Автор: Юрий Ермачек, г. Екатеринбург
Фото: Александр Пашков г. Москва

Благословенная Дугоба

Апрель-май 2008 г.

В Киргизии, в 70 км от г.Ош, за двумя погранпостами , расположилась небольшая альпинистская база "Дугоба". Два уютных домика с 2-х и 3-х местными номерами, большая столовая и баня оздают все необходимые условия для совершения восхождений и полноценного отдыха.
Дорога сюда не простая. С Урала и Сибири мы двое суток едем на поезде, пересекая бескрайние степи Казахстана и еще сутки едем на машинах, по горным дорогам Киргизии.
Удобнее всего нашей московской команде, прилететь из Москвы сразу в Ош, хоть это и дороже. Но все неудобства дороги уходит на задний план, когда оказываешься в очень красивом и живописном месте, в ущелье Дугоба. Здесь уже лето, все цветет и зеленеет. Днем +25. А наверху белоснежные горы. Словами все не передать, это надо видеть.

Наш отряд - 7 инструкторов, шеф-повар и 30 участников из разных городов России: г.Москва, г.Екатеринбург, г.Уфа, г.Волгоград, г.Сургут, г.Новосибирск, г.Самара, г.Тюмень, г.Снежинск, г.Озерск и г.Златоуст Челябинской области, г.Бишкек, г.Алма-Ата.

Уральская команда выехала из Екатеринбурга 24 апреля, поездом "Свердловск-Бишкек" до станции ЧУ. Там команду встретили и на двух микроавтобусах привезли в Бишкек. Небольшой отдых и на такси мы выезжаем в Ош, где нас ждет наша московская команда.
На базаре купили необходимые продукты и в обед выезжаем колонной машин: :вахтовка, УАЗ и два микроавтобуса в альп.лагерь "Дугоба". Проверка паспортов на узбекском погранпосту и мы проезжаем Шахимардан, дорога уходит вверх, вот и поселок Иордан.. Заезжаем на киргизский погранпост. Выгружаемся. Рюкзаки увозят наверх УАЗ и КАМАЗ. Сами идем к лагерю пешком. До темноты успеваем разместиться. Вечером собираемся все вместе в столовой, знакомимся и разбиваемся по отделениям. Праздничный ужин и для всех желающих прогретая баня.

28 апреля После завтрака каждое отделение получает необходимое снаряжение - веревки, крючья, карабины, стоппера, оттяжки и все уходят на скальные занятия.: отрабатываются приемы страховки, движение по перилам, спуск дюльфером, работа в связках. Пока все на занятиях - я занимаюсь подготовкой груза (палатки, продукты) для заброски на верхние ночевки, под пуп Сельского. Нагружаем ишака и отправляем наверх.
Но скоро погонщик возвращается вниз - ишак никак не хочет переходить мост, пинки и плеть не помогают. Пришлось груз переносить через мост самому, а с ишаком погонщик переправился через реку где-то внизу и пришел к мосту по другому берегу. Опять нагружаем ишака и снова отправляем наверх.
К 16 часам все отделения спустились в лагерь. Разбор занятий и после обеда продолжение занятий и подготовка к тренировочному восхождению у разрядников и подготовка к заброске на ночевки под пуп Сельского у новичков.

29 апреля. Восхождение на Малый Замок, 2- А кат.сл. отд. Стаценко Сергея
Восхождение на Малый Замок, 2- А кат.сл. отд. Воробьева Павла
Восхождение на Малый Замок, 2- А кат.сл. отд. Белькова Андрея
В 5 утра из лагеря выходит отделение 3-го разряда Стаценко Сергея, через час за ними стартует отделения 2-го разряда Воробьева Павла и Белькова Андрея. Погода прекрасная, состояние маршрута отличное. В 12 часов дня все отделения уже на вершине, а новички тем временем переходят из лагеря на ночевки под пупом Сельского.
Ишак сегодня делает вторую заброску, этим существенно облегчает рюкзаки новичков.
На поляне кое-где лежит снег, палатки устанавливаем на траве.
30 апреля. Восхождение на Сыпучая, 1-Б кат.сл. отд. Шваба А.
Восхождение на Сыпучая, 1-Б кат.сл. отд. Мошкова В.
Восхождение на Малый Замок, 2- А кат.сл. отд. Жилина Н.
В 5 утра два отделения новичков вышли на свое первое восхождение. Снега в этом году было больше, чем обычно. Пришлось тропить дорогу в снегу до самой вершины. Солнце было ярким, так что кто не мазался солнцезащитным кремом, сгорели. К вечеру все благополучно спустились вниз, на поляну, усталые, но довольные.
Отделение Жилина Николая, после двух дней занятий сходило на тренировочное восхождение на М.Замок. На гребне их застала гроза, пришлось немного помокнуть и померзнуть тем, кто оставил свои теплые вещи внизу. Хороший урок. Вернулись с горы только к 18 часам.
1 мая Восхождение на Б.Замок, 3-А к.сл. отд. Стаценко Сергея
Восхождение на Крестьянку, 3-Б к.сл. отд.Белькова Андрея
Еще на подходах к маршрутам разрядники не перешли реку, а начали подниматься по каньону, и нашли себе лазание по сосулькам и скалам с натечным льдом. Отделение Белькова Андрея ушло на маршрут, а отделению Воробьева Паши удалось пробиться по снегу только к верхним стоянкам и установить лагерь под Мехнатом. Снега здесь очень много, лавиноопасно, поэтому планы меняются. Отделение Стаценко Сергея штурмуют Гл.замок из лагеря. Вечером все благополучно спускаются вниз.
2 мая. Восхождение на Б.Замок, 3-А к.сл. - отделение Жилина Николая
Восхождение на Крестьянку, 3-Б к.сл.- отделение Воробьева Павла
Восхождение на Калькуш, 2-А к.сл.- отделение Шваба Александра и Мошкова Виктора.
С погодой нам везет, солнечно и тепло. Поэтому проблем с прохождением маршрутов нет.
После восхождения все новички успевают спуститься с ночевок в лагерь, чтобы помыться и отдохнуть.
3 мая. Посвящение новичков в альпинисты. С утра отправляем новичков на занятия, а сами собираемся, чтобы распределить обязанности. Выбираем царя гор, составляем торжественную клятву новичка, навешиваем перила к трону царя и каждый одевается согласно этикета.
В 12 часов начинаем представление :все как положено, участники проходят полосу препятствий с камнепадами и водопадами, подгоняемые девушками-"горняшками". После клятвы и поцелуя ледоруба, общее фото всех участников с царем гор. Вручаем каждому участнику удостоверение и значок "Альпинист России". Торжественный обед и одно отделение уходит наверх, у второго отделения еще день отдыха.
4 мая. Восхождение на Крестьянка, 3-Б к.сл.- отделение Стаценко Сергея
Восхождение на Калькуш, 2-Б к.сл.- отделение Мошкова Виктора
После обеда погода испортилась, пошел снег, но все восходители в это время были уже под вершиной и благополучно спустились вниз.
5 мая. Восхождение на Дугобу, 3-А к.сл. - отделение Жилина Николая
Восхождение на Калькуш, 2-Б к.сл.- отделение Ермачек Юрия
Погода сегодня не устойчивая, то идет снег, то проглядывает солнце, но ,главное, это не мешает нам подняться на вершины. Спустившись на поляну снимаем палатки и пакуем вещи. Для отделений значков, последнее восхождение будет из лагеря. В сумерках уходим вниз. На скалах один из участников поскользнулся и потерял равновесие, друг бросился ему на помощь, но сам не устоял и вместе полетели вниз, по крутому склону. Все обошлось, удалось задержаться перед самым обрывом. В пропасть улетела палатка, но ее достали уже на следующий день.
6 мая. После непогоды у всех отделений день отдыха. Сушим вещи и готовимся к завершающему восхождению.
7 мая. Восхождение на Калькуш, 5-А к.сл.- отделение Белькова Андрея
Восходждение на Калькуш, 3-Б к.сл. - отделение Стаценко Сергея
Восхождение на Калькуш, 2-А к.сл.- в двойке Редина Настя и Модестова Надежда
Восхождение на Замок (М), 2-А к.сл. - отделение Мошкова Виктора и Ермачек Юрия
Восхождение на Мехнат, 4-А к.сл.- в двойке Воробьев Павел, Савельев Андрей
Погода опять отличная, все участники с двоек и троек спустились только к вечеру, с пятерки пришли в 4 утра. На Мехнате ночевали на вершине, спустились только на следующий день, к 16 часам вечера. Общего праздничного вечера не получилось, но песни под гитару попели, в баню сходили.
8 мая. Отьезд в Ош. С утра поздравляем Гридчина Андрея (г.Волгоград) с днем рождения. Дарим ему киргизскую шапку. Поздравляем с выполнением 3-го и 2-го разряда участников и вручаем книжки альпинистов с записями о совершенных восхождениях. После завтрака собираем рюкзаки и в 12 часов начинаем спуск к погранпосту. Там нас уже ждут три микроавтобуса. Два микроавтобуса с участниками едут в Ош, а мы остаемся дожидаться нашу группу с Мехната. Вдвойке выходим наверх и с верхних ночевок в 14 часов связываемся по рации с группой. Они только что спустились к палатке под стеной. К 17 часам все в лагере, баня и перекус в дорогу, уже в темноте покидаем Дугобу.
9 мая. В Ош приезжаем в 1 ночи. Кто спит, а кто дожидается нас. Мест на базе не хватает. Звоню друзьям и к 4 утра приезжают три минивэна, по 8 мест в каждом. Загружаем рюкзаки, делаем лежаки и отправляемся в дорогу. 12 часов пути и мы в Бишкеке. Здесь нам уже подготовлены четыре благоустроенных квартиры. Принимаем душ, посещаем кафе и валимся спать. В дороге хоть и спишь, но выматывает она здорово.
10 мая. До 11 часов у всех свободное время. В 11.30 грузим рюкзаки в такси и выезжаем на ж.д.вокзал. Загружаемся в поезд. Прощаемся с нашими инструкторами из Бишкека и в путь.
Закупоренные вагоны, жара, погранпроверка в течении 4 часов и только после киргизско-казахстанской границы, можно спокойно ехать, уже никто не тревожит.

К сведению, теперь в каждом киргизском поезде едут два юриста, которые призваны оберегать пассажиров от незаконных поборов со стороны миграционной полиции. Ж.д.билет от этого для всех немного подорожал, но ездить стало спокойней.

Сведения о восхождениях :

Отделение СС - Воробьева Павла
29.04. М.Замок, 2-А к.сл.- ЮЗ склону и В гр.- Воробьев Павел, Модестова Надежда, Редина Настя, Савенков Андрей, Скотарев Юрий.
02.05. Крестьянка, 3-Б к.сл.- пр.гр.В.ст. - Воробьев Павел, Модестова Надежда, Редина Настя.
07.05. Калькуш, 2-А к.сл. - ЮВ кф. - в двойке Редина Настя, Модестова Надежда.
16.09. Мехнат, 4-А к.сл.- правому ребру В стены - в двойке Воробьев Павел., Савенков Андрей.

Отделение СС - Белькова Андрея
29.04. М.Замок, 2-А к.сл.- ЮЗ склону и В гр.- Бельков Андрей, Колпаков Владимир, Тарасенко Екатерина, Заверуха Артем, Пенигин Егор.
02.05. Крестьянка, 3-Б к.сл.- пр.гр.В.ст. - Бельков Андрей, Тарасенко Екатерина, Заверуха Артем, Пенигин Егор.
07.05. Калькуш, 5-А к.сл.- ЮВ стене - Бельков Андрей, Колпаков Владимир, Тарасенко Екатерина, Заверуха Артем, Пенигин Егор.

Отделение СП - Стаценко Сергея
29.04. М.Замок, 2-А к.сл.- ЮЗ склону и В гр.- Стаценко Сергей, Макаров Максим, Конев Денис, Бесчастнова Юлия, Гудошников Александр, Курочкин Алексей.
01.05. Замок (Гл.) - Ю гребню - Стаценко Сергей, Макаров Максим, Конев Денис, Бесчастнова Юлия, Гудошников Александр, Курочкин Алексей.
04.05. Крестьянка, 3-Б к.сл.- пр.гр.В.ст. - Стаценко Сергей, Конев Денис, Бесчастнова Юлия, Гудошников Александр, Курочкин Алексей, Гридчин Андрей.
07.05. Калькуш, 3-Б к.сл.- центру С ребра - Стаценко Сергей, Конев Денис,Гудошников Александр, Курочкин Алексей.

Отделение СП - Жилина Николая
30.05. М.Замок, 2-А к.сл.- ЮЗ склону и В гр.- Жилин Николай, Краюшкин Николай, Брусницина Людмила, Пашков Александр, Леухненко Иван, Скворцов Константин
02.05. Замок (Гл.) - Ю гребню - Жилин Николай, Краюшкин Николай, Брусницина Людмила, Леухненко Иван, Скворцов Константин
05.05 - Дугоба, 3-А к.сл.- В ребру - Жилин Николай, Краюшкин Николай, Леухненко Иван, Пашков Аоександр, Шваб Александр

Отделение НП - Мошков Виктор
30.04. Сыпучая, 1-Б кат.сл.- Ю гребню с пер.Сыпучий - Мошков Виктор, Емельянов Александр, Пазинич Игорь, Лукманова Лейсан, Мазеев Дмитрий
02.05. Калькуш, 2-А к.сл.- ЮВ кф.- Мошков Виктор, Емельянов Александр, Пазинич Игорь, Мазеев Дмитрий, Лкуманова Лейсан
04.05. Калькуш, 2-Б к.сл.- Ю склону - Мошков Виктор, Емельянов Александр, Орлов Сергей, Мазеев Дмитрий, Лкуманова Лейсан
07.05. М.Замок, 2-А к.сл.- ЮЗ склону и В гр.- Мошков Виктор, Емельянов Александр, Орлов Сергей, Мазеев Дмитрий, Лкуманова Лейсан

Отделение НП - Шваб Алексендр
30.04. Сыпучая, 1-Б кат.сл.- Ю гребню с пер.Сыпучий - Шваб Александр, Рубцов Петр, Грибов Алексей, Каношин Евгений, Семенов Дмитрий, Орлов Сергей
02.05. Калькуш, 2-А к.сл.- ЮВ кф.- Шваб Александр, Рубцов Петр, Грибов Алексей, Каношин Евгений, Семенов Дмитрий, Орлов Сергей
05.05. Калькуш, 2-Б к.сл.- Ю склону - Ермачек Юрий, Рубцов Петр, Грибов Алексей, Каношин Евгений, Семенов Дмитрий, Пазинич Игорь
07.05. М.Замок, 2-А к.сл.- ЮЗ склону и В гр.- Ермачек Юрий, Рубцов Петр, Грибов Алексей, Каношин Евгений, Семенов Дмитрий, Пазинич Игорь, Бесчастнова Юлия.

Поздравляем !!! С выполнением 2-го спортивного разряда по альпинизму :
Скворцова Константина (г.Сюргут ), Курочкина Алексея (г.Екатеринбург), Конева Дениса (г.Тюмень), Бесчастнову Юлию (г.Самара), Гридчина Андрея (г.Волгоград)
Поздравляем !!! С выполнением 3-го спортивного разряда по альпинизму :
Рубцова Петра, Грибова Алексея, Орлова Сергея (г.Москва), Пазинич Игоря (г.Новосибирск), Емельянова Александра, Семенова Дмитрия, Каношина Евгения, Лукманову Лейсан, Мазеева Дмитрия (г.Екатеринбург).

Спасибо всем участникам весенних сборов за выдержку и характер, каждый уехал с рюкзаком впечатлений и надеюсь, не пожалеет о своей поездке в Дугобу.
До Новых встреч в Горах !

alpclub.ur.ru

На скальных занятиях

Вперед - на Малый Замок

Вид на ущелье с Малого Замка

На стоянках у пупа Сельского

г. Дугоба на рассвете

На маршруте Шваб А И.

Природа не скупится на чудеса

На гребне Дугобы

Еще немного - еще чуть – чуть …

На вершине г.Дугоба

Сборы закончены…

Они помнят ! 9 Мая – ОШ

Отчёты Ирмачка всегда замечательные

Ирмачок всегда замечательно пишет, и всегда хорошие фотки в отчётах. Мне особенно нравятся фотки быта и жития в приютах и палатках. Многим может показаться убого и неинтересно, а для меня они передают уют и отдых после лазания по горам. Неотьемлемая часть гор - житиё в горах. В опщем - Ирмачку бальшой зачот!

Я приветствую восходителей родных вершин!

Физ культ Привет. Я много раз бывал на таких мероприятиях ярад был увидеть это. Александр Шваб меня помнит наверно с уважением Федор С.К Нефтянник