Скалолазание > Соревнования >

Автор: Лида Правдина, Ростов на Дону

Очень краткая история Кисловодского скалолазания

(выдержки из буклета, который организаторы соревнований вручают ежегодно всем участникам плюс лирические отступления)

Первые соревнования на Кубок Кисловодска, впоследствии переименованные в Кубок Героев Медиков были проведены с 28 января по 8 февраля на скальном массиве «Глазки». В двух видах – индивидуальном лазании и домбайских связках – участвовали спортсмены Москвы, Ярославля, Новочеркасска, Кирова, Запорожья, Одессы. Таганрога и Литовской республики. Победителями стали спортсмены Московского энергетического института Александр Каячев и Наталья Васина.

Впоследствии победителями и призерами этих соревнований становились такие известные спортсмены, как Алексей Чертов, Олег Черешнев, Юрий Красильников, Наталья Космачева, Венера Черешнева, Елена Шумилова. С 1984 г . по 1989 г . на Кисловодских скалах проходили соревнования на Кубок России с участием сильнейших спортсменов Советского Союза. В соревнованиях 1990 года на старты вышло более 200 участников.

Организаторами и вдохновителями проводимых соревнований были Горда Р.А., Левин М.С., Хайкин И.Я., Лебедев В., Рощин Ю.И.

С появлением искусственных тренажеров интерес к зимнему лазанию в Кисловодске уменьшился. Но созданные природой неповторимые формы скал всегда будут привлекать любителей скалолазания.

Победители соревнований «Памяти друзей»:

Шестак Олег (Невинномысск)

2004

Диденко Инна (Сочи)

Манзюк Константин (г. Сочи)

2005

Кубракова Наталья (Пятигорск)

Вербовский Александр (Пятигорск)

2006

Такжанов Юрий (Ростов)

Руденко Алина (Ростов)

2007

Автомоновы Александр и Сергей

Лирическое отступление : на мой взгляд, одной из главных характеристик соревнований –пожалуй, отчасти и объясняющей магию их притяжения стала удивительная стабильность в воплощении однажды найденных успешно сложитвшихся «фишек». Судите сами:

Постоянный главный организатор, он же и судья - Юрий Гавц, спасатель международного класса Кисловодского ПСО МЧС РФ

Постоянная программа – только трудность. Пытались как-то проводить и скорость – не прижилось, получается слишком суетливо, т.к. временные сроки поджимают.

Постоянные подготовщики трасс – Гавц Юрий, Чепрастов Александр (Ростов), чуть позже вступили Морозов Александр, Африн Андрей (в его честь даже названа трасса «Доктор Ватсон» Овчаренко Данила.

Мосейкин мыс
Неизменные спонсоры: Фирма « Ozone » (Ростов-на-Дону) в лице Репиных Ларисы и Юрия магазин «Профессионал» (Пятигорск) в лице вдохновителя нового, анонсируемого в 2008 г . уровня соревнований - его директора Сергея Столяренко

Неизменный зам. по виду - Олег Булавко (МС, Ростов-на-Дону)

Неизменная Чемпионка - Инна Диденко (МС, г. Сочи)

Неизменные и просто незаменимые помощники организаторов: Автомонов Виктор (ПСО МЧС РФ), Гребенюк Александр (Кавминводский спортивно-альпинистский клуб «Максимум»)

Татарка
Неизменная атрибутика – обязательные буклеты и наклейки каждому участнику (вот уже 14 лет подряд. !!!) и футболки финалистам и судьям. Я знаю людей, способных выложить в ряд штук 12 этих футболок – разноцветный ряд с неизменной надписью «Кисловодск. Скалолазание. «Памяти друзей».

Я все думаю – чего это мы с неизменным ажиотажем стремимся весной на эти соревнования? Да, скалы. Да, весенняя природа: нюхать, смотреть, загорать, купаться. Да, общение с друзьями. Да, песни по вечерам. Буклетики дают. А кому и футболки. Но перечислив ингридиенты удовольствия – как в рецепте блюда – никодга не сможешь передать непосвященному его удивительный истинный вкус. Все вместе соединяется в нечто неповторимое, приправляется весенним солнцем – майские старты по скалолазанию в г. Кисловодске.

В буклете соренований перечислены имена тех, кого особенно вспоминают на Кисловодских соревнованиях:

Валерий Коваленко (1956 – 1995) – один из сильнейших альпинистов юга России. Погиб в ледовом обвале на Ушбинском ледопаде 1 марта 1995 года.

Андрей Круглов (1967 – 1997) – один из сильнейших скалолазов и альпинистов Ставропольского края. В 23 года покорил все пять семитысячников страны. Внес неоценимый вклад в популяризацию скалолазания на КМВ. Автор многих скалолазных маршрутов на скале Острая и Спартаковских скалах в г. Пятигорске. Погиб 20 сентября 1997 г . на тренировке на ск. Острая.

Михаил Запорожский (1964 – 2000), Игорь Терехов (1978 – 2000), Геннадий Ашуров (1959 – 2000), Сергей Бережной (1968 – 2000) погибли 9 февраля 2000 года в ледовом обвале на Ушбинском ледопаде. Михаил Запорожский – мастер спорта по альпинизму, кмс по скалолазанию, имеет первопрохождения в горах Кавказа.

Пожаренко Александр (19 лет), Степанов Алексей (18 лет), Сухенко Дмитрий (18 лет), Сухенко Евгений (16 лет), скалолазы из г. Минеральные Воды, погибли в сентябре 2002 года в результате схода ледника Колка. Ребята приехали в Геналдонское ущелье, чтобы провести тренировки на скале «Кармадон» с целью подготовки к соревнованиям.