковский. К нашему снежному дому подошли, когда начало темнеть. Александр сразу залез в спальник и заснул. Я, по стариковски, как матерый кобель долго крутился на одном месте, отгребая лапами под собой снег. Прошло немного времени, наступила дремота. Она продолжалась фрагментами всю долгую холодную ночь.
Утро. На рассвете налетел шквальный ветер. Палатку сверху стало трепать. Шум капрона под ветром совсем подавил у меня сон. Александр как обычно, до последнего ничего не слышит, ничего не видит. Ветер усилился настолько, что повалил верхние кирпичи. Быстро вылез, все поправил, но безрезультатно. "Разгильдяйство" стало рушиться под порывами ветра. Нервы не выдержали, вытряхнул из спальника Александра. Немного поборовшись сообща со стихией, позавтракав, рванули вниз. Час борьбы стоил нам прихваченных морозом пальцев на обеих руках и 1000 убитых нервных клеток. Все остальное - дело техники и опыта, плюс отличного и подогнанного личного снаряжения.
    Убегая с перемычки, у меня было такое чувство, что в скором времени я сюда вернусь. На плато началась поземка, ветер дул в спину, что упрощало наше движение. И новый прикол, -мы нашли на плато брезентовый домик вулканологов. Деревянный каркас, обтянутый брезентом. В мыслях у меня было открыть дверь, убрать снег с палатки и заночевать в домике, на следующий день выйти на восхождение. Но настроение напарника меня немного охладило. Этот в мыслях уже был Дома и стремился любыми путями попасть в нижний домик вулканологов. Чувствуя по опыту, парень "хапнул" всего выше крыши. Я его понимал и поддерживал. Не было никаких споров, разбирательств, только короткие ответы: "да" и "нет". Передохнув немного у брезентового домика, мы понеслись, гонимые снежной поземкой и ветром, дальше.
    К вечеру, перевалив перевал, мы спустились к домику. Было морозно и безветренно. Сушили все вещи. Лагерь стал похож на остановку цыганского табора. "Боже! Сколько мы тащим на себе вещей?" На следующий день была дневка. Я понимал, шансов мало вернуться и взойти на вулкан Ушковский. Хотелось дернуться, но морозы окончательно добили нас. Вдумайтесь, - на нашем термометре в домике температура держалась постоянно минус 17 градусов. Какая при этом дневка и восстановление сил после перемычки? Днем мы выходили с этого холодильника, чтоб погреться около дома на солнце. На следующий день мороз утром был настолько жесткий, что вылезать из спальника никто не хотел. Собравшись, мы пошли вниз и поздно вечером были уже в пос.Ключи.
Выводы просты. Вершину в феврале сделали. У Александра это был серьезный этап в жизни, у меня - просто повторил этот ужас второй раз. Вернуться в Петропавловск Камчатский и пойти на Корякский вулкан, - не было того шарма. Я ждал вторую группу новичков с нищего клуба. Александр на подсадке улетел домой. В общем, все было расставлено по своим местам. Команду мы делаем. И этот факт нельзя оспорить.

Школа мужества.

Что греха таить, Камчатка - это наша школа, кузница кадров. Три года - это достаточный срок, чтоб это понять и закрепить, как аксиому. Здесь подтвердил опыт 3 разряда по альпинизму Попов Александр. Стали "значкистами" Шаповалов Антон, Качан Олег, Зиненко Алексей. Прошел школу мужества Родионов Александр. И, наконец, в этом году мы по плану решили вывезти и сделать трех бройлеров на базе клуба альпинистов "Кутх", города Петропавловска Камчатского.
    Я предполагаю, - судьба располагает. В результате Колотухин Сергей не приехал. Обещал за эти два месяца исправиться. Поживем - увидим. Сергей Лопухов по плану должен был работать с Биченкой Александром и сходить на вулкан Авачинская сопка, Корякский вулкан и Козельский. Перед выездом на Камчатку Сергей Лопухов устроил себе экстремальный выход на вершину "Фалаза" в Приморье. В результате простыл. Остался единственный с лихой троицы, Гальчинский Алексей. Он нагло приехал и сходу заявил право на вулкан Авачинская сопка. Планы как всегда у нас были "наполеоновские". Первая часть: вулкан Авачинская сопка и восхождение на Карякский вулкан (м-ты 1-Б и 2-А категорий сложности).
Второй этап: вулкан Козельский 2-А и второй маршрут на нем - 2-Б. Простой и обычный вариант альпинистов Камчатки при выполнении норм 3 спортивного разряда по альпинизму. Все просто, все понятно, а на деле?

Вечером тропили, скорее всего
месили снег на склонах Козельского
вулкана, а рано утром шли на восхождение.
Первая часть планов. Я встретил Алексея при хорошей погоде. Расслабиться, и поехать попить пивка на Паратунку не дал. Биченко Александр, руководитель местного клуба альпинистов, назвал меня садистом и мазохистом. Я был неумолим. На следующий день утром мы и еще 10 человек из клуба "Кутх" выдвинулись в сторону перемычки Корякского вулкана. Так как наша группа была малочисленная, то до поворота Сухой речки нас добросило "Такси", а от поворота до самой туристической базы подкинул "ратрак", который обслуживает горнолыжников в этом районе. Чтобы не терять времени даром, мы решили без передышки в 13-00 выйти на первое восхождение - вулкан Авачинская сопка.
Погода просто гнала нас на вершину. Пошли классическим вариантом через "Воротник", по старой кальдере вулкана Авачинская сопка. Чтобы не было проблем, надели кошки в начале маршрута. Биченко Александр, когда это узнал, долго морщил лоб. У меня сложилось впечатление, что они вообще там кошки не надевают. "Герои минувших дней".
По воротнику шли быстро. Все время смотрели вниз и ждали, когда появятся Камчадалы, - так и не дождались. В верхней части воротника все внизу стало казаться маленьким, не для моего зрения. После "Воротника" небольшой сброс вниз, и мы вышли на крутой взлет самого конуса. Началась самая трудоемкая часть подъема. Алексей здесь приотстал, и это понятно, я - после вулкана Ключевская сопка , он - после самолета. У меня это восхождение перевалило за 100 - ую гору , у него - это первая гора в жизни. А в остальном, мы шли и наслаждались морозным воздухом. Мои замечания по восхождению Алексей игнорировал, он жил своей жизнью, а я ждал, когда эти ошибки Алексея сработают - и сработали. Я был рад, что все это происходило само собой на простом участке, и человек доходил до всего своим опытом.
    Вечер стал набирать обороты. Мороз усилился, подул ветерок. Солнышко намеревалось запрыгнуть за горизонт. Конус вулкана стали чувствовать по резкому запаху сероводорода. Я рванул наверх, чтоб до захода солнца успеть сделать кадры на вершине. Наверное, сделал. Алексей отставал на 5 минут ходу. Но постоянный контроль за молодым альпинистом проходил чисто по интуиции. Честно Вам говорю - беспокойство было. Наконец его тело дошло до края кальдеры. Радость победы - шапки полетели вверх. Вечереет. Пора домой.
    Пришли в лагерь поздно. 23-00 - это не критическое время для прихода в лагерь в этом районе при условии, что выход начали в 13-00 дня. "Камчатка и в Африке Камчатка". Погода стала портиться. Задул свежий ветер. Идти сразу на Корякский вулкан с новичком я не решился, причем дул такой ветер. Клуб "Кутх" дернулся всем составом, но спустя некоторое время основная масса восходителей вернулась в лагерь (перестраховались), а двое наиболее опытных продолжили движение и, пройдя еще немного вперед, вышли из полосы тумана и свежего ветра и взошли на вершину при солнечной погоде и практически полном штиле. Их опыт нам не помешает.
    Мы же отсыпались в домике. Печки не было, но было достаточно зажечь горелку и нормальная комфортная обстановка просто располагала сделать дневку на перемычке. В 15-00 узнали прогноз и обалдели - на следующий день обещали полный "абзац", что и состоялось.
    Мы завели будильник на 5-00 утра. Проснулся я не от будильника, а от того что крышу домика просто сдувало. Я не стал вставать, послал на улицу Алексея. Он вышел, минут 5 продержался за дверь нашего домика, чтоб его не унесло в тундру, затем, наконец, умудрился залететь в дверь и отрапортовать - я жив. Все было ясно.

Перед выходом на основной
гребень вулкана Крестовског нас еще
ждет прохождение ключевого участка.
Алексей: Проснулся я все-таки от звонка будильника. Владимир сказал, что ветер усилился, и чтоб я вышел на улицу и оценил ситуацию, хотя, впрочем, можно было и не выходить. Надев парашютные очки и ветрозащитную маску, и включив фонарь, я открыл дверь. Мела поземка, ветер дул с другой стороны седловины и с этой стороны его сила сразу не ощущалась, но если бы мы вышли, идти пришлось бы ему навстречу. Из-за угла не выходил. Очки быстро запотели и покрылись изморозью. Пришлось вернуться - при практически нулевой видимости вокруг и запотевших очках двигаться куда-либо безполезно. Взял альпинистские очки и повторил попытку. На какое-то время смена помогла. Вышел из домика, потоптался на месте, попытался оглядеться вокруг. Ко вчерашнему ветру и туману добавился еще и колючий снег . В течение какого-то времени смотрел наверх, пытаясь разглядеть просвет в облаках, но кроме снежной мглы, в которую упирался луч фонаря, практически ничего не увидел. Решил выйти из-за домика и попробовать пройти немного в ту сторону, куда нам предстояло двигаться. Высунувшись из-за угла, я едва не потерял равновесие - сила ветра оказалась значительно выше, чем казалось.Сделал несколько шагов навстречу разбушевавшейся стихии, наклонившись навстречу ветру под 45 градусов. Пройдя метров 10-15, я оглянулся назад - домик растаял в темноте, помноженной на нулевую видимость, обусловленную плотной снежной завесой и опять запотевшими очками. Теплый воздух из-под ветрозащитной маски попадал прямехонько на внутреннюю очечную поверхность, образуя конденсат, который тут же превращался в иней. Попытался протереть очки - этого хватило на несколько секунд. Впереди была снежная пустыня, сзади - призрачная надежда на то, что какое-то время удастся пересидеть и дождаться того момента, когда ветер стихнет и ситуация разрядится. Шансы потеряться в 30 метрах от дома все возрастали. Я повернулся спиной к ветру и снял очки - толку от них практически не было. Движение в обратном направлении происходило само собой. Немного проскочив мимо домика, я едва сумел затормозить, попав на лед (кошек при выходе не надевал).
    Понимая, что шансы на успех при таких условиях равны нулю, вваливаюсь в дом. Отрапортовав, что дело - дрянь и встретив бурное одобрение и понимание со стороны начальства, устраиваюсь в спальник, хотя спать, в общем , не очень-то и хотелось.
    Утром пришел один из руководителей камчатской группы и сообщил, что они планируют спускаться вниз в районе 10 часов утра пешком, на что начальство заявило, что нам это не к лицу, и мы покатим себе от самого приюта на лыжах. Без комментариев, понимающе покивав в ответ, наш гость удалился. Не став откладывать это дело в долгий ящик, мы собрали вещи и выбрались из домика. Такое впечатление, что ветер еще усилился. Надев лыжи (камус не снимали) и попытавшись двинуться вперед, первый тут же выкатился на вчерашний лед и, будучи подхваченным сильным ветром, не успев надеть ремешки лыжных палок, кубарем покатился вниз, - палки удуло далеко вперед. С учетом предыдущего опыта стараюсь двигаться осторожно, но на льду это не очень-то помогает - приходится завалиться набок, еще и камус слетел, который и так еле держался. Сняв рюкзак, пытаюсь убрать куда-нибудь отвалившийся камус, но от очередного порыва ветра теряю равновесие и начинаю скользить по обледеневшему склону. В голове мысль, что надо как-то задержаться, пока не набрал скорость. Впереди гряда небольших, вмерзших в лед камней. Миновать их - значит полететь дальше, - кто знает, чем это может закончиться. Развернувшись, встречаю спиной первый более-менее приличный камень. Вроде обошлось без травм. После первых отрезвляющих падений принимаем решение последовать "кутховской" тактике - видимость все-равно нулевая - теряться интереса нет. Лыжи крепим по бокам рюкзаков, начинаем спуск пешком. Временами из-за снежной пелены выныривают опоры линии электропередач. Кто-то, видимо, в свое время пытался обустроить базу отдыха, но не довел дела до конца. Теперь на некоторое время они становятся нашим ориентиром, но ветер периодически уводит в сторону, в результате перед нами немного спустя, вырастает склон одного из боковых хребтов - мы уклонились от основной тропы влево. Через километра полтора - два от приюта туман несколько рассеялся, - стало видно русло Сухой речки с его крутыми берегами, следами ратраков, снегоходов, и какой-никакой лыжней. Снова надеваем лыжи и подгоняемые дующим в спину ветром катим вниз по распадку. Проехав таким образом километра два, останавливаюсь немного передохнуть. Сюда доносятся несильные порывы ветра, иногда несущего клочья тумана. Доехав до поляны, на которой базируются ратраки, останавливаемся на "перекур". Здесь никаких признаков недавней непогоды - вовсю светит солнце, изредка поддувает свежий ветер - обычный теплый весенний день. Оглядываясь назад, вижу шапку облаков, покрывающую седловину между "Авачей" и "Карякой" , из которой видна только сама вершина Карякского вулкана. Оттуда доносится отдаленный шум - дует "как надо". Дальше начинается накатанная проселочная дорога, по которой можно идти пешком, однако делать это не особенно хочется, так как она все-равно идет вниз. Дальнейшая часть следования по маршруту превращается в неспешную и неторопливую лыжную прогулку при великолепной погоде и замечательном виде вокруг, где уже ничто не напоминало о бушевавшей недавно буре. Все это осталось там - на перемычке. Докатился до самой трассы. Минут через 15 вышел Владимир, затем группами по 2-3 человека начали подтягиваться кутховцы. Еще на базе они предложили добраться до города с ними, - в их "Уазике" были свободные места. Машина подошла минут через 15-20 после того, как все собрались. Погрузили рюкзаки и лыжи и в спартанской, но тесно-дружеской обстановке доехали до города.

Владимир: Буран был настолько видимый, что участников с "Кутха" я увидел только на дороге. Сняли камус с лыж и покатили с ветерком до трассы. На трассе все собрались. Машина доставила нас до города. Мероприятие закончено. Ждем следующего воскресенья. Хотим погоды, хотим восхождения на Карякский вулкан.

Вид с вершины Козельского вулкана на Зуб.
Прохождение этого участка дает
возможность пройти маршрут 2Б.
Неделя отдыха в городе внесла свои коррективы. После предложения Биченко Александра сходить вместо Карякского вулкана на вулкан Козельский так и решили.
Рано утром выехали на полигон, затем на лыжах до базового домика под Козельским вулканом. Пришли к вечеру, передохнули, перекусили. В домике отдыхал после лыжной пробежки молодой представитель клуба "Кутх", затем подошла еще двойка альпинистов. Снег выпал свежий. Я думал, мы пойдем одним маршрутом. Но они имели другое мнение на этот счет.
    Чтоб восхождение получилось на все 100, вышли вечером с Алексеем и протропили кулуар почти до середины. Смысла ,на ночь глядя, идти выше не было. Вернулись в домик. Вторая двойка спала. Перекусили, легли тоже. Утро, как обычно, в суете, затем выход.
Камчадалы вышли раньше нас. Пути наши разошлись почти сразу от зимушки. Идти по тропе было не трудно. Было совсем светло, когда мы подошли к концу нашей тропежки, и началась обычная рутина. Чем выше мы поднимались, тем глубже был снег. К обеду взошли на ложный перевал.
    Сместились вправо и по крутому склону начали подниматься к первому ключевому участку. Крутой склон, свежий снег предавали нам ощущения бурного выделения адреналина. По мнимому контрфорсу прижались к скале, вернее прыгнули в яму. И затем лезли целую веревку, по склону более 70 градусов, без точек страховки на гребень, сбивая перед собой гору свежего снега.

По гребню до вершины продолжали тропить. Ощущение было вначале, - не одолеем целину. Сказывалась высота. Но как палочка выручалочка, появился под ногами фирн. Затем вышли на основную вершину. Дальше по гребню на зуб не пошли. Времени было очень мало. Завтра самолет. Риск по времени был велик и не нужен. По пути подъема спустились вниз. Спуск простой. Мужики вернулись со своей 1-Б намного раньше. Перекусили, на лыжи и - вниз. Скатывались быстро - лыжня накатанная. К темноте спустились до дороги полигона. Затем немного понервничали из-за транспорта и в 23-00 были уже в Питере. Сборы закончились окончательно и, как - будто бы, удачно. На Камчатке - просто класс.

Немного по планам на будущее.

/ Восхождение на вулкан Камень, вулкан Ледяная сопка, Вилючинский вулкан. Освоение района Ганалы./

Более 20 лет мы шагаем рядом друг с другом семимильными шагами - Биченко Александр и я. Встречаясь, делимся своими планами. Это случилось и в этом году. У меня были свои предложения, у Александра - свои. Немного поделимся с Вами, клубовцы, если кого заинтересует. Обращайтесь, подумаем как воплотить их в жизнь.
    Первое. 20 июня "Кутх" проводит экспедицию в район Ключевской группы вулканов. Связано это с юбилеем альпинизма на Камчатке. В планах экспедиции восхождение на вулкан Ключевская сопка, восхождение на вулкан Камень, и, наконец, разведка на Ушковском вулкане этих знаменитых ледовых лабиринтов.
    Во время сборов команда клуба "Кутх" сделает попытку первопрохождения ледовой стены на вулкан Камень. В сою очередь Александр предлагает приехать нашему клубу и в двойки пройти ледовую 4-А с перемычки на вулкан Камень. Ну и остальные маршруты на соседние вулканы. / Общее количество людей, с нашего клуба, которые захотят участвовать в экспедиции, не оговаривали. Есть проблемы по этому вопросу./
    Предложение для меня заманчивое. Я уже 4 раз точу на него зуб. И он меня, по-своему достал.
    В этом районе есть еще одна изюминка, ее называют "Скальный зуб". Александр попросил у меня собрать в Приморье информацию по этому массиву. Есть версия, что Приморцы на него ходили. Только кто, не знают. Толи Александр Морозов, толи команда Сергея Эйдуса. Будем "копать"
    Ну и мое предложение. На севере Корякского нагорья есть знаменитый вулкан Ледяная сопка. В конце 70 -ых годов на нее поднималась команда туристов с города Владивостока. Двух представителей этого восхождения я знаю со времен работы на заводе "Дальприбор". Общаясь с ними, я загорелся с тех времен идеей подняться на эту вершину.
    Александр Биченко за эти пол года должен пробить тему подъезда к подножью горы и восхождения на нее. Экспедицию наметили на май 2004 года. Общая продолжительность - 15 дней. По деньгам все решится позже. Еще год и цены всегда могут поменяться. Вот такие, я думаю не "тяжелые", темы. Итак, господа, думайте.
Ну и последнее.
    Четвертый год работает наш клуб на Камчатке, а вернее, мы забыли нашу первую клуба альпиниаду, проведенную в этом регионе с Березиным А.А. в1994 году. Эта альпиниада дала 10 спасателей, которые до сих пор работают в Краевом отряде Приморья.
    Итак, уже четыре раза мы "пашем" снег на п-ове Камчатка. Что это нам это дает? Только положительные результаты. Этот почин нужно продолжать. Есть серьезная заявка на 2004 год от Шаповалова Антона и Колотухина Сергея. Я думаю, к ним присоединятся и другие клубовцы. Для нас остается доселе не освоенным район Вилючинского вулкана, мы много слышали о районе Ганалы. Работы не на один год. Нужны только желание и сплоченная команда.