Горы мира > Урал >

Автор: Сергей Айсин, г. Уфа

Туристско-спортивная классификация вершин и перевалов Южного Урала

Насущным для туристов-горников стал вопрос о классификации горных вершин и перевалов Южного Урала. По ряду причин стало значительно труднее посещать 2-3 раза в году горы Средней Азии и Сибири. И, как следствие, за минувшие годы отмечен стойкий спад спортивного роста в горном туризме.
Какую же тактику можно выработать горникам, чтобы не потерять квалификацию и спортивный рост клубов в нынешних изменившихся условиях?
Горы Южного Урала, как правило, имеют пологие склоны крутизной не более 10-20 градусов. Но местами имеются и более крутые скалы, доходящие по крутизне до 60-70, а местами и до 90 градусов. Протяженность таких участков, как правило, составляет от 20 до 60-80 метров. Не дотягивает, к сожалению, Южный Урал и по уровню высоты до гор Алтая, Памира, Тянь-Шаня и Кавказа. Вместе с тем, техническая сложность некоторых участков хребтов Южного Урала может оказаться идентичной с высокогорными.
   При планировании маршрута необходимо будет соблюдать некоторые условия. Первое условие: маршрут должен проходить в период межсезонья, преимущественно весной, когда в расщелинах скальных отрогов лежит достаточно плотный снег. При его наличии локальное препятствие будет в какой-то степени приближено к условиям высоких гор. Второе: при планировании маршрут подобного рода препятствиями необходимо активно насыщать, а не обходить их стороной. При правильном построении спортивного горного маршрута и тщательной его разработке вполне можно набрать достаточное количество технических препятствий, необходимых для горных походов 1-2 категорий сложности.
   Как известно, при прохождении перевалов траверсов вершин в высокогорных районах категория засчитывается по наиболее легкому пути. В условиях низкогорья, каким является Южный Урал, для увеличения технической сложности при планировании маршрута необходимо сделать всё с точностью наоборот. Крутые склоны нужно будет выискивать и их проходить, а не обходить. Недостаточно освоенных участков хребтов на Южном Урале более, чем предостаточно. Стоит только чуть в сторону отойти от традиционных ниток маршрутов. Описываемое тактическое построение ниток маршрутов дает возможность заявлять и проходить спортивные горные походы 1-2 категорий сложности в близко расположенном регионе Южного Урала, не выезжая в районы высокогорья. Очень важно достаточно насыщать такие "единички" и "двойки" техническими препятствиями, которые при защите должны быть детально описаны в отчете. В МКК необходимо предоставлять аргументированные доказательства достаточного количества пройденных сложных участков с подробным описанием способов их преодоления. В противном случае маршрут не может быть защищен как горный. Несмотря на частую посещаемость района Южного Урала, информации по технически трудным участкам на сегодняшний день всё же недостаточно. К сожалению, она не систематизирована и не находится в единой информационной базе.
  Что же можно рекомендовать в адрес МКК выпускающих организаций по заявкам горных "троек" после южноуральских "горных двоек"? Здесь, вероятнее всего, могли бы "сказать" своё веское слово мастера-горники. Максимальная передача опыта молодому поколению возможна только при комплексной подготовке спортсменов. Теоретическая и практическая подготовка должна быть создана при каждом туристическом клубе в виде школ подготовки кадров. При Уфимской государственной академии экономики и сервиса такая работа уже проводится, очень рассчитываем на поддержку и передачу опыта со стороны инструкторов-горников.
Понятно, что данная тема требует ещё множество проработок и уточнений, вопрос этот ожидает множество дискуссий и споров. А наш красавец Южный Урал ждет свих исследователей, а может быть и первооткрывателей.