Горы мира > Памиро-Алай >

Автор: Дмитрий Цыганов, Красноярск

На Сахарова зимой

Оборотная сторона альпинизма

Открываю глаза и выглядываю из спальника. В платформе, растянутой на моренной глыбе под СЗ стеной пика Одесса – светло. Значит, удалось уснуть под самое утро. Закончилась эта странная ночь. Ни чувства облегчения, что спустились живые и вроде почти здоровые, ни досады от отступления – ничего. Чувства вытеснил холод. Мерзло все, даже то, что не мерзло на стене – ноги, колени, бока, плечи. Похоже, никто из нас не спал этой ночью – все тактично старались до последнего не мешать другим, может быть все-таки спящим. Но лежа неподвижно мерзнешь быстрее, и вот уже клубок из четырех мужских, лежащих валетом тел приходит в движение, кровь прогоняется по организму, сознание, что не одному тебе тяжело, немного согревает, и команда на какое-то время затихает.

Но утро дарит новый день и новое ощущение мира. Шаг из платформы – и не на веревку, а на твердую землю, и душа наполняется радостью – все позади на этот раз. Хочется бегать вокруг камней, махать руками, кидать снег. Да, не так уж далеко ушел ты, парень, от ребенка, или от зверя в своих инстинктах. Сомнения и разочарования от не пройденной стены придут позднее, обязательно придут, а сейчас на них даже ни намека, только щенячий восторг от солнца и тревога за вторую команду.

Начиналось все как всегда – дороги, заброски, ощущение большой, мощной компании-семьи, которой все нипочем. Впрочем, червь сомнения намекал, что я сам-то, похоже, "слабое звено". Как шпион, все время проверяющийся на слежку, постоянно концентрируюсь на бывших своих болячках. В какой-то момент надоедаю сам себе, выбрасываю все из головы, и это оказывается самой действенной терапией. Тем более что мне полегче, чем остальным – я уже был в этом районе, стену видел в натуре, даже полазить по ней успел – пять веревок в 2005-м по маршруту Крицука. На него и пытался еще в поезде уговорить нашего капитана Евгения. Благо есть описание прошлогоднего восхождения команды Москвы, очень полное и подробное. Но Жека положил глаз "на Сахарова", даже начал переживать, как бы Вова Гунько не перехватил маршрут, так он ему в теории понравился. Но в другой команде парни с головой, они, по-моему, "Сахарова" отмели сразу, а Жека приводил свои резоны, и все вроде логичные – и более прямой, и маятников меньше, и весь в дырах должен быть, и Балезин начало лазил. Ну, долго спорить – нервы тратить. В таком важном предприятии – главное единение мыслей, а если решено – то за дело.

Дальнейший ход событий показал, как много в нас несовершенства. Иногда возникало ощущение, что тебе на базаре втюхнули подделку – так сильно отличался реальный маршрут от воображаемого. И главное винить-то некого, только себя. В наш век надо было сделать все возможное в плане сбора информации – хоть к самому Сахарову в гости съездить. А у нас восхождение напоминало частенько первопроход. Было только фото с нарисованной линией. Но в случае с первопроходом, если не пролезли – так еще неизвестно, пролезет ли кто-нибудь вообще. (Особенно если Женька не пролез. На Эйгере, например, я точно знаю два участка, где только он один способен такое лазить). А тут вроде хоженый маршрут, да не один раз. Хотя до этого у меня вся информация о нем умещалась в три слова – дырки, скайхуки, левая часть стены.

В итоге дырок практически не удавалось найти. Зато скайхуков надолбились на всю катушку. На лидеров было больно смотреть. Такое лазанье – ни уму, ни сердцу. Не говоря уж о том, что все время страшно. Со страховкой постоянные проблемы. На пробойник натурально молишься, чтоб, не дай бог, не сломался последний. Плюс на скайхуках и не отогреешься путем, особенно когда они идут один за одним, серией. Когда Жеке удавалось забить более-менее надежный якорь, у него радость просвечивала сквозь капюшон.

Вообще, с Женькой мне много доводилось лазить. От самого процесса он получал удовольствие, даже когда было труднее и хуже. Но тут оказалось сплошное преодоление. И бесконечно это продолжаться не могло. Еще накануне спуска я уже оценивал шансы 50 на 50. Потом Женька (Женька!) за день пролез полверевки и так и не смог за этот день согреться. А мы рассчитывали минимум на две в день. Костя, спустившись в платформу за забытой гри-гри, признался, что не смог за четыре веревки перил согреться, хотя мне обычно хватало одной.

Мерзли все, но пока серьезных обморожений не было. А опыт подсказывал, что они не за горами. Порванная в несущей части палатка оптимизма не прибавляла. Решили так: день будет тестовым – пролезаем две веревки – ломимся до упора, вроде дальше рельефа должно быть больше. К двум часам дня было провешено около 10 м, опять скайхуки, да траверсом вбок, почти без набора высоты. И решили спускаться. Спустя две недели, учитывая дальнейшую непогоду, это решение видится очень верным. Но тогда, на месте, далось нелегко. Постарались принять его с Женькой вдвоем, оградить молодых парней, Костю с Ильей, от груза непростого выбора. Фап тайм К ним вообще никаких претензий – лезут, работают, главное соображают здорово. Будут еще у них, да и у нас надеюсь, горы разные, да и не по одной.