Автор: Наталья Козлова

1-А. Вот и эту гору наконец я узнала или Без пяти четыре
Пусть все завидуют

С непривычки.

Мы шли сначала по осыпи, потом по морене, дурацкие морены, я ненавижу ходить по ним. А ведь чтоб дойти почти до любой вершины, без них не обойдешься. Большие гранитные булыжники наргоможденные друг на друга, в основном неправильно сколотые и поэтому острые, некоторые шатаются. Ужасно неприятно идти в тяжелых ботинках, которые в первый раз одеваешь. И эти морены бывают до бесконечности длинные, нескончаемая груда камней. Я описала свои чувства, потому что занимаюсь недавно, людям с опытом может это все достаточно привычно и так не раздражает. Может и я, если продолжу заниматься – привыкну.

И все это сопровождается набором высоты. Потом мы идем по такой же морене, но наполовину засыпанной снегом. Мы вышли в 6 утра и часам к 11 видим перед собой довольно крутой и длинющий снежный взлет, предполагаем, что это выход на перевал. Вдали слева видна вершинка под красивым названием Антикайнен 4 100 – которая, надеемся, сегодня будет нашей. Справа, вдали, стекает ледник какой-то из вершин. А по обеим сторонам от нас нескончаемая гряда скал, с севера уже припорошенных снегом. Широкий снежный взлет по которому нам сейчас предстоит идти, оказался неоднородным. Сначала был наст, который пробив ботинком, оказываешься по колено в снегу. Прокладывая путь, первыми шли мальчики. По таким следам очень удобно было идти за ними. Только ботинки тяжелые :) приходиться высоко поднимать ноги:) К этому времени мы уже порядочно устали. Когда идешь - жарко, стоит только присесть отдохнуть, буквально через минуту начинаешь мерзнуть. «Не спи - замерзнешь» - это по моему точно к альпинизму относится :)

Как в книгах.

Идешь, идешь, а рельеф абсолютно не меняется. Слева скалы тянуться и тянуться, справа скалы скалы скалы и бесконечно белый подъем и от такого однообразия появляется апатия. Вообще апатия это страшно. Потому что садишься в снег и ничего не хочется: вверх – нет, вниз? Тоже не хочется, слишком много пройдено. Хочется остаться здесь и никуда не идти. Вот так сидеть, тем более, кстати, очень удобно устраиваешься, снег мягкий, как на удобной перине. Хочется спать. Вот так люди и замерзают наверно в горах. Поэтому по одиночке опасно ходить. Так обычно или друг тебя растолкает или ты его и нехотя-нехотя, но пойдешь дальше. В нашем случае, конечно до такой трагедии не дошло бы. Но я испытала какую-то маленькую долю того, что испытывает даже сильный альпинист на огромных высотах, когда никуда не хочется – ни вверх, ни вниз. Потому что сильную апатию, кроме усталости, дает человеку еще и высота. У нас в принципе было около 3 600 на этом склоне – относительно не много.

Посидев так, начали подмерзать, поднялись нехотя.

Немного пройдя, появилось настроение, смеялись, шутили, несколько раз сфотографировали друг друга, глубокий снег под настом сменился на неглубокий твердый, здесь почти каждый сам себе, рантом или носком ботинка выбивал небольшую ступеньку. Снег не очень твердый, получалось с одного удара. Потом наступил особенно неприятный отрезок, где под снегом кажется был лед. Хорошо, что снег был твердоват и мы шли очень аккуратно, осторожно, чтобы не соскользнула нога. Если бы он был рассыпчатым понадобились бы кошки, которых у нас не было.

Участок физически был тяжелый, все было напряжено, особенно ноги.

А подъем все тянулся нескончаемо. Наконец, крепко встав, оглядевшись мы увидели, что уже поравнялись с ледником. Еще чуть-чуть и мы войдем в небольшой скальный коридорчик. Надеемся, что до перевала уже недалеко. Снег сделался какими-то пластами. Корней все боялся что может сойти лавина. Я почему то была спокойна, мне кажется для лавины снега было маловато. Мы проходили скальный коридор, в снегу попадались большие живые камни, когда-то упавшие сверху. Двигаться было тяжело. Посмотрели вверх – перевала еще не было видно.

Прошли еще достаточно, прежде чем вышли на поляну перевала. Там обессиленные, по крайней мере мы с Ольгой, присели на кусочек выступающих камней. У Димы был вкуснейший чай! Горячий, кисленький – жалко мало. В тот момент я бы могла наверно таких термосов пять выпить. Мы полюбовались окружавшими нас вершинами, детально разглядели пик Молодежный, на который собирались, но не пошли, одели рюкзаки, 20 минут по перевалу и мы на вершине!

Вершина!

Два часа дня. На вершине, усталость как рукой сняло или мы просто забыли о ней. Все были очень довольны. Даже начали думать о траверсе с выходом на пик Маншук Маметовой, потом вернуться по пути подъема. (Это бред : ))

Вершина оказалась достаточно просторной, мы с удобством разместились и даже доели оставшиеся сладости. Фотографировались. Есть одна моя фотография, Ольга прикалывается, называет ее «10 лет в альпинизме». Там я в профиль, на фоне горы естественно, в каске и что-то говорю с ну уж очень серьезным видом : ).

Панорама была хорошая. Хорошо виден Комсомол, Аристова. Ниже нас были Учитель и Пионер, пик Абая. Удалось хорошо рассмотреть пик Маяковского. На противоположной стороне ущелья красивые, обширные цирки Титова и Молодежного. Совсем маленьким казался Локомотив с аккуратным снежным гребнем, рядом пик Зои Комодемьянской. Вдалеке, в другой стороне Талгар был таинственно затянут облаками, а шикарная красавица Орджоникидзе была совсем рядом во всей красе.

Одним словом…

На вершине были достаточно долго, минут 40. Потом начали спуск. Спуск вообще утомительная вещь. А в этот раз, он длился................ ВЕЧНОСТЬ ...

До вагонов осталось немного, по моим щекам, от боли, медленно стекали слезы, на Туюк Су пришли уже затемно. Не было сил рассказать про восхождение ожидавшим там нас людям.

У меня травмировано колено из-за продолжительной и большой нагрузки, особенно на спуске. Синяки на голеностопах от непривычных альпинистских ботинок. В целом я довольна восхождением. А за колено переживаю, в ближайшее время идти куда-то кажется не придется.

А еще, уже на спуске, когда мы отдыхали, увидели на Молодежном следы от трех сошедших там лавин.