Автор: Чепур Анатолий

Гега - Агепста.
15 лет спустя

Мысль снова побывать в Абхазии давно не давала мне покоя. В прежние, советские времена, мы довольно часто посещали этот райский уголок. Ещё до начала занятий альпинизмом я в одиночку совершал походы через перевалы Главного Кавказского хребта: Архыз, Чхалта, Бзыбь. Потом регулярно выезжал в Абхазию уже со спартаковской секцией весной, зимой и осенью. Летом мы пропадали в альплагерях и на сборах. Осенью приезжали на Гегские водопады. Там отличный рельеф для проведения скальных занятий. Зимой совершали лыжные походы (тогда ещё на «Бескидах») под Агепсту и при возможности совершали на неё восхождение, а также делали вылазки на Авадхару и оттуда ходили в радиалки на перевалы Анчхо и Ацетукский, оз. Мзи. Весной у нас, как правило, была альпиниада в верховьях Мзымты, но заезжали мы туда через Рицу и Авадхару и через перевал Кутехеку переходили на озеро Кардывач. И был ещё один немаловажный момент, заставивший нас снова обратить свои взоры на Абхазию.

Последние годы мы ходили в ски-туровские походы и делали восхождения на территории Большого Сочи: Энгельмановы поляны, Пслух, Аишхо, под Чугуш, лагерь Холодный, Фишт, Кардывач (с заездом через Кр. Поляну) и т.д. Но с каждым годом ситуация ухудшается и возможности ходить в указанных районах всё меньше, а в районе Красной Поляны практически невозможно. Преграды для занятий любимым делом ставят все: сочинский нацпарк, заказник, созданный для охоты высокопоставленных лиц, заповедник. А теперь и пограничники объявили всю территорию, за исключением ближайших окрестностей Кр. Поляны, погранзоной. Хребет Псехоко, куда мы часто ходили зимой, куплен Газпромом и охрана туда не пускает. Так что сам бог велел теперь ездить в Абхазию.

Когда позвонил Паша и предложил сходить под Агепсту, я сразу ухватился за эту идею. У него уже был предварительный разговор с Гришей Учкуровым, нашим небезизвестным сочинским правозащитником о возможной заброске на его машине (какое-то подобие УАЗа-таблетки) к устью Юпшары и обратно. Компания собралась быстро: кроме нас с Пашей, неизменный участник всех лыжных походов Володя Дружинин, Сергей Буланов – периодически ходит с нами. У него сейчас очередное новое веяние, он стал вегетарианцем и, как говорит, непьющим и теперь учит нас, как правильно жить. Пятым присоединяется Юра Твердохлебов, на ски-турах он не ходил, но на слаломных катается. Составили план выхода, договорились с выездом на 15 февраля. Рюкзаки получились лёгкие, выход всего на четыре дня, да и бивачного снаряжения минимум – планировали ночевать в балаганах.

Выезжаем рано утром, чтобы быстро перейти границу и по утреннему насту пройти как можно дальше. Погода – звенит! Но быстро не получилось. Мы то с рюкзаками перешли границу с Абхазией практически без задержки, а Гриня застрял с машиной на таможне. Как оказалось, в аптечке, которую он купил за три дня до выезда, не оказалось нитроглицерина. А ехать без него в Абхазию – боже упаси! Таможенник начал качать права, хотел, видимо, снять с Гриши бабки, не знал, на кого нарвался. Гриня поставил на уши всю таможню, потребовав вызвать старшего по смене, начальника и составить все необходимые протоколы. Когда, наконец, до фуражки дошло, что он быстрее получит от мёртвого осла уши, чем от Гриши деньги, прошло полчаса. Всю остальную дорогу до Геги мы просто ржали – Гриня умеет рассказывать.

Проскакиваем утренний Гагры, въезжаем в Бзыбское ущелье. Здесь как обычно холодно и сильно сифонит. Перед Голубым озером шлакбаум. Местный заповедник снимает по 130 рублей с человека так называемый экологический сбор. Но сейчас не пропускают, говорят дорога плохая, снег, гололёд. Начальник даже забрал билеты и увёз домой. Гриша убалтывает охранника пропустить до Геги за 200р. Едем дальше. Дорога до развилки на Юпшару чистая, затем действительно снег, лёд, колея, но к месту выгрузки добираемся благополучно.

Начало пути.
Сразу за последним тоннелем по Рицинской трассе поворот на Гегу. Старый бетонный мост, через который мы раньше переходили на другой берег, валяется в реке. В ста метрах выше новый, железный, но и он уже частично провалился. Тем не менее машины по нему проезжают. У моста стоит УАЗ-таблетка. Надеваем рюкзаки, лыжи на плечи и вперёд. До выхода в верхнюю долину Геги несколько серпантинов и снег не везде лежит. Вспоминаю старую тропу, по которой можно спрямить. После серпантинов на ровной части дороги стоят два УАЗа, перед ними каменный завал. Довольно свежий. Входим в долину, надеваем лыжи. Начинается самая нудная часть пути: несколько километров

Завал на дороге.
по ровной дороге до Гегских водопадов практически без подъёма. Встречаем двух охотников, идут вниз. Беседуем пару минут. Наверху ещё человек двадцать их коллег. У водопадов останавливаемся. Ждём отставших, раздеваемся (уже жарко), пьём чай.Появляется Паша, идёт враскоряку. У него на лыжах слаломные крепления, вот он и выпендривается. Последним приковылял Юра. Нецензурные выражения эхом разносятся по всему ущелью. Юра натёр ноги и сломал телескопическую лыжную палку. Идём дальше.

Отдых у Гегских водопадов.
Недалеко от водопадов пересекаем большой лавинный конус. Лавины здесь сходят каждый год. Видимо, наверху большой снегосборник. На другой стороне реки тоннель, от него на нашу сторону когда-то был мост, но где-то в начале семидесятых годов огромная лавина снесла его в реку. Встречаем ещё одну группу охотников. А ещё через полчаса слева из лесу кто-то зовёт. Подходим с Володей. В ста метрах от дороги балаган, в нём человек восемь. Культурно отдыхают: чача, хлеб, тушёнка. Наливают нам, отказываться безполезно. А чача-то неплохая!

Выше по течению дорога переходит на левый берег. Раньше здесь был мост. Переходим на другой берег по бревну, а через километр выше обнаруживаем две переправы: пешеходный мостик с перилами и более мощный, из двух брёвен. Небольшой отдых в пихтовой роще, час с небольшим некрутого подъёма и мы на Черкесской поляне. Справа от дороги балаган, но дальше по моим сведениям должен быть ещё один, получше. Подходим к нему, он на повороте дороги к серпантинам.

На первом балагане.
Небольшой, человек на пять. На всякий случай прохожу ещё метров 300 от развилки по левой дороге. За ручьём на поляне большое строение. Балаган более капитальный, но нет нар. Возвращаюсь обратно, ночуем во втором балагане. Светлого времени ещё много, могли бы успеть дойти до так называемого «трактора», но там нет балагана.

Собирается вся группа. Прибираемся в нашем временном жилище, готовим ужин, принимаем «лекарство». Сергей готовит свой персональный ужин, неодобрительно посматривает в нашу сторону и начинает читать нам лекцию о вреде тех или иных продуктов и напитков. А относительно «лекарства» заявляет, что долго мы не проживём. Пришлось его послать.

Жить можно.

Ворота Агепсты.

Впереди Экспедиционня и гребень Агепсты.

Утро. Погода так же хороша, как и вчера. Ноги в лыжи и вперёд. Начинаются серпантины, местами с крутыми участками, но идётся легко, наст. Проходим так называемые «ворота Агепсты», выемку в боковом отроге. Отсюда видна Экспедиционная и гребень Агепсты. Серпантины кончаются, километра два ровной дороги, переходим ручей с крутыми берегами и выходим на поляну с трактором. Правда, от него только труба торчит из снега. Отдыхаем, пьём чай, наслаждаемся тёплой погодой.

Неплохое место для отдыха.

У Сергея свой перекус.

Агепста.
От трактора короткие крутые участки чередуются с пологими. Дорога заканчивается и начинается тропа. Но это летом её видно, а сейчас идём по зарубкам. Вскоре теряем их, но общее направление я помню и спускаюсь к реке Агепста, или как её называют абхазы Арба (Арбик), с ошибкой метров сто ниже. В глубине ущелья открывается Агепста. Крутой подъём на правую террасу и мы на большой поляне. Оглядываюсь. С трудом нахожу заваленный снегом балаган. Подъезжаем к нему и пытаемся определить, с какой стороны у него вход. Не получается. Володя отрывает от фронтона пару дранок, проникает внутрь и сообщает, где копать. Заодно подаёт инструмент в виде крышки от кастрюли. Часа два мы уродовались, прежде чем попали в балаган через дверь. Пришлось вырыть приличную яму, так как дверь открывалась наружу. Помещение нам понравилось. Просторное, сухое, довольно чистое, в отличие от предыдущего. Есть немного дров. Развели костёр, но потом поняли, что лучше без него. Много дыма и с крыши закапало.

Откапываем вход.

Ну, за горы и ски-тур.

На следующий день пришлось изменить план выхода. Сначала мы планировали сходить под Агепсту, посмотреть, в каком состоянии верхний балаган, расположенный непосредственно под склонами горы, а во второй половине дня сделать радиалку под пер. Верхний Камыш. Но погода всё поменяла. С утра небо было затянуто облаками, и временами шёл снег.

Отличный наст.
Поэтому было решено сходить до балагана, а после обеда валить вниз на первую ночёвку. Было опасение, что на 4-й день мы не успеем по светлому спуститься вниз до трассы, где нас будет ждать Гриша. Так и сделали. Сходили под Агепсту, осмотрели балаганы, попили чайку и покатили вниз. Что это был за спуск! Сказка! Особенно от ворот Агепсты до Черкесской поляны. Конечно, не обошлось без падений. А погода нас просто попугала. К вечеру облака растащило и в воскресенье мы за три с небольшим часа скатились от ночёвки до моста через Юпшару.

Переправа у пихтовой рощи.

Лыжная прогулка удалась. Все остались довольны и с кучей впечатлений. Высказывались пожелания повторить, но уже с попыткой восхождения на Агепсту. Но об этом надо подумать.

Февраль 2007 г.

Ещё не вечер...

Спасибо, вспомнил и своё знакомство с перевалами Абхазии в 1959 году..Горы молчали и мой напарник -Игорь Емельянов тоже-полное впечатление одиночного прохождения по сказочной стране Абхазии..Понравились фото..Спасибо.