Автор: Антонина Захарова, Павел Борисов

ВЦСПС: успеть за выходные

На вопрос «Есть ли смысл ехать в горы на 3-4 дня?» мы оба отвечаем утвердительно. Рецепт прост: 2 отгула (например, пятница и понедельник) плюс 2 выходных плюс «скидочные» авиабилеты до Минеральных вод – и краткосрочный рай вам обеспечен. Этим принципом мы и руководствовались, когда в октябре 2007 года в очередной раз собирались на Кавказ.

В аэропорту города Минеральные воды прилипчивый таксист мечтал увезти нас до Чегета за 2500 рублей. Он говорил что-то про снесенный до фундамента автовокзал, отсутствие альтернатив, 9 часов вечера и наши безрадостные перспективы ночевать в чистом поле. Несмотря на то, что мы сразу отвергли его навязчивое предложение, он не отставал до поста ГАИ.

За 10 минут мы добрались до развязки на трассе М29 (Ростов – Баку) и стали ждать попутного транспорта. На часах 10 вечера, уже темно, но мы нашли отличное место под фонарем. Нас подобрал камаз с 27 тоннами гипса (перегруз в два раза) и неспешно довез до поста Кыз-Бурун (поворот на Баксанское ущелье). В полночь мы вышли под звездное черное небо. Следующей удачей был пустой автобус ПАЗ, на котором добрались до деревни Заюково. Копейка с тремя парнями-кабардинцами подбросила до заправки в соседней деревне Жанхотеко. Но удача, как известно, если уж к кому пришла, то так просто от нее не отделаешься. На той же заправке вежливый балкарец тридцати с лишним лет заливает полный бак своего BMW X 5 и охотно берется нас подвезти. Он оказался хозяином нового завода в Тырныаузе. Пока ехали, многое услышали про жизнь в этих местах: про вражду балкарцев и кабардинцев (и сейчас кабардинцы опасаются ездить в горы дальше селения Жанхотеко), про кавказскую войну, про имама Шамиля, про современную жизнь. К 3 часам ночи мы с триумфом въехали в альплагерь Джан-Туган. Обменялись телефонами с балкарцем и расстались: мы пошли искать место для палатки, он развернулся и поехал обратно...

Палатку мы поставили на «поляне кошей», неподалеку от ручья. Температура ночью была около нуля.

Утром пришлось восполнить запас газа (отняли в аэропорту), а также купить палки (забыли в Москве). По сходной цене нам достались палки, оставленные в альплагере туристами-иностранцами. До обеда прогулялись налегке вниз до альплагеря Шхельда и обратно. Большую часть вещей оставили в палатке – в этом сезоне людей в ущелье Адыл-Су почти нет. МЧС-овец, протягивая нам журнал для регистрации туристских групп, комментировал: «До вас еще одна группа пошла на ВЦСПС. Мы уже не ходим – холодно. Берите теплые вещи!». Ни одна столовая в альплагерях в этот сезон не работает, впрочем, как и кафешки около моста через реку. В многолюдных летом местах никого нет. Тишина и покой.

Купленный вместе с палками баллон не подошел. Пришлось обменять его в а/л Шхельда на «дихлофосный»

Ущелье Адыл-Су

Погода отличная: почти безоблачно, тепло, но не жарко. В 15:30 мы начали подниматься под перевал ВЦСПС. По хорошей тропе через 2,5 часа достигли «теплых ночевок». Подъем был легким – сказались летняя акклиматизация, отсутствие палящего солнца, легкие рюкзаки (мы – поклонники малого веса) и приятная компания.

«Минус» осени в горах – отсутствие ароматного разнотравья на альпийских лугах. Но это с лихвой искупается золотом листвы

55-литровый рюкзак, треккинговые палки «с историей», фотоаппарат – вполне комфортный подъем

На «теплых ночевках» (высота 3200 м) сразу стало холодно – солнце скрывалось. Использовали все взятые теплые вещи: 2-3 флиски, штормовка, пуховка. Температура ночью – ниже нуля. Газ горит нормально. Воды вблизи площадки нет – источник пересох. По обозначенной турами плохой тропе по морене можно дойти до маленького озерца. Но для того, чтобы добыть воду, нужно потрудиться: она покрыта тонким льдом.

Звенящая тишина. Небо звездное, прозрачное. Разговариваем вечером: «Наверно, завтра будет хорошая погода» – «Да, скорее всего!». Пророками нам явно не быть: ночью пошел снежок, и к утру стоянка превратилась в запорошенную снегом равнину. Везде туманы, но видимость неплохая. Завтрак, сборы, и в 10:15 начинаем подъем на перевал.

Говорите, с утра будет хорошая погода?

Поначалу облачка выглядели довольно безобидно. Но туман внушал опасения

Утром готовим в палатке: так не хочется вылезать наружу, там холодно и снег

Просветы голубого неба мы встречали неизменным ликованием и ждали, что «вот-вот тучи разойдутся, и опять будет хорошая погода»

Но одеться все равно пришлось потеплее: поларовые штаны, шапка, 2 флиски и штормовка

Идем по гребню, под ногами заснеженные камни. Весь перевал сейчас можно пройти ногами, без кошек, веревок, ледорубов (о чем нам заранее сообщили в МЧСе). В середине подъема ветер усиливается, летят крупные хлопья снега. Видимость исчезает. По знакомому гребню выходим на хребет несколькими десятками метров выше перевала. Порыв ветра срывает с рюкзака сидушку и уносит ее за перевал. Приходится держаться за камни руками, чтобы не потерять равновесие и не последовать за сидушкой.

Мы прошли чуть выше седловины. Решили не рисковать и не спускаться по гребню. Уж больно плохими были погодные условия

Спуск с перевала по каменной осыпи, занесенной снегом (кое-где по колено). Чуть ниже гребня ветер потише, но все равно при шагах делаем поправку на погоду, чтобы не свалило с ног. Успокаивается только у подножия перевального взлета, теперь ветер потише, летит снег. Запорошенная снегом пологая часть ледника без трещин проходится легко.

Далее потихоньку появляются трещины, мы сворачиваем на левую боковую морену. Морена все выше поднимается над поверхностью, и мы спускаемся ближе к леднику. Есть скользкие участки. Ледник становится круче и круче. Здесь идем по левой морене, где в какой-то момент появляются туры, обозначающие тропу к камину –единственному месту по которому можно преодолеть бараньи лбы в нижней части ледника. По камину около 30 метров несложного лазания – и ледник кончился. Сверху беспорядочно нависает ледопад.

Время – 2 часа дня. Спускаемся к речке и делаем чай на огромном камне-столе. Над перевалом сплошная облачность. Над нами постоянно чередуются тучи и прогалы. То и дело идет снег с дождем.

Даже осенью не стоит пренебрегать кремом от солнца. Разве что в облачные дни можно его запихнуть поглубже в рюкзак

Радуга в долине реки Курмычи

Коллеги спросили про эту фотографию: «Что это за кочка посредине?» и очень удивились, когда услышали, что это не кочка, а пик Авиации

Река Курмычи сейчас очень маловодна – почти в любом месте ее можно пересечь. Ее притоки представляют собой сухие русла с камнями, по которым можно идти вместо тропы.

Вскоре долина выполаживается, и по правому берегу начинается хорошая тропа. Вокруг жухлая трава, ярко-желтая листва отдельных берез, впереди темно-зеленое пятно соснового леса. Идти по тропе легко. В районе развалин коша на холме тропа теряется. По ошибке уходим наверх и траверсируем крутой травянистый склон выше тропы. Лишь в лесу находим тропу ниже нас.

Далее по тропе, засыпанной хвоинками, среди аромата соснового леса спускаемся, стараясь не обращать внимание на забитые мышцы ног. Спуск легкий – широкая тропа и около полшестого вечера выходим в баксанскую долину. Солнце скрывается за облаками на склонах гор. В широкой баксанской долине пасутся коровы.

10 минут, и останавливается машина, которая везет нас до поселка Эльбрус.

клубвыходного дня

Ам мы в 2006 за выходные там же четверочку "конфетка" умудрились сходить ) В октябре и без аклиматизации! Выехали из Ростова днем в четверг, ночью были под тропой. Утром вышли на верхние ночевки ВЦСа. В субботу восхождение, и назад в Ростов. Вообще это здорово, такие рейды тонус дают, заряд. На эти праздники (4 дня)едем Джан троечку б.

serg 1 (все отзывы), 09.06.2008
Классный перевал

А я то думал, что я так лихо с ВЦСПС минут за 50 набираю 750м до вершины Курмы-тау (4050м). Курмы направо, Андыр-тау налево. На Курмы топать строго по гребню, тогда страховка не требуется. Как то поперся туда 18 октября, видимость метров 30, снег, ветер. Стало полегче, когда рожа покрылась льдом с подветренной стороны. На вершине деревяный столб. Налегке ВЦСПС насквозь проходится без ночевки и на Курмы тоже за день спокойно даже если день короткий. До Андыр-тау минут 30 и далее по гребню еще минут 20 до Андырчи. За 30м до вершины карниз и крутой снежный склон к Баксану, нужна страховка. На фотке пик Авиации (4000м) справа от "кочки", а слева перевал Джаловчат.

Знакомые места

Очень хорошая идея - на вых в горы!!! НАдо будет тоже попробовать и махнуть - тем более что Адыл-Су - мой дом родной - пока учился в Бауманке не вылазил из "Джантугана". Одно все - таки напряшает - дорога из аэропорта в ущелье.

Хорошо провели время

Да, выходные провели отлично. Но должна вам сказать, что в обратном направлении ориентироваться значительно легче. Путь подъёма просматривается. Я водила через этот перевал людей в мае 1981 г. со стороны р.Курмычи. В то время не было проблем с подъёмом, ледник простирался дальше. Но запомнилось то, что по всем показателям этот перевал был значительно выше проставленной высоты 3300 м в перечне. А я решила сходить на него для акклиматизации и ребятам было "весело"... Потом разбираясь в описании альпинистских восхождений, поняла, что вкралась опечатка, вместо 3300, вероятно было 3800, иначе невозможно было бы с седловины в пределах часа взбираться на некоторые вершины. Обращалась к друзьям в Москве, но только лет 25 спустя изменили его высоту. А на спуске в Адыл-су в мае 1981 г. лежал снег аж до тропы в долине и в обратном направлении мы могли бы вообще его нашли с трудом. Сам перевал очень зрелищный в хорошую погоду. С него виден ГКХ. Выражаю сочувствие по поводу плохой погоды на переввале.