Люди и горы > Е.В.Буянов >

Автор: Евгений Буянов, г. Санкт-Петербург

Горный туристический поход первой категории сложности в районе Западного Кавказа

Авторская страница Евгения Буянова

(Уллу-Кам - Узункол - Махар - Домбай)

1. Общие сведения о походе

Группа Петроградского клуба туристов Санкт-Петербурга в составе 16 человек совершила с 18 по 1 августа 2004 г . горный туристский поход первой категории сложности в районе Западного Кавказа (Гвандра-Махар-Домбай) по маршруту: Невинномысск – Черкесск - Учкулан - пос. Хурзук - долина р. Уллу-Кам - ледник Чунгур-Джар – пер. Переметный(1А,3200 м, радиально) -–пер. Малый Кичкенекол (1А, 3300 м ) - ущ. Кичкенекол - ущ. Мырды - пер. Ак (1А, 3350 м ) - ущ. Ак-Тюбе - ущ. Гондарай - ущ. Махар - пер. Киче-Муруджу (1А, 3100 м ) - р. Киче-Муруджу - р. Клухор - - ущ. Гоначхир - - пос. Домбай – ледник Алибек (радиально) - Теберда - Черкесск - Пятигорск. Дальность похода 119 км .

Руководитель группы: Буянов Евгений Вадимович , д.т. 271-57-34, сл. т. 271-95-03, моб. 941-80-91.

2. Состав группы

21.08.1974

Врач.

3. Подъезд в район похода

Из Петербурга выехали 16.07.04 на поезде Петербург-Кисловодск до станции Невинномысская (стоимость билета была 970,8 руб., обратный билет несколько дороже).

От станции Невинномысская на рейсовом автобусе утром 18.07.04 доехали до Черкесска, где оформили пропуск у пограничников (на улице Леонова, 2), зарегистрировались в местной МЧС на улице Ленина, 262 и дали телеграмму в МКК о выходе на маршрут.

До каменоломен у устья реки Узункол доехали на "Газели" и "Жигулях", договорившись с водителями-частниками за 4500 руб. (за 16 человек). На рейсовом транспорте можно было доехать и за меньшую плату, но с большими потерями времени из-за пересадки в Карачаевске (прямого автобуса от Черкесска до Хурзука нет) и из-за возможной проблемы подъезда выше Хурзука.

У устья Узункола остановились на ночлег за кордоном пограничников на берегу Уллу-Кама чуть ниже впадения Узункола (за оградой поляны ниже холма, на котором стоит застава, высота 1540 м ). Отсюда на следующий день сделали заброску части продуктов и горючего на альпбазу "Узункол" (высота 2020 м , - по альтиметру группы, который высоту всех перевалов указывал с некоторым уменьшением, на 50- 120 м по сравнению с классификаторами). На альпбазе оставили заброску у завхоза (стоимость хранения: 10 руб. в день с одного места-мешка). На подъем до альплагеря потратили 2 часа 40 минут (8.45-11.25, спуск: 1 час 40 минут с 13.20 до 15.00). До альплагеря идет лесная дорога, два раза переходящая через реку по мостам.

В конце похода от озера Туманлы-кель (Форельное) доехали до Домбая за 500 руб. От Домбая до Черкесска доехали на автобусе-"газели" за 2000 руб. (14 человек).

4. Перевал Переметный

Категория трудности - 1А, снежно-осыпной. Высота 3200 м .

Перевал соединяет долины рек Чунгур-Джар (на западе) и Талычхан (на востоке) через боковой отрог Главного кавказского хребта от вершины Чунгур-Джар. Расположен севернее вершины Канны-Кая. Восхождение радиальное, со стороны ледника Чунгур-Джар (от сквозного прохождения пришлось отказаться ввиду запрета пограничников на вход в ущелье Талычхан, - они ожидали выхода--прорыва подозрительной группы со стороны Грузии).

От кордона пограничников у устья реки Узункол (по высотомеру группы 1540 м ) прошли мимо заставы по дороге вдоль реки Уллу-Кам за 1 час 20 минут дошли до моста у устья реки Чиррикол (кош). Прошли мост и по лесной дороге левого берега реки Чиррикол за два перехода по 30 минут дошли до большой поляны на берегу реки. На верхнем краю поляны - разлив ручья, высота 1860 м . Здесь ночлег - фото.1.

Далее за полтора часа дошли до коша за мостом через Чиррикол. Мост перешли, но на кордоне пограничников выше моста пограничный наряд запретил подъем по Талычхану. Вернулись на левый берег и прошли по нему до поляны ПКТ (обычное место лагеря "Гвандра", 2040 м ), - фото 1.

Фото 1. Группа на поляне ПКТ (выше слияния Чиррикола с Талычханом): нижний ряд: Даша Элькина, Света Ульянова, Костя Поляков, Лена Москаленко, Буянов Женя, верхний ряд: Юля Елизарова, Павел Печатников, Оля Никитина, Света Полякова, Лена Мавлютова, Кирилл Спирин, Маша Коваль (снимал Дима Сердюк, Куликовой и Базилевского на спимке нет).

От поляны вдоль реки прошли небольшой прижим и поднимались по лесной тропе вдоль склона справа (по ходу). Тропа по границе ската склона выводит на крупную осыпь, а лес переходит в криволесье. Выше тропа уклоняется влево к реке и ведет по размытому лугу (вдоль реки, и крупной каменной осыпью вдоль реки (подходя примерно на 100 м , а затем постепенно удаляясь). Далее немного вправо по крупной осыпи и лугу (островами рододендроны) выход к правой (по ходу) части видимой впереди устьевой ступени ущелья - фото.2, -

Фото 2. Устьевая ступень ущелья реки Чунгур-Джар (фото 2002 г.).

уступе скал, где начинается тропа по уступу. Тропа по этой ступени идет росчерком справа налево примерно по линии, соединяющей водопадный слив реки в верхней части ступени и снежник в центре уступа скал - (фото. "2" - снимок 2002 года). Поднялись на уступ скал устьевой ступени по тропе (местами обрывы). За уступом - небольшой сход вправо на край большого зеленого поля, - нижнего "аэродрома" долины ледника Чунгур-Джар. Этот луг является заливным для выпаса, с сохранившимися арыками, местами мокрым. Прошли к большим камням, видимым у оконечности луга впереди и справа по ходу (около полукилометра). Здесь оборудовали бивак на ровных травянистых площадках (при остановке надо обратить внимание, чтобы площадка не оказалась заливной). Отсюда сходили на перевал Переметный.

От места стоянки вдоль края зеленой поляны (фото 3) мимо крупных камней-скал по тропе и снежникам вышли на край большого осыпного поля ниже ледника с разливами реки Чунгур-Джар (при большой воде разливы смыкаются в озеро ниже ледника) .

Фото 3. Верховья реки Чунгур-Джар.

Широкой дугой вправо по осыпи и снежникам ниже ледника перешли несколько потоков реки и всю троговую долину в сторону правобережной морены ледника Чунгур-Джар с характерным водосливом ручья со снежника в моренном кармане. Общее направление - в сторону вершины Канны-Кая, левее которой видно понижение перевала Переметный, а правее - понижение перевала Техника Безопасности – фото.4 и 7.

Фото 4. Перевалы Переметный и Техника Безопасности и вершина
Канны-Кая. Справа склон Чунгур-Баши.

Вдоль ручья взошли на морену (в обход ее обрыва), прошли по гребню морены, а затем поднимались по длинному снежнику в сторону скальных уступов, замыкающих его в верхней части (общее направление - в сторону вершины Чунгур-Баши). Примерно 500 м по снежнику, затем влево по осыпи вдоль снежника поднялись к основанию скального уступа ниже вершины Канны-Кая, - к развилке подъемов на перевалы Переметный и Техника Безопасности. Под основанием уступа большая пологая площадка осыпи – фото. 4 и 7.

Фото 5. Выход группы на перевал Переметный. Видны перевалы Чунгур-Джар, вершины Фильтр,
Двойняшка и Далар, перевалы Таллычат и Малый Кичкенекол.

От этой площадки для подъема на перевал Переметный целесообразно спуститься немного вниз по снежнику и обойти низом крутой участок снега и скал, выйдя в нижнюю часть пологой снежной ложбины, ведущей к перевалу Переметный (и на верхнее снежное плато под перевалом). Так мы и прошли на спуске, но на подъеме выбрали с виду более короткий, но более трудный путь (и более долгий, поскольку пришлось качественно тропить ступени).

От площадки на развилке подъемов (фото.4 и 7) прошли траверсом вдоль склона крутой снежник в сторону скал (около 30 ° ), затем вдоль скал вверх вышли влево на снежное плато. Склон крут, тщательное выбивание ступеней. По плато влево, затем по снежной ложбине вправо поднялись на перевал, - видимое нечеткое понижение в гребне. С гребня видно, что низшая точка находится правее (южнее), примерно в 200 м , - на нее выходят при подъеме на перевал с другой стороны. С запада это понижение скрыто выпуклостью снежного поля северо-западного отрога от вершины Канны-Кая. Прямо на восток, севернее понижения, гребень обрывается крутым уступом скал и снега, ниже которого видно очень широкое, длинное, пологое снежное поле. За полем виден участок отрога, разделяющего ущелья Талычхан и Восточный Кичкенекол. Еще дальше - Эльбрус во всей красе – фото. 6. На запад вид на гребень разделительного отрога между реками Чунгур-Джар и Кичкенекол (фото. 5 и 8).

Фото 6. Группа на перевале Переметный (все, кроме Сердюка,
оставшегося в лагере). Видна вершина Эльбруса.

С перевала сошли по пути подъема по снежной ложбине до плато, затем по снежнику вдоль скал, обходя справа крутой уступ, пройденный на подъеме. Влево траверсировали осыпь и снежник с выходом на осыпную площадку на развилке подъема к перевалам Переметный и Техника Безопасности (фото.4 и 7). Отсюда до места своего бивака спускались по пути подъема.

От бивака (зеленая поляна) до перевала Переметный: 4 часа (8.45 -12.50), спуск: занял 1 час 45 минут (13.35 - 16.20, с тренировкой на снегу в течение 50 минут).

Фото 7. Перевалы Переметный, ТБ, вершины Канны-Кая и Чунгур-Баши с перевала Малый Кичкенекол.

Фото 8. Панорамный снимок с перевала Переметный. Вершины Фильтр, Двойняшка и Далар (характерный высокий зуб).
Перевал Чунгур-Джар и Таллычат (слева). Перевал Малый Кичкенекол – понижение в центре на фоне скал. Перевал Южный Доломит - понижения справа

Фото 9. Эльбрус из ущелья Чунгур-Джар (фото 2002 г.).

5. Перевал Малый Кичкенекол

Категория трудности: 1А, снежно-осыпной. Высота 3300 м .

Перевал соединяет долины рек Чунгур-Джар и Кичкенекол через боковой отрог Главного кавказского хребта от вершины Кичкенекол, Находится между вершинами Талычат (южнее перевала) и 40 лет ТАССР (севернее). Описание со стороны ущелья Чунгур-Джар. Описание подхода до бивака на "зеленом аэродроме" на устьевой ступени реки Чунгур-Джар дано в начале описания перевала Переметный.

От бивака поднялись вдоль края поляны мимо крупных камней-скал по тропе и снежникам и вышли на край большого осыпного поля с разливами реки Чунгур-Джар (при большой воде разливы смыкаются в озеро ниже ледника). По снежникам прошли видимые справа слив ручья из ущелья ниже перевала Южный Доломиты в сторону осыпей правого (по ходу) склона долины перед ложем следующего, второго по счету ручья справа. Не доходя до ложа этого ручья плавно повернули по осыпям вправо, вдоль слива ручья, примерно в 300- 400 м от него, постепенно приближаясь к ручью по мере подъема (ложе на верхнем участке забито снегом) – фото.5 и 10. Здесь идет нечеткая тропа в сторону перевала. Не доходя до ложа ручья поднимались по осыпям и разрушенным скалам, - подъем по осыпям более чем на половину высоты перевала (фото.5, 10). С осыпей перешли на снежники и мимо нескольких скальных островов шли с выбиванием ступеней в сторону маленького треугольного снежника ниже нечеткого понижения перевала (фото. 5, 10). Вдоль этого снежника влево вышли на перевал, - перемычку в скалах гребня.

Фото.10. Перевалы Малый Кичкенекол (слева) и Южный Доломит (справа) от ледника Чунгур-Джар.

С перевала виден Эльбрус (фото. 9), - его раздвоенная западная вершина и дальняя, восточная вершина, с этой точки расположены почти "в створ" друг другу (только немного восточная вершина отклонена вправо, и потому она видна). Виден отрог ГКХ с Чунгур-Баши и Канны-Каей. Обзоры на запад ограничены ближними примыкающими отрогами, а виды Кичкенекольской подковы открываются ниже, со спуска.

Фото 11. Спуск с перевала Малый Кичкенекол в верхний цирк.

Спуск немного влево ( 100 м ) на снежник ниже перевала, затем плавной дугой вправо по наиболее пологой части снежника (около 20 ° ) примерно за 10 минут сошли в снежный цирк ниже перевала (фото.11). Из цирка по пологому снежнику в выемке плавный поворот влево быстрый сход по снежнику до водослива ручья с уступа бараньих лбов (еще 10 минут). Ниже по разрушенным скалам и осыпям вдоль ручья и перед следующим уступом вправо для обхода ступени лбов над Поляной крокусов (до поляны - еще 20 минут спуска). Поляна - зеленое поле с озерцом под снежниками левого края, скалами и водопадом и холмом у дальней оконечности – фото 14. За холмом - обрыв скал следующей устьевой ступени. С холма открывается вид на Кичкенекольскую подкову со стеной Фильтра, с Двойняшкой и Даларом, пиком Шоколадный, Трапецией, Ир-Чатом и пиком Узункол – фото 13. Место очень живописное и удобное для стоянки ("слышимо" мешает только шум водопада, да облака, скрывающие вершины).

Тропа со ската склона правее холма длинной широкой дугой вправо обходит обрыв скал устьевой ступени (фото. 14), а затем влево по луговине сходит к ручью и через березовое криволесье, заросли кустарника и рододендронов выводит к реке Кичкенекол. При этом главное ложе ручья остается слева. Четко видимым ориентиром, где тропа поворачивает из ущелья Кичкенекол влево (для тех, кто идет отсюда на перевал в другом направлении) является большой зеленый конус на другой стороне ущелья, - за рекой, - вершина-сужение этого конуса находится как раз напротив схода тропы (другого такого характерного большого конуса на той стороне реки на видимом протяжении нет). Снизу ориентиром тропы виден участок мокрых скал среди кривого леса. У выхода тропы россыпь крупных береговых камней. Второй кош, если он сохранился, немного выше (мы этот кош не видели).

Фото 12. Кичкенекольские вершины от поляны крокусов: Двойняшка, Далар, Шоколадный, Трапеция.

Далее простой спуск по торной тропе вдоль реки Кичкенекол до слияния ее с рекой Мырды (исток реки Кичкенекол). Уже перед первым кошем, напротив видимого выхода тропы с перевала Южный Доломит, тропа переходит в дорогу. Дорога перед устьем Узункола входит в лес. От устья реки Узункол спуск до альпбазы возможен по обеим берегам, но по левому берегу он лежит через мост и погранзаставу, - она на левом берегу у истока реки Узункол (от истока реки до альпбазы около 20 мин. хода).

Шли переходами по 30 минут с остановками на 15 минут. (обычный график движения). График движения:

•  Подъем на перевал: 4 часа 10 минут (8.10 - 12.20).
•  Спуск до поляны крокусов: 40 минут (здесь ночлег).
•  Спуск до реки Кичкенекол: 1 час. 35 мин. (10.15 - 11.50).
•  Спуск до альпбазы "Узункол" (с остановками): 1 час 40 минут. (11.50 - 13.50).

Итого: 8 часов 05 минут. Перевал прошли от ледника Чунгур-Джар за два неполные ходовые дня в режиме акклиматизации группы, с остановкой на ночлег на поляне Крокусов и на альпбазе "Узункол".

Фото 13. Бивак группы на поляне Крокусов у водопада.

Фото 14. Группа на спуске в ущелье Кичкенекол ниже поляны Крокусов.

6. Перевал Ак Южный

Категория трудности 1А, снежно-осыпной. Высота 3450 м .

Перевал соединяет долины рек Мырды (Узункол) на востоке и Ак-Тюбе (Индрюкой - Гондарай - Учкулан) на западе через северный боковой отрог Главного кавказского хребта от вершины Восточная Гвандра. Описание с востока на запад, от альпбазы "Узункол".

В альплагере "Узункол" перешли через мост на левый берег реки и по дороге за 25 минут дошли до заставы пограничников у устья реки Узункол (слияния рек Мырды и Кичкенекол). Далее вправо по дороге через лес вышли на травянистый луг и прошли мимо коша вдоль реки в сторону видимого впереди завала из крупных камней. Здесь целесообразно перейти у коша на другой берег реки Мырды и по тропе правого (ор.) берега идти до второго коша, у которого есть мост для обратной переправы на левый берег. Через каменный завал левого берега тоже можно пройти, но здесь четкой тропы нет. Нам пришлось пробираться около часа через лес примерно в 50- 100 метрах от реки (на склон вправо вылезать не стоит), лавируя между скальных глыб, через бурелом и завалы крупных камней. Завал преодолели и вышли на край большого заливного луга троговой долины Мырды – фото. 15. Вдоль правого по ходу края этого луга плавной дугой обошли его, минуя два боковых левых притока реки Мырды (второй и третий крупные притоки, считая от устья Узункола). Впереди видна вершина Пирамида, чуть ниже и правее которой - отрог от вершины Ак-Баши. Перед этим отрогом - ложе четвертого ручья-притока, вдоль которого идет дальнейший путь подъема на перевалы Ак Южный и Северный (фото.15). Тропа в сторону перевала отходит в сторону ложа четвертого ручья. Внизу ее отход мы нашли не сразу. Не доходя до дальней оконечности зеленого поля долины Мырды поднялись на склон вправо и отыскали тропу после небольшой разведки, - для этого пришлось подняться по склону на 100- 150 м (фото.15). Далее вверх по тропе по направлению вдоль ущелья перешли ручей и короткий участок криволесья, за которым тропа завернула правее, перпендикулярно створу ущелья и даже немного назад. Общее направление - вдоль ручья. По тропе на лугах вышли к снежнику (фото. 16), прошли по нему прямо и за снежником взошли на устьевую ступень ущелья. Тропа по лугу, местами осыпи. На устьевой ступени встали на ночлег на зеленых полянках.

Фото 15. Ущелье Мырду с пиком Пирамидальный. Подъем к перевалу Ак – от края поляны в центре снимка примерно из под
видимого водопада вверх и вправо по склону в следующее ущелье (за водопадом) за зеленый перегиб склона.

Фото 16 . Участок подъема на
устьевую ступень выше снежника.

Фото 17. Группа на подъеме к перевалу Ак.
Слева вверху – «желтая скала».

Затем поднялись на следующий взлет по разрушенным скалам и лугу. Отсюда открывается вид на вершины Далар, Кирпич. Справа по ходу - ложбина вдоль бокового отрога, - фото.17, по которой поднялись под основание "желтой" скалы, обогнули ее слева и вышли в цирк ледника - фото.18. Подъем по некрутым снежникам. «Желтая» скала – четкий ориентир, ее надо обогнуть слева при выходе под перевал (фото.17 и 19). Из цирка просматриваются три седловины, - слева, ближе к вершине Ак-Баши, -седловина перевала Ложный Ак (так она названа в книге П.П.Захарова "Западный Кавказ.Узункол"). Этот перевал ведет не в тот цирк, в который ведут две седловины, расположенные правее (см. ниже).

В центре гребня - снежное понижение с характерной скально-осыпной полкой под ним, - эту седловину мы выбрали для подъема. К подножию взлета подошли, пройдя понижение ледника, - за понижением вышли на снежный гребешок и по нему прошли под взлет. Внимание! Скальный гребень правее понижения перевала может быть опасен камнепадами!

Вправо к скальным выходам, затем дугой влево вышли на скально-осыпную полку. По полке влево-вверх, а в самой верхней части немного вправо, вышли на седловину перевала, - пологую перемычку с скалах. Тур на скалах немного южнее низшей точки. Панорамы с перевала даны на фото. 19-20.

Фото 18. Верхний цирк перед перевалами Ак Южный (в центре выше снежника и полосы осыпи) и
Ак Северный (скальная перемычка в центре снимка левее выглядывающей вершины Ак-Тур) .

Фото 19. Вид с перевала Ак в сторону ущелья Мырды.
Слева внизу «желтая скала.

Фото 20. Вид с перевала Ак на запад.

С целью разведки руководитель прошел в сторону вершины Ак-тур по скально-осыпному склону левее гребня (150- 200 м ) мимо жандарма "Столб" (с запада он напоминает "голову воина" – фото. 21) и через еще одно повышение гребня до места, где крутизна скал заметно увеличивается (до взлета гребня). Перед взлетом на седловине обнаружена тропа, - по-видимому, это и есть перевал "Северный Ак". Тропа имеет продолжение в обе стороны. С востока короткий косой подъем по скалам от снежника (около 100 м , камнеопасно! - камни падают со скал выше тропы). А с запада - тропка по некрутой полке в скалах. На восток между седловинами гребень обрывается круто, с его скал также падают камни (они видны на снежнике ниже гребня). Тур на северной седловине не обнаружен.

Спуск с перевала начали по скалам, затем снежнику, - немного влево, затем резко вправо, по некрутому скату снежника сошли до осыпи на разрушенных бараньих лбах (фото.21). По осыпи вправо вышли на крупные пологие снежники. По снежникам и через моренные завалы из крупных камней вышли на травянистые склоны долины реки Ак-Тюбе, - отсюда открываются виды на ледник и весь массив Гвандры. Далее спускались по травянистым склонам сначала прямо вниз, затем вниз и вправо, обходя крутые ложбины и выступы. Общее направление - сначала вниз, затем вправо, в сторону холма из крупных камней (остатка мощного обвала, на дне ущелья Ак-Тюбе). Можно сойти прямо вниз к реке, но этот путь длиннее, и вдоль реки придется идти по осыпям (такой путь можно рекомендовать при плохой видимости, в тумане). Тропа по ущелью есть, она проходит не непосредственно у реки, а выше по склону. Она местами нечеткая. Для спуска к поляне перед холмом прошли участок тропы и травянисто-осыпных склонов по направлении к холму – его край из каменных глыб виден на фото 22. У холма (завал из глыб, который внизу не кажется высоким) остановились на ночлег, - здесь ручей, ровная поляна и торная спусковая пастушья тропа, ведущая вниз по ущелью.

Фото 21. Спуск с перевала Ак. Слева жандарм «Столб».

Дальше по тропе прошли участок луговины, за которой – более крутой спусковой участок через лес напротив выхода ущелья реки Западный Кичкенекол на другой стороне ущелья. За лесом тропа со спуском и небольшим подъемом через луговину выводит к кошу. Левее коша тропа немного взбирается к лесу и превращается в лесную дорогу (к кошу иногда проезжают грузовые машины). По дороге, местами залитой ручьями, сошли до реки Гондарай и продолжили спуск по дороге на ее правом берегу. На дороге встречается переправа через боковой приток (справа), и вскоре дорога по мосту переходит на левый берег Гондарая. Левым берегом по тенистой лесной дороге прошли до моста через Махар, - мост расположен немного выше погранзаставы и выше места слияния Гондарая с Махаром. От моста сошли по дороге до заставы.

График движения:

- от альпбазы "Узункол" до остановки у третьего ручья долины Мырды (у края заливного луга у начала подъема вправо по склону): 3 часа (10.10 - 13.10)-
- до остановки на второй террасы: 4 часа 45 мин. (15.45 - 20.30) -
- до перевала Ак Южный: 4 часа 20 мин. (9.00 - 13.20) -
- спуск до ската долины Ак-Тюбе (начало ручьев ниже снежников) : 1 час 50 мин. (13.50 - 15.40) -
- спуск до холма из глыб (долина Ак-Тюбе): 2 часа 50 мин. (17.50 - 20.30) -
- спуск до моста на реке Гондарай: 5 часов (9.15 - 14.20) -
- спуск до погранзаставы 1 час (16.50 - 17.50).

Итого: 22 часа 45 мин. (движение по 30 мин с остановками на 10-15 мин.) движение было замедлено из-за плохого самочувствия двух участниц время включает затраты на несколько разведок с общей продолжительностью не менее 2 часов. Перевал был пройден за трое суток. С названием перевала четкой ясности нет. Возможно, это не Южный, а Северный Ак (как было указано в снятой на перевале записке), если за «Южный Ак» принять указанную в тексте и на фото.18 седловину перевала Ложный Ак . Допустимое название: Центральный Ак.

Фото 22. В ущелье Ак-Тюбе. На заднем плане массив Восточной Гвандры.

7. Перевал Киче-Муруджу

Категория трудности: 1А, снежно-осыпной. Высота 3150 м .

Перевал Киче-Муруджу (Центральный) соединяет долину реки Махар (через ущелье левого верхнего притока) с долиной Киче-Муруджу (Клухор - Гоначхир -Теберда) через северный боковой отрог Главного кавказского хребта (отходящей от его перемычки между Клухорским и Нахарским перевалами, - она отходит от ГКХ рядом с перевалом Восточный Киче-Муруджу).

От погранзаставы поднимались по дороге вдоль правого (по ходу) ската ущелья. Прошли мимо пустующей турбазы (слева по ходу) и через 25 минут достигли поляны со столом под деревьями. Отсюда виден бревенчатый сарай с ваннами на другой стороне Махара, - там расположен источник с тремя сортами очень вкусного нарзана. Мост через реку оказался разрушен, и к нарзану мы переходили по поваленному дереву со страховкой за натянутую над деревом веревку. Напротив нарзана встали на ночлег.

Утром по дороге прошли участок лиственного леса и поляну с соснами, по которой справа течет поток реки из ущелья, ведущего к перевалу Искровцев. Немного выше справа стекает еще один ручей (со стороны перевала Саламандра). Впереди почти в створе ущелья видна мощная скала – оконечность бокового отрога, разделяющего два левые верхние притоки реки Махар. Нижний из этих притоков стекает перед скалой отрога из узкой теснины ущелья. В обход этой теснины по скалам и травяным склонам взбирается тропа, по которой поднимаются для выхода к перевалам Узловой, Даутская Щель, Миронова и Северный Киче-Муруджу. К перевалу Киче-Муруджу надо подниматься вдоль следующего (верхнего) притока реки Махар, ущелье которого лежит за упомянутым боковым отрогом. Этот отрог отбрасывает за видимым возвышением в сторону реки Махар еще и дополнительное ответвление (нечеткий отрожек) с меньшей высотой, - на конце этого «отрожка» видны две опоры линии электропередач, от которых провода перекинуты с левого на правый берег реки Махар (см. схему из книги В.В.Арсенина "От Маруха до Эльбруса", М., Изд. Балабанов, 2003). Этот отрожек очень густо порос криволесьем, кустарником и рододендронами.

Пройдя мимо заставы примерно километр по дороге, мы перешли на левый берег реки Махар на ровном ее участке, до ее спада в каменном завале. Далее попытались подняться в сторону двух высоковольтных опор. Но участок оказался труднопроходимым, тропу не нашли (это была неудачная попытка воспользоваться рекомендациями киевской группы, которую встретили чуть раньше, не доходя до заставы). Пришлось переправиться назад, на правый берег Махара, - здесь продолжили подъем по дороге до ровного участка реки напротив выхода ущелья реки Чауллу-чат по другую сторону отрожка (две опоры на нем остались сзади, и остановились на ночлег у следующей за ними опоры, - она на правом берегу реки). Неудачная попытка подъема отняла около 2 часов, - рекомендуем подниматься правым берегом реки Махар до уровня, позволяющего свободно войти в ущелье за боковым отрожком (следующая опора линии электропередач после опор на окончании этого отрожка).

На участке разлива перешли реку Махар на левый берег и поднимались вдоль бокового отрожка по его скату (справа по ходу в общем направлении вдоль и левее ручья-притока, фото.23).

Фото 23. Подъем от реки Махар в сторону притока
Чауллу-Чат (внизу видна опора ЛЭП и провода).

Подъем по лугам, затем местами сосновый лес на завалах из обломков скал. В конце концов вышли на тропу, которая пересекает отрожек в верхней его части по травянисто-осыпным склонам (найти тропу со стороны реки Махар достаточно сложно). Подъем продолжили по тропе в общем направлении вдоль ущелья. Тропа по скату, затем влево по лугам вывела к нижнему озеру Чауллу-Чат (фото. 24-29).

Фото 24. Нижнее озеро Чауллу-Чат.

Фото 25.Озеро Чауллу-Чат и массив Нахаров.

Фото 26. Даша.

Фото 27. Маша.

Фото 28. Лагерь у озера.

Фото 29. Верховья Киче-Муруджу от озера Чауллу-Чат.

Озеро очень красиво, - со скалами, лугами, песчаным плесом, и особенно - с нашими девушками. Выше озера поднимались по правому (по ходу) скату ущелья, - в верховье подъем более крутой, вправо по травянисто-осыпным склонам - фото. 33.

Местами с выходами скал, которые на этом участке желательно обходить (скалы типа бараньих лбов). Перед выходом к леднику преодолели участок моренных завалов и снежник. По снежнику влево прошли мимо верхнего, ледникового озера Чауллу-чат (фото.31) в сторону видимого понижения перевала правее двузубой скалы (левее понижения - характерная скала в форме "сапога"). На перевал по взлету взошли по участку осыпи и снежнику (до 30 ° ). С перевала вид на нахарский массив и на долину реки Киче-Муруджу (фото. 33-34).

Фото 30. Тренировка на скале выше озера:
Андрей спускается дюльфером.

Фото 31. Перевал Киче-Муруджу и верхнее озеро Чауллу-Чат.

Фото 32. Нахары.

Фото 33. На перевале Киче-Муруджу
с друзьями- пограничниками.

Вдали видна Муруджинская Игла

С перевала спуск по снежнику сначала вправо, в сторону видимых внизу скал бокового отрога ( 200 м , 20-25 ° ). Затем влево, к гребешку разрушенных скал. За гребешком опять вправо по снежнику в ледниковый цирк, на моренные осыпи у реки - фото 34 и 36.

Здесь остановились на обед. Отсюда за полчаса поднялись на перевал Киче-Муруджу Южный по некрутому снежнику - фото. 34. С перемычки видны верховья реки Клухор и понижение Клухорского перевала - фото. 35. Записку в туре не нашли, но свою оставили. Спуск занял 8 минут.

Фото 34. Вид с перевала Киче-Муруджу на запад.
Селева пер. Киче-Муруджу Восточный, справа вдали – Муруджинская игла.

Фото 35. Вид с перевала Восточный Киче-Муруджу на
верховья реки Клухор и перевал Клухор (внизу).

Цирк ниже перевалов снизу замкнут крутой ступенью разрушенных бараньих лбов. Эти скалы обошли справа, по снежникам и осыпям вдоль отрога. Здесь спустились мимо висячего ледника (под перевалом Сев.Киче-Муруджу) до устьевой ступени ниже двух других висячих ледников (под перевалами Миронова и Даут), - на ступени памятник летчику Карпухину и обломки самолета. Ниже шли вдоль реки по правому берегу, - по осыпной ложбине и снежнику - фото. 41. В месте поворота реки вправо прошли несколько ступеней завалов из крупных камней и вышли на луга средней части ущелья. Впереди видна Муруджинская Игла. Вдоль реки идет нечеткая тропа. На ночлег встали на лугу, где в реку впадает боковой приток справа, - со стороны перевала Османа Касаева. Немного ниже - следующий правый приток, со стороны перевала МИФИ (со склонов пика МИФИ), - он течет у подножия Муруджинской Иглы.

Фото 36. На спуске с перевала Киче-Муруджу.

Фото 37. Спуск по ущелью Киче-Муруджу
(у подножия Муруджинской Иглы).

Под подножием Муруджинской Иглы ущелье поворачивает влево (фото. 37), а участок спуска за поворотом до видимого внизу леса зарос высокой травой, в которой тропа потерялась (ниже осыпной гряды, видимой на фото. 37). Ущелье заповедное, здесь ходят редко, но мы воспользовались протопкой киевской группы, прошедшей здесь три дня назад. Четкая тропа появляется в лесу, правее теснины ущелья, в которую река стекает водопадом. Через лес быстрый и крутой спуск по тропе вывел к мосту через Киче-Муруджу на правом берегу реки Клухор. От моста примерно за 20 минут дошли по дороге до озера Туманлы-Кель (Форельное). Здесь уже "цивилизация" в виде шашлычницы с баром, навесом и столиками. При наличии автобусов с экскурсантами можно договориться с водителями о проезде группы вниз по ущелью (мы проделали путь до Домбая на автобусе, заплатив 500 руб.).

От озера спуск по дороге вдоль реки Гоначхир через кордон заповедника до дороги вдоль Теберды. Здесь поворот влево к Домбаю, до которого остается 2 км .

График движения:

•  от погранзаставы (устье Махара) до остановки напротив нарзанного источника: 30 минут (18.10 - 18.40) -
•  до верхней погранзаставы на Махаре (напротив выхода отрога, разделяющего ущелья Чауллу-чат и следующего левого притока реки Махар): 4 часа 15 мин. (10.15-14.30) -
•  до остановки на Махаре напротив выхода ущелья Чауллу-Чат: 2 часа 45 мин. (17.20 - 20.05, здесь примерно 2 часа потрачено на неудачный подъем и переправу, - при проходе по дороге правым орографически берегом реки Махар подъем отнял бы 30-40 минут, не более) -
•  до нижнего озера Чауллу-Чат: 2 часа 50 мин. (9.00 - 11.50) -
•  до верхнего озера Чауллу-Чат (уровень ледника): 2 часа 05 мин. (8.50 - 10.55)-
•  до перевала Киче-Муруджу (высота по альтиметру: 3000 м ): 1 час 20 мин. (11.15 - 12.35) -
•  спуск до моренной осыпи в ледниковом цирке: 25 минут (13.05 - 13.30) -
•  (подъем на пер. Киче-Муруджу Южн.: 30 минут, спуск: 8 минут, на перевале: 20 минут) -
•  спуск до памятника летчику Карпухину: 35 минут (16.15 - 16.50) -
•  спуск до ручья со стороны перевала Османа Касаева: 1 час 50 мин. (16.50 - 18.40) -
•  спуск до дороги вдоль реки Клухор 3 часа 30 минут (10.45 - 14.15)-
•  спуск до озера Туманлы-Кель: 20 минут (14.30 - 14.50).

Итого: 20 часов 25 минут.

Перевал пройден в невысоком темпе: подход по Махару - за один день, второй день подошли к нижнему озеру и устроили здесь полудневку (рекомендуем это сделать при хорошей погоде). На третий день прошли перевал до среднего течения Киче-Муруджу, а на четвертый день спустились до дороги и проехали до Домбая, где были около 16.00.

Фото 39. Ущелье Киче-Муруджу у границы леса.
Слева Муруджинская Игла, в центре – пик МИФИ.

8 Краткий комментарий по орографии узла пика Даут

Схема из книги Арсенина хорошо передает орографию узла пика Даут. К примеру, известная схема Твердохлебава ( 1988 г .) грешит целым рядом неточностей. Например, перевалы Киче-Муруджу и Сев.Киче-Муруджу на ней изображены из верхнего цирка ледника Чауллу-Чат, что неверно: Сев.Киче-Муруджу находится за боковым отрогом, и ведет на Киче-Муруджу из того же ущелья. что и перевал Миронова, с Юго-Восточного ледника Даута (а не с ледника Чауллу-чат, который лежит южнее, за отрогом). Неверно изображены многие отроги и расположения ледников. Доверять схеме Твердохлебова в зоне юго-востока Даута не рекомендуем (в целом эта схема неплохая, но здесь она неточна).

9 Завершение похода

В Домбае остановились на территории бывшего альплагеря "Домбай" (договорились за 30 руб. с человека за сутки в своих палатках). Отсюда совершили подъем по канатке на Муса-Ачетару, а во второй половине дня сделали радиальный выход к Алибекской хижине и далее - к Турьему озеру.

Фото 40. У Турьего озера в Домбае.

На следующий день (1 августа) 14 человек из состава группы на "Газели" выехала в Черкесск (за 2000 руб. на всех). Немного ранее из Домбая уехал Дима Сердюк, а затем и Светлана Ульянова, которые очень торопились вернуться на работу в Петербург, и не стали дожидаться общего отъезда. В Черкесске группа окончательно разъехалась: часть поехала на море продолжать отпуск, а часть участников уехала домой или к родственникам по разным городам.

10 Схемы района.

Приведены две схемы, - одна из книги П.П.Захарова «Узункол» (изд. Балабанова, М., 1999), вторая – фрагмент топографической карты «Теберда-Домбвй» 1:100000 издания Ростовской ВКЧ, 2004 г . Несложный, но длинный участок пути по рекам Ак-Тюбе, Гондарай и Махар на схемах не приведен.