Автор: Проклов Валерий Геннадьевич, инструктор по альпинизму.

Восхождение на вершину Эльбрус, посвященное 60-летию Победы

Восточная Вершина, 07.05.05
С 23 апреля группа начинающих альпинистов и инструкторов из Архангельской области в составе 30 человек под руководством председателя областной федерации альпинизма Михаила Ишутина приступила к акклиматизации в ущелье Адыр-Су. Цель альпинистского мероприятия - восхождение на высочайшую вершину Европы, Эльбрус, посвященное 60-летию Победы.

Мы совершили восхождения на две вершины 1-й категории, начинающие восходите-ли прошли посвящение в АУСБ «Уллу-Тау» и получили значок "Альпинист России" с удостоверением. Во время акклиматизации мы чувствовали себя полярниками, от-резанными от цивилизации, где подвиг для тела начинался ежедневно после при-нятия снежного душа. Ибо пока мы мучили свои тела, совершая различные подхо-ды, отходы и сами восхождения, на всем Кавказе была, в основном, непогода. Постоянный снег и промокшая одежда сделали свое дело - часть восходителей «себе все доказала». Одно дело «преодолевать трудности» дома за чаем, другое - реальность каждого утра в горах, когда в мороз надо облачаться в мокрые ве-щи, собирать палатки и снова двигаться вперед. Поэтому все чаще «НЕ ХОЧУ» многие старались выдать за «НЕ МОГУ».

5 мая мы устроили себе праздник: спустились подышать весной в поселок Тер-скол, к цивилизации с горячими шашлыками и вечерней молитвой муллы. Утром 6-го мая неожиданно оказалось, что прекратился снегопад. День оказался идеаль-ным для восхождения на Эльбрус. Две его вершины упирались в фиолетовое небо, заснеженные склоны отражали невыносимо яркое солнце. От станции «Мир», где заканчивается канатная дорога, для нас путь один - к вершине. Участники, сги-баясь под тяжестью огромных рюкзаков, медленно двинулись навстречу МЕЧТЕ. В телах эйфория, радостно давим раскисший снег высокогорными ботинками, а душа тем временем мечется между вершинами и телом или просто бежит на шаг впереди. В этот день мы смогли добраться лишь до бывшего «Приюта 11», который находит-ся на высоте 4200 метров. Пока копали в снегу площадки под палатки, наступил вечер, а с ним - предвестники неприятностей. К Эльбрусу подтягивался южный фронт непогоды, вал огромных черных облаков уже накатывал на вершины главного Кавказского хребта. Спасатели из МЧС посоветовали или вообще не ходить никуда до 10 мая, или ловить окно с утра до середины дня 7 мая. Они считали, что если не воспользоваться этим окном, то шансы на безопасное восхождение минимальны. Правоту спасателей подтвердило происшествие с группой Екатеринбуржцев, вышедшей на восхождение 8 мая. На Восточной вершине пропал Михайлов Сан Саныч. Остается только слабая надежда на то, что он жив. Ведь были случаи, когда группы уходили почти до Кисловодска, а одиночки выходили к людям на 12 день. Увы, в день 50-летия Победы на Восточной так же пропал мой лучший друг, КМС по альпинизму Трофимов Александр. К сожалению, навсегда.

Ночью ветер срывал со склонов снег, палатка хлопала, скрипела, пытаясь улететь в неизвестность. В 2 утра в ней состоялись совет и чайная церемония. Восхождение под вопросом. Но в 5 утра, как команда «вперед», прозвучал голос руководителя наших сборов Ишутина Михаила: мы решили выйти на восхождение. До скал Пастухова шли медленно, группами, как отряд альпинистов: без догонялок, не дыша в затылок переднему, не нога в ногу. А после скал мы пошли, как все нормальные люди: кто с ледорубами, кто с лыжными палками каждый своим темпом, со своими мыслями, со своими методами воспитания своего тела. Шаг - выдох, еще шаг - и победа. Можно отдохнуть. Ты на метр ближе к своей цели. С каждой минутой усиливается ветер, и чем ближе к седловине, тем он сильнее. Многие останавливались и уходили вниз, звучали фразы о погоде, о ветре, о любимой девушке. Пару раз я прозевал порывы ветра, не успевал закрепиться на склоне кошками и лыжными палками. Меня опрокидывало ветром, и я улетал на несколько метров вниз. Кто-то говорил, что альпинизм – это длительные периоды скуки, изредка перемежающиеся с моментами ужаса. Ужасным было то, что надо опять подниматься на несколько шагов вверх, на тропу, это очень выматывало. Задыхаясь, дошел до седловины, а там уже наши, архангельские, спинами к ветру сидят. Мишка Ишутин, как по набережной, вокруг бегает, ребят подбадривает. Подошли еще двое альпинистов с Урала, подтянулись немцы с проводником.

Немцы с проводником решили идти на Западную, ну а мы на Восточную. Склон выбрали круче, зато ветра меньше. Горы тем и хороши, что там нет очередей. Уже внизу проводник немцев сказал, что мы красиво шли, дружно.

Илья на Восточной
На самой вершине антарктическая поверхность и сумасшедший ветер. Фотографируемся у геодезической треноги - и вниз: ребята по Северной стене, а я с Ильей, за оставленны-ми на седловине вещами, по пути подъема. На Западной к вершине полз один человек, ветер не давал ему подняться, и было непонятно, взошли ли немцы.

Спуск
Фотографирую Западную, Илью и вниз, в облака.

Теперь главная задача - успеть спуститься на скалы Пастухова. Последние еще так далеко внизу, а непогода все ближе и ближе, и если облака закроют скалы, шансы спуститься упадут на 50 процентов. Наверно, мне помогал мой погибший друг, мы успели проскочить скалы и сразу попали в туман, видимость - 5 метров. Но здесь уже проще, можно идти по следам ратрака.

Дима Шпилевой
В этот день с нами на Восточную взошли: один москвич, двое ребят с Урала, 4-ро архангелогородцев и 5-ро северодвинцев.

А Дима Шпиливой из Архангельска, впервые приехавший в горы, встретил свой 25-летний юбилей на вершине Эльбруса.

9-го, рано утром, в продолжающую непогоду мы двинулись домой - кто в Северодвинск, кто в Архангельск. Ниже «бочек» встретили группу австрийских горно-лыжников, поздоровались и радостно поздравили их с праздником Победы. Им в лицо мел снег, и они промолчали.