Автор: Лида Правдина, Ростов на Дону

Описание скалолазного района «Ущелье р. Березовка»
(г. Кисловодск)

Массив Глазки с секторами

Массив «Глазки»

Расположен в 4-х км от г. Кисловодска по дороге в поселок Элькуш.

Проезд: на авт (маршр. такси) № 4 до ул. Катыхина, далее пешком по дороге в пос. Элькуш. Не доходя до Пчелосовхоза (пос. Левоберезовский) повернуть налево, к спуску в Березовское ущелье. Массив «Глазки» расположен сразу слева от спуска.

Экспозиция скал – южная наиболее комфортное лазание – с сентября по май (зимой - в солнечную погоду).

Массив состоит из 3-х секторов:

2 веревки, 1 пром. станция

Новый год

6в+ - 6 с

Верх трассы (3 крюка планируется дочистить в январе 2008 трасса еще не тестирована, к.т. приводится «на глазок»

Сектор В

6 с+

Fleer

7 в

Маршруты на массиве «Глазки» подготовлены силами специалистов Кисловодского ПСП МЧС РФ.

На маршрутах «Экватор» и « Fleer » в 2005 г . прошли традиционные региональные соревнования Ставропольского края «Памяти друзей».

Французский бастион
Массив «Французский бастион»

Расположен в 20 мин. ходьбы вниз по ущелью (в сторону г. Кисловодска) от массива «Глазки».

Французский бастион

13 (старые)

6 с

Мосейкин мыс
Массив «Мосейкин мыс»

Расположен 300 м выше шлагбаума Нарзанного завода на правой стороне ущелья (около 600 м ) ниже Французского Бастиона по ущелью в сторону г. Кисловодска. Попасть можно, либо идя от города вверх по ущелью, либо от скалы «Глазки» - вниз по ущелью.

Это единственный массив восточной экспозиции, на нем возможно лазание летом и в жаркую солнечную погоду. Скалы находятся в тени с 13.00.

(слева направо)

Трасса финала 2007

7а+ (?)

•  Верх трассы не дочищен, безопасно можно лазать до 9 крюка

Маршруты на массиве «Моссейкин мыс» подготовлены силами специалистов Кисловодского ПСП МЧС РФ. В мае 2006 и 2007 гг. на этих маршрутах проводились традиционные региональные соревнования «Памяти друзей».

Татарка
Массив «Татарка»

Расположен метров 300 ниже Мосейкина мыса или 400 м выше шлагбаума Нарзанного завода. Можно пройти пешком из города (20 мин.) вдоль по Березовскому ущелью.

Простые скалы высотой приблизительно 25 м , ширина массива около 40 м . Лазание с верхней страховкой, одновременно можно задействовать 5 – 7 маршрутов.

Средняя категория трудности – 4 – 5. Скалы хорошо зарекомендовали себя для обучения новичков и тренировок в лазании на скорость.

Массив «Мышки»

Расположен на выходе из г. Кисловодск по ущелью р. Березовка, под в р-не ул. Катыхина (конечная ост. Маршр. 4).

Высота скалы – 20 м ., маршруты 5 – 6 категории, много нависаний, что позволяет отрабатывать технику преодоления карнизов или совершенствовать силовую выносливость. Лазание с верхней страховкой.

дополнение 2

Хотелось бы еще добавить информации о том, как найти массив “Глазки”. До предпоследней остановки маршруток №4 и №22 также ходит маршрутка №3. Чтобы выйти на нужное направление - спросите как попасть к военной части, она находится прямо на нужной дороге, справа по ходу движения. Поселок НЕДОстроенных хороших домов справа по ходу движения надо пройти до конца, и тут же будет поворот налево с дороги под арку газовой трубы. Спускаться в распадок до выполаживания нужно лишь в том случае, если вы хотите увидеть массив Глазки, находящийся слева от вас во всем его панорамном великолепии. Под маршруты придется опять набирать высоту. Как только крутой спуск закончится смело ищите тропу сворачивающую налево - она ведет прямо на полку шириной 10 м - это и есть старты маршрутов. И в заключение о самих маршрутах. На мой взгляд их категория несколько занижена, например маршрут "Белый уголь" ни разу ни 5b, возможно так можно категорировать верхнюю часть второй веревки, но старт - это полноценные 6а. Тоже можно сказать и о маршруте "Волшебник". А маршруты интересные... Успехов!

(+) Дополнение

Хотелось бы добавить информацию о том, как найти массив “Глазки” – самый подходящий для спортивного скалолазания (кроме летнего сезона). От предпоследней остановки маршруток №4 и №22 (ул. Катыхина) – по асфальтовой дороге двигаться в сторону пчелосовхоза (спросите у местных, вам любой подскажет). Идти – где-то 2,5 км. Вначале будет лес, потом – садовые участки (с плохонькими домиками), потом через некоторое время появятся небольшой поселок новостроенных хороших домов справа. Пройдя его до конца нужно искать слева по ходу движения изгиб газовой трубы для проезда машин. В эту арку и нужно пройти, затем искать тропу вниз, найти несложно. Спустившись в распадок, слева от вас вы увидите массив Глазки. Мы шли по описанию, пока не увидели надпись – “пчелосовхоз кисловодский”. В итоге прошли лишних километра 1,5 и узнали, где находится массив “Россия” :)

Спасибо!

Спасибо за интереснейший материал по скалам , где мы все набирали технику лазания! Кто бы описал альпинистские и скалолазные маршруты Острогорки, самому лень этим заниматься. Там много интересного для альпинистов и скалолазов. Особенно, если учесть, что Крым далеко и за границей, а Острогорка близко. К сожалению на Острой скалолазы при подготовке своих маршрутов разгромили часть альпинистких четверок и пятерок. Кстати никто еще не описал историю и маршруты Зайцевки. Пишите еще!