Автор: Галина Саганенко, г. Санкт-Петербург

До новых встреч, Саяно-Шушенская ГЭС!

Май 1975 года. Мы летим на знаменитую Саяно-Шушенскую ГЭС. Последний, перелет из Красноярска до поселка гидростроителей Означенное. Под нами Красноярское море, настолько необъятное, что даже кто-то заявляет, мол, это Байкал. Потом пошли полосатые Хакасские, степи. Показалось предгорье. Посадка. И вот мы на будущей Саяно-Шушенской ГЭС.

leonidbrezhnev.narod.ru
В Ленинграде все началось с посещения Ленгидропроекта. Зная, что этот институт участвует в проектировании и осуществляет авторский надзор за строительством многих электростанций, мы, скалолазы спортивного общества «Буревестник», обратились к дирекции института и предложили свою помощь в работе на особо опасных и трудных склонах. Наши предложения приняли и направили нас на строительство Саяно-Шушенской ГЭС. Здесь мы должны были обеспечить безопасность склонов, находящихся над створами плотины.

Как часто мы слышали об этой ударной стройке! Теперь нам самим предстоит вложить в нее толику своего труда.

На врезках Саянской плотины будут работать двадцать бойцов строительного отряда Ленинградского обкома комсомола. Наши командиры—Михаил Петров и Леонид Кратович. Отряд состоит из альпинистов и скалолазов высокой спортивной квалификации, мастеров спорта СССР, чемпионов Советского Союза. У некоторых уже есть опыт работы в труднейших условиях строительства ГЭС.

История альпинистских строительных отрядов началась еще в 1971 году со знаменитого Нурекского камня: 5000 тонн скалы вдруг угрожающе нависли над плотиной — ни сбросить, ни взорвать. Опасность возникла в результате сдвига камня после больших взрывов. Решено было камень укрепить. В ЦК ВЛКСМ был создан отряд из лучших скалолазов страны под руководством мастера спорта по альпинизму Валентина Божукова. Все было незнакомо в предстоящей работе: как поднять большое количество грузов без технических средств, как бурить на отвесе, как делать сварку. Успех обеспечила высокая спортивная подготовка членов отряда... На следующий год руководители стройки пригласили спортсменов для укрепления камеры рабочих затворов. Местные монтажники могли выполнить эту работу лишь за семь месяцев. Отряд справился за 20 дней: три бригады по десять человек самоотверженно трудились в три смены. Дирекция Нурекской ГЭС высоко оценила возможности альпинистского отряда.

В 1974 году альпинисты монтировали высоковольтные опоры на Токтогульской ГЭС в условиях сильно пересеченной местности на высоте полторы тысячи метров. Потом были работы на Красноярской ГЭС.

А год спустя альпинистский отряд, состоящий из ленинградских спортсменов, прибыл на Саяно-Шушенскую ГЭС. Два-три дня необременительной жизни: осваиваем четырехкомнатную квартиру, проходим медосмотр, оформляем документы, получаем снаряжение. Дышим удивительным воздухом, любуемся необыкновенно мягким ландшафтом и стремительным Енисеем.

Затем наступают трудовые будни. Подъем в шесть. Зарядка — Енисей—завтрак—снаряжение — автомашина. И склон—правобережная врезка. Сюда одним своим концом потом упрется арка плотины. А пока склон оголен и представляет большую опасность для тех, кто работает внизу в котловане —неустойчивые камни могут пойти на них. Фронт работ ясен: три тяжелых сетки-ловушки для таких вот «метеоритов». Общая протяженность сеток 300 метров.

Дорога серпантином, глубоко заходя в смежное ущелье, поднимается на отметку 240 метров. Отсюда и начнем освоение склона. Нужна более ловкость, чем сила (на следующий год будет труднее: противоположный склон будем брать по вертикали, вверх). Первый этап—очистка склона: остановлена работа в котловане, живые камни сбрасываются вниз.

lib.el-cap.kiev.ua
Работа начинается с налаживания канатной дороги. По ней на тросе будут спускаться вниз перфораторы, анкера, сетки, двухсоткилограммовая бурильная установка.

Бригада бурильщиков состоит из трех человек: Жора Калихевич, Вася Александров, Леня Падва. В каменном склоне надо пробурить почти тысячу стволов. Двухпудовый перфоратор хорошо потренирует руки, что пригодится ребятам в горах, куда они собираются после стройки.

Саня Даровских, скромнейший человек,—уникальный специалист: он единственный сварщик в нашем отряде. На него одного ложится столь емкая и ответственная работа.

Немногословный Игорь Коркошко — ответственный за материальное обеспечение всего фронта работ. Многочисленные склады строительства выполняют все его заявки. Здесь важно, чтобы все поступало вовремя и не задерживало работу, чтобы ничего лишнего не осталось на склоне.

В распоряжение нашего отряда отдан грузовичок. Ранним утром шофер дядя Миша увозит на склон скалолазов-монтажников (так мы теперь называемся). Каждый знает свою сегодняшнюю роль—командир зачитывает приказ с вечера. А основной наш принцип—все в общий котел: твой опыт, твою силу, сноровку, твое настроение. Все работают с полной отдачей.

Чтобы не тратить лишнего времени, обедаем тут же, на склоне. Грузовик на определенное время поступает в распоряжение девушек. Девушки — самая высококвалифицированная в спортивном отношении часть нашего отряда. Мастера спорта Нина Новикова и Вера Выдрик уже давно только вдвоем владеют званием «Чемпион СССР по скалолазанию», уступая его лишь друг другу. Правда, один раз его завоюет Ольга Маркелова, которая присоединится к нам на следующий год. Однако на склоне у нас самая нетрудоемкая работа: сигнализация, жимкование тросов. Главная наша задача—кухня. При доставке обеда на 200-метровую отметку склона требуются альпинистская сноровка и ловкость. С ведром горячего борща на этой дороге может справиться лишь Миша Петров, а все остальное доставляют девушки. Смазка с тросов и сеток щедро лежит не только на руках, но и на лицах ребят. Обедом народ доволен, аппетиты отменные, да и приготовлен обед с душой.

Работа заметно продвигается. Склон над котлованом перегораживается одной сеткой, другой... Начальник строительства неоднократно поднимается сюда, чтобы посмотреть, все ли в порядке у ленинградских альпинистов.

Внизу под нами—котлован. Чуть ли не до нашего уровня поднимается знаменитый подъемный кран КБГС (его мы всегда видим в телепередачах о ГЭС). Далеко внизу трудятся БелАЗы, они кажутся игрушечными с такой высоты, а люди — не более чем движущимися черточками. И дальше в проране бурлит Енисей. Прямо на нас зеркалом смотрит скала левобережной врезки—в ее нижней части работают взрывники в паре с экскаваторщиками.

Удивительное зрелище — взрыв скалы на противоположном склоне. Процедура подготовки к взрыву тщательно отработана и выполняется неукоснительно. За час до взрыва отводится вся техника, прекращаются все работы и строители покидают котлован. Сигнальная желтая ракета за 10 минут до взрыва, сигнальная красная ракета и... взрыв. Стремительно вырываются языки пламени, мгновенно растет облако камней, и только после этого доносится грохот взрыва. Все ребята наготове с фотоаппаратами—такое стоит запечатлеть. Затем отбой—зеленая ракета. Котлован потихоньку оживает.

Наши трущовые будни перемежаются, днями отдыха.

Манит Шушенское — обязательно надо побывать в этих памятных ленинских местах. Ранним утром садимся на теплоход, отправляющийся вниз. Остановки с необычными названиями: Сизая, Очуры, Каптырево. Через три с половиной часа Шушенское. С благоговением осматриваем мемориальный комплекс. Народа сюда приезжает очень много, каждому хочется увидеть своими глазами места, где Владимир Ильич жил в ссылке, послушать о нем подробнейший рассказ экскурсовода. Шушенское—с любовью ухоженный поселок, с современными гостиницами, магазинами. Все местные жители гордятся прошлым поселка, оберегают памятные места.

И опять работа на ГЭС. Лето — в полном разгаре. По временам необычайная жара. Солнце, кажется, стоит только над склоном, на котором мы работаем. Страшно хочется пить. Делаем большие перерывы на время жары и выходим во вторую смену.

Следующий свободный день посвящаем изучению окрестностей строительства. Отправляемся на Черемушкинский перевал — это хорошая тренировка. Вот он, сиреневый край багульника,—огромные кусты на перевале и там, по другую сторону. «Где-то на сопках багульник цветет, пихты вонзаются в небо»,—все именно так, как в песне. Дымка. Вечереет. Ослепительные жарки на длиннющих ножках. И необъятная панорама. Открылся Борус — самая высокая точка этого района. Естественное желание альпинистов—попасть на его вершину, хотя, видно, предстоит длинный путь по безрадостным осыпям. Но важна цель — и некоторые из нас там побывают.

Спортивная программа нашего отряда связана с предстоящими альпинистскими мероприятиями. Особенно активны скалолазы, готовящиеся к чемпионату СССР. Обязательная зарядка и тренировки вечером. Для тех же, кто собирается в горы, лучшей тренировки, чем сама работа, не найти. А скалолазам надо побольше легкости и скорости. У девушек больше времени, и они регулярно занимаются на стадионе и проводят кроссы по окрестным дорогам.

Двадцать человек в отряде — все это сложившиеся, зрелые люди, почти все уже получили высшее образование. Опыт работы на стройке дает много каждому. Трудности сплотили коллектив. И те ребята, что поначалу не имели четких представлений, связанных с ответственностью и максимальной отдачей в работе, мужают и становятся надежными партнерами в любых делах.

www.booksite.ru
Работа подходит к концу. Все три запланированные сетки перегораживают путь камням. Демонтируем оборудование. Хлопочем со сдачей снаряжения. Наконец все. Правление стройки объявляет нам благодарность. Начальник управления, под чьим непосредственным началом мы работали, приглашает на следующий год. Объект значительно сложнее—тот самый противоположный склон, на который мы с уважением поглядывали все время. Это можно рассматривать как самую высокую оценку нашей работы.

Быстро пролетел месяц — грустно, что пора уезжать. Впереди интересные дела, но Саяно-Шушенская ГЭС—незабываемая страница нашей жизни. Уезжаем: одни—в горы Средней Азии и Кавказа на альпинистские сборы, другие—на Красноярские столбы готовиться к чемпионату СССР по скалолазанию. Все пройдет успешно: будут сделаны интересные маршруты высшей категории трудности, в Красноярске успешно выступят женщины: Нина Новикова окажется сильнее всех на маршруте индивидуального лазания, Вера Выдрик станет абсолютной чемпионкой СССР по сумме трех видов программы первенства.

А осенью, в октябре, мы внимательно следили за штурмом Енисея. Енисей был перекрыт на четыре дня раньше намеченного срока. На экране телевизора знакомые именные БелАЗы, и самый первый—.№ 1. Его ведет знаменитый Илья Кожура, о котором мы узнали еще на стройке. Огромные глыбы летят с машин в воду. 11 октябри все воды раки пошли по новому бетонному руслу. Теперь на левом берегу вовсю развернутся работы по сооружению котлована второй очереди.

...Наступает 1976 год. Готовим отряд. Стройка приглашает на очень сложный и ответственный участок — обезопасить работы под склоном левобережной врезки. Для этого надо «заштопать» огромную часть скалы — покрыть металлической сеткой склон крутизной до 70—80 градусов. Работа по объему больше предыдущей раза в три и намного сложнее.

В отряде 32 человека, половина — «старая гвардия» во главе с Мишей Петровым и Леней Кратовичем. Пополнение составили несколько участников из предыдущих отрядов ЦК ВЛКСМ: Миша Тимошенко—один из организаторов тех отрядов, Женя Лобачев—мастер спорта по скалолазанию, участник трех чемпионатов СССР, перворазрядник Коля Бураго. Треть отряда — совсем молодые спортсмены. Командиром отряда Ленинградский обком комсомола назначил Николая Бухарцева.

Отряд быстро включается в коллектив строителей ГЭС. Работы много. На этот раз штурм скалы идет снизу — туннельная дорога на верхнюю отметку плотины на левом берегу еще только пробивается. На высоту 200 метров все приходится поднимать на себе: тяжелые сетки весом до 60 килограммов, бурильные аппараты и страховочную веревку (ее общая длина измеряется внушительными цифрами — 4—5 тысяч метров). Требования к технике безопасности самые строжайшие—непрерывная страховка на закрепленной веревке, ни мгновения без каски, предельная аккуратность и внимательность, четкая сигнализация. На пятый день натягивается лебедка — 8-миллиметровый трос как струна уходит к блоку вверх на высоту двести метров.

Мы видны со всех сторон, потому что висим прямо над котлованом и здесь же в котловане установлена наша лебедка.

Строители каждый день отмечают проделанную альпинистами работу. Очищен склон — перед взрывом был перекрыт весь котлован. Альпинисты, растянувшись цепочкой, поднимают первое необходимое снаряжение. Налажена страховка, и закрепленные сверху веревки полетели вниз, вот альпинисты, как маленькие ткачи, начинают свою филигранную работу на огромном сверкающем полотне скалы.

Скала постоянно делится на две части. На одной бригада бурильщиков готовит отверстия под анкера—бурит скалу и маркирует отверстия. На второй половине скалу одевают в сетку. Потом наоборот, бурение на второй части, навешивание сетки на первой. Внизу на лебедке работает бригада под руководством Славы Пуховицкого: развернуть сетку, прикрепить к тросу, поднять наверх и так почти полторы тысячи сеток. У Игоря Коркошко во много раз увеличилось забот по обеспечению фронта работ материалом.

Работа сложна и опасна. Выполняем даже функции взрывников. Но все идет нормально, на склоне ни одного ЧП, и в этом заслуга наших командиров. Всю работу на отвесах возглавляет Миша Петров. Он сам выполняет любое дело квалифицированно и того же требует от других.

За месяц альпинисты отряда навесили 20 000 квадратных метров сетки (ее общий вес 60—170 тонн), пробурили отверстий и забили анкеров 1500 штук, использовали троса для закрепления сетки 5—6 тысяч метров. Почти каждый из нас совершил лазание по скале общей протяженностью 8—10 километров.

Рабочий день не нормировался, рецептов, как выполнить то или иное техническое задание, не было. Самим, например, приходилось решать вопросы, связанные с подъемом и закреплением сетки (лишь на 5—6-й день была отлажена система навешивания, а вначале веревки лопались, тросы и сетки уходили вниз). Только через высочайшую организованность всей работы можно было достичь такого результата.

Совершенно бескомпромиссно решались проблемы техники безопасности: сразу же отказались от одинарной веревки—работали только на двойной, самостраховка тоже — только из основной веревки, сразу же запретили работу в два яруса, от каждого требовались предельные аккуратность и внимание к товарищам...

Вся скала покрыта сеткой и опоясана тросами. Ни один камень не уйдет из-под нее на котлован. Работа правлением стройки аттестована на «отлично». И опять—расставание. Но мы говорим: «До новых встреч, Саяно-Шушенская ГЭС!» Альпинистские строительные отряды вернутся сюда, чтобы отдать величайшей стройке века свою силу, сноровку, организованность, самодисциплину.

hibaratxt.narod.ru

Саганенко Галина Иосифовна (30.11.1940) – математик, доктор социологических наук, профессор закончила математико-механический факультет ЛГУ (1963). Работает в Институте социологии РАН ведущим научным сотрудником. Первое восхождение – 1964, последнее – 1987. КМС по альпинизму (1969). Лучшие восхождения: Вольная Испания (по Мышляеву), 5б (1971) Чапдара С гр., 5б (1971) Бабеля, 5б (1973) Ц. Замин-Карор, 5б (1977) Траверс Садко-Казахстан, 5а+1(1981). Инструктор c 1968, 2-я категория (1980) проработала 280 дней. КМС по скалолазанию (1967) – семикратная чемпионка совместимость Ольга и Максим Ленинграда по скалолазанию, второе место на ВЦСПС (1970 – парная гонка). Тренеры: Егоров Виктор Павлович и Старицкий Владимир Георгиевич.