Горы мира > Крым > Шаан-Кая

Автор: Денис Вейко, Алексей Оруджев, Андрей Варваркин, г. Санкт-Петербург

Два маршрута в Крыму

Хотим поделиться впечатлениями после прохождения двух длинных скалолазных маршрутов – «Фактор страха» на Кошке в Симеизе и «День Победы» на останце под г. Шан-Кая.

Маршруты были пройдены в мае, причем второй маршрут, «День Победы», нам посчастливилось пройти сразу после его создания.

«Фактор Страха»

Многообещающее, щекочущее нервы и самолюбие, название. Солнечно, облачно, ветрено. В левой части Кошки, в тени деревьев, начинается эта четырехпитчевая линия.

Первая веревка простая – пара равновесных шагов на старте, дальше можно лезть не останавливаясь. Заявленная сложность . Каждая следующая веревка круче и чуть сложнее предыдущей (6а, 6b+, 6c+). Идем попеременно, стараемся вылезти чисто. У второго маленький рюкзачок с обувью для спуска.

По ходу замечаем, что авторы маршрута (А.Веденмеер, А.Маринкевич) постарались сделать лазание максимально приятным – почти отсутствуют острые, ранящие пальцы, зацепы, много зацепок подбито для более удобного и логичного хвата, вщелкиваться всегда удобно. Но в тоже время, нельзя сказать, что маршрут искусственный – просто он адаптирован минимальными средствами для массового прохождения.

Последняя веревка (самая сложная) обходит слева большой рыжий карниз и выводит на вершину Кошки. Под тобой бескрайнее море и толпа зевак – возможно, внизу тебя ждут поклонницы и любители автографов – радость от лазания смешивается с удовлетворением от законченной работы, и не так уж важно, если даже ты повисел на паре оттяжек. В общем, романтика от скалолазания.

Ну, а что касается «фактора страха», мы, лично, не испытали на себе его действия, так как давно ходим в горы и являемся в большей мере альпинистами, чем скалолазами. А вот для тех, кто привык лазать только короткие спортивные маршруты, фактор страха может сказаться, и здесь сыграет роль как сама высота, так и ветер, который непрерывно и беспокойно дует с моря, а также не всегда удобные полувисячие станци, и необходимость использовать самостраховку. Тем не менее, всем очень рекомендуем этот маршрут. Если вы лезете хотя бы 6с, он доставит вам большое удовольствие. Но даже если ваш уровень гораздо выше, все равно, море, солнце и романтическая аура самой горы сделают это восхождение незабываемым.

В качестве резюме хотим заметить - маршрут идеален для прохождения в паре с девушкой!

«День Победы»

В соответствие со своим названием, был закончен А. Веденмеером 9 мая.

А вышло так, что мы были свидетелями его создания (в то самое время, когда Андрей сверлил перфоратором огромный 140 метровый «палец», мы болтались напротив, преодолевая альпинистский маршрут на Шан-Каю). Естественно, невозможно было упустить случай стать первыми, после автора, «проходцами» новой линии. И снова мы не пожалели! (Андрей, спасибо тебе большое!).

Лазание здесь совершенно не похоже на большинство пробитых в Крыму маршрутов. Если кто лазал с верхней на Кактусе (это в Симеизе, и трасс там до сих пор нет), ему легче будет понять, что мы имеем в виду. Скала в основном лежит (градусов 80), хотя местами вертикальна или даже чуть нависает. Но в то же время больших зацепов не много, часто встречаются дырочки под одну фалангу. Надо правильно ставить ноги – они здесь устают в первую очередь. Одним словом, лазание техническое, а не силовое, совсем не такое, как в залах.

Всего там шесть веревок – от 15 до 30 метров каждая. По нашим оценкам, сложность примерно следующая:
R0-R1 - 6c,
R1-R2 - 6b+,
R2-R3 - 6c+,
R3-R4 - 7а,
R4-R5 - 6b,
R5-R6 - 6с.

После пролезания остается ощущение довольно равномерной уровня 6с-6с+.

На старте

1 веревка

2 веревка

Здесь уже, в отличие от Кошки, меньше романтики (нет рядом моря и отдыхающих), лазание более напряженное, да и длина маршрута в 140 метров сама по себе усложняет прохождение: на последних веревках сказывается усталость и начинает мучить жажда. Кстати, иметь в рюкзачке бутылку с водой на этом маршруте совсем не лишнее.

Как и на Кошке, здесь тоже много зацепов подбито: местами - чтобы не ранить руки, местами - чтобы упростить линию. (Нам, честно говоря, даже показалось, что здесь чересчур много адаптации.)

Прощелкивания все удобные.

Рекомендуем всем, кто хочет разнообразить свое лазание.

Единственная неприятность – долгие подходы. От основного шоссе идти 1-1,5 часа, но на машине можно подъехать ближе, а на внедорожнике – так и совсем близко.

Тем не менее, если вы никогда не были под Шан-Каёй – стоит там все же побывать, так как гора эта совершенно уникальна своим фантастическим нависанием.

Кроме того, у подножия, наряду с останцем, на котором теперь пробит новый мультипитчевый маршрут, имеется ряд оборудованных верхней страховкой валунов, а также большое количество «диких» боулдерингов, и, наконец, продвинутые скалолазы могут попробовать себя на небезызвестном 8-веревочном маршруте на саму Шан-Каю – «Атлант-М» с ключевым участком 8b.