Автор: Анатолий Чепур, г. Сочи

Ушба Северная по маршруту Грищенко, левая часть СВ стены
Гега - Агепста. 15 лет спустя
Альпиниада «Фишт – 2007»

Осенью 2007 года в районе Агепсты было проведено два альпинистских мероприятия. И если первое, в сентябре, планировалось заранее, ещё весной, то второе, в октябре, было организовано буквально за две недели до его начала. Но – всё по порядку.

Прежде чем начать повествование об этих сборах, хочу немного рассказать об альпинистском освоении района Агепсты.

Регулярно сочинские горовосходители стали появляться здесь с 1969 г. Это были члены секции альпинизма при городском турклубе. На туриаде в мае того года были совершены восхождения на основные вершины района: Агепсту, Сочи, Экспедиционный, Альбова, Катию(теперь Абхазия). Естественно, ни о какой классификации вершин речи не могло быть. Мероприятие было туристским, альпинистский опыт участников был небольшой . Максимальная квалификация - значок «Альпинист СССР». Инструкторов не было вовсе.

Позже альпинисты из турклуба перешли под флаг «Спартака», а в 1975 г. организовалась секция и при горсовете «Труд». До 1985 г. район Агепсты использовался сочинскими альпинистами исключительно в тренировочных целях. Сюда мы приходили перед сезоном, а также летом для восхождений, в мае и в ноябре у Гегских водопадов проводили скальные занятия, зимой лыжные походы совмещали с восхождением на Агепсту. Своих сил для классификации района у нас не хватало. Местные (сухумские) альпинисты здесь не появлялись, а краевые краснодарские альпиниады проводились в мае, как правило, на Кардываче.

И вот в 1985 г. мы решили оформить маршруты официально. К этому времени у нас появилось достаточно квалифицированных инструкторов, чтобы провести собственное, сочинское, альпмероприятие. Альпиниада насчитывала около 3-х десятков человек. Были пройдены практически все маршруты, присутствующие сейчас в классификаторе, проведена фотосъёмка, составлены описания. Но всё оказалось напрасным. Начальник нашего мероприятия, он же председатель секции (не буду называть его фамилии, кто в курсе, знает о ком речь) понадеявшись на личные связи в федерации, должным образом не оформил наше мероприятие и мы пролетели по всем статьям. Вершины Агепсты остались неклассифицированные. В оставшиеся годы до развала СССР мы уже не смогли организовать подобного мероприятия. «Перестройка» была в полном разгаре, а потом…

Летом 1992 г. ко мне обратился один из наших сочинских альпинистов с просьбой дать материалы по маршрутам Агепсты. В этот район собирались приехать днепропетровцы для классификации. Мы были заинтересованы в этом. Раз у нас не получилось, то пусть хоть « днепры» попытаются. Материалы были даны с условием, что нам потом их отдадут или хотя бы вышлют копии описаний. Увы, ни материалов, ни описаний мы не дождались. Но главное, маршруты были классифицированы! Это мы узнали потом. А тогда… В то время, когда проходил днепропетровский сбор, в Абхазии началась война. Возвращались участники восхождений через перевал Сочи в Красную Поляну, но несколько человек ушли вниз по Геге и с трудом прорвались через занятые грузинами Гагры.

Шли годы. В Абхазию мы не совались. Война, блокада, потом неопределённость и негативные последствия, связанные с войной. Периодически пытались проводить альпиниады на Кардываче и ходить в лыжные походы по нашим горам. Не всегда получалось. И с каждым годом всё сложнее. Я уже писал, почему. И вот после зимних разведывательных посещений района Агепсты в этом году мы решили организовать там альпмероприятие. Была даже мысль провести краснодарскую альпиниаду, но краевые планы на год были уже определены. К тому же под Агепстой нет ни одного маршрута 1Б к.сл. А какая же это альпиниада без новичков? Поэтому на осеннем сборе планировалось классифицировать «единичку», чтобы в 2008 г. провести уже полноценное альпинистское мероприятие. Итак!

СЕНТЯБРЬ

14 сентября. Выезжаем в половине четвёртого утра. Сбор небольшой, поэтому все поместились в Гришину «таблетку». Как вы поняли, нас опять везёт Учкуров. Ранний выезд обусловлен большими очередями на границе. И если пешеходный переход проходится быстро, то если подъехать на машине к 6 часам, придётся простоять не менее 3-х часов. Быстро на ту сторону. В Абхазии новшество. При въезде берут 10 руб. с человека в день. Якобы страховка. Вот только от чего, не очень понятно. Ну ладно, не такие уж большие деньги. Едем дальше. Пустынные утренние Гагры, шлакбаум в Бзыбском ущелье, 150 руб. экологический сбор с человека. В марте было 130 р. Дорога на гегском серпантине гораздо лучше, чем весной. В 8.00 трогаемся от водопадов. И почти сразу начинает моросить.

Отдых в пихтовой роще

Под пихтой дождь не страшен

Первый привал в пихтовой роще, следующий – на черкесской поляне, дальше на «тракторе» и около 16 ч. мы под Агепстой. Неплохо! Кто шёл в накидке, пришёл сухой, нет – мокрый насквозь.

Пришли под Агепсту. Вершина припорошена снегом.

Верховья Арбика

Штабной балаган
Жилые балаганы заняты. Пастухи со скотом ещё наверху. Большая часть людей разместилась в палатках под деревьями. Руководство – в нежилом балагане. Правда, он частично без крыши, но кое-где подремонтировали, повесили плёнку. В общем, устроились. К ночи дождь прекратился. На следующий день хорошая погода. Сергей Буланов с отделением разрядников выходит на скальные занятия. Участники у него опытные. В этом году были на альпиниаде в Лагонаках и на сборах в Приэльбрусье. Я с Володей Дружининым направляюсь в сторону п. Абхазии и Альбова в разведку. Всё-таки не были здесь больше 15-ти лет. При подъёме в цирк посмотрели выход на плато из кулуара.

Горы Абхазии

Жандарм

Пик Альбова

Пики Альбова (за гребнем),
Рица, Абхазия

16 сентября решили выходить двумя группами. Отделение Буланова идёт на п. Сочи по маршруту 2А к.сл. Три человека со мной должна выйти на плато и оттуда совершить восхождение на п. Рица по новому маршруту, ориентировочно 1Б к.сл., а также просмотреть, и возможно и пройти, новый маршрут на Узловую Агепсту. Выходим в 7 утра. В 10 под Абхазией. Погода начинает что-то нашептывать. Начинаем подъём на плато. Травянистый склон, но настолько крутой, что приходится вешать перила. А что же здесь будет, если пойдёт дождь? Нет, такой подъём не для новичков! Три полных верёвки по 50 метров и мы на гребне. Отсюда вправо уходит маршрут 3А к.сл. на Абхазию, левее, в двустах метрах ниже, небольшое озерко. Хорошее место для бивуака, но отсюда далеко идти под наш маршрут. Идём на плато. Только вот куда? Туман. Видимость не более 20-ти метров. Какой-то лунный пейзаж. По крутому склону аккуратно траверсируем на морену. Начинает моросить. Решаем идти не теряя высоты, пока не найдём подходящего места для бивуака. Минут через сорок выходим на бараньи лбы, удобное место, рядом ручеёк. Быстро выравниваем площадки, ставим палатки, закидываем вещи внутрь. Вовремя! Начинается ливень с ветром. Вот с только с жильём мы не рассчитали. По рекомендации Володи ради облегчения веса взяли внутреннюю часть его палатки и полиэтилен. И если Миша с Надей преспокойно устроились в своём «Баске», то мы с Володей до ночи боролись за живучесть нашего «домика». К тому же плёнка сильно хлопала. Периодически сверкала молния и вслед за ней раздавался грохот. В один из моментов обнаруживаем большую лужу под ковриками. Пришлось сделать отверстие в дне палатки. Выйдя ночью на улицу, обнаруживаем чистое звёздное небо. Холодно. А к утру чувствуем, что не просто похолодало, а самый настоящий мороз. Выползаем и готовимся к выходу на маршрут. На градуснике минус семь!

Встреча с солнцем на гребне Рицы
На склонах свежий снег, скалы обледенели и там, где вчера текла вода, небольшие замёрзшие водопады и сосульки. Проходим бараньи лбы, поднимаемся по кулуару в направлении перемычки между Абхазией и Рицей. Кулуар заканчивается крутыми скалами как минимум 4-й к.тр. К тому же они покрыты льдом. Единственный вариант уйти траверсом влево-вверх. Здесь тоже не подарок - на плитах натёчный лёд. Володя проходит на всю верёвку и закрепляет её на выступе. Перила. Затем вправо ещё метров 10 троешных скал и дальше простой скальный склон. Выходим на гребень. Здесь нас встречает солнце. Почти до самой вершины идём одновременно, но в связке. Хоть скалы и простые, но припорошены снегом, да и лететь направо есть куда. Перед самой вершиной плиты, покрытые льдом. Всё! Подъём кончился. Любуемся открывшимся видом.

На вершине

Миша и Надя

И Володя Дружинин

Агепста Узловая

Штурмовой лагерь на плато
На западе, в стороне моря, всё открыто, но на востоке тучи, не обещающие ничего хорошего. Фотографируемся и назад по пути подъёма. Чтобы не корячиться по плитам, где были перила, спускаемся до перемычки, с неё по лёгким скалам и сыпухе к верхней части стенки, которая запирает подъёмный кулуар. На выступе вешаем петлю и дюльферяем вниз. Для продёргивания хватает половины 50-метровой верёвки. Теперь вниз по кулуару и по бараньим лбам к нашему лагерю.

Вечер
Погода опять что-то «шепчет», поэтому долго не задерживаемся. Чай, перекус, снимаем палатку, скирдуем рюкзаки и траверсом под склонами Абхазии уходим на гребень. Для быстроты спуска кидаем вниз верёвку, трое спускаются по перилам, последний – с нижней страховкой. Через час-полтора подходим к ночёвкам. Впереди – полдня отдыха. Сергей вчера успел до непогоды сходить на п. Сочи. Туда же мы собираемся идти завтра.

Вершины Кардывача
18 сентября. С утра хорошая погода, но вершины скрыты лёгким туманом. Выходим в 7 часов и в 10-ть стоим на вершине. Конечно, это не 2А. Днепропетровцы, классифицируя маршруты, на некоторые завысили категорию сложности. В частности на п. Сочи этот маршрут мы планировали сделать как 1Б. Теперь предстоит переписка с федерацией альпинизма России на предмет понижения категории сложности.

Кулуар к п. Сочи

Маленький ледничок под
склонами Экспедиционной

Пики Экспедиционный и Сочи
Звоним домой. Отсюда берёт мобильный, но как ни странно, только МТС. Мегафон, на который я надеялся, молчит. Хотя с озера Кардывач, которое находится гораздо дальше и ниже, есть именно мегафоновская связь. Пользуюсь «симкой» Дружинина. Пытаемся разглядеть на Абхазии разрядников. Они на тройке. Но никого не видно, далеко. Не спеша спускаемся вниз. Миша с Надей остаются у ручья отдохнуть и искупаться, а мы с Володей уходим в базовый лагерь. Навстречу от палаток трусит азиат Баллу, собака пастухов. Не доходя до нас, с виноватым видом убегает в сторону. Морда в чём-то выпачкана. Как потом оказалось, он доедал кашу из мисок ребят, оставшуюся после завтрака. Вскоре подходит и отделение Буланова. Их маршрут оказался несложным.

19 сентября. Сегодня у нас день отдыха. Программа сбора выполнена. К сожалению, желающих принять в них участие оказалось мало. Приводим себя в порядок. Сходили за черникой. Она недалеко, в получасе ходьбы от лагеря. Но спелой ещё мало.

В обратный путь
На следующий день выходим не позднее 8-ми утра. С Гришей договорились, что он будет ждать нас у моста через Юпшару, начиная с 15-ти часов. Погода хорошая. Вниз идётся легко и в час дня мы на Гегских водопадах.

На Гегском водопаде
Отдыхаем до двух и двигаемся дальше. Менее чем через час собираемся у моста. Ждём Гришу. Рядом два УАЗа ждут клиентов, желающих посетить водопады. Движение по рицынской трассе довольно оживлённое, почти как в старые совдеповские времена. Вскоре подъезжает наша «таблетка».

ОКТЯБРЬ

Ещё перед сентябрьскими сборами мне позвонил Олень (Лёша Букинич) и сказал, что на Кардываче московскими альпинистами планируется мероприятие и кто-то из сочинцев пытается им помочь в оформлении разрешительных документов для посещения этого района. Узнав, что это альпклуб МЭИ, я зашёл на сайт, на форуме обрисовал обстановку в р-не Кардывача и дал несколько рекомендаций. После возвращения из Абхазии я прочитал на форуме, что у МЭИшников возникли затруднения в получении пропусков на Кардывач, Короче, их туда не пускали. В общем-то, этого следовало ожидать. Проинформировал Василича, председателя альпклуба, о нашем успешном выходе под Агепсту. Москвичи оперативно переключились на Абхазию, а мне предложили поработать у них старшим тренером. К тому же, никто из них не был в этом районе. Времени у меня было достаточно, на работу выходить только 1-го ноября и я согласился. К тому же возможность лишний раз побывать в горах.

7-го октября в пять утра сажусь в Лазаревской на проходящий 23-й поезд Москва – Адлер. В нем едут москвичи. Нахожу Василича. Это Александр Васильевич Глубоков. Знакомимся. Приехало десять человек. На адлеровском вокзале выгружаемся и к нам сразу подходят таксисты и предлагают услуги. Берём грузо-пассажирскую «Газель» и «Волгу», за 800 руб. Можно, конечно, и дешевле найти, но с нашими рюкзаками таскаться по привокзальной площади не хотелось, таксист обещал подвезти к самому пограничному переходу. К тому же нам надо было быстрее оказаться на сопредельной территории. Погрузились, едем. На приграничном «Казачьем» рынке народ побежал отовариваться продуктами, а я с Сашей (Сандро) остались охранять груду рюкзаков. «Разграбление» местного рынка продолжалось почти два часа. Наконец двинулись в сторону КПП. На нашей стороне - проверка паспортов на компьюторе, осмотр мешков на сканере. На абхазской – ничего не проверяют, только снимают деньги. Те же 10 руб. с человека в день за пребывание в непризнанной республике. На площади полно машин. Можно уехать в любой уголок Абхазии. Быстро находим «Газель», впихиваемся туда все со всем грузом и вперёд, в сторону Рицы. Опять шлакбаум, 150р. с носа. Выгружаемся у моста через Юпшару. Дальше проезд только полноприводным машинам, даже знак висит. Да оно и понятно: дорога плохая. Можно, конечно, и на обычной машине, если не жалко.

В сентябре здесь всегда дежурила пара внедорожников для экскурсантов, но сейчас пусто. Курортный сезон заканчивается и клиентов нет. Изредка наверх, в сторону Гегских водопадов, проезжают УАЗы с туристами. Пока ждём попутный транспорт, Василич распределяет общественный груз. Перепаковываю рюкзак. Он заметно потяжелел, меня отоварили ещё почти на столько же, сколько он весил первоначально.

Кафе у Гегского водопада
Наконец один из проезжавших соглашается забросить нас за два рейса до конца дороги. Прямо напротив водопада, по другую сторону р. Геги, кафе. Огромный тент, под ним столы, но клиентов почти нет. Глубоков с Сашей Макаровым (начспас) немного пополняют кассу заведения.

Первый подъём
Итак, нас 11-ть человек. Три инструктора и восемь участников: Сергей (геолог), ещё один Сергей, Саша, Олег, Люда, Аня, Таня, Юля. Рюкзаки на плечи и вперёд. Немного отойдя от водопада, Василич прячет в кустах пустые челночные сумки и чемодан с лишними медикаментами.

Изначально планировалось в первый день дойти до «трактора», но в связи с поздним выходом я решил изменить график перехода до базового лагеря под Агепстой. К тому же большинство людей были не акклиматизированы, да и вес рюкзаков не способствовал быстрому передвижению. Самый огромный мешок у геолога. Даже смотреть было страшно. Через час делаем первую остановку в пихтовой роще. Небольшой отдых и дальше. Нас обгоняет на лошади местный житель с автоматом.

Местами от старой дороги
осталась только такая тропа

В урочище Черкеская поляна
много грецкого ореха
Как оказалось, это был хозяин пасущегося в окрестностях большого стада и одновременно владелец кафе у водопада. Добираемся до Черкесской поляны. Здесь мы обычно ночуем зимой, во время лыжных походов. Балаган занят, сюда два дня назад спустились пастухи со скотом с верхних стоянок под Арбой. Так абхазы называют Агепсту.

Ужин на Черкеской поляне
Проходим метров двести и останавливаемся на бивуак. Нас сразу же посещают местные собаки: огромный «азиат», тот самый Баллу, три помельче и два щенка. Ставим палатки, готовим ужин, пробуем самодельное вино, которое Глубоков прихватил в кафешке. Ночую в палатке с Сергеем-геологом.

Утром снимаем лагерь, собираем рюкзаки. Лишние вещи оставляем на хранение в балагане у пастухов. Здесь они пробудут, как говорят, до середины декабря.

От Черкесской поляны старая дорога уходит на серпантины, предстоит большой набор высоты. Но есть крутая тропа, которая срезает все эти повороты и существенно сокращает путь. Идём по ней. Выходим опять на дорогу и минут через сорок так называемые «ворота Агепсты» в боковом отроге. Отсюда уже видна вершина Экспедиционная. Нас обгоняют два человека с ружьями и где-то впереди уходят направо от тропы, в сторону водораздела на оз. Рица. Ещё полчаса и мы у «трактора». От трактора, конечно, мало что осталось. Остатки двигателя, радиатора, коробки передач, труба торчит из кустов. Собираемся вместе, делаем костёр, чай, перекус. Временами идёт дождь. Выходим дальше. Группа растягивается всё больше. Какая модница не любить красивую и привлекательную обувь. Ботфорты женские По низким ценам, все размеры, теплые и на высоком каблуке.

На тропе Таня и Саша

Василич

Продолжение...

Альпинистам г. Сочи

Молодцы так держать. Следующий раз возьмите и меня. Слава.